Методика «Сравнение похожих рисунков» Дж. Кагана
Психодиагностика психолога в школе - Проективные тесты исследования личности

Методика диагностирует когнитивный темп, импульсивность — рефлективность; позволяет строить прогнозы академических достижений обучающихся и решать вопросы профориентации. Она состоит из тренировочных и основных листов, на каждом из которых сверху находится изображение фигуры-эталона, а внизу — 8 почти идентичных изображений, среди которых только одно полностью совпадает с эталоном.


Методика основана на теории когнитивных контролей. В литературе имеются указания на то, что показатели латентного времени ответа (положительно) и количество ошибок (отрицательно) коррелируют с количеством правильных ответов по тесту Дж. Равена [Холодная, М. ,. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. - 2-е изд. - СПб., 2002]. Показатели замедления когнитивного темпа в группе испытуемых с высоким психометрическим интеллектом положительно коррелируют со способностью к понятийной абстракции и способностью устанавливать смысловые связи между понятиями [Кострикина, И. С. Имплицитная обучаемость как механизм прироста интеллектуального потенциала / И. С. Кострикина // IV Междунар. коф. по когнитивной науке: тезисы докладов: в 2 т. - Томск, 2010. - Т. 2.].
В ходе работы с методикой испытуемому предлагается найти и указать изображение, полностью идентичное эталону. При анализе данного стилевого параметра, по В. Колга, целесообразно различать его содержательные (точность) и динамические (скорость) аспекты.

Обработка результатов: показатели импульсивности — рефлективности: латентное время первого ответа, общее количество ошибок. Полученные данные обрабатываются с помощью медианного критерия: рефлективные индивидуумы находятся выше медианы времени ответа и ниже медианы количества ошибок; импульсивные испытуемые — ниже медианы времени ответа и выше медианы количества ошибок. В среднем 2/3 испытуемых приходится на рефлексивных и импульсивных, 1/3 — на «быстрых и точных» и «медленных и неточных». Корреляция меж у временем первого ответа и общим количеством ошибок — отрицательная.


Интерпретация результатов: рефлективность предполагает следующие особенности интеллектуальной деятельности (соответственно противоположные особенности характеризуют полюс импульсивности): использование более продуктивных стратегий решения задач, более высокий уровень метапамяти (интроспективного знания об особенностях работы собственной памяти), поленезависимость, высокие показатели учебной успеваемости [Холодная М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума / М. А. Холодная. - М., 2002.]. Рефлексивные люди склонны принимать решение, основываясь на максимально полной информации, импульсивные — на недостаточном ее количестве. Импульсивные испытуемые, как правило, демонстрируют низкие показатели по шкале рациональности. По мнению Ч. Носала, полюс рефлективности характеризует целостная понятийно дифференцированная модель ситуации, на полюсе импульсивности решения строятся индуктивным путем, методом проб и ошибок [ * Лобанов, А. П. Психология интеллекта и когнитивных стилей / А. П. Лобанов. - Минск, 2008.
* Лобанов, А. П. Интеллект и ментальные репрезентации: образовательный подход: монография / А. П. Лобанов. - Минск, 2010.
* Лобанов, А. П. Механизмы категоризации и эффективность формирования ментальных репрезентаций / А. П. Лобанов, Н. П. Радчикова // Весц БДПУ. - 2009. - № 3.].

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.