Тест «Нарисуй человека»
Психодиагностика психолога в школе - Проективные тесты исследования личности

Автор: С. С. Степанов
Уникальный тест, позволяющий сделать комплексную диагностику как эмоционально-волевой, личностной сферы, так и уровня интеллектуального развития.
Предложите испытуемым нарисовать человека («как хочешь» — ответ психодиагноста на все уточняющие вопросы), а затем разложить используемые в рисовании цвета от самого любимого к самому нелюбимому цвету.

В результате Вы сможете, по всего лишь одному рисунку проанализировать особенности, исходя из интерпретаций следующих тестовых методик: Люшер, рисунок человека (из серии «дом-дерево-человек»), диагностика интеллекта методом рисуночного теста! Можно заранее ограничить выбор цветов, предложив цветовую гамму Люшера и Дорофеевой. В результате наблюдений, вы выделите параметры диагностики и эмоционального состояния обследуемого. Попросив выполнить рисунок Человека, вы сделаете глобальную диагностику, которая займет у испытуемого около 20 минут. Не правда ли, здорово!
Известные в начале века тесты, подобные тесту Бине, а зачастую просто с него скопированные, приобрели широкую популярность во многих странах. Практика их широкомасштабного использования, наряду с бытовавшими поначалу восторженными отзывами, позволила со временем выявить и ряд существенных недостатков тестирования, о которых, в частности, шла речь в Г лаве 1. Были предприняты попытки создания иных методик, использование которых позволило бы обойти ставшие очевидными ограничения. Одной из наиболее продуктивных таких попыток, явилось создание рисуночного теста.
Надо отметить, что продукты изобразительной деятельности рассматривались как диагностический материал довольно давно. Ещё в начале века задание нарисовать человека использовалось многими специалистами — психологами и психиатрами — при обследовании детей. Однако в то время не существовало чёткой системы анализа детских рисунков; каждый исследователь опирался на собственную систему признаков, обусловленную в частности его представлениями о природе интеллекта и других изучавшихся свойств. Ни о какой стандартизации обследования не было и речи.
С целью преодоления неизбежной при этом субъективности Ф. Гудинаф была предпринята попытка создания стандартной шкалы признаков для оценки изображения человека.
Ф. Гудинаф — яркая фигура в мировой психологии.
В нашей стране она, однако, практически неизвестна. Флоренс Лаура Гудинаф родилась в 1886 г. В небольшом американском городке Хонсдейл. Получив среднее педагогическое образование, она несколько лет учительствовала в сельских Л школах штата Пенсильвания. В 1919—1921 гг. она вела преподавательскую и исследовательскую работу в школе для умственно отсталых детей в г. Вайнленд, штат Нью-Джерси. Эти занятия положили начало её научным исследованиям умственного развития и аномального детства. В 1921 г. Гудинаф окончила Колумбийский университет. Получив степень доктора философии (1924), возглавила Консультативную детскую клинику в Миннеаполисе.
В 1925 г. Она поступила на работу в организованный при Миннесотском университете Институт здоровья ребёнка.
В работе «Измерение интеллекта с помощью рисунка» (1926) Гудинаф впервые в истории психодиагностики практически обосновала гипотезу о том, что выполнение ребёнком рисунка отражает степень овладения им ключевыми понятиями и таким образом свидетельствует об уровне развития интеллекта. Созданный ею тест «Нарисуй человека» отличался от существовавших ранее тестов интеллекта. Он позволял довольно точно оценить уровень умственного развития, причём в достаточной степени независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том числе и навыков рисования.
Широкомасштабные исследования с помощью метода тестов привели Гудинаф к переоценке основополагающего в американской тестологии принципа неизменности коэффициента интеллекта. Она наглядно продемонстрировала, что ряд социальных факторов (например, благоприятные условия дошкольного воспитания) могут значительно повысить этот показатель, т.е. умственная одарённость не является врождённым и стабильным свойством. Не ограничиваясь анализом тестов, Гудинаф в работе «Экспериментальное исследование ребёнка» (1931) подвергла всестороннему рассмотрению различные исследовательские методики детской психологии, продемонстрировала их сильные и слабые стороны.
Специальное исследование было посвящено ею проблеме аффективного поведения. На основе наблюдений за проявлениями гнева и раздражения у детей Гудинаф были разработаны рекомендации по формированию навыков игровой деятельности, общения, лидерства.
В книге «Исключительные дети» (1956) Гудинаф обобщила опыт изучения детей, страдающих дефектами развития. Руководство «Психология развития» (1934) явилось одним из первых фундаментальных трудов в этой области, заложивших основы изучения жизненного пути человека на его основных этапах.
Наибольшую известность Ф. Гудинаф, принёс тест «Нарисуй человека». Первоначальная стандартизация этой методики была осуществлена в 1926 г. С тех пор вплоть до 1963 г. Тест использовался без существенных изменений и приобрёл за это время широкую популярность.
(По данным А. Анастази, в настоящее время в мировой психодиагностической практике тест «Нарисуй человека» по частоте использования является вторым после известного метода чернильных пятен Г. Роршаха.) С целью обновления тестовых норм ученик Ф. Гудинаф Д. Харрис провёл новую стандартизацию метода, результаты которой опубликовал в 1963 г. С этого времени тест «Нарисуй человека» известен как тест Гудинаф — Харриса.
Как и в первоначальном тесте Гудинаф, так и в обновлённом варианте основное внимание уделяется точности и детальности рисунка, а не художественным изобразительным средствам. Именно детальность изображения выступает основным показателем уровня умственного развития ребёнка. В основе такого подхода лежит гипотеза о том, что в рисунке знакомого предмета обнаруживаются те его отличительные, существенные черты, которые ребёнок выделил в нем как в представителе соответствующего класса предметов. Рисунок рассматривается как выраженное в графической форме понятие (представление) ребёнка о предмете. Наблюдаемое по мере взросления ребёнка усложнение выполненных им изображений расценивается в качестве показателя развития понятийного мышления.
Следует отметить, что данная гипотеза, лежащая в основе теста, не опирается на какие-либо строгие теоретические построения. Она выражает эмпирически наблюдаемую зависимость между особенностями детского рисунка и общим умственным развитием ребёнка.
В результате многочисленных исследований было установлено, что для детей дошкольного возраста данные теста Гудинаф -Харриса высоко коррелируют с данными арифметических тестов, а также с некоторыми заданиями, выявляющими уровень развития операционального интеллекта.
Данная методика широко используется в качестве компонента комплексного обследования ребёнка. Важно подчеркнуть, что, несмотря на неоднократно подтверждённую высокую надёжность теста, большинство специалистов считают, что самостоятельной диагностической ценности тест почти не имеет. Ограничиваться одним данным тестом при обследовании ребёнка недопустимо; тест может выступать лишь как часть обследования, предпочтительно — начальная часть.
Рисуночным тестом пользуются для того, чтобы получить первое представление об уровне развития ребёнка.
В силу того, что большинство дошкольников и младших школьников любят рисовать, данный тест может помочь установить контакт с ребёнком и завязать сотрудничество, необходимое для проведения обследования с помощью более сложных диагностических методик. Тест весьма целесообразно применять во всех случаях, когда у детей наблюдается речевая заторможенность, или при обследовании детей с нарушениями слуха.
Инструкция и процедура проведения теста. Ребёнку выдаётся лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Годится и обычная писчая бумага, но предпочтительно -плотная бумага, специально предназначенная для рисования. Карандаш — обязательно мягкий, лучше марки М или 2М; допустимо использование неизношенного чёрного фломастера.
Ребёнка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», «дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребёнок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.
По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребёнком, в которой уточняются непонятные детали и особенности изображения.
Тестирование — предпочтительно индивидуальное. Для дошкольников — исключительно индивидуальное.
Оценка результатов. Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию —
0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.


Критерии оценки (признаки и их характеристики):
1. Голова. Засчитывается любое достаточно ясное изображение головы независимо от формы (окружность, неправильная окружность, овал). Черты лица, не обведённые контуром головы, не засчитываются.
2. Шея. Засчитывается любое ясное изображение данной части тела, отличной от головы и туловища. Прямое сочленение головы и туловища не засчитывается.
3. Шея; два измерения. Очертание шеи, не прерываясь, переходит в очертания головы, туловища или того или другого одновременно. Линия шеи должна плавно переходить в линию головы или туловища. Изображение шеи в виде одной линии или «столбика» между головой
и туловищем не засчитывается.
4. Глаза. Нарисован хотя бы один глаз; любой способ изображения признается удовлетворительным. Засчитывается даже единственная неопределённая чёрточка, иногда встречающаяся в рисунках совсем маленьких детей.
5. Детали глаза: брови, ресницы. Показаны брови или ресницы, или то и другое одновременно.
6. Детали глаза: зрачок. Любое явное указание на зрачок или радужную оболочку, помимо контура глаза. Если показаны два глаза, должны присутствовать оба признака.
7. Детали глаза: пропорции. Размер глаза по горизонтали должен превосходить размер по вертикали. Это требование должно быть соблюдено в изображении обоих глаз, но если нарисован только один глаз, то достаточно и этого. Иногда в профильных рисунках высокого уровня глаз показан
с учётом перспективы. В таких рисунках засчитывается любая треугольная форма, приближающаяся к показанным ниже образцам:
8. Детали глаза: взгляд.
Анфас: глаза явно «смотрят». Не должно быть ни конвергенции, ни дивергенции зрачков, ни по горизонтали, ни по вертикали.
Профиль: глаза должны быть показаны либо как в предшествующем пункте, либо, если сохранена обычная миндалевидная форма, зрачок должен быть помещён в передней части глаза, а не в центре. Оценка должна быть строгой.
9. Нос (любой способ изображения носа). В «смешанных профилях» очко засчитывается, даже если нарисовано два носа.
10. Нос, два измерения.
Анфас: засчитывается любая попытка нарисовать нос двумерным, если длина носа больше ширины его основания.
Профиль. Засчитывается любая самая примитивная попытка показать нос в профиль при условии, что изображено основание носа и его кончик. Простая «пуговица» не засчитывается.
11. Рот. Любое изображение.
12. Тубы, два измерения. Анфас: ясно изображены две губы.
13. Нос и губы, два измерения. Даётся дополнительное очко, если выполнены пункты 10 и 12.
14. Подбородок и лоб.
Анфас: должны быть нарисованы оба глаза и рот, оставлено достаточное место над глазами и подо ртом для лба и подбородка. Оценка не очень строгая. Там, где шея переходит в лицо, имеет значение расположение рта по отношению к сужающейся нижней части головы. Рисунки внизу иллюстрируют расположение рта.
15. Подбородок. Чётко отделен от нижней губы.
Анфас: форма подбородка должна быть выделена каким-
либо» способом: например, кривой линией, проходящей ниже рта или губ, или всей формой лица. Борода, закрывающая данную часть лица, не позволяет начислить очко по данному пункту.
Примечание. Не путать с пунктом 16. Чтобы получить очко по данному пункту, необходима отчётливая попытка показать «заострённый» подбородок. Чаще всего этот пункт засчитывается в профилях.
16. Показана линия челюсти.
Анфас: поперёк шеи проходит линия челюсти и подбородка, причём она не должна быть квадратной формы. Шея должна быть достаточно широкой, а подбородок достаточно заострённым, чтобы линия челюсти образовывала острый угол с линией шеи. Оценка строгая.
Профиль: линия челюсти идёт по направлению к уху.
17. Переносица.
Анфас: нос имеет правильную форму и правильно расположен. Должно быть показано основание носа, а переносица должна быть прямой. Важно расположение верхней части переносицы — она должна доходить до глаз или заканчиваться между ними. Переносица должна быть уже основания.
18. Волосы I. Засчитывается любое, даже самое грубое изображение волос.
19. Волосы II. Волосы показаны не просто мазней или каракулями. Одна только линия волос на черепе без каких- либо попыток закрасить их не засчитывается. Очко даётся, если ребёнок предпринял попытку хоть как-то закрасить волосы или показать их волнистый контур.
20. Волосы III. Любая явная попытка показать стрижку или фасон, используя чёлку, баки или линию причёски
у основания. Когда нарисован человек в головном уборе, очко засчитывается, если волосы на лбу, за ухом или сзади указывают на наличие определённой причёски.
21. Волосы IV. Тщательное изображение волос; показано направления прядей. (Пункт 21 никогда не засчитывается, если рисунок ребёнка не удовлетворяет требованиям пункта 20. Это признак более высокого ранга).
22. Уши. Любое изображение ушей.
23. Уши: пропорции и расположение. Вертикальный размер уха должен превышать его горизонтальный размер.
Уши должны быть расположены примерно в средней трети вертикального размера головы.
Анфас: верхняя часть уха должна отходить от линии черепа, оба уха должны расширяться в сторону основания.
Профиль: должна быть показана какая-нибудь деталь уха, например слуховой канал, может быть изображён точкой. Ушная раковина должна расширяться в сторону затылка. Примечание: некоторые дети, особенно умственно отсталые, имеют тенденцию рисовать ухо как бы перевёрнутым — расширяющимся в сторону лица. В таких рисунках очко никогда не засчитывается.
24. Пальцы. Любые признаки пальцев помимо руки или кисти. В рисунках детей постарше, имеющих склонность делать эскизные изображения, этот пункт засчитывается при наличии любого признака пальцев.
25. Показано правильное количество пальцев. Если нарисованы две кисти, необходимо, чтобы на обеих было по 5 пальцев. В «эскизных» рисунках более старших детей очки засчитываются, даже если нельзя чётко разглядеть все пять пальцев.
26. Правильные детали пальцев. «Виноградины» или «палочки» не засчитываются. Длина пальцев должна отчётливо превышать их ширину. В более сложных рисунках, где кисть показана в перспективе или пальцы намечены лишь эскизно, очко засчитывается. Очко даётся также в случаях, когда из-за того, что руки сжаты в кулаки, показаны только суставы или части пальцев. Последнее встречается только в рисунках высшей сложности, где большое значение имеет перспектива.
27. Противопоставление большого пальца. Пальцы нарисованы так, что видно явное отличие большого пальца от остальных. Оценка должна быть строгой. Очко засчитывается и в том случае, когда большой палец явно короче всех остальных или когда угол между ним
и указательным пальцем не меньше, чем в два раза
превышает угол между любыми двумя пальцами, либо если точка прикрепления большого пальца к кисти» находится значительно ближе к запястью, чем у других пальцев. Если изображены две руки, перечисленные выше условия должны соблюдаться на обеих руках. Если нарисована одна рука, то при соблюдении указанных условий очко засчитывается. Пальцы должны быть показаны обязательно; рука в виде варежки не засчитывается, если только не очевидно (или установлено в последующей беседе), что ребёнок изобразил человека в зимней одежде.
28. Кисти. Любое изображение кисти, не считая пальцев. Если имеются пальцы, то между основанием пальцев
и краем рукава или манжета должно быть пространство. Где нет манжет, кисть должна как-либо расширяться, изображая ладонь или тыльную сторону руки, в отличие от запястья. Если нарисованы обе руки, этот признак должен иметься на обоих. Пример крайнего случая, засчитываемого положительно:
29. Нарисовано запястье или лодыжка. Либо запястье, либо лодыжка нарисованы явно отдельно от рукава или брючины. Здесь недостаточно линии, нарисованной поперёк конечности и показывающей край рукава или брючины (это засчитывается в пункте 55).
30. Руки. Любой способ изображения рук- Одних только пальцев недостаточно, но очко засчитывается, если между основанием пальцев и той частью тела, к которой они присоединены, оставлено место. Количество рук также должно быть правильным, за исключением рисунков
в профиль, когда можно засчитать и одну руку.
31. Плечи I. Анфас: изменение направления очертания верхней части туловища, которое производит впечатление вогнутости, а не выпуклости. Этот признак оценивается довольно строго. Обычная овальная форма никогда
не засчитывается, оценка всегда отрицательная, если только не очевидно, что это указание на резкое расширение
туловища ниже шеи, которое образуется лопаткой и ключицей. Туловище четкой квадратной или прямоугольной формы не засчитывается, но если углы закруглены, очко даётся.
Профиль: оценка должна быть несколько мягче, чем в рисунках анфас, так как правильно изобразить плечи в профиль значительно труднее. Правильным можно считать рисунок, на котором в профиль изображена не только голова, но и туловище. Очко засчитывается, если линии, образующие очертания верхней части туловища, расходятся друг от друга у основания шеи, показывая расширение грудной клетки.
32. Плечи II.
Анфас: оценивается строже, чем предшествующий признак. Плечи должны непрерывно переходить в шею и руки, должны быть «квадратными», а не свисающими. Если рука отведена от туловища, должны быть показана подмышка.
Профиль: плечо должно быть присоединено в правильном месте. Рука должна быть изображена двумя линиями.
33. Руки сбоку или чем-то заняты.
Анфас: маленькие дети часто рисуют руки жёстко отставленными от туловища. Очко засчитывается, если хотя бы одна рука, нарисованная сбоку, образует с общей вертикальной осью туловища угол не больше 10°, если только руки не заняты чем-либо, например, держат какой- нибудь предмет. Очко засчитывается, если руки нарисованы засунутыми в карманы, на бёдрах («руки в боки») или заложенными за спину.
Профиль. Очко засчитывается, если руки заняты какой- либо работой или вся рука поднята.
34. Локтевой сустав. В середине руки должен быть не плавный, а резкий изгиб. Достаточно на одной руке. Изгиб и складки рукава засчитываются
35. Ноги. Любой способ изображения ног. Число ног должно быть правильным. В профильных рисунках может быть либо одна, либо две ноги. При оценке надо исходить из здравого смысла, а не только из чисто формального признака. Если нарисована только одна нога, но эскизно намечена промежность, очко засчитывается. С другой стороны, три и более ног на рисунке или только одна нога без какого-либо оправдания отсутствия второй не считается. Одна нога, к которой присоединены две ступни, оценивается положительно. Ноги могут присоединяться
к любой части фигуры.
36. Бедро I (промежность).
Анфас: показана промежность. Чаще всего она изображается внутренними линиями ног, встречающимися в точке соединения с телом. (Маленькие дети обычно помещают ноги как можно дальше друг от друга. 1 акой способ изображения по данному пункту очка не получает.)
Профиль: если нарисована только одна нога, то должно быть передано очертание ягодицы.
37. Бедро П. Бедро должно быть изображено точнее, чем это необходимо для получения очка в предшествующем пункте. Здесь засчитываются варианты из пункта 36.
38. Коленный сустав.
Так же, как и в локте, должен иметь место резкий (а не плавный) изгиб приблизительно в середине ноги, или, что иногда встречается в рисунках очень высокой сложности, сужение ноги в -этой точке. Брюки длиной по колено — признак недостаточный. Складка или штрихи, показывающие колено, оцениваются положительно.
39. Ступни I, Любое изображение. Засчитывается изображение ступни любым способом: две ступни анфас, одна или две ступни в профильном рисунке. Маленькие дети могут изображать ступни, присоединяя носки
к нижней части ноги. Это засчитывается.
40. Ступни II. Пропорции. Ступни и ноги должны быть показаны в двух измерениях. Ступни должны быть
не «обрубленными», т.е. длина ступни должна превышать её высоту от подошвы до подъёма. Длина ступни не должна превышать 1/3 от общей длины всей ноги и не должна быть меньше 1/10 общей длины ноги. Очко засчитывается в рисунках анфас, где ступня показана большей в длину, чем в ширину.
41. Ступня III. Пятка. Любой способ изображения пятки. На рисунках анфас признак засчитывается формально, когда ступни изображены так, как показано на рисунке (при условии, что имеется некая разделительная линия между ногой и ступней). В профильных рисунках должен быть показан подъем.
42. Ступня IV. Перспектива. Попытка соблюдения ракурса, по крайней мере, для одной ступни.
43. Ступня V. Детали. Любая деталь, например, шнурки, завязки, ремешки или подошва ботинка, изображённая двойной линией.
44. Соединение рук и ног с туловищем I. Обе руки и обе ноги присоединены к туловищу в любой точке, или руки присоединены к шее, либо к месту соединения головы
с туловищем (когда нет шеи). Если отсутствует туловище, оценка всегда ноль. Если ноги присоединены не к туловищу, а к чему-нибудь ещё, независимо от присоединения рук, оценка ноль.
45. Присоединение рук и ног П. Руки и ноги присоединены к туловищу в соответствующих местах. Очко не засчитывается, если присоединение руки занимает половину или больше грудной клетки (от шеи до талии). Бели нет шеи, руки должны присоединяться точно
к верхней части туловища.
Анфас: если присутствует признак 31, то место присоединения должно приходиться точно на плечи. Если по признаку 31 ребёнок получил ноль, то точка
присоединения должна приходиться точно на то место, где должны быть нарисованы плечи. Оценка строгая, особенно при отрицательной оценке по пункту 31.
46. Туловище. Любое чёткое изображение туловища в одном или двух измерениях. Там, где никакого явного различия между головой и туловищем нет, но черты лица показаны в верхней части этой фигуры, очко засчитывается, если черты лица занимают не больше половины фигуры;
в противном случае оценка ноль (если только нет поперечной черты, показывающей нижнюю границу головы). Любая фигура, нарисованная между головой и ногами, засчитывается как туловище, даже если её размер и форма скорее напоминают шею, чем туловище. (Это правило основано на том, что многие дети, в рисунках которых имеется такая особенность, в ответ на соответствующий вопрос называют данную часть туловищем). Ряд пуговиц, идущий вниз между ногами, оценивается как ноль по признаку туловища, но как очко по признаку одежды, если только поперечная линия не показывает границы туловища.
47. Пропорциональность туловища: два измерения. Длина туловища должна превышать его ширину.
Измеряется расстояние между точками наибольшей длины и наибольшей ширины. Если оба расстояния одинаковы или настолько близки, что разница между ними трудноопределима, — оценка ноль. В большинстве случаев разница достаточно велика, и её можно определить на глаз, без измерения.
48. Пропорции: голова I. Площадь головы должна быть не больше половины и не меньше 1/10 площади туловища. Оценка довольно мягкая. См. ниже серии стандартных форм, среди которых первая фигура в 2 раза больше второй по площади.
49. Пропорции, голова II. Голова составляет приблизительно % площади туловища. Оценка строгая: не засчитывается, если больше 1/3 и меньше 1/5. ТамЛ где не показана промежность, как, например, в некоторых профильных рисунках, принимается пояс или талия примерно на уровне 2/3 низа общей длины туловища.
50. Пропорции: лицо.
Анфас: длина головы больше её ширины; должна быть показана общая овальная форма.
Профиль: голова имеет явно удлинённую, продолговатую форму. Лицо длиннее основания черепа.
51. Пропорции: руки I. Руки, по крайней мере, равны длине туловища. Кончики кистей достигают середины бедра, но не колена. Кисти не обязательно доходят до (или ниже) промежности, особенно если ноги необычно короткие. На рисунках анфас обе руки должны иметь такую длину. Оценивается относительная длина,
а не положение рук.
52. Пропорции: руки П. Коническая форма рук. Предплечье уже верхней части руки. Засчитывается любая попытка сузить предплечье, если только это не делается прямо у талии. Если целиком нарисованы две руки, сужения должны быть на обеих.
53. Пропорции: ноги. Длина ног не должна быть меньше вертикального размера туловища, и не больше двойного размера туловища. Ширина каждой ноги меньше ширины туловища.
54. Пропорции: конечности в двух измерениях. Обе руки и ноги показаны в двух измерениях. Если руки и ноги двумерные — очко засчитывается, даже если кисти
и ступни изображены линейно.
55. Одежда I. Любые признаки изображения одежды. Как правило, наиболее ранние способы представляют собой ряд пуговиц, идущих вниз к центру туловища, или шляпу, и пи и то и другое вместе. Засчитывается даже что-либо одно. Одна точка или маленький кружочек в центре туловища практически всегда означает пупок, и не засчитывается как элемент одежды. Серия вертикальных или горизонтальных линии, нарисованных поперек туловища (а иногда и поперёк конечностей) представляет собой самый распространённый способ изображения одежды. За это даётся очко. Также засчитываются чёрточки, которые могут быть расценены как указание на карманы или манжеты.
56. Одежда П. наличие, по крайней мере, двух непрозрачных предметов одежды, таких, как шляпа, брюки и т.п., скрывающих часть тела, которую они покрывают. При оценке рисунка по данному пункту следует иметь
в виду, что если шляпа просто чуть-чуть касается верха головы, но не покрывает никакой её части, очко не засчитывается. Одни только пуговицы без каких-либо других указаний на признаки одежды (например, пальто, пиджак) не засчитываются. Пальто должно быть изображено с помощью двух следующих признаков: рукава, воротник или линия горлового выреза, пуговицы, карманы. В изображении брюк должны быть: пояс, ремень, застёжка, карманы, манжеты или любой способ разграничения ступни и ноги от низа брючины. Изображение ступни как продолжения ноги не засчитывается, если линия поперёк ноги — единственный признак, указывающий на различие ступни и лодыжки.
57. Одежда III. В рисунке нет прозрачных элементов одежды. И рукава, и брюки должны быть показаны отдельно от запястий рук и ступней ног.
58. Одежда IV. Нарисовано, по крайней мере, четыре предмета одежды. Предметы одежды могут быть следующими: шляпа, туфли, пальто, пиджак, рубашка, воротник, галстук, ремень, брюки, жакет, футболка, рабочий халат, носки.
Примечание. На туфлях должны присутствовать некоторые детали — шнурки, ремешки или подошва, изображённая двойной линией. Одного только каблука недостаточно. У брюк должны иметь место некоторые детали, такие, как застёжка, карманы, манжеты. У пальто, пиджака или рубашки должны быть показаны: воротник, карманы, лацканы. Одних только пуговиц недостаточно. Воротник не следует путать с шеей, изображённой как простая вставка. Галстук часто довольно незаметен, его наличие уточняется при внимательном рассмотрении или в ходе беседы.
59. Одежда V. Полный костюм без каких-либо нелепостей (несовместимых предметов, деталей). Это может быть и «форма» (не только военная форма, но и, например ковбойский костюм) или повседневный костюм. Во втором случае костюм должен быть безупречным. Это «поощрительный» дополнительный пункт, и, следовательно, здесь должно быть показано больше, чем
в пункте 58.
60. Профиль I. Голова, туловище и ноги в профиль должны быть показаны без ошибок. Туловище не считается нарисованным в профиль, если центральная линия пуговиц не сдвинута от середины фигуры в бок туловища или если нет других указаний, как например, соответствующее положение рук, карманов, галстука. В целом рисунок может содержать одну (но не более) из следующих трёх ошибок: 1) прозрачность тела — контур туловища виден сквозь руку;
2) ноги нарисованы не в профиль; в полном профиле,
по крайней мере, верхняя часть одной ноги должна быть закрыта другой ногой, которая ближе; 3) руки присоединены к контуру спины и протянуты вперёд.
61. Профиль II. Фигура должна быть показана в профиль абсолютно правильно, без ошибок и случаев прозрачности.
62. Анфас. Включает частичный профиль, когда рисующий пытается показать фигуру в перспективе. Все основные части тела на своих местах и соединены правильно, за исключением частей, скрытых перспективой или одеждой. Существенные детали: ноги, руки, глаза, нос, рот, уши, шея, туловище, ладони (кисти), ступни. Ступни должны быть изображены в перспективе, но не в профиль, если только они не вывернуты в разные стороны. Части должны быть показаны двумерными.
63. * Двигательная координация в рисовании линий. Посмотрите на длинные линии рук, ног и туловища. Линии должны быть твёрдыми, уверенными и без случайных изгибов. Если в целом линии производят впечатление твёрдых, уверенных и свидетельствуют о том, что ребёнок контролирует движения карандаша, очко засчитывается. Рисунок может быть весьма неумелым, и все же очко должно быть засчитано. Несколько длинных линий может быть обведено или стёрто. Линии на рисунке не обязательно должны быть очень ровными и плавными. Маленькие дети иногда пытаются «раскрашивать» рисунок. Внимательно изучите основные линии рисунка. Дети постарше часто пользуются эскизным, отрывочным методом, легко отличимым от неуверенных линий, возникающих вследствие незрелой координации.
64. Двигательная координация в рисовании соединений. Посмотрите на точки соединения линий. Линии должны встречаться точно, без явной тенденции к пересечению или наложению и без промежутка между ними (рисунок
с несколькими линиями оценивается строже, чем рисунок с частыми сменами направления линий). Эскизный, отрывистый рисунок обычно засчитывается, несмотря на то, что соединения линий здесь могут быть неопределёнными, т.к. эта особенность присуща почти исключительно рисункам зрелого типа. Допускаются некоторые подтирания.
65. Высшая двигательная координация. Это «поощрительный», дополнительный пункт за умелое владение карандашом, как в рисовании деталей, так и в рисовании основных линий. Обратите внимание
на мелкие детали, а также на характер основных линий. Все линии должны быть нарисованы твёрдо, с правильными соединениями. Прорисовка карандашом тонких деталей (черт лица, мелких деталей одежды и т.п.) указывает на хорошую регуляцию движений карандаша. Оценка должна быть очень строгой. Перерисовка или подтирание аннулируют очко за этот пункт.
66. ** Направление линии и форма: контур головы (качество линий в рисовании форм). Контур головы должен быть нарисован без явных признаков непроизвольных отклонений. Очко засчитывается только в тех рисунках, где форма достигается без неправильных предварительных попыток (круг, эллипс). В профильных рисунках простой овал, к которому присоединён нос, не засчитывается. Оценка должна быть достаточно строгой, т.е. контур лица должен быть нарисован единой линией, а не по частям.
* Пункты 63, 64 и 65 отражают качество владения карандашом у ребёнка. Эти пункты оценивают твёрдость и уверенность линий, качество соединения линий, «углы» и т. п.
** Пункты 66—69 отражают степень произвольного владения карандашом в рисовании формы. Работа ребёнка должна показывать, что он чётко и уверенно регулирует свои движения карандашом.
67. Качество линий в рисовании форм: контур туловища. То же, что и в предыдущем пункте, но для туловища. Следует обратить внимание, что примитивные формы (палочка, круг или эллипс) не засчитываются. Линии туловища должны указывать на попытку намеренно отойти от простой яйцеобразной формы.
68. Качество линий в рисовании форм: руки и кисти. Руки и ноги должны быть нарисованы без нарушений формы, как в предыдущем пункте, без тенденции
к сужению в местах соединения с телом. И руки, и ноги должны быть изображены двумерными.
69. Качество линий в рисовании форм: черты лица. Черты лица должны быть полностью симметричны. Глаза, нос и рот должны быть показаны двумерными.
Анфас: черты лица должны быть размещены правильно и симметрично, должны ясно передавать вид человеческого лица.
Профиль: контур глаза должен быть правильным и расположен в передней трети головы. Нос должен образовывать тупой угол со лбом. Оценка строгая, «карикатурный» нос не засчитывается.
70. «Эскизная» техника. Линии, образованные хорошо регулируемыми короткими штрихами. Повторное обведение отрезков длинных линий не засчитывается. «Эскизная» техника встречается в работах некоторых старших детей и почти никогда не встречается у детей младше 11—12 лет.
71. Особая прорисовка деталей. С помощью особых линий или штриховки должно быть изображено что-то (одно или более) из следующего перечня: складки одежды, морщинки или фалды, выделка ткани, волосы, ботинки, расцветка или предметы фона.
72. Движение рук. Фигура должна выражать свободу движений в плечах и локтях. Достаточно при изображении одной руки. «Руки в боки» или руки в карманах
не засчитываются, если видны и плечи, и локти. Какие-либо действия не обязательны.
73. Движение ног. Свобода движений и в коленях, и в бёдрах фигуры.
Примечание. Критерии анализа рисунка разработаны и сформулированы создателями теста. При анализе конкретного материала отдельные критерии могут показаться недостаточно чёткими.
В силу этого возможны субъективные интерпретации, и полученный показатель может не вполне соответствовать уровню безусловной точности. Качество обработки тестового материала возрастает по мере освоения опыта тестирования и обсчёта результатов.


Нормы оценки:
За соответствие рисунка каждому из означенных критериев начисляется 1 балл.
В результате масштабной апробации теста его создателями разработаны подробные таблицы перевода полученных баллов в показатели, соответствующие коэффициенту интеллекта. Эти критерии, однако, были выработаны достаточно давно и на выборке американских испытуемых. Поэтому доскональное соотнесение результатов, полученных сегодня на отечественном материале, с этими таблицами недопустимо. Ниже приводятся лишь основные референтные точки, служащие приблизительным ориентиром для оценки. Из таблиц Гудинаф — Харриса взяты соотношения баллов и «нормального» IQ, соответствующего 100%, а также те показатели, которые примерно соответствуют IQ=70% (т.е. минимального значения, относящегося к норме). Использование предложенного материала в силу указанных причин-допустимо лишь в следующих пределах. В тех случаях, когда количество баллов ниже, чем соответствующее IQ=70%, это даёт основание для более детального изучения интеллектуальной сферы ребёнка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии. Ещё раз подчеркнём, что на основе лишь данного критерия делать выводы об умственной отсталости недопустимо.
В возрасте 3 лет IQ=100% примерно соответствует количество баллов, равное 7. 70% — 1 балл.
4 года. 100% — 10 баллов; 70% — 3 балла.
5 лет. 100% — 16 баллов; 70% — 6 баллов.
6 лет. 100% — 18—19 баллов; 70% — 7 баллов.
7 лет. 100% — 22—23 балла; 70% — 9 баллов.
8 лет. 100% — 26 баллов; 70% — 10 баллов.
9 лет. 100% — 31 балл; 70% — 13 баллов.
10 лет. 100% — 34—35 баллов; 70% — 14—15 баллов.
И лет. 100% — 36—38 баллов; 70% — 15—16 баллов.
12 лет. 100% — 39—41 баллов; 70% — 18 баллов.
13 лет. 100% — 42—43 баллов; 70% — 21 балл.
14—15 лет. 100% — 44—46Лбаллов; 70% — 24 балла.


Голова на рисунке расценивается как сфера интеллекта, воображения, а также волевого управления «телесными» побуждениями. Уже очень маленький ребёнок считает голову чрезвычайно важной частью тела. Он чувствует, что умелость, ум взрослые как-то связывают с головой.
Поэтому наделение фигуры маленькой головой свидетельствует о переживании своей интеллектуальной неадекватности (что вовсе не обязательно связано с низким уровнем умственного развития). Нечёткое изображение головы -показатель застенчивости, робости. Если голова изображается в последнюю очередь, возникает подозрение на наличие каких-то межличностных конфликтов.
Шея — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Шея появляется в детских рисунках не сразу. Сначала ребёнок рисует голову, непосредственно «приклеенную» к туловищу. Кстати, так рисуют человека и многие взрослые. И вовсе не потому, что её особенно трудно изобразить, а потому, что в их жизни ещё не заняла прочного места та функция, которая на рисунке символизируется шеей — способность к рациональному самоконтролю.
Чрезмерно крупная шея сигнализирует об осознании «телесных» импульсов и старании их контролировать. Дллинная, тонкая шея — свидетельство торможения, регрессии; конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Т олстая короткая шея — уступки своим желаниями слабостям, выражение неподавленного импульса.
Плечи и их размеры — признак физической силы и потребности во власти. Поэтому чрезмерно крупные плечи отражают ощущение большой силы, а мелкие — наоборот, малоценности, ничтожности, причём не только в физическом плане. Угловатые плечи — свидетельство чрезмерной осторожности, повышенной тревожности. Покатые плечи чаще всего отражают сниженный жизненный тонус, уныние, отчаяние, иногда — чувство вины.
Туловище — средоточие жизненных сил. Изображённое угловатым или квадратным свидетельствует о мужественности. Слишком крупное — наличие неудовлетворённых, остро осознаваемых потребностей. Ненормально маленькое — симптом униженности.
Лицо включает глаза, уши, рот и нос. Это рецепторы внешних стимулов — сенсорный контакт с действительностью.
Тщательно выделенное, проработанное лицо свидетельствует о сильной озабоченности отношениями с другими, своим внешним видом.
Подчёркнутый подбородок — потребность в доминировании. Слишком крупный подбородок свидетельствует о стремлении компенсировать ощущаемую слабость, нерешительность.
Уши — это «орган» восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о Себе. Уши крупные или слишком подчёркнутые — возможные слуховые галлюцинации. Встречается у детей, особо чувствительных к критике, а также озабоченных проблемой послушания. Маленькие уши или отсутствие ушей — стремление не принимать никакой критики, заглушить её.
Глаза, закрытые или спрятанные полями шляпы, свидетельствуют о сильном стремлении избегать неприятных визуальных воздействий. Большие расширенные глаза — тревожность, беспокойство, потребность в защите. Лицо с глазами-«точечками» или «щёлочками» несёт в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости.
Рот — символ агрессивности (ведь помимо прочего он служит для того, чтобы кричать, ругаться, кусаться).
Особый знак агрессивности — чётко нарисованные зубы. Рот наподобие клоунского — вынужденная приветливость, неадекватные чувства. Персонаж вообще безо рта или со ртом-точечкой («чёрточкой») не имеет возможности словесно влиять на других людей.
Нос в психоаналитической традиции трактуется как сексуальный символ. Такая трактовка представляется наиболее спорной.
Конечности — руки и ноги — появляются на рисунке ребёнка достаточно рано, пускай и в виде палочек или «сосисок». Для маленького ребёнка первоначальная функция руки — «прицепливание» к телу матери, т.е. функция установления контакта с близким человеком. Лишь впоследствии, пережив отрыв от тела матери, ребёнок открывает вторую функцию руки — функцию взаимодействия с миром предметов и воздействия на этот мир.
Момент, когда ребёнок почувствует себя на что-то способным, обнаружить на рисунке просто: у человечка появляется кисть руки, иногда в виде «варежки», иногда — с пальцами, причём пальцев не обязательно пять. Если пальцев больше, чем пять, то ребёнок чувствует себя более оснащённым, сильным (если на левой руке — то в сфере семейных отношений, если на правой руке — то в мире за пределами семьи — школа, сад, двор и др.); если меньше — то более слабым, чем окружающие.
Руки изображены длинными и мускулистыми — ребёнок ощущает потребность в физической силе, ловкости, храбрости. Слишком длинные руки свидетельствуют об амбициозных стремлениях. Очень короткие руки — ограниченность стремлении, ощущение неадекватности. Изображённые близко к телу руки свидетельствуют о напряжении. Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверенность в себе. Неясно очерченные руки — недостаток уверенности в себе, в деятельности и социальных отношениях. Широкий размах рук — интенсивное стремление к действию (если пальцы при этом сжаты в кулаки открытый протест).
Ноги символизируют опору в реальности и свободу передвижения, а также свободу вообще.
Непропорционально длинные ноги — сильное стремление к независимости. Чем больше площадь опоры у ног — тем твёрже ощущение надёжности. Если же рисунок начат с ног, это свидетельствует о боязливости.
Трактовка позы изображённой фигуры в целом более прямолинейна. Так, если голова представлена в профиль, а тело анфас, это свидетельствует о тревожности, порождённой социальным окружением, и потребности в общении. Бегущий человек — стремление убежать, уклониться, скрыться; легко и размеренно шагающий - уравновешенность.
Видимые нарушения пропорций по отношению к правой и левой сторонам свидетельствуют об отсутствии личного равновесия.
Искажения, идущие по правой стороне изображённого человека, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их воплощают для ребёнка. Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональных привязанностей.
Технические особенности выполнения рисунка также представляют определённую диагностическую ценность. Так, разрывы линий, стёртые детали, пропуски, акцентирование, штриховка выявляют конфликтные сферы.
Отсутствие существенных деталей, если это не связано с интеллектуальной недостаточностью, часто свидетельствует о серьёзном эмоциональном нарушении.

Другой тест Проективная методика «Рисунок человека» Карен Маховер

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.