Данная методика предназначена для измерения четырех компонентов межличностных отношений - развивающего или помогающего, эмоционального, рационального и поведенческого. Она легко адаптируется для других типов отношений - детско-родительских, супружеских, партнерских, внутриорганизационных и т.д.
Инструкция
Оцените, пожалуйста, свое отношение к проблемному, беспроблемному, среднему и идеальному ученикам (или «хорошисту», «середнячку» и «двоечнику») по приведенным ниже шкалам. Для этого выберите одного конкретного ученика, которого вы считаете проблемным, и отметьте на каждой шкале цифру, отражающую ваше отношение к нему. После этого выберите ученика, которого вы считаете беспроблемным, и повторите данную процедуру. Аналогичным образом оцените свое отношение к среднему ученику. Отношение к идеальному ученику оцените с точки зрения тех своих реакций, которые вы хотели бы иметь в идеальных отношениях с учениками.
1
|
Скорее уважаю
|
12345678910
|
Скорее презираю
|
2
|
Верю в его (ее) способности
|
12345678910
|
Сомневаюсь в его (ее) способностях
|
3
|
Мне часто бывает стыдно за него (нее)
|
12345678910
|
Я часто горжусь им (ею)
|
4
|
Сержусь на него (нее)
|
12345678910
|
Радуюсь ему (ей)
|
5
|
Чаще считаюсь с его (ее) чувствами
|
12345678910
|
Чаще игнорирую его (ее) чувства
|
6
|
Симпатизирую ему (ей)
|
12345678910
|
Он (она) мне неприятен
|
7
|
Его (ее) поведение часто меня раздражает
|
12345678910
|
Его (ее) поведение всегда меня устраивает
|
8
|
Доверяю ему (ей)
|
12345678910
|
Отношусь к нему настороженно
|
9
|
Чувствую, что он(она) духовно мне близок
|
12345678910
|
Ощущаю между нами некоторую дистанцию
|
10
|
Принимаю его (ее) полностью
|
12345678910
|
Принимаю его (ее) частично
|
11
|
Понимаю мотивы его (ее) поступков
|
12345678910
|
Не понимаю мотивов его (ее) поступков
|
12
|
Легко нахожу с ним (нею) общий язык
|
12345678910
|
С трудом нахожу с ним (нею) общий язык
|
13
|
Обращаю внимание на его (ее) настроение
|
12345678910
|
Не замечаю, в каком он (она) настроении
|
14
|
В основном, могу предсказать его (ее) поведение
|
12345678910
|
Затрудняюсь в прогнозировании его (ее) поведения
|
15
|
Часто сравниваю его(ее) с другими учениками
|
12345678910
|
Редко сравниваю его с другими учениками
|
16
|
Всегда стараюсь его(ее) понять
|
12345678910
|
В редких случаях стараюсь его (ее) понять
|
17
|
Знаю о его (ее) достоинствах
|
12345678910
|
Знаю о его (ее) недостатках
|
18
|
Часто оцениваю его(ее)
|
12345678910
|
Редко оцениваю его(ее)
|
19
|
Мне интересное с ним (нею) беседовать
|
12345678910
|
Разговор с ним (нею) не вызывает у меня интереса
|
20
|
В основном, выслушиваю его (ее) до конца
|
12345678910
|
10.Чаще прерываю или останавливаю его (ее) рассказ
|
21
|
С удовольствием провожу время в его (ее) обществе
|
12345678910
|
Стараюсь поменьше с ним (нею) общаться
|
22
|
В основном, бываю напряженной в общении с ним (нею)
|
12345678910
|
В основном, бываю расслабленной в общении с ним (нею)
|
23
|
Свободно выражаю свои позитивные чувства в его (ее) присутствии
|
12345678910
|
Сдерживаю выражение своих позитивных чувств в его присутствии
|
24
|
Иногда в глубине души осуждаю его (ее)
|
12345678910
|
Иногда в душе одобряю и поддерживаю его (ее)
|
25
|
Свободно выражаю свои негативные чувства в его (ее) присутствии
|
12345678910
|
Сдерживаю выражение своих негативных чувств в его (ее) присутствии
|
26
|
Как правило, устаю от общения с ним (нею)
|
12345678910
|
Как правило, чувствую себя бодрой после общения после общения с ним (нею)
|
27
|
Настаиваю на выполнении им (ею) определенных правил
|
12345678910
|
Позволяю ему (ей) достаточную свободу действий
|
28
|
Быстро забываю о его (ее) проступках
|
12345678910
|
Долго помню о его (ее) проступках
|
29
|
Часто конфликтую с ним (нею)
|
12345678910
|
Редко имею с ним (нею) затруднения
|
30
|
Иногда рассказываю о нем (ней) дома или коллегам
|
12345678910
|
Никогда не говорю о нем (ней) дома или с коллегами
|
Ключ
Ключ к методике: (+) - прямые вопросы; (-) - обратные вопросы (оценка заменяется на противоположную): 1. Развивающий компонент: «+»:5, 13, 16, 19, 20, 21, 28. «-»: 15, 29. 2. Эмоциональный компонент: «+»: 1, 2, 6, 8, 9, 10. «-»: 3, 4, 7. 3. Рациональный компонент: «+»: 11, 12, 14. «-»: 22. 4. Поведенческий компонент: «+»: 17, 23, 25, 30. «-»: 18, 24, 26, 27.
Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с. |