Модификация методики "Архитектор-родитель"
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений

Это одна из немногих методик, позволяющая проигрывать взаимоотношения между родителем и ребенком непосредственно в условиях консультации. Методику "Архитектор-родитель" можно использовать как для первого знакомства с ребенком, так и для последующего сбора данных, когда собран анамнез и зафиксирована просьба родителя. В последнем случае психолог будет более нацелено наблюдать за поведением ребенка в ходе его взаимодействия с родителем.

Материал. Необходимы два листа бумаги, два карандаша, две ширмы (примерно 40х20 см), набор простых рисунков разной сложности. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста мы используем следующие схематические изображения: стул, лесенка, очки, зубчатая стена, несколько пересекающихся геометрических фигур, различные узоры.
Процедура. Ребенок и родитель садятся за соседние столы лицом друг к другу. Перед ними лежат листы бумаги, закрытые от партнера ширмой. Листы разделены на 6-8 клеток.
Инструкция. «У каждого из Вас есть листы бумаги. Они разделены на клетки. Сейчас я нарисую у одного из Вас в определенной клетке несложный рисунок. Тот, у кого я нарисовал, должен словами, не показывая рисунка и не рисуя в воздухе, рассказать своему партнеру, что и где я нарисовал. Вы должны рассказать это так подробно, чтобы партнер, задавая любые встречные вопросы, смог нарисовать у себя на листе бумаги совершенно такой же рисунок, какой нарисовал у Вас я».
Партнеры попеременно выполняют роль рассказывающего и рисующего.
Обычно проводится от 4 до 8 сеансов рисования. В некоторых случаях интересным бывает провести 2-3 сеанса в паре «ребенок–психолог», а не только в паре «родитель–ребенок». После каждого сеанса рисования участники проверяют нарисованное, могут совместно выставить рисующему оценку.
Методика направлена на выявление уровня делового и личностного общения ребенка с родителем: кто является ведущим, а кто ведомым при выполнении задания в диаде, насколько это распределение ролей устойчиво, каковы типичные педагогические приемы родителя по отношению к ребенку, какова реакция ребенка на эти приемы родителя, насколько ребенок обучаем (методика может использоваться и для диагностики обучаемости, так как ребенку несколько раз подряд демонстрируются образцы поведения, которые затем должен реализовать он сам), насколько проявляются те индивидуальные особенности ребенка, на которые указал в ходе предварительной беседы с психологом родитель, каковы уровень речевого развития ребенка, уровень критичности каждого из партнеров при оценке качества выполнения задания, кто из них берет на себя ответственность за возможные неудачи, а кто склонен возлагать ответственность на другого, и др.

 

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.