Опросник нервно-психического напряжения (Т.А. Hемчин) |
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор методики нервно-психического напряжения (НПН) Т.А. Немчин, профессор Психоневрологического института им. В.А. Бехтерева, при разработке опросника НПН использовал результаты многолетних клинико-психологических исследований, проведённых на большом количестве испытуемых, находящихся в условиях экстремальной ситуации.
|
№ |
Характер признака |
Отметка испытуемого |
1 |
Наличие физического дискомфорта: A. Полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений Б. Имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе (не причиняющие беспокойства) B. Наличие многочисленных разнообразных неприятных ощущений, причиняющих беспокойство, мешающих работе, деятельности |
|
2 |
Наличие болевых ощущений: A. Полное отсутствие каких-либо болей Б. Болевые ощущения появляются лишь изредка, быстро исчезают и не мешают работе B. Есть постоянные болевые ощущения, серьезно беспокоящие и мешающие работе |
|
3 |
Температурные ощущения: A. Отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела Б. Ощущение тепла, повышения температуры тела B. Ощущение похолодания конечностей, чувство озноба |
|
4 |
Состояние мышечного тонуса: A. Обычный, неизмененный мышечный тонус Б. Умеренное повышение мышечного тонуса, чувство умеренного мышечного напряжения B. Значительное мышечное напряжение, дрожание рук, подергивание (тик) мышц лица, губ, век |
|
5 |
Координация движений:
Б. Повышение двигательной активности, увеличение скорости, точности, ловкости, координированности движений во время работы, письма B. Снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднение при выполнении мелких движений, требующих высокой точности |
|
6 |
Двигательная активность в целом: A. Обычная, неизменная двигательная активность Б. Повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений B. Резкое усиление общей двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление двигаться, ходить, изменять положение тела |
|
7 |
Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы: A. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца Б. Ощущение усиления сердечной деятельности, не привлекающее особого внимания и не мешающее работе B. Наличие неприятных ощущений со стороны сердца — резкое сердцебиение, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в области сердца |
|
8 |
Ощущения (и проявления) со стороны желудочно-кишечного тракта: A. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе Б. Единичные, быстро проходящие, не причиняющие беспокойства, не мешающие работе ощущения в животе — подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное «урчание» в животе B. Выраженные неприятные ощущения в животе — боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды |
|
9 |
Проявление со стороны органов дыхания: A. Отсутствие каких-либо ощущений Б. Увеличение глубины и учащение дыхания, не причиняющие беспокойства и не мешающие работе B. Значительные изменения дыхания — одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле» |
|
10 |
Проявления со стороны выделительной системы: A. Отсутствие каких-либо изменений Б. Умеренная активизация выделительной функции — более частое, чем обычно, желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть) B. Резкое учащение позывов в туалет, трудность или невозможность воздержаться |
|
11 |
Состояние потоотделения: A. Обычное потоотделение, без каких-либо изменений Б. Умеренное усиление потоотделения Появление обильного холодного пота |
|
12 |
Состояние слизистой оболочки полости рта: A.Обычное состояние, без каких-либо изменений Б. Умеренное увеличение слюноотделения B. Ощущение сухости во рту |
|
13 |
Окраска кожных покровов: A. Обычная окраска кожи лица, рук, шеи Б. Покраснение кожи лица, рук, шеи B. Побледнение кожи лица, рук, шеи, появление на коже «мраморного» (пятнистого) оттенка |
|
14 |
Восприимчивость к внешним раздражениям, чувствительность: A. Отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность |
|
15 |
Чувство уверенности в себе, в своих силах: A. Обычное состояние, отсутствие каких-либо изменений Б. Повышение уверенности в себе, вера в успех B. Чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала |
|
16 |
Настроение: A. Обычное, неизмененное настроение Б. Приподнятое, повышенное настроение, чувство подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой B. Сниженное настроение, чувство подавленности |
|
17 |
Особенности сна: A. Нормальный, обычный сон Б. Крепкий, освежающий сон накануне В. Беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких ночей, в том числе |
|
18 |
Особенности эмоционального состояния в целом: A. Отсутствие каких-либо изменений в сфере чувств и эмоций Б. Чувство озабоченности, ответственности, появление азарта, положительно окрашенной злости В. Чувство страха, паники, отчаяния |
|
19 |
Помехоустойчивость: A. Обычное состояние, без каких-либо изменений Б. Повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума, других помех и отвлекающих раздражителей B. Значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при наличии отвлекающих раздражителей |
|
20 |
Особенности речи: A. Обычная, неизмененная речь Б. Повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (грамотности, логичности) B. Нарушение речи — появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, слишком тихая речь |
|
21 |
Общая оценка психического состояния: A. Обычное, неизмененное состояние Б. Состояние внутренней собранности, повышенной готовности к работе, подъем душевных сил, мобилизованность, высокий психический тонус B. Чувство усталости, безразличия, рассеянности, несобранности, апатии, снижение психического тонуса |
|
22 |
Особенности памяти: A. Обычная, неизмененная память Б. Улучшение памяти, легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент B. Ухудшение памяти |
|
23 |
Особенности внимания: A. Обычное внимание, без каких-либо изменений Б. Улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел B. Ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на выполняемой работе, отвлекаемость |
|
24 |
Сообразительность: A. Обычная сообразительность, без каких-либо изменений Б. Улучшение сообразительности, высокая находчивость B. Растерянность, ухудшение сообразительности |
|
25 |
Умственная работоспособность: A. Обычная умственная работоспособность Б. Повышение умственной работоспособности B. Значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость |
|
26 |
Явление психического дискомфорта: A. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний, связанных с психическим состоянием Б. Единичные, слабовыраженные изменения психического состояния, не мешающие работе и не причиняющие беспокойства, чувство психического комфорта B. Резко выраженные и многочисленные проявления психического дискомфорта, неприятное общее психическое состояние, ухудшение самочувствия, мешающее работе |
|
27 |
Степень распространённости (генерализованности) признаков напряжения: A. Единичные и слабовыраженные признаки напряжения, не привлекающие к себе внимания Б. Отчётливые признаки напряжения, которые сопутствуют повышенной работоспособности и успешной деятельности B. Большое количество разнообразных неприятных проявлений нервно-психического напряжения, наблюдающихся со стороны многих органов и систем организма и существенно мешающих работе |
|
28 |
Частота возникновения состояния напряжения: A. Напряжение возникает очень редко Б. Напряжение развивается часто, но только при наличии реально трудных ситуаций B. Напряжение развивается весьма часто и нередко в тех случаях, когда для него нет достаточных причин |
|
После заполнения испытуемым правой части опросника производится подсчёт набранных баллов.
При этом за знак «+», поставленный против подпункта А, начисляется 1 очко;
за поставленный против подпункта Б, начисляются 2 очка;
за поставленный против подпункта В, начисляются 3 очка.
Максимальное количество очков, которое может набрать испытуемый, равно 90; минимальное количество равно 30 баллам (когда испытуемый отрицает наличие у себя каких-либо проявлений нервно-психического напряжения).
Показатель |
Пол |
Первая степень НПН |
Вторая степень НПН |
Третья степень НПН |
ИН <42,5 |
42,6 > ИН < 75 |
ИН > 75 |
||
Направленность изменений |
М |
Без заметных сдвигов |
Активизация, повышение продуктивности |
Дезорганизация, снижение продуктивности |
Ж |
Без заметных сдвигов |
Активизация, повышение продуктивности |
Дезорганизация, снижение продуктивности |
Особенности психического состояния |
М |
Устойчивая сохранность характеристик психической деятельности |
Активизация когнитивной деятельности на фоне менее выраженного эмоционального подъёма |
Дезорганизация психической деятельности на фоне менее выраженных нарушений в эмоциональной сфере |
|
Ж |
Меньшая устойчивость психической деятельности |
Активизация когнитивной деятельности на фоне выраженного эмоционального подъёма |
Дезорганизация психической деятельности на фоне выраженных нарушений в эмоциональной сфере |
Особенности соматического состояния |
М |
Меньшая устойчивость характеристик сомасоматических функций |
Активизация соматических функций. Сдвиг в сторону симпатикотонии |
Дезорганизация соматических функций |
|
Ж |
Устойчивая сохранность характеристик соматического состояния |
Активизация соматических функций |
Менее выраженная дезорганизация соматических функций |
Общая |
М |
Ощущение психического комфорта |
Ощущение подъёма, мобилизованности, готовности к работе |
Ощущение физического дискомфорта Менее выражен психический дискомфорт |
|
Ж
|
Ощущение психического комфорта
|
Ощущение подъёма, мобилизованности, готовности к работе
|
Ощущение физического дискомфорта Менее выражен физический дискомфорт |
Согласно статистическим данным, представленным Т.А. Немчиным, по сумме набранных очков индексу НПН (ИН) выделяются три степени НПН и их характеристики (см. табл.).
ИН< 42,5- первая степень НПН - относительная сохранность характеристик психического и соматического состояния.
42,6 > ИН< 75— вторая степень НПН - ощущение подъема, готовности к работе и сдвиг в сторону симпатикотонии.
ИН> 75— третья степень НПН — дезорганизация психической деятельности и снижение продуктивности деятельности.
На всех стадиях НПН имеются определенные различия между мужчинами и женщинами.
Источник: Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с. (Серия «Практикум»)
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |