Автор: Р. Бернс
Цель: анализ самосознание личности.
Описание:
Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самоотношение, самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности). Проективные рисуночные тесты человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального развития детей и подростков (F. Goodenough, 1926), далее возможности данной методики были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека, его социальных взаимодействий и адаптации (K. Machover, 1949). По определению автопортрет — это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздаёт основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений. Испытуемым предлагается нарисовать на листе бумаги свой портрет. Способности к рисованию при этом не имеют никакого значения. Оборудование: листы А4, цветные карандаши, простой карандаш.
Интерпретация результатов (Р. Бернс)
Голова: Большая голова обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Маленькая голова обычно отражает трудности с усвоением информации или проблемы с оценкой окружающей действительности.
Глаза: Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и сверхчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают, что человек углублен в свой внутренний мир и имеет склонность к самокопанию.
Уши и нос: Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.
Рот: Крупный или очень чётко прорисованный рот предполагает чувственность или возможные проблемы с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.
Руки: Символизируют контакт личности с окружающим миром. Скованные руки предполагают жёсткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки означают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки говорят об амбициозности и интересе к событиям внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.
Ноги: Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие опоры.
Кроме того, все рисунки можно объединить следующим образом:
1. Эстетическое изображение. Как правило, такой рисунок выполняют люди, обладающие художественными способностями: имеют место лёгкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа.
2. Схематическое изображение. Лицо и тело, схематично изображённые в профиль и анфас. Такие рисунки характерны для людей интеллектуального склада (мыслителей), для которых важно получить общее представление о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, такое изображение нарисовано мыслителем со склонностью к обобщению.
3. Реалистическое изображение выполнено с более тщательными подробностями, т. Е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные замечать детали и тщательно обдумывать ситуацию.
4. Метафорическое изображение. Человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. Д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способностями и чувством юмора.
5. Автопортрет в интерьере. Человек изображает себя в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. Д. По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также повышенным вниманием к своему предметному окружению.
6. Эмоциональный автопортрет. Человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии. Часто такой портрет является шаржем или напоминает его. По- видимому, лица, обладающие повышенной эмоциональностью, замечающие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причём изображаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая переживается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо.
7. Изображение позы или движения. Человек рисует себя в период совершения какого-либо действия. Возможно, такой тип изображения свойственен лицам с выразительными движениями, увлечённостью спортом, танцами и т. п.
8. Автопортрет со спины. Вместо лица нарисован затылок. Обычно такое изображение свойственно людям, не желающим поступать в соответствии с инструкцией, делающим все всегда наоборот и таким образом привлекающим к себе внимание либо не желающим рисовать лицо.
Интерпретация результатов (К. Маховер)
К. Маховер предложил иную интерпретацию результатов диагностики: В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определённый смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.
14 - демонстративность
|
14. 1 длинные ресницы 14. 2 волосам уделено много внимания 14. 3 выделенные крупные губы 14. 4 одежда тщательно прорисованная, украшенная 14. 5 макияж и украшения
|
|