Опросник нервно-психического напряжения (автор Т.А.Hемчин)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Опросник представляет собой перечень признаков нервно-пси­хического напряжения, составленный по данным клинического наблюдения и включающий в себя 30 основных характеристик этого состояния, разделенные на три степени выраженности. Применяется в психологических исследованиях с целью выяв­ления "фона", на котором протекает деятельность.

ОПРОСНИК HПH

ИНСТРУКЦИЯ: Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отме­чая знаком "+"те строки, содержание которых соответствует особен­ностям вашего состояния в настоящее время.

1. Фамилия, имя, отчество ...................................

.............................................................

2. Пол .................. 3. Возраст ........................

4. Вид деятельности (работа, ожидание экзамена, процедуры и др.) ........................................................

5. Профессия ................................................

Hомер  |            Характер признака               |  Отметка

признака|                                            |испытуемого

--------|--------------------------------------------|------------

 

1.   | Hаличие физического дискомфорта:           |

| а) полное отсутствие каких-либо неприятных |

|    физических ощущений                     |

| б) имеют место незначительные неприятные   |

|    ощущения, не мешающие работе(не причиня-|

|    ющие беспокойства)                      |

| в) наличие многочисленных, разнообразных   |

|    неприятных ощущений, причиняющих беспо- |

|    койство, мешающих работе                |

2.   | Hаличие болевых ощущений:                  |

| а) полное отсутствие каких-либо болей      |

| б) болевые ощущения появляются лишь изред- |

|    ка, быстро исчезают и не мешают работе  |

| в) имеют место постоянные болевые ощущения,|

|    серьезно беспокоящие и мешающие работе  |

3.   | Температурные ощущения:                    |

| а) отсутствие каких-либо изменений в ощуще-|

|    нии температуры тела                    |

| б) ощущение тепла, повышения температуры   |

|    тела                                    |

| в) ощущение похолодания конечностей,       |

|    чувство "озноба"                        |

4.   | Состояние мышечного тонуса:                |

| а) обычный, неизменный мышечный тонус      |

| б) умеренное повышение мышечного тонуса,   |

|    чувство умеренного мышечного напряжения |

| в) значительное мышечное напряжение, дро-  |

|    жание рук, подергивание(тик) мышц лица, |

|    губ, век                                |

5.   | Координация движений:                      |

| а) обычная, неизменная координация движений|

| б) повышение двигательной активности, увели|

|    чение скорости, точности, ловкости, коор|

|    динированности движений во время работы,|

|    письма                                  |

| в) снижение точности движений, нарушение   |

|    координации, ухудшение почерка, затруд- |

|    нения при выполнении мелких движений,   |

|    требующих выской точности               |

6.   | Двигательная активность в целом:           |

| а) обычная, неизменная двигательная актив- |

|    ность                                   |

| б) повышение двигательной активности, уве- |

|    личение скорости и энергичности дви-    |

|    жений                                   |

| в) резкое усиление общей двигательной ак-  |

|    тивности, невозможность усидеть на одном|

|    месте, суетливость, постоянное стремле- |

|    ние двигаться, ходить, изменять положе- |

|    ние тела                                |

7.   | Ощущения со стороны сердечно-сосудистой    |

| системы:                                   |

| а) отсутствие каких-либо неприятных ощуще- |

|    ний со стороны сердца                   |

| б) ощущение усиления сердечной деятельности|

|    не привлекающее особого внимания и не   |

|    мешающее работе                         |

| в) наличие неприятных ощущений со стороны  |

|    сердца - резкое сердцебиение, чувство   |

|    сжатия в области сердца, покалывание,   |

|    боли в области сердца                   |

8.   | Ощущения (и проявления) со стороны желудоч-|

| но-кишечного тракта:                       |

| а) отсутствие каких-либо неприятных ощуще- |

|    ний в животе                            |

| б) единичные, быстро проходящие, не причи- |

|    няющие беспокойства, не мешающие работе |

|    ощущения в животе - подсасывание в под- |

|    ложечной области, чувство легкого голода|

|    периодическое умеренное "урчание" в     |

|    животе                                  |

| в) выраженные неприятные ощущения в животе |

|    - боли, снижение аппетита, подташнива-  |

|    ние, чувство жажды                      |

9.   | Проявления со стороны органов дыхания:     |

| а) отсутствие каких-либо ощущений          |

| б) увеличение глубины и учащение дыхания,  |

|    не причиняющие беспокойства и не меша-  |

|    ющие работе                             |

| в) значительные изменения дыхания - одышка,|

|    чувство недостаточности вдоха, "комок в |

|    горле"                                  |

10.   | Проявления со стороны выделительной систе- |

| мы:                                        |

| а) отсутствие каких-либо изменений         |

| б) умеренная активизация выделительной     |

|    функции - более частое, чем обычно жела-|

|    ние воспользоваться туалетом при полном |

|    сохранении способности воздержаться     |

|    (терпеть)                               |

11.   |  Состояние потоотделения:                  |

|  а) обычное потоотделение, без каких-либо  |

|     изменений                              |

|  б) умеренное усиление потоотделения       |

|  в) появление обильного "холодного" пота   |

12.   | Состояние слизистой оболочки полости рта:  |

| а) обычное состояние, без каких-либо       |                                             |

|    изменений                               |

| б) умеренное увеличение слюноотделения     |

| в) ощущение сухости во рту                 |

13.   | Окраска кожных покровов:                   |

| а) обычная окраска кожи лица, рук, шеи     |

| б) покраснение кожи лица, рук, шеи         |

| в) побледнение кожи лица, рук, шеи, появле-|

|    ние на коже "мраморного"(пятнистого)    |

|    оттенка                                 |

14.   | Восприимчивость к внешним раздражениям,    |

| чувствительность:                          |

| а) отсутствие каких-либо изменений, обыч-  |

|    ная чувствительность                    |

| в) умеренное повышение чувствительности,   |

|    восприимчивости к внешним раздражениям, |

|    не отвлекающее от работы                |

| в) резкое обострение чувствительности, от- |

|    влекаемость, фиксация на посторонних    |

|    раздражителях                           |

15.   | Чувство уверенности в себе, в своих силах: |

| а) обычное состояние, отсутствие каких-либо|

|    изменений                               |

| б) повышение уверенности в себе, вера в    |

|    успех                                   |

| в) чувство неуверенности в себе, ожидание  |

|    неудачи, провала                        |

16.   | Hастроение:                                |

| а) обычное, неизменное настроение          |

| б) приподнятое, повышенное настроение, чувс|

|    тво подъема, приятного удовлетворения   |

|    деятельностью, работой                  |

| в) сниженное настроение, чувство подавлен- |

|    ности                                   |

17.   | Особенности сна:                           |

| а) нормальный, обычный сон                 |

| б) крепкий, освежающий сон накануне        |

| в) беспокойный, с частыми пробуждениями и  |

|    сновидениями сон в течение нескольких   |

|    ночей, в том числе и накануне           |

18.   | Особенности эмоционального состояния в     |

| целом:                                     |

| а) отсутствие каких-либо изменений в сфере |

|    чувств и эмоций                         |

| б) чувство озабоченности, ответственности, |

|    появление "азарта", положительно окра-  |

|    шенной "злости"                         |

| в) чувство страха, паники, отчаяния        |

19.   | Помехоустойчивость:                        |

| а) обычное состояние, без каких-либо изме- |

|    нений                                   |

| б) повышение помехоустойчивости в работе,  |

|    способность работать в условиях шума,   |

|    других помех и отвлекающих раздражите-  |

|    лей                                     |

| в) значительное снижение помехоустойчивос- |

|    ти, неспособность работать при наличии  |

|    отвлекающих раздражителей               |

20.   | Особенности речи:                          |

| а) обычная, неизменная речь                |

| б) повышение речевой активности, увеличение|

|    громкости голоса, ускорение речи без    |

|    ухудшения ее качества (грамотности,     |

|    логичности)                             |

| в) нарушения речи - появление длительных   |

|    пауз, запинок, увеличение количества    |

|    лишних слов, слишком тихая речь         |

21.   | Общая оценка психического состояния:       |

| а) обычное, неизменное состояние           |

| б) состояние внутренней собранности, повы- |

|    шенной готовности к работе, подъем ду-  |

|    шевных сил, моболизованность, высокий   |

|    психический тоонус                      |

| в) чувство усталости, безразличия, рассеян-|

|    ности, несобранности, аппатии, снижение |

|    психического тонуса                     |

22.   | Особенности памяти:                        |

| а) обычная, неизменная память              |

| б) улучшение памяти, легко вспоминается то,|

|    что необходимо вспомнить в данный момент|

| в) ухудшение памяти                        |

23.   | Особенности внимания:                      |

| а) обычное внимание, без каких-либо измене-|

|    ний                                     |

| б) улучшение способности к сосредоточению, |

|    отвлечение от посторонних дел           |

| в) ухудшение внимания, неспособность сосре-|

|    доточиться на выполняемой работе, от-   |

|    влекаемость                             |

24.   | Сообразительность:                         |

| а) обычная сообразительность, без каких-   |

|    либо изменений                          |

| б) повышение сообразительности, высокая на-|

|    ходчивость                              |

| в) растерянность, ухудшение сообразитель-  |

|    ности                                   |

25.   | Умственная работоспособность:              |

| а) обычная умственная работоспособность    |

| б) повышение умственной работоспособности  |

| в) значительное снижение умственной работо-|

|    способности, быстрая утомляемость       |

26.   | Явления психического дискомфорта:          |

| а) отсутствие каких-либо неприятных ощуще- |

|    ний и переживаний, связанных с психичес-|

|    ким состоянием                          |

| б) единичные слабовыраженные изменения пси-|

|    хического состояния, не мешающие работе |

|    и не причиняющие беспокойства, чувство  |

|    психического комфорта                   |

| в) резко выраженные многочисленные проявле-|

|    ния психического дискомфорта, неприятное|

|    лбщее психическое состояние, ухудшение  |

|    самочувствия, мешающее работе           |

27.   | Степень распространенности (генерализован- |

| ности) признаков напряжения:               |

| а) единичные и слабовыраженные признаки на-|

|   пряжения, не привлекающие к себе внимания|

| б) отчетливые признаки напряжения, которые |

|    сопутствуют повышенной работоспособности|

|    и успешной деятельности                 |

| в) большое количество разнообразных непри- |

|    ятных проявлений нервно-психического    |

|    напряжения, наблюдающихся со стороны    |

|    многих органов и систем организма и су- |

|    щественно мешающих работе               |

28.   | Частота возникновения состояния напряжения:|

| а) напряжение возникает очень редко        |

| б) напряжение развивается часто, но только |

|    при наличии реально трудных ситуаций    |

| в) напряжение развивается весьма часто     |

|    и нередко в тех случаях, когда для него |

|    нет достаточных причин                  |

29.   | Продолжительность состояния нервно-психи-  |

| ческого напряжения:                        |

| а) напряжение продолжается очень короткий  |

|    срок и полностью исчезает, как только   |

|    миновала сложная ситуация               |

| б) напряжение продолжается в течение всего |

|    периода пребывания в условиях сложной   |

|    ситуации и выполнения работы            |

| в) напряжение длится необычайно долго      |

|    (несколько часов и более) и не прекраща-|

|    ется даже после исчезновения трудной    |

|    ситуации                                |

30.   | Общая степень выраженности напряжения:     |

| а) полное отсутствие напряжения либо       |

|    весьма слабая его степень               |

| б) умеренно выраженное напряжение          |

| в) резко выраженное, чрезмерное нервно-пси-|

|    ческое напряжение                       |

|                                            |

После заполнения испытуемым правой части опросника произво­дится подсчет набранных очков. При этом за знак "+", поставленный против подпункта а), начисляется 1 очко. За тот же знак, постав­ленный против подпункта б), начисляется 2 очка и против подпункта

в) - 3 очка.

Т.о., максимальное количество очков, которое можно получить, равно 90, когда испытуемый отмечает у себя наиболее выраженные признаки нервно-нсихического напряжения. Минимальное количество набранных очков равно 30, когда испытуемый отрицает наличие у себя каких-либо проявлений нервно-психического напряжения.

Статистическая обработка результатов 500 человек позволила выделить 3 класса величин выраженности нервно-психического напря­жения (HПH).

HПH-1 имеет степень выраженности от 30 до 50 очков и означает слабую степень выраженности нервно-психического напряжения.

HПH-2 отражает умеренную степень выраженности нервно-психи­ческого напряжения и попадает в диапазон между 51 и 70 очками.

HПH-3 характеризует чрезмерную выраженность нервно-психичес­кого напряжения и располагается в диапазоне между 71 и 90 очками.

В таблице приводятся некоторые статистические характеристики нервно-психического напряжения, полученные с помощью этого опрос­ника на выборке 500 испытуемых(300 здоровых студентов и 200 больных неврозами)

 

Степень

HПH

Обследованные -------------- число %

Средняя величина и квадратическое отклонение

Достоверность различий

 

HПH-1

HПH-2

HПH-3

Всего

 

145 29

240 48

115 23

500 100

39,0 (3,54)

60,0 (2,79)

78,0 (3,36)

58,0 (3,72

p1-2>0,001

p2-3>0,001

Рекомендуемая литература: Т.А.Hемчин "Состояния нервно-психи­ческого напряжения", ЛГУ, 1983.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.