Автор: М. Люшер
Цель: методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам у детей и взрослых.
Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210х297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зелёная, красная, жёлтая, фиолетовая, коричневая, чёрная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребёнком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.
Инструкция
Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто и где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые? Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый... и т. д. При этом цвета могут повторяться, т.е. ребёнок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия. В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребёнка. Для исследования отношений взрослых, предлагается распределить нравственные качества по цветам.
Обработка результатов и интерпретация:
При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение: Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный. Зелёный: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряжённый. Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный. Жёлтый: очень активный, открытый, общительный, весёлый. Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряжённый, имеющий потребность в душевном контакте. Коричневый: зависимый, чувствительный, Черный: молчаливый, эгоистичным, враждебный, отвергаемый. Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.
Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают: Добрый — жёлтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый. Злой — чёрный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни — ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение. Честный — жёлтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность. Лживый — чёрный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и жёлтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться. Щедрый — красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребёнок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать своё, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже чёрный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5— лет) уже не выбирают чёрный и коричневый цвета, тем самым, относя это качество к положительным, хотя отношение остаётся неопределённым. И только в младшем школьном возрасте становится возможным выделение определённых цветов. Жадный — красный и чёрный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным. Трудолюбивый — фиолетовый и жёлтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив. Ленивый — коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлечённым в дело, вялым, пассивным, а также холодным.
Тест цветовых отношений Эткинд |