На главную Психодиагностика психолога в школе Отношение к школе Проведение независимой экспертной оценки удовлетворённости педагогов, учащихся, родителей работой школы
Проведение независимой экспертной оценки удовлетворённости педагогов, учащихся, родителей работой школы
Психодиагностика психолога в школе - Отношение к школе
Индекс материала
Проведение независимой экспертной оценки удовлетворённости педагогов, учащихся, родителей работой школы
Основные направления и последовательность обработки результатов анкетирования
Сводная таблица результатов удовлетворенности образовательным процессом
Таблица результатов удовлетворённости образовательным процессом
Анкета для детей 2-5 классов
Анкета для учащихся 6-9 классов
Анкета для учащихся 10-12 классов
Анкета для педагогов
Анкета для родителей
Все страницы

Методико-практические материалы

Только субъектная позиция участников образовательного процесса позволяет сделать его активным и развивающим

Н.В.Калинина, М.И.Лукьянова в журнале «Педагогическая диагностика» (№1 за 2004 г.) предложили модель изучения психолого-педагогического показателя результативности деятельности школы как удовлетворенность участников образовательного процесса его важнейшими сторонами. Они не исчерпывают всей полноты проблемы, однако предлагаемый подход позволяет в достаточной мере высветить слабые места в деятельности образовательного учреждения с точки зрения самих её участников.
В качестве диагностического инструментария, положенного в основу анкет, взяты четыре стороны образовательного процесса: деятельностная, организационная, социально-психологическая, управленческая.
Анкеты разработаны для всех участников образовательного процесса: учеников, педагогов, родителей.

Особенности организации проведения экспертной оценки

Проводя диагностику удовлетворённости учеников различными сторонами образовательного процесса, важно учитывать их возрастные особенности. Процесс исследования и диагностический инструментарий различаются в 3-х возрастных группах школьников (младшей, средней и старшей).
К младшей группе относятся дети 7—11 лет, ученики 2—5 классов. С этой группой детей исследование проводится в форме индивидуальной беседы по вопросам анкеты, во время которой в непринуждённой, доброжелательной обстановке фиксируются ответы детей. При невозможности такой организации каждому ученику предлагается выразить на бланке анкеты знаком «+» своё согласие с утверждением («да, это так») или знаком «-» своё несогласие («нет, это не так»).
К средней группе относятся ученики 6—9 классов. Они самостоятельно заполняют бланки анкет. Старшая группа — ученики 10-12 классов могут выражать своё согласие или несогласие как в бланке анкеты, так и воспринимая вопросы на слух. Родители самостоятельно заполняют анкеты.
К исследованию не обязательно привлекать всех участников образовательного процесса учреждения образования, достаточно обеспечить репрезентативную выборку. Для этого можно отобрать представителей всех возрастных групп, всех типов классов и социальных групп (материальное положение, образовательный уровень родителей и т.п.). Достоверность сведений обеспечивается, если число участников опроса составит не менее 30% школьников по каждой возрастной группе и не менее 30% родителей учеников каждой возрастной группы. Анкеты заполняют все педагоги школы.
Изучать мнение по данным сторонам развития учреждения образования желательно каждый год. В этом случае у педагогического коллектива школы появляется возможность видеть ежегодную динамику изменений, отслеживать влияющие на неё причины.
Для того чтобы использовать предлагаемый диагностический инструментарий при лонгитюдном отслеживании (лонгитюдный метод – исследование, проводимое посредством наблюдения за рядом субъектов в течение длительного периода времени. «Большой толковый психологический словарь») школой результативности своей деятельности и выработки адекватных управленческих решений, необходимо соблюдать следующие условия:

  • по каждой группе участников опроса должна быть возможность проследить динамику их удовлетворенности образовательным процессом по мере продвижения по возрастным ступеням обучения (участники опроса должны неоднократно выражать своё мнение на разных этапах школьного обучения: например, во 2-м классе, затем в 6-м классе, потом в 9-м и 11-12 классах). Это позволит видеть результаты деятельности учреждения образования, его способность удовлетворять запросы, потребности, интересы школьников и родителей, своевременно реагировать на неблагоприятные факторы и эффективность педагогических действий, усилий;
  • опрос мнений участников диагностики предлагается вести анонимно;
  • необходимо подчеркнуть важность и значение позиции каждого ученика, педагога и родителя;
  • доброжелательная, спокойная, доверительная атмосфера в каждой группе участников опроса – обязательное условие получения достоверных результатов.

Инструкция не ограничивает время на ответы, хотя апробация анкет показала, что на опрос детей уходит не более 10-20 минут (в зависимости от возраста), на опрос взрослых – 5-10 минут. В это же время удаётся провести вместе с участниками опроса и первичную обработку результатов:

  • подсчёт положительных суждений по каждому блоку анкеты (I, II, III, IV) и по всей анкете в целом.

Обработка результатов

Результаты обрабатываются по каждой стороне образовательного процесса отдельно и в целом в каждой группе участников опроса (ученики, педагоги, родители).


Первоначально у каждого участника опроса (во всех группах: школьников, педагогов, родителей) подсчитывается индекс удовлетворённости по каждой стороне образовательного процесса – деятельностной (I блок анкеты), организационной (II блок), социально-психологической (III блок анкеты) и управленческой (IV блок анкеты).
Вводятся следующие обозначения:

  • i — номер каждого участника опроса, изменяющийся в пределах от 1 до N;
  • N — общее число респондентов в каждой группе;
  • ИУ1i — индекс удовлетворенности деятельностной стороной образовательного процесса каждого участника опроса;
  • ИУ2i — индекс удовлетворенности организационной стороной образовательного процесса;
  • ИУ3i; — индекс удовлетворенности социально-психологической стороной образовательного процесса;
  • ИУ4i — индекс удовлетворенности административной (управленческой) стороной образовательного процесса;
  • ИУi — индекс удовлетворенности образовательным процессом в целом каждого участника опроса.

Для получения индекса удовлетворенности /ИУ/ по каждой стороне образовательного процесса необходимо подсчитать количество положительных ответов /КПО /(«+»), отмеченных при ответах на вопрос в каждом блоке (I, II, III, IV) и разделить на общее количество вопросов или суждений (ОКВ/С/) в данном блоке.
Подсчёт ведётся по формуле:

отношение к школе

Например, в анкете для учителя по деятельностной стороне содержится 9 вопросов (суждений). Знаком «+» педагог отметил 4 из них. Значит,

отношение к школе

то есть данный педагог удовлетворён деятельностной стороной образовательного процесса на 44%.
Аналогичным образом обрабатываются данные по каждой стороне образовательного процесса. Так как изучается отношение к четырем сторонам образовательного процесса, то при подсчёте будет ИУ1; ИУ2, ИУ3, ИУ4 у каждого опрашиваемого.
Затем следует определить индекс удовлетворенности образовательным процессом в целом у каждого опрашиваемого (ИУi).
Для получения индекса удовлетворенности образовательным процессом /ИУ/ применяется та же формула, где ОКПО (общее количество положительных ответов по всей анкете) делится на ОКВ (общее количество вопросов в анкете):

отношение к школе

Для безошибочной обработки результатов и с целью точной фиксации статистического материала при исследовании следует составить сводные таблицы результатов и все полученные при расчёте данные внести в них.


Сводная таблица результатов удовлетворенности образовательным процессом

(мнение учеников)

(указывается группа: 2-5 классы, 6-9 классы, 10-12 классы)

№ п/п
участников опроса

ИУ1 (в %)

ИУ2 (в %)

ИУ3 (в %)

ИУ4 (в %)

 

ИУ (в %)

I

II

III

IV

V

VI

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

..

 

 

N

 

 

N –- общее количество участников опроса

Общий индекс удовлетворенности деятельностной стороной образовательного процесса для данной группы участников опроса ОИУ1 =…

Общий индекс удовлетворённости организационной стороной образовательного процесса для данной группы участников опроса ОИУ2 =…

Общий индекс удовлетворённости социально-психологической стороной образовательного процесса для данной группы участников опроса ОИУ3 =…

Общий индекс удовлетворённости управленческой стороной образовательного процесса для данной группы участников опроса ОИУ4 =…

Общий индекс удовлетворённости образовательным процессом
в целом ГИУ =…

Для обобщения полученных результатов опроса по каждой группе участников подсчитывается в каждой группе общий индекс удовлетворённости по каждой стороне образовательного процесса (ОИУ1, ОИУ2, ОИУ3, ОИУ4). Вычисления проводятся по формулам:

отношение к школе отношение к школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате обработки результатов опроса получаем ГИУ учеников 2-5-х классов, ГИУ учеников 6-9-х классов, ГИУ учеников10-11-х классов, а также ГИУ педагогов образовательного учреждения и ГИУ родителей учеников разных возрастных групп (см. пример).


Таблица результатов удовлетворённости
образовательным процессом по мнению учеников 2-5 классов


п/п

Деятельностная сторона образовательного процесса 1

Организационная сторона образовательного процесса 2

Социально-психологическая сторона образовательного процесса
3

Административная сторона образовательного процесса 4

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

1

2

3

4

N

S общее

S общее

S общее

S общее

Итого

Ответы на вопросы могут состоять из двух вариантов ответов: Да – 1; Нет – 0.
Вычисления по каждой стороне образовательного процесса для каждого участника проводятся по формуле (например, 1 – деятельностная сторона):

отношение к школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окончательные итоги изучения степени удовлетворенности участников образовательного процесса его различными сторонами фиксируем в итоговой таблице

Сводная итоговая таблица результатов «Удовлетворённость участников образовательного процесса его различными сторонами»

Участники (количество участвующих в опросе)

Общий индекс удовлетворённости деятельностной стороной образоватеьного процесса ОИУ1, в %

Общий индекс удовлетворённости организационной стороной образовательного процесса ОИУ2, в %

Общий индекс удовлетворённости социально-психологической стороной образовательного процесса ОИУ3, в %

Общий индекс удовлетворённости административной стороной образовательного процесса ОИУ4, в %

Групповой индекс удовлетворённости образовательным процессом в целом ГИУ, в %

Учащиеся:
2-5 классы (чел.)

6-9 классы

10-11 классы

Педагоги

Родители учеников:

2-5 классы

6-9 классы

10-11 классы

Группировка данных опроса в итоговой таблице даёт возможность анализировать полученные результаты как по каждой стороне образовательного процесса, так и в целом. Анализ результатов предполагает сравнение общих индексов удовлетворенности по четырем сторонам учебно-воспитательного процесса у школьников, педагогов, родителей. Удовлетворенность образовательным процессом в целом наглядно демонстрируется групповым индексом учеников разных возрастных групп, педагогов и родителей. Полученные количественные характеристики покажут разницу (или единство) в восприятии взрослых и детей, необходимость целенаправленных управленческих действий в том или ином направлении деятельности образовательного учреждения, позитивные результаты в работе школьного коллектива.
Пример проведения опроса по Лепельскому региону. В данном опросе фиксировались три варианта ответов: да, не всегда, нет. Количество вариантов ответов может быть разное – от двух (да, нет) до четырёх (да; чаще да, чем нет; чаще нет, чем да; нет).
Инструкция по заполнению таблицы. Напротив каждого вопроса в соответствующих колонках укажите количество учащихся, давших тот или иной ответ. Область таблицы, закрашенная серым цветом служит для обработки данных, в нее нельзя вносить изменения. В последних двух колонках таблицы дается количественная (в %) и качественная оценка индекса удовлетворенности учащихся: 1. Деятельностной стороной образовательного процесса. 2. Организационной стороной. 3. Социально-психологической стороной. 4. Административной стороной. Внизу таблицы дается оценка образовательного процесса в целом и его уровень.

Утверждение

Да

Нет

% от максимально возможной суммы баллов

Качественная оценка параметров

1.1. Мне нравится учиться в этой школе

82

0

83,08

Высокий уровень

1.2. На уроках я узнаю много нового и интересного

73

1

1.3. Уроки мне кажутся увлекательными, интересными

46

6

1.4. Учителя понятно объясняют даже трудный материал

75

1

1.5. Чаще всего уроки – разные, не похожие друг на друга

64

6

1.6. Учителя справедливо оценивают результаты моего труда

63

5

1.7. Мне дано право выбирать спецкурсы и факультативы

75

13

1.8. Домой мне задают столько, сколько я могу выполнить

58

8

1.9. В школе меня учат взаимодействовать с другими людьми, общаться

86

0

1.10. Я могу проявить в школе свои возможности и способности

71

2

2.1. В школе уютно, чисто, красиво

71

6

81,41

Высокий уровень

2.2. У меня удобное расписание уроков

58

4

2.3. Мне нравится, как в школе организовано питание

66

4

2.4. В нашей школе есть возможность интересно проводить свободное (внеурочное) время

76

4

2.5. В школе проходит много интересных дел и мероприятий

78

2

2.6. В школе мне не бывает скучно

50

9

3.1. Учителя справедливо относятся ко мне

62

2

78,96

Высокий уровень

3.2. В трудную минуту я всегда могу обратиться за помощью к педагогам

72

0

3.3. Наш класс – дружный

50

12

3.4. Мои одноклассники при необходимости мне помогают

52

13

3.5. Большинство учителей в школе мне нравятся

87

4

3.6. В школе я чувствую себя хорошо, комфортно

56

4

4.1. Учителя в школе интересуются мнением ребят

65

0

75,90

Высокий уровень

4.2. В школе я могу свободно высказывать свое мнение

45

11

4.3. Если надо, я могу пойти за помощью к завучу, директору

60

11

4.4. В школе обо мне заботятся

54

9

4.5. Я замечаю, что в школе происходят изменения в лучшую сторону

63

11

4.6. Если у меня появится возможность, то я вновь выберу свою школу

66

10

80,31

отношение к школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность образовательного учреждения может быть признанауспешной и обеспечивающей образовательные потребности учеников и родителей в том случае, если общий индекс удовлетворенности равен 70% и выше.
Положительная динамика по годам показателя удовлетворенности среди всех возрастных групп школьников, а также положительная динамика по годам показателя удовлетворенности среди родителей школьников будут свидетельствовать о целенаправленной работе педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения над развитием и совершенствованием учебно-воспитательного процесса, о своевременной коррекции педагогической деятельности на основе отслеживания её результатов.
Об эффективности работы школы также будет свидетельствовать низкая степень различия между показателем удовлетворенности образовательным процессом учеников и показателем удовлетворенности учителей. В этом случае можно говорить об ориентации педагогов как организаторов учебно-воспитательного процесса на мнение школьников, о рефлексивной позиции учителей и нацеленности педагогической деятельности коллектива школы на удовлетворение образовательных потребностей тех, ради кого она и осуществляется.
Включение в систему психолого-педагогических измерений такого показателя, как удовлетворённость участников образовательного процесса его различными сторонами достаточно ярко характеризует личностно ориентированную направленность деятельности учреждения oбразования и его осознанное стремление получать достоверные сведения о характере, качестве и результатах своей работы.
Предлагаемые анкеты имеют рекомендательный и достаточно общий характер. Они дают общий показатель степени удовлетворенности образовательным процессом учеников, педагогов, родителей и показатели удовлетворенности каждой его стороной.
Для качественного анализа ответа на вопрос, что именно нужно изменить в учреждениях образования для повышения удовлетворенности образовательным процессом его участников, можно провести дополнительное исследование:
1) педагогам, родителям, старшеклассникам предлагается дописать предложение: «Ябыл бы больше удовлетворен образовательным процессом, если бы...»;
2) ученикам среднего звена предлагается закончить предложение: «В школе было бы лучше, если бы...»;
3) с учениками начальной школы и пятиклассниками можно провести беседу по вопросам: «Что тебе нравится в школе? Представь себе, что тебе можно снова пойти в школу в первый раз. Расскажи, в какой школе ты хотел бы учиться? чему там учат? как учат? и т.д. (сюда включаются критерии всех четырёх сторон образовательного процесса)».
Выводы о высокой или низкой удовлетворенности школьников могут быть сделаны благодаря её опосредованному изучению (с помощью диагностики самих психологических показателей). Постоянно отслеживать показатели удовлетворенности образовательным процессом школьный психолог может с помощью диагностических методик.

  1. Опросник САН (самочувствие, активность, настроение). В кн.: Немчин, Т.А. Альманах психологических тестов /Т.А.Немчин. – М.: КСП. – 1995. – С.154-155.
  2. Личностная шкала проявлений тревоги, адаптированная Немчиным Т.А. В кн.: Немчин, Т.А. Альманах психологических тестов /Т.А.Немчин. – М.: КСП. – 1995. – С.159-164.
  3. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: Описание и руководство к использованию /Отв. ред.: А.Ф.Кудряшов. – Петрозаводск: Петроком. – 1992. – С.45-49.
  4. Шкала школьной тревожности Филлипса. В книге:
    Немчин, Т.А. Альманах психологических тестов /Т.А.Немчин. – М.: КСП. – 1995. – С.165-171.
  5. Опросник нервно-психического напряжения (НПН)
    Немчина Т.А. В кн.: Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие /Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС. – 1995. – С.225-230.

Вопросы для собеседования с детьми 2-5 классов

I

  1. Тебе нравится школа, в которой ты учишься?
  2. Тебе интересно учиться в школе?
  3. На уроках ты узнаешь много нового и интересного?
  4. У тебя добрые учителя?
  5. Объяснения учителей на уроках тебе понятны?
  6. Много интересного знают твои учителя?
  7. Учитель справедливо оценивает твой труд?
  8. Тебя учат, как себя вести в обществе?

II

  1. Тебе в школе весело?
  2. Бывает так, что тебе нечем в школе заняться?
  3. В школе много интересных дел?
  4. В школе есть возможность отдохнуть?
  5. Ты на уроке устаешь?
  6. Тебе бывает на уроке скучно?
  7. Тебе нравится такое расписание уроков?
  8. Тебе нравится, как проходят перемены?
  9. В школе хорошо кормят?
  10. В школе уютно и красиво?

Вопросы 2, 5, 6 предполагают отрицательный ответ как желательный. Знак «+» ставится, если на эти вопросы ребёнок ответил «нет».

III

  1. Тебя любят и ценят учителя?
  2. Учитель всегда приходит тебе на помощь?
  3. Ты доверяешь учителям?
  4. У вас дружный класс, где все помогают друг другу?
  5. Ты хорошо себя чувствуешь в классе?
  6. У тебя в школе много друзей?
  7. Ты любишь, когда твои родители приходят в школу?
  8. Ты в школу идешь с удовольствием?

IY

  1. В школе о тебе заботятся?
  2. Ты замечаешь в школе какие-нибудь хорошие изменения?
  3. Если бы у тебя появилась возможность выбирать, ты бы выбрал снова эту школу?
  4. Ты знаешь директора своей школы?
  5. Ваш завуч часто приходит к вам в класс?

Анкета для учащихся 6-9 классов

Дорогой друг! Поделись своим мнением о школе, в которой учишься. Прочитай каждое утверждение. Если ты с ним согласен, поставь рядом с номером вопроса знак «+», если не согласен, то ставь « - ».

I

  1. Мне нравится учиться в этой школе.
  2. На уроках я узнаю много нового и интересного.
  3. Уроки кажутся мне увлекательными, интересными.
  4. Учителя понятно объясняют даже трудный материал.
  5. Чаще всего уроки — разные, не похожие друг на друга.
  6. Учителя справедливо оценивают результаты моего труда.
  7. Мне дано право выбирать спецкурсы и факультативы.
  8. Домой мне задают столько, сколько я могу выполнить.
  9. В школе меня учат взаимодействовать с другими людьми, oбщаться.
  10. Я могу проявить в школе свои возможности и способности.

II

  1. В школе уютно, чисто, красиво.
  2. У меня удобное расписание уроков.
  3. Мне нравится, как в школе организовано питание.
  4. В нашей школе есть возможность интересно проводить свободное (внеурочное) время.
  5. В школе проходит много интересных дел и мероприятий.
  6. В школе мне не бывает скучно.

III

  1. Учителя справедливо относятся ко мне.
  2. В трудную минуту я всегда могу обратиться за помощью к педагогам.
  3. Наш класс — дружный.
  4. Мои одноклассники при необходимости мне помогают.
  5. Большинство учителей в школе мне нравятся.
  6. В школе я чувствую себя хорошо, комфортно.

IV

  1. Учителя в школе интересуются мнением ребят.
  2. В школе я могу свободно высказывать своё собственное мнение.
  3. Если надо, я могу пойти за помощью к завучу, директору.
  4. В школе обо мне заботятся.
  5. Я замечаю, что в школе происходят изменения в лучшую сторону
  6. Если у меня появится возможность, то я вновь выберу свою школу.

Анкета для учащихся 10-12 классов

Уважаемый старшеклассник! Поделись, пожалуйста, своим мнением об образовательном процессе в нашей школе. Прочитай внимательно каждое утверждение. Если ты с ним согласен, то рядом с номером вопроса поставь знак «+», если не согласен, то поставь знак « - ».

I

  1. Я ощущаю в школе, на занятиях своё целенаправленное продвижение вперёд.
  2. На уроках есть возможность обсудить что-то очень важное для нас.
  3. Я имею право выбора содержания своего образования (факультативы, спецкурсы, профильные классы и др.).
  4. В школе нас учат самостоятельно добывать знания, быть активными в познании.
  5. На уроках есть возможность проявить свою самостоятельность.
  6. За результаты своего учения ответственен я сам.
  7. Результаты моего учения педагоги оценивают объективно, справедливо.
  8. Учителя учитывают мои особенности и возможности.
  9. Я редко в течение урока ощущаю физическое недомогание, плохо себя чувствую.
  10. Объём домашних заданий соответствует моим возможностям (то, что задают, можно выполнить за 2,5—3 часа).
  11. Мне редко на уроках бывает скучно и утомительно.
  12. Чаще всего учителя интересно и эмоционально объясняют учебный материал на уроке.
  13. В школе нас учат взаимодействовать с другими людьми, жить в обществе.

II

  1. Меня устраивают условия труда, созданные в школе.
  2. Расписание уроков удобное.
  3. Учебная нагрузка распределяется равномерно в течение недели.
  4. В школе уютно, красиво, чисто.
  5. В школе есть возможность интересно проводить внеурочное (свободное) время.
  6. Меня устраивает организация питания в школе.
  7. Жизнь в школе кажется мне насыщенной и интересной.
  8. В школе заметно сотрудничество с другими организациями, предприятиями, другими школами, центрами творчества и т.д.
  9. Распорядок дня в школе целесообразен и хорошо продуман.
  10. В нашей школе проходит много интересных мероприятий.

III

  1. Педагоги относятся ко мне так, как я этого заслуживаю.
  2. Когда у меня возникают трудности, педагоги мне помогают.
  3. Я могу высказывать своё мнение, когда в школе принимают решение.
  4. Большинство учителей относятся ко мне с yважением и пониманием.
  5. Я не испытываю боязни и страха, когда учитель вызывает меня к доске.
  6. Я хорошо себя чувствую в школе среди сверстников.
  7. У меня хорошие отношения с одноклассниками.
  8. В нашем классе доброжелательная атмосфера.
  9. В школе у меня много друзей, с которыми мне приятно встречаться и радостно общаться.
  10. Я не конфликтую с родителями из-за школы.
  11. Мои отношения с некоторыми учителями можно назвать доверительными.
  12. В нашем классе я ощущаю свою ценность и значение.
  13. Большинство учителей нашей школы вызывают симпатию и доверие.

IV

  1. Мне предоставлено право принимать участие в выработке и принятии решений, касающихся образовательного процесса.
  2. В нашей школе созданы условия для творчества учеников.
  3. Администрация нашей школы учитывает наше мнение.
  4. С возникающими у меня проблемами я могу обратиться за помощью к администрации.
  5. За время моего обучения в школе произошли изменения в лучшую сторону.
  6. Наша школа считается авторитетной и престижной в районе, городе.

Анкета для педагогов

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на вопросы, выражающие Ваше отношение к различным сторонам образовательного процесса в школе. Прочитайте, пожалуйста, утверждения. Своё согласие с каждым из них выразите знаком «+», несогласие знаком «-».

I

  1. Учебный процесc в школе хорошо организован.
  2. Цели образовательного процесса соответствуют потребностям учеников и реально выполнимы.
  3. Учителю предоставлено достаточно возможностей для отбора содержания учебного материала по предмету, который он преподаёт.
  4. За результаты своей педагогической деятельности отвечаю я сам.
  5. Используемые методы обучения обеспечивают мне успешное решение задач образовательного процесса, достижение хорошего результата.
  6. В целом я удовлетворён тем, как работают ученики по моему предмету.
  7. Я имею возможность полно проявить свои знания, умения и способности при организации учебного процесса.
  8. Моя работа доставляет мне удовольствие.
  9. Я считаю себя причастным к организации образовательного процесса в школе.

II

  1. Меня устраивают условия труда в школе.
  2. Обязанности и функции среди учителей распределены оптимально.
  3. Я имею возможность повышать квалификацию, свой образовательный уровень.
  4. При существующей в нашей школе материально-технической базе учитель может добиться хороших результатов.
  5. Рабочий день в школе построен рационально для учителей и для учеников.
  6. В нашей школе налажены отношения с другими образовательными учреждениями и организациями.
  7. В школе уютно, красиво, чисто.
  8. Достаточное внимание уделяется работе с родителями, их информируют о деятельности школы.

III

  1. В нашей школе, в нашем коллективе я чувствую свою собственную ценность.
  2. Администрация относится ко мне с уважением.
  3. Я ощущаю поддержку своих коллег в совместной работе.
  4. Мои отношения с учениками меня устраивают.
  5. Отношение ко мне со стороны большинства родителей можно назвать справедливым, доверительным.
  6. В школе хороший психологический климат, доброжелательная атмосфера.
  7. Мне нравится работать в этом педагогическом коллективе.
  8. Крупные конфликты — редкость в нашей школе.

IV

  1. Деятельность администрации направлена на повышение статуса школы и способствует её развитию.
  2. Контроль за образовательным процессом ведётся своевременно и правильно.
  3. Учителя нашей школы участвуют в принятии управленческих решений, способствующих развитию образовательного процесса.
  4. В школе организован чёткий и оперативный обмен информацией, необходимой для работы.
  5. Учитель в нашей школе самостоятелен в работе.
  6. Планирование и организацию образовательного процесса в школе можно назвать эффективными (соответствуют современным требованиям).
  7. У меня достаточно возможностей высказать и доказать свою точку зрения при обсуждении и принятии каких-либо решений в школе.
  8. В школе созданы условия для творческой деятельности учителей.
  9. В школе созданы условия для распространения передового педагогического опыта.
  10. Администрация озабочена охраной здоровья членов педагогического коллектива.

Анкета для родителей
Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением об образовательном процессе в школе. Прочитайте внимательно каждое утверждение. Если вы с ним согласны, то поставьте рядом с номером вопроса знак «+», если не согласны, то знак «-».

I

  1. Образовательный процесс в нашей школе ориентирован на развитие личности каждого ребёнка.
  2. Методы обучения и воспитательного воздействия по отношению к моему ребёнку обычно приводят к хорошему результату.
  3. В нашей школе ученики и родители имеют право выбирать содержание образования (спец. курсы, профили и др.).
  4. Мой ребёнок редко жалуется на недомогание и плохое самочувствие во время уроков.
  5. Результаты учения моего ребенка учителя оценивают объективно и справедливо.
  6. Учителя правильно и своевременно контролируют результаты обучения моего ребёнка.
  7. Педагоги учитывают индивидуальные особенности моего ребёнка…
  8. Я согласен с содержанием воспитания в школе.

II

  1. Считаю, что школа имеет хорошую материально-техническую базу.
  2. В школе уютно, красиво, чисто.
  3. В школе проводится много интересных мероприятий.
  4. У детей есть возможность интересно проводить свободное (внеурочное) время.
  5. Организацию питания считаю удовлетворительной.
  6. Для решения задач обучения и воспитания школа удачно сотрудничает с другими организациями, другими школами, детскими центрами.
  7. В школе удачно осуществляется работа с родителями.
  8. Я доволен условиями труда в школе.
  9. Учебная нагрузка равномерно распределена в течение недели.

III

  1. Учителя относятся к моему ребёнку так, как он этого заслуживает.
  2. Учитель прислушивается к моему родительскому мнению и учитывает его.
  3. При решении школьных (классных) вопросов есть возможность взаимодействовать с другими родителями.
  4. У моего ребёнка в основном складываются нормальные взаимоотношения с учителями.
  5. Мне приятно и интересно бывать на родительских собраниях.
  6. В школе доброжелательная психологическая атмосфера.
  7. Я доволен(а) обучением в школе.
  8. У моего ребёнка в основном хорошие взаимоотношения c одноклассниками.

IV

  1. Управление школой, которое осуществляет администрация, способствует улучшению образовательного процесса.
  2. В школе заботятся о здоровье наших детей, о предупреждении перегрузок.
  3. При принятии управленческих решений администрация считается с мнением детей и родителей.
  4. У администрации школы я всегда могу получить ответы на интересующие меня вопросы, касающиеся учёбы, личности моего ребёнка.
  5. Контроль за учебно-воспитательным процессом, осуществляемый администрацией, приносит пользу.
  6. За время обучения моего ребёнка в школе произошли изменения к лучшему.
  7. Нас, родителей, в достаточной степени информируют о деятельности школы, об основных событиях в ней.
  8. Деятельность администрации нашей школы я считаю эффективной.
  9. Я всегда при необходимости могу обратиться в школу за квалифицированным советом и консультацией.
  10. Я доволен тем, что мой ребёнок обучается в этой школе.

Литература

  1. Аникеева, Н.Г. Психологический климат в коллективе /Н.Г.Аникеева. – М.: Просвещение, 1989.
  2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса /Ю.К.Бабанский. - М.: Просвещение, 1982.
  3. Данилов, М.А. Процесс обучения /М.А.Данилов. – М.: Просвещение, 1975.
  4. Зверева, В.И. Самоаттестация школы /В.И.Зверева. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  5. Лернер, И.Я. Процесс и его закономерности /И.Я.Лернер. - М.: Просвещение, 1982.
  6. Регион: управление образованием по результатам: теория и практика /под ред. П.И.Третьякова. М.: Новая школа, 2001.
  7. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. /М.Н.Скаткин. – М.: Педагогика, 1984.
  8. Третьяков, П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе /П.И.Третьяков. – М.: Педагогика, 1991.
  9. Третьяков, П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента /П.И.Третьяков. – М.: Новая школа, 1997.
  10. Управление современной школой /под ред. М.М.Поташника. М.: Педагогика,1992.
  11. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие /под ред. М.М.Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  12. Фридман, Л.М. Психологическая наука – учителю /Л.М.Фридман, К.Н.Волков. – М.: Просвещение, 1985.
  13. Шамова, Т.Н. Исследовательский подход в управлении школой /Т.Н.Шамова. – М.: Знание, 1991.
  14. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений /Т.И.Шамова, П.И.Третьяков, Н.П.Капустин. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  15. Шамова, Т.Н. Управление образовательным процессом в адаптивной школе /Т.Н.Шамова, Т.М.Давыденко. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
  16. Ямбург, Е.А.Школа для всех: адаптивная модель (Теоретические основы и Практическая реализация) /Е.А.Ямбург. – М.: Новая школа, 1996.

Источник: Проведение независимой экспертной оценки удовлетворённости педагогов, учащихся, родителей работой школы: методико-практические материалы. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005
Составители: В.И.Кучинский, проректор по научно-методической работе УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», кандидат педагогических наук;
С.П.Докиш, методист отдела мониторинга качества образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»;
С.А.Черненилов, методист отдела мониторинга качества образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»
Рецензент: Е.В.Гречихо, доцент кафедры педагогики, психологии и частных методик УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.