Важнейшим этапом формирования личности является ролевая идентификация детей с родителями. В этом сложном процессе тесно переплетены между собой познавательная, эмоциональная, поведенческая сферы ребенка. Одним из методов, который может быть использован для изучения идентификации детей с родителями, является беседа. Предлагаем опросник, разработанный с этой целью А.И.Захаровым.
1. Если бы играл в игру «семья», то кого бы ты стал изображать, кем бы ты в ней стал - мамой, папой или собой? 2. С кем ты живешь дома? Кто у тебя есть дома (для дошкольников)? 3. Кто в семье, по твоему, главный из родителей или в семье нет главного? 4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама у девочек) на работе, или другое? 5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка - соответственно полу детей), ты,будешь также его воспитывать (играть, заниматься с ним — для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама - у девочек), или не так, по-другому? 6. Если бы дома никого не было, ты кого из родителей хотел бы видеть в первую очередь? (Как бы тебе хотелось, чтобы кто першам зашел в комнату - для дошкольников). 7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя бы обидел кто-нибудь из ребят - у допжольников), ты бы рассказал об этом папе (маме - у девочек) или не рассказал? 8. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама - у девочек) или не боишься?
Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эсоциональных отношений с родителями.
При обработке и анализе результата опроса следует учитывать следующее:
возраст наиболее выраженной идентификации с родителями того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет; успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек); идентификация с родителями того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителями другого пола; уменьшение интенсивности идентификации с родителем того лее пола обусловлено формированием «Я - концепции», т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию-эмансипацию от родительского авторитета; идентификация с родителями того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями: а) большим возрастным периодом идентификации девочек; б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца; в) большей значимостью для идентификации девочек эмоциональнотеплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков; г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью; д) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.
|