Методика «Автопортрет»
Психодиагностика психолога в школе - Проективные тесты исследования личности


Автор: Р. Бернс


Цель: анализ самосознание личности.

 

Описание:

Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самоотношение, самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности). Проективные рисуночные тесты человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального развития детей и подростков (F. Goodenough, 1926), далее возможности данной методики были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека, его социальных взаимодействий и адаптации (K. Machover, 1949).
По определению автопортрет — это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздаёт основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.
Испытуемым предлагается нарисовать на листе бумаги свой портрет. Способности к рисованию при этом не имеют никакого значения.
Оборудование: листы А4, цветные карандаши, простой карандаш.


Интерпретация результатов (Р. Бернс)


Голова:
Большая голова обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом.
Маленькая голова обычно отражает трудности с усвоением информации или проблемы с оценкой окружающей действительности.


Глаза:
Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и сверхчувствительности по отношению к общественному мнению.
Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают, что человек углублен в свой внутренний мир и имеет склонность к самокопанию.


Уши и нос:
Большие уши предполагают чувствительность к критике.
Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем.
Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.


Рот:
Крупный или очень чётко прорисованный рот предполагает чувственность или возможные проблемы с речью.
Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.


Руки:
Символизируют контакт личности с окружающим миром.
Скованные руки предполагают жёсткую, обязательную, замкнутую личность.
Вяло опущенные руки предполагают неэффективность.
Хрупкие, слабые руки означают физическую или психологическую слабость.
Длинные, сильные руки говорят об амбициозности и интересе к событиям внешнего мира.
Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.


Ноги:
Длинные ноги означают потребность в независимости.
Большие ноги подразумевают потребность в безопасности.
Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие опоры.


Кроме того, все рисунки можно объединить следующим образом:


1. Эстетическое изображение. Как правило, такой рисунок выполняют люди, обладающие художественными способностями: имеют место лёгкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа.


2. Схематическое изображение. Лицо и тело, схематично изображённые в профиль и анфас. Такие рисунки характерны для людей интеллектуального склада
(мыслителей), для которых важно получить общее представление о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, такое изображение нарисовано мыслителем со склонностью к обобщению.


3. Реалистическое изображение выполнено с более тщательными подробностями, т. Е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные замечать детали и тщательно обдумывать ситуацию.


4. Метафорическое изображение. Человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. Д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способностями и чувством юмора.


5. Автопортрет в интерьере. Человек изображает себя в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. Д. По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также повышенным вниманием к своему предметному окружению.


6. Эмоциональный автопортрет. Человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии. Часто такой портрет является шаржем или напоминает его. По- видимому, лица, обладающие повышенной эмоциональностью, замечающие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причём изображаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая переживается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо.


7. Изображение позы или движения. Человек рисует себя в период совершения какого-либо действия. Возможно, такой тип изображения свойственен лицам с выразительными движениями, увлечённостью спортом, танцами и т. п.


8. Автопортрет со спины. Вместо лица нарисован затылок. Обычно такое изображение свойственно людям, не желающим поступать в соответствии с инструкцией, делающим все всегда наоборот и таким образом привлекающим к себе внимание либо не желающим рисовать лицо.

 


Интерпретация результатов (К. Маховер)


К. Маховер предложил иную интерпретацию результатов диагностики:
В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определённый смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.

методика автопортрет
методика автопортрет 2

14 - демонстративность

14. 1 длинные ресницы
14. 2 волосам уделено много внимания
14. 3 выделенные крупные губы
14. 4 одежда тщательно прорисованная, украшенная
14. 5 макияж и украшения

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.