Инструкция
В таблице представлены утверждения, которые характеризуют особенности реализации образовательного процесса в вашей школе. Оцените степень Вашего согласия с утверждениями, выбрав для этого соответствующий вариант ответа и отметив его в соответствующей строке.
Характеристики организационнообразовательной системы школы
|
Совершенно согласен 7
|
Согласен 6
|
Скорее согласен 5
|
Среднее 4
|
Скорее не согласен 3
|
Не согласен 2
|
Совершенно не согласен 1
|
1. Педагоги в учебном процессе связаны минимальными деловыми связями
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Педагоги в основном используют традиционные репродуктивные методы преподавания
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Главный критерий оценки работы педагога - достижение формальных результатов обучения (средний балл, результаты ЕГЭ)
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Цели образовательной деятельности определяются государственными стандартами
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Существует негласное разделение учеников, классов на «сильные» и «слабые»
|
|
|
|
|
|
|
|
6. В образовательном процессе междисциплинарные связи используются в качестве «показательных выступлений» на открытых уроках
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Педагог имеет высокую степень самостоятельности в рамках своего предмета
|
|
|
|
|
|
|
|
8. В школе существует культ внешнего порядка и дисциплины
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Характеристику отношений в коллективе можно описать с помощью параметров «добросовестность, самоограничение, тревожность»
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Педагоги консультируют друг друга по профессиональным вопросам
|
|
|
|
|
|
|
|
11. Обучение ведется в едином образовательном темпе для всех учеников
|
|
|
|
|
|
|
|
12. Администрация выполняет формальные функции организации учебного процесса
|
|
|
|
|
|
|
|
13. Существует предварительный отбор учащихся в классы разного уровня
|
|
|
|
|
|
|
|
14. Существует дифференциация образовательного процесса в рамках нескольких дисциплин, предусматривающих 2-3 уровня обучения
|
|
|
|
|
|
|
|
15. Администрация обеспечивает смену уровня обучения учащихся на основании тестирования
|
|
|
|
|
|
|
|
16. Управление образовательным процессом имеет традиционную иерархию и носит директивный характер
|
|
|
|
|
|
|
|
17. Педагоги, входящие в предметное МО, имею тесную кооперацию
|
|
|
|
|
|
|
|
18. Заместители директоров курируют работу МО
|
|
|
|
|
|
|
|
19. Психологическое сопровождение ориентировано на коррекционную работу с отстающими учащимися
|
|
|
|
|
|
|
|
20. Содержание образования направлено на подготовку учащихся к сдаче выпускных испытаний
|
|
|
|
|
|
|
|
21. Характеристику отношений в коллективе можно описать с помощью параметров «упорство в достижении цели и культ этикета»
|
|
|
|
|
|
|
|
22. Дифференциация уровней обучения организуется внутри класса и каждого предмета
|
|
|
|
|
|
|
|
23. Педагог самостоятельно принимает решение о сроках изучения той или иной темы
|
|
|
|
|
|
|
|
24. В рамках МО организованы активные взаимные консультации педагогов и членов администрации
|
|
|
|
|
|
|
|
25. В школе принято взаимное посещение уроков в целях совершенствования педагогического мастерства
|
|
|
|
|
|
|
|
26. МО координирует учебные планы и программы
|
|
|
|
|
|
|
|
27. Сотрудничество учащихся рассматривается как необходимое условие эффективного обучения
|
|
|
|
|
|
|
|
28. Цели образовательной деятельности широко ориентированы и включают социальное и личностное развитие учащихся
|
|
|
|
|
|
|
|
29. Цели обучения и воспитания интегрированы
|
|
|
|
|
|
|
|
30. В учебном плане есть междисциплинарные курсы
|
|
|
|
|
|
|
|
31. Ученики имеют возможность выбирать индивидуальные образовательные траектории
|
|
|
|
|
|
|
|
32. Планирование совместной деятельности педагогического коллектива осуществляется в виде структурной сети-матрицы, обеспечивающей кооперацию педагогов
|
|
|
|
|
|
|
|
33. Воспитательная работа и психологическое сопровождение ориентировано на поддержку самореализации учащихся
|
|
|
|
|
|
|
|
34. Образовательные курсы гибко меняют содержание в соответствии с потребностями и интересами учащихся
|
|
|
|
|
|
|
|
35. Характеристику отношений в коллективе можно описать с помощью параметров «высокая внутренняя мотивация, оптимизм, эмоциональный подъем»
|
|
|
|
|
|
|
|
36. В школе создан координационный орган (совет), занимающийся стратегическим планированием
|
|
|
|
|
|
|
|
37. В школе работают творческие разновозрастные группы и союзы
|
|
|
|
|
|
|
|
38. Профессиональное развитие педагогов - один из самых важных критериев оценки их труда
|
|
|
|
|
|
|
|
39. В школе существует и реализуется программа психологопедагогической диагностики уровня развития учащихся
|
|
|
|
|
|
|
|
40. Цель образовательной деятельности школы состоит в социализации учащихся
|
|
|
|
|
|
|
|
41. Команда педагогов функционирует как единое целое
|
|
|
|
|
|
|
|
42. Педагоги внимательны к обстоятельствам жизни, возможностям и способностям каждого ученика
|
|
|
|
|
|
|
|
43. Роль администрации состоит в материальном обеспечении и координации деятельности дет- ско взрослых сообществ
|
|
|
|
|
|
|
|
44. Педагоги активно используют в работе интерактивные технологии: модерацию, тренинг, ролевые деловые игры, кейс-метод, дискуссии, ИКТ
|
|
|
|
|
|
|
|
45. Школа располагает системой мониторинга результатов образования
|
|
|
|
|
|
|
|
46. В школе существует образовательный план, объединяющий учебный план, план дополнительного образования, план воспитательной работы, план психологического сопровождения
|
|
|
|
|
|
|
|
47. В школе существуют широкие возможности дополнительного образования для всех учащихся
|
|
|
|
|
|
|
|
48. Школьники участвуют в разработке и реализации социальнозначимых проектов
|
|
|
|
|
|
|
|
49. Реализация проектов происходит в широком социальном взаимодействии. Проектные группы готовят отчеты, которые публикуются или размещаются на сайтах
|
|
|
|
|
|
|
|
50. Учебная деятельность включает в себя деятельность по конструированию, проектированию, прогнозированию, разработке алгоритмов и сценариев
|
|
|
|
|
|
|
|
51. К организации образовательного процесса привлекаются специалисты-консультанты
|
|
|
|
|
|
|
|
52. Характеристику отношений в коллективе можно описать с помощью параметров «свобода, сотрудничество, творчество»
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключ к методике
При обработке результатов для каждой модели вычисляется среднее значение по характеризующим ее пунктам. Все пункты прямые. 1. Поточная модель (1-12 пункты): высокий уровень автономности учителя, минимум деловых связей с коллегами, традиционные методы преподавания. Разделение учащихся на сильных и слабых, унифицированность работы по отношению к этим потокам, отсутствие межпредметных связей. Стабильно фиксированные критерии успешности учащихся. Главный критерий эффективности - достижение формальных результатов обучения. Сильная сторона: ясность образовательных результатов. Слабая сторона: жесткость требований, отсутствие реальной оценки деятельности педагога, ограниченные возможности для инноваций, вялое административное управление (Сумма баллов по 12 пунктам / 12). 2. Линейно-постановочная модель (13-21 пункты): учет различных возможностей детей путем дифференциации процесса обучения в рамках нескольких дисциплин, более четкая функция администрации как координирующего органа, замы курируют работу МО, директивный характер распоряжений, централизация и иерархия управления. За счет работы МО обеспечивается более высокий уровень кооперации учителей. В школе может существовать структура, отвечающая за воспитание и психолого-педагогическое сопровождения, но методы остаются авторитарными. Инновации могут быть достигнуты за счет административной воли и власти. (Сумма баллов по 9 пунктам / 9). 3. Смешанно-коллегиальная модель (22-30 пункты). Дифференциация учащихся на тех, кому нужна помощь и кому не нужна, осуществляется внутри класса, следовательно перед учителем стоят более сложные метотемы, о соотношении индивидуальных и групповых форм работы, о делении учащихся на рабочие группы. Высокая координация деятельности педагогов в рамках МО, программ, учебных планов. Возникает необходимость создания координационного органа для принятия решений по обще школьной стратегии взаимодействия, куда входит директор, его замы, руководители МО. Воспитательная деятельность рассматривается как ресурс сотрудничества. Большую роль начинает играть организационная культура коллектива, который может существенно ограничивать принятие инноваций, если они выходят за рамки принятых культурных стереотипов. (Сумма баллов по 9 вопросам / 9). 4. Интегративно-матричная модель (вопросы 31-39). Широкая направленность содержания образования: не только когнитивное содержание, но и личностное. Модель интегрирует обучение и воспитание, основное и дополнительное образование, развита межпредметная интеграция (вводятся курсы, которые стирают границы), выбор индивидуальных образовательных траекторий. Учебные курсы гибки, реализуется активная проектная исследовательская деятельность. Все это обусловливает создание структурной сети, матрицы, обеспечивающей кооперацию педагогов. Воспитательная работа, психолого-педагогическое сопровождение персонифицированы (учет интересов ребенка, класса, школы). Педагог выступает в роли учителя и наставника - воспитателя. Координирующим центром становится проблемные, творческие инновационные советы. Концепция такой школы принимается всем коллективом и становится руководством к действию, при этом она достаточно гибка и обеспечивает свободу индивидуального профессионального развития. (Сумма баллов по 9 вопросам / 9). 5. Инновационно-модульная модель (вопросы 40-52). Цели и содержание образования совпадают с предыдущей моделью, отличаясь выраженным акцентом на воспитание и социализацию школьников. В структуре школы единицами являются детско-взрослые образовательные сообщества. В такой модели педагоги выполняют сложные профессиональные функции воспитания, консультирования, научного руководства, обучения, фасилитатора развития. Присутствует высокая степень знания личной истории учащихся и заботы о его личностном развитии. Главный критерий оценки учащихся - высокая мотивированность к саморазвитию. Функция администрации сводится в материальном обеспечении творческих групп, координации взаимодействия в коллективе, контроль соблюдения общешкольных норм. (Сумма баллов по 13 вопросам / 13).
Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с. |