На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика пед.коллектива Изучение внимания школьников в учебной деятельности
Изучение внимания школьников в учебной деятельности
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика пед.коллектива

Цель: осуществить наблюдение за динамикой внимания школьников на различных этапах урока; выявить пути и способы первоначальной мобилизации и поддержания внимания учащихся на уроке, используемые учителем.


Ход выполнения


Студенты посещают несколько уроков в конкретном классе. Выбор уроков зависит от задачи, которую преподаватель ставит перед студентами. Например, при выполнении задания по выявлению возрастных различий внимания выбирают уроки в младших, средних и старших классах; при выполнении задания по организации педагогом внимания школьников на уроке посещаются уроки определенного учителя в разных классах и т.п.


Наблюдая на уроке за вниманием учащихся, студенты ведут записи в специальном протоколе, где отмечают:
этапы урока;
- деятельность учителя;
- деятельность учащихся;
- проявления внимания учащихся;
- объяснение причин динамики внимания.


План наблюдения за вниманием учащихся на уроке
1. Внимание учащихся в начале урока. Время, необходимое для переключения внимания учеников с того, чем они были заняты на перемене, на учебную деятельность. Факторы, способствующие (мешающие) мобилизации внимания учащихся:
- материальные условия: санитарно-гигиеническое состояние класса, его оформление, подготовленность оборудования, технических средств обучения, наглядных пособий и т.п. к началу урока;
- действия учителя: приход в класс, его внешний вид, стиль общения, приемы, используемые им для мобилизации внимания класса;
- уровень организованности класса: готовность учеников к работе на уроке (порядок на столах, поза внимания и т.п.), воздействие классного коллектива на отдельных учеников.
2. Проявление видов внимания и его динамика на разных этапах урока (при опросе, объяснении нового материала, выполнении упражнений на закрепление пройденного, сообщении домашнего задания):
- способы организации и управления вниманием учеников, применяемые учителем при проведении опроса: организация совместной деятельности, различных форм контроля со стороны учащихся за ответом товарищей, введение конкурентных мотивов, учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания учащихся (объема, устойчивости, распределения и переключения) и т.п.;
- создание учителем у учащихся сознательной установки на восприятие нового материала. Постановка задачи перед классом. Способы, которыми пользуется учитель для мобилизации внимания: прямое требование внимания от учащихся, установление связи с ранее пройденным материалом, подчеркивание значимости темы для жизни и практики, создание проблемных ситуаций, формирование интереса к новому с помощью эмоционально насыщенной занимательной информации и т.п.;
- способы организации и управления вниманием учеников, применяемые учителем при объяснении и закреплении нового материала. Речь учителя как средство управления вниманием учащихся (ее содержательность, последовательность, логичность, эмоциональность, образность, интонация, темп и ритм, использование риторических приемов и т.п.). Использование наглядных пособий, технических средств обучения, оборудования (в частности, рациональное использование классной доски). Разнообразие методических приемов и видов работы учащихся на уроке. Темп ведения урока. Способы перевода произвольного внимания учащихся в послепроизвольное, приемы активизации мыслительной деятельности. Воспитание у учащихся организованности, ответственности, привычки быть внимательным. Учет учителем индивидуальных особенностей учащихся. Организация группового и коллективного внимания в конце урока. Запись домашнего задания;
- динамика внимания учащихся на разных этапах урока. Соотношение видов внимания (непроизвольного, произвольного и послепроизвольного) и их переходы друг в друга на разных этапах урока. Устойчивость, концентрация, распределение и переключение внимания учащихся. Проявление со стороны класса сознательной ответственности за внимание каждого ученика и со стороны учеников - за индивидуальное внимание. Внимательность и чуткость учащихся. Рассеянность, отвлечение внимания и причины этого: отсутствие интереса к предмету или учению вообще, неумение управлять своим вниманием, неорганизованность, пробелы в знаниях, негативное отношение к учителю или одноклассникам, состояние утомления, возбуждения, состояние здоровья, неадекватные действия учителя и т.п. Реакция учащихся на звонок.
3. Внимание учителя на уроке: распределение, переключение, устойчивость. Формы и эффективность контроля за работой учеников на уроке. Самоконтроль. Внимательность, чуткость по отношению к ученикам.
Руководствуясь данным планом, студенты ведут наблюдение за всеми учащимися и работой учителя на уроке, выделяя при этом одного ученика в качестве объекта тщательного, непрерывного наблюдения.
Данные наблюдения оформляются в виде аналитического отчета (приложение - протокол наблюдения урока).
Источник: Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 124 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.