Методика "Динамика психологической близости в супружеской паре" |
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений | |
(авторы А. Кроник, Е. Кроник, модификация Т.А. Заеко) Цель методики: изучение динамики психологической близости в супружеской паре. Мы – максимальная психологическая близость другого, переживаемая субъектом как слияние с другим. Уменьшение Мы понимается как отчуждение, отдаление от другого, возрастание переживания Он (Она, Они). Выраженность этих двух переживаний и является непосредственным индикатором психологической близости партнера.
При проведении исследования обоим супругам предлагается изобразить изменение психологической близости в паре на графике (рисунок № 1) с момента Психологическая близость Рис. № 1 Общий вид графика, используемого для изучения динамики психологической близости в паре. Инструкция: "Вспомните Ваши отношения с супругом(ой) и попытайтесь изобразить линией историю отношений с ним (с ней) со дня Вашего знакомства до сегодняшнего дня, а также попытайтесь оценить Ваши взаимоотношения в перспективе. Для этого на горизонтальной оси отметьте дату Вашего знакомства, дату создания семьи и дату выполнения задания. На вертикальной оси обозначена степень психологической близости в отношениях между Вами: где 100% - обозначает максимальную психологическую близость, наличие чувства Мы, т.е. Вы испытываете чувство полного единства с мужем (женой), общаетесь с ним (с ней) как с самим собой;
Как правило, существует связь между перепадами в психологической близости и определенными событиями, которые, возможно, и повлекли за собой резкие изменения психологической близости в паре, либо в отношении к одному из супругов. Взаимосвязь между определенными событиями и колебаниями психологической близости устанавливается в процессе индивидуальной беседы с испытуемым.
Методика может быть использована в консультативной практике, а также в исследовательских целях для изучения динамики психологической близости между партнерами в значимых отношениях (дружеских, романтических, супружеских). При всей своей простоте она достаточно информативна. Кроме того, методика может явиться катализатором дальнейшего процесса консультирования в результате осознания и экстернализации тех или иных переживаний, связанных с браком в процессе выполнения задания. Литература: А. Кроник, Е. Кроник. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. М. 1989. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |