На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика семейных взаимоотношений Методика "Динамика психологической близости в супружеской паре"
Методика "Динамика психологической близости в супружеской паре"
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений

(авторы А. Кроник, Е. Кроник, модификация Т.А. Заеко)

Цель методики: изучение динамики психологической близости в супружеской паре.
Описание методики
Методика "Динамика психологической близости в супружеской паре" относится к группе графических проективных методов.
В основу данной методики легли идеи  Б.Ф. Поршнева о феноменах Мы и Они, как исходных психологических формах человеческого общения. Два полюса – Мы и Они – существуют в тесном единстве.

Мы – максимальная психологическая близость другого, переживаемая субъектом как слияние с другим. Уменьшение Мы понимается как отчуждение, отдаление от другого, возрастание переживания Он (Она, Они). Выраженность этих двух переживаний и является непосредственным индикатором психологической близости партнера.

 

При проведении исследования обоим супругам предлагается изобразить изменение психологической близости в паре на графике (рисунок № 1) с момента
знакомства до момента проведения исследования, а также оценить степень психологической близости в перспективе. Обследование проводится индивидуально с каждым членом супружеской пары.

Психологическая близость

Динамика  психологической близости в супружеской паре

Рис. № 1 Общий вид графика, используемого для изучения динамики психологической близости в паре.

Инструкция: "Вспомните Ваши отношения с супругом(ой) и попытайтесь изобразить линией историю отношений с ним (с ней) со дня Вашего знакомства до сегодняшнего дня, а также попытайтесь оценить Ваши взаимоотношения в перспективе. Для этого на горизонтальной оси отметьте дату Вашего знакомства, дату создания семьи и дату выполнения задания. На вертикальной оси обозначена степень психологической близости в отношениях между Вами:

где 100% - обозначает максимальную психологическую близость, наличие чувства Мы, т.е. Вы испытываете чувство полного единства с мужем (женой), общаетесь с ним (с ней) как с самим собой;
а 0% - обозначает минимальную психологическую близость (психологическую разъединенность), т.е. Вы относитесь к супругу как к постороннему человеку, чувство Мы отсутствует.
В разные годы общения степень психологической близости между Вами (чувство Мы) может меняться. Начертите линию, отражающую данные изменения.
Отношения до сегодняшнего момента изображаются сплошной линией, в перспективе – пунктирной".
Таким образом, каждый из супругов в соответствие со своими переживаниями и представлениями предлагает собственное графическое изображение того, как развивались их взаимоотношения, как менялась психологическая близость между ними на протяжении некоторого времени. По сути дела, каждый из супругов представляет собственный взгляд на историю развития их эмоциональных отношений. Поэтому данная методика может быть с полным правом отнесена и в группу методов по изучению истории семьи.
В рамках семейного консультирования после выполнения задания важно попросить испытуемого прокомментировать представленное им изображение. При наличии резких перепадов в графических изображениях целесообразно выяснить возможные причины данных колебаний.
Описание и интерпретация результатов
При описании и интерпретации результатов необходимо обратить внимание на:

  • наличие (отсутствие) стабильной тенденции к сближению или разъединению в отношениях партнеров по браку, что позволяет сделать предположение об общем характере динамики психологической близости между супругами на определенных этапах жизненного пути семьи.
  • наличие периодов отношений, для которых характерны максимальный и минимальный уровни психологической близости между супругами.
  • наличие резких изломов на графическом изображении динамики психологической близости одного или обоих супругов: спадов и подъемов, обозначающих соответственно уменьшение и увеличение психологической близости с мужем (с женой). Наличие таких изломов свидетельствует о нестабильности в эмоциональных отношениях пары и существовании кризисных периодов в семейной истории.

Как правило, существует связь между перепадами в психологической близости и определенными событиями, которые, возможно, и повлекли за собой резкие изменения психологической близости в паре, либо в отношении к одному из супругов. Взаимосвязь между определенными событиями и колебаниями психологической близости устанавливается в процессе индивидуальной беседы с испытуемым.

  • характер того участка графического изображения, который, с точки зрения испытуемого, соответствует будущим отношениям с супругом(ой) (изображение пунктирной линией). По данному участку графика можно судить о предвидимой и/или желаемой степени психологической близости в отношениях с партнером в браке, о потребности в определенной психологической дистанции.
  • наличие сходств и различий в линиях отношений, представленных мужем и женой. Это требует сравнения графических изображений супругов. Данное сравнение позволяет сделать вывод о степени совпадения (несовпадения) у супругов выраженности переживаний в диапазоне "Мы – Он (Она, Они)", об основных закономерностях эмоциональных отношений партнеров в браке.

Методика может быть использована в консультативной практике, а также в исследовательских целях для изучения динамики психологической близости между партнерами в значимых отношениях (дружеских, романтических, супружеских). При всей своей простоте она достаточно информативна. Кроме того, методика может явиться катализатором дальнейшего процесса консультирования в результате осознания и экстернализации тех или иных переживаний, связанных с браком в процессе выполнения задания.

Литература: А. Кроник, Е. Кроник. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. М. 1989.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.