«Цветовой тест отношений» (ЦТО) Люшер
Психодиагностика психолога в школе - Проективные тесты исследования личности


Автор: М. Люшер


Цель: методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам у детей и взрослых.


Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210х297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зелёная, красная, жёлтая, фиолетовая, коричневая, чёрная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребёнком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.


Инструкция

Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто и где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые?
Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый... и т. д. При этом цвета могут повторяться, т.е. ребёнок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.
В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребёнка.
Для исследования отношений взрослых, предлагается распределить нравственные качества по цветам.


Обработка результатов и интерпретация:


При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение:
Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.
Зелёный: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряжённый.
Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.
Жёлтый: очень активный, открытый, общительный, весёлый.
Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряжённый, имеющий потребность в душевном контакте.
Коричневый: зависимый, чувствительный,
Черный: молчаливый, эгоистичным, враждебный, отвергаемый.
Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.


Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:
Добрый — жёлтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.
Злой — чёрный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни — ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.
Честный — жёлтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.
Лживый — чёрный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и жёлтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.
Щедрый — красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребёнок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать своё, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже чёрный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5— лет) уже не выбирают чёрный и коричневый цвета, тем самым, относя это качество к положительным, хотя отношение остаётся неопределённым. И только в младшем школьном возрасте становится возможным выделение определённых цветов.
Жадный — красный и чёрный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.
Трудолюбивый — фиолетовый и жёлтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.
Ленивый — коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлечённым в дело, вялым, пассивным, а также холодным.

Тест цветовых отношений Эткинд

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.