Психодиагностика психолога в школе -
Диагностика пед.коллектива
|
Цель: на основе наблюдения 3-4 уроков проанализировать интенсивность и характер внимания учителя на уроке в отношении учащихся класса. Для анализа необходимо подготовить схему рассадки учащихся в классе на уроках выбранного педагога (парты и расположение учеников за ними). В процессе наблюдения на уроке на этой схеме следует фиксировать знаками «+» и «-» каждое обращение учителя к конкретным ученикам, вербальное и невербальное (обвести кружком). Положительное внимание фиксируется «+», отрицательное - «-», нейтральное - «0».
Для обработки данных наблюдения предлагается таблица.
Число обращений
|
Ф.И.О. учителя
|
|
Иванов
|
Петров
|
Сидоров
|
Вв (+) Внв (+) В(+) (всего + ) Вв (-)
|
|
|
|
ВнВ (-) В(-)(всего -) Вв Внв В (всего нейтральных) Общие показатели: Онв (всего невербальных) Ов (всего вербальных) Во (общее)
|
|
|
|
Условные обозначения: Вв+ - число положительных вербальных обращений; Внв+ - число положительных невербальных обращений; Вв- - число отрицательных вербальных обращений; Внв- - число отрицательных невербальных обращений; Вв - число нейтральных вербальных обращений; Внв - число нейтральных невербальных обращений. Далее вычисляются индексы эмоциональной модальности каждого типа внимания для каждого учителя отдельно. Индексы эмоциональной модальности: Индекс положительного вербального внимания: ИВв+ = Вв+ : Во. Индекс положительного невербального внимания: ИВнв+ = Внв+ : Во. Индекс отрицательного вербального внимания: ИВв- = Вв-- : Во. Индекс отрицательного невербального внимания: ИВнв- = Внв- : Во. Индекс нейтрального вербального внимания: ИВв = Вв : Во. Индекс нейтрального невербального внимания: ИВнв = Внв : Во. Индекс положительного внимания: И+ = В(+) : Во. Индекс отрицательного внимания: И- = В (-) : Во. Индекс нейтрального внимания: Ив= В : Во. Индекс невербального внимания: Инв = Онв : Во. Индекс вербального внимания: Ив= Ов : Во. Индекс общей внимательности педагога: ИВО = Во : N, где N - число учеников в классе.
На основании полученных данных делается вывод об общей внимательности учителя по отношению к ученикам. Описывается, какими способами пользуется учитель чаще всего, проявляя внимание к ученику. Анализируется принцип распределения внимания к классу: пространственно-определенная часть класса - середина, ряд у окна, первые парты и т.п.; стереотипный - сильные - слабые и т.п.; личностный - в зависимости от индивидуальных характеристик личности. В заключение анализа делается вывод по результатам наблюдений трех уроков конкретного учителя. Источник: Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 124 с.
|