Цель теста «Мое актуальное эмоциональное состояние»: Выявление актуального эмоционального состояния опрашиваемого с целью оказания психологической помощи.
Ход исследования: Респонденту предлагается посмотреть на планшет с изображениями различных цветов и выбрать из палитры цветов наиболее приятный и неприятный для него.
Инструкция: Выберите, пожалуйста, один цвет палитры, который больше всего сейчас приятен Вам, а затем тот цвет, который неприятен для Вас. Долго думать не надо, самый верный ответ тот, который первым пришел Вам в голову.
Определение актуального эмоционального состояния опрашиваемого в зависимости от выбора цвета производится согласно прилагаемой таблицы. Если в процессе тестирования и наблюдения за респондентом исследователь выявил у него актуальное крайне негативное психологическое состояние, то об этом он должен в обязательном порядке сообщить администрации учреждения, где исследование, с целью своевременного оказания респонденту профессиональной психологической помощи.
ПАЛИТРА ЦВЕТОВ из таблицы «безопасных» цветов
Определение ситуативного эмоционального состояния человека в зависимости от выбора цвета
№ п/п
|
«+», положительное значение цвета
|
Цвет
|
«—», отрицательное значение цвета
|
1
|
Чистота, гармония, ощущение нового этапа в жизни
|
Белый
|
Траур
|
2
|
Высокая мотивация достижения; потребность в самореализации; стремление к доминированию; спонтанность и раскрепощенность поведения; высокая самооценка; любовь, эротическое влечение
|
Красный
|
Наступательная агрессивность «завоевателя»; склонность к неоправданному риску
|
3
|
Желание душевной гармонии; мягкость
|
Розовый
|
Инфантилизм
|
4
|
Оптимистичность; потребность в социальной активности; эмоциональная открытость, непосредственность чувств; потребность нравиться окружающим, поиск признания и стремление к сопричастности в межличностном взаимодействии; любые формальные рамки тесны и плохо переносятся; пристрастие к забавам, игровому компоненту в деятельности; экстравертированность
|
Желтый
|
Эмоциональная неустойчивость; демонстративность; зависимость от средовых воздействий; тенденция к избеганию ответственности; выраженная эмоциональная переключаемость без глубины переживаний и непостоянство в привязанностях; ревность, зависть, жадность, лживость, мания, бред
|
5
|
Эмоциональная зрелость личности; радость; энергия; сила
|
Оранжевый
|
Вытесняет другие цвета, страсть борьбы и войны
|
6
|
Материнство, плодородие, земля; выраженная
|
Коричневый
|
Грязь, гной, кал; подавленность, состояние
|
|
потребность в отдыхе, щадящем режиме, восстановлении сил; стремление освободиться от избыточной и обременительной ответственности
|
|
на грани нервного срыва; наличие внутриличностного конфликта; эмоциональная напряженность с тенденцией к самотизации тревоги; избыточная самокритичность; неуверенность в себе, бессилие
|
7
|
Интеллектуальная активность, тенденция к системному подходу при решении проблем; тропизм (тяга) к видам деятельности в сфере точных знаний; согласие, помощь, доброта; витальное начало, рост, надежда; потребность в самоутверждении, в достижении высокого социального статуса и положению лидера в социальном окружении
|
Зеленый
|
Яд, болезнь, незрелость; пассивно-оборонительная позиция
|
8
|
Потребность в глубокой привязанности как инструмента достижения внешней защиты; дисциплина, порядок, верность, глубина чувств; интровертированность, избирательность в контактах; аналитический склад ума
|
Синий
|
Инертность в принятии решений; безумие, иррациональность
|
9
|
Потребность в физическом расслаблении, покое, простора
|
Голубой
|
Чрезмерная физическая пассивность
|
10
|
Созерцательная позиция; иррациональность притязаний; эмоциональность и субъективность
|
Фиолетовый
|
Эмоциональная незрелость; трудности социальной адаптации; недостаток
|
|
пристрастий превалирует над рассудочностью; нешаблонный, самобытный подход к решению проблем, оригинальность мышления, богатое воображение; ранимость, сензитивность, тонкая нюансированность чувств, своеобразие интересов, суждений
|
|
практицизма, реалистичности; индивидуалистичность, создающая трудности в попытках завязывания контактов
|
11
|
Отстаивание собственной точки зрения; достоинство, торжество
|
Черный
|
Протестная реакция на сложившуюся ситуацию; негативизм по отношению к любым авторитетам, внешнему давлению, средовым воздействиям
|
12
|
Склонность к раздумью; скромность
|
Серый
|
Тенденция к пассивности, отходу от социальных контактов, ограничение сферы общения; пессимистический настрой; опустошенность, инертность, усталость
|
Литература 1. Гриднева С. В. Личностные детерминанты страхов стратегий совладающего поведения у детей 9—10 лет / науч. рук. А. И. Тащёва.: дис. ... канд. психол. наук. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. — 174 с. 2. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. Методическое руководство Л. Н. Собчик. — М.: Всесоюзный начно-исследовательский институт медицинской техники, 1990. — 99 с. 3. Психологическая служба в образовании: теория и практика. Вып. VI: Консультативная практика в образовании. — Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 1998. — 82 с. |