Внимание учителя на уроке
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика пед.коллектива

Цель: на основе наблюдения 3-4 уроков проанализировать интенсивность и характер внимания учителя на уроке в отношении учащихся класса. Для анализа необходимо подготовить схему рассадки учащихся в классе на уроках выбранного педагога (парты и расположение учеников за ними). В процессе наблюдения на уроке на этой схеме следует фиксировать знаками «+» и «-» каждое обращение учителя к конкретным ученикам, вербальное и невербальное (обвести кружком). Положительное внимание фиксируется «+», отрицательное - «-», нейтральное - «0».


Для обработки данных наблюдения предлагается таблица.

Число обращений

Ф.И.О. учителя

 

Иванов

Петров

Сидоров

Вв (+)
Внв (+)
В(+) (всего + ) Вв (-)

 

 

 

ВнВ (-)
В(-)(всего -)
Вв
Внв
В (всего нейтральных) Общие показатели:
Онв (всего невербальных) Ов (всего вербальных)
Во (общее)

 

 

 


Условные обозначения:
Вв+ - число положительных вербальных обращений;
Внв+ - число положительных невербальных обращений;
Вв- - число отрицательных вербальных обращений;
Внв- - число отрицательных невербальных обращений;
Вв - число нейтральных вербальных обращений;
Внв - число нейтральных невербальных обращений.
Далее вычисляются индексы эмоциональной модальности каждого типа внимания для каждого учителя отдельно.
Индексы эмоциональной модальности:
Индекс положительного вербального внимания:
ИВв+ = Вв+ : Во.
Индекс положительного невербального внимания:
ИВнв+ = Внв+ : Во.
Индекс отрицательного вербального внимания:
ИВв- = Вв-- : Во.
Индекс отрицательного невербального внимания:
ИВнв- = Внв- : Во.
Индекс нейтрального вербального внимания:
ИВв = Вв : Во.
Индекс нейтрального невербального внимания:
ИВнв = Внв : Во.
Индекс положительного внимания:
И+ = В(+) : Во.
Индекс отрицательного внимания:
И- = В (-) : Во.
Индекс нейтрального внимания:
Ив= В : Во.
Индекс невербального внимания:
Инв = Онв : Во.
Индекс вербального внимания:
Ив= Ов : Во.
Индекс общей внимательности педагога:
ИВО = Во : N, где N - число учеников в классе.


На основании полученных данных делается вывод об общей внимательности учителя по отношению к ученикам. Описывается, какими способами пользуется учитель чаще всего, проявляя внимание к ученику.
Анализируется принцип распределения внимания к классу: пространственно-определенная часть класса - середина, ряд у окна, первые парты и т.п.; стереотипный - сильные - слабые и т.п.; личностный - в зависимости от индивидуальных характеристик личности. В заключение анализа делается вывод по результатам наблюдений трех уроков конкретного учителя.
Источник: Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 124 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.