Опросник нервно-психического напряжения (Т.А. Hемчин)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Автор методики нервно-психического напряжения (НПН) Т.А. Немчин, профессор Психоневрологического института им. В.А. Бехтерева, при разработке опросника НПН использовал результаты многолетних клинико-психологических исследований, проведённых на большом количестве испытуемых, находящихся в условиях экстремальной ситуации.
Опросник рекомендуется использовать для диагностики психической напряженности в условиях сложной (экстремальной) ситуации или ее ожидания.


Опросник НПН


Инструкция: заполните правую часть бланка, отмечая знаком «+» те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время.


Фамилия, имя, отчество________
Пол_____________
Возраст _______
Вид деятельности (работа, ожидание экзамена, процедуры и др.)
Профессиональная принадлежность__________

 


п/п

Характер признака

Отметка испытуемого

1

Наличие физического дискомфорта:

A. Полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений

Б. Имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе (не причиняющие беспокойства)

B. Наличие многочисленных разнообразных неприятных ощущений, причиняющих беспокойство, мешающих работе, деятельности

 

2

Наличие болевых ощущений:

A. Полное отсутствие каких-либо болей

Б. Болевые ощущения появляются лишь изредка, быстро исчезают и не мешают работе

B. Есть постоянные болевые ощущения, серьезно беспокоящие и мешающие работе

 

3

Температурные ощущения:

A. Отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела

Б. Ощущение тепла, повышения температуры тела

B. Ощущение похолодания конечностей, чувство озноба

 

4

Состояние мышечного тонуса:

A. Обычный, неизмененный мышечный тонус

Б. Умеренное повышение мышечного тонуса, чувство умеренного мышечного напряжения

B. Значительное мышечное напряжение, дрожание рук, подергивание (тик) мышц лица, губ, век

 

5

Координация движений:


A. Обычная, неизмененная координация движений

Б. Повышение двигательной активности, увеличение скорости, точности, ловкости, координированности движений во время работы, письма

B. Снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднение при выполнении мелких движений, требующих высокой точности

 

6

Двигательная активность в целом:

A. Обычная, неизменная двигательная активность

Б. Повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений

B. Резкое усиление общей двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление двигаться, ходить, изменять положение тела

 

7

Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

A. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца

Б. Ощущение усиления сердечной деятельности, не привлекающее особого внимания и не мешающее работе

B. Наличие неприятных ощущений со стороны сердца — резкое сердцебиение, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в области сердца

 

8

Ощущения (и проявления) со стороны желудочно-кишечного тракта:

A. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе

Б. Единичные, быстро проходящие, не причиняющие беспокойства, не мешающие работе ощущения в животе — подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное «урчание» в животе

B. Выраженные неприятные ощущения в животе — боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды

 

9

Проявление со стороны органов дыхания:

A. Отсутствие каких-либо ощущений

Б. Увеличение глубины и учащение дыхания, не причиняющие беспокойства и не мешающие работе

B. Значительные изменения дыхания — одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле»

 

10

Проявления со стороны выделительной системы:

A. Отсутствие каких-либо изменений

Б. Умеренная активизация выделительной функции — более частое, чем обычно, желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть)

B. Резкое учащение позывов в туалет, трудность или невозможность воздержаться

 

11

Состояние потоотделения:

A. Обычное потоотделение, без каких-либо изменений

Б. Умеренное усиление потоотделения

Появление обильного холодного пота

 

12

Состояние слизистой оболочки полости рта:

A.Обычное состояние, без каких-либо изменений

Б. Умеренное увеличение слюноотделения

B. Ощущение сухости во рту

 

13

Окраска кожных покровов:

A. Обычная окраска кожи лица, рук, шеи

Б. Покраснение кожи лица, рук, шеи

B. Побледнение кожи лица, рук, шеи, появление на коже «мраморного» (пятнистого) оттенка

 

14

Восприимчивость к внешним раздражениям, чувствительность:

A. Отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность

Б. Умеренное повышение чувствительности, восприимчивости к внешним раздражениям, не отвлекающее от работы

B. Резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях

 

15

Чувство уверенности в себе, в своих силах:

A. Обычное состояние, отсутствие каких-либо изменений

Б. Повышение уверенности в себе, вера в успех

B. Чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала

 

16

Настроение:

A. Обычное, неизмененное настроение

Б. Приподнятое, повышенное настроение, чувство подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой

B. Сниженное настроение, чувство подавленности

 

17

Особенности сна:

A. Нормальный, обычный сон

Б. Крепкий, освежающий сон накануне

В. Беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких ночей, в том числе

 

18

Особенности эмоционального состояния в целом:

A. Отсутствие каких-либо изменений в сфере чувств и эмоций

Б. Чувство озабоченности, ответственности, появление азарта, положительно окрашенной злости

В. Чувство страха, паники, отчаяния

 

19

Помехоустойчивость:

A. Обычное состояние, без каких-либо изменений

Б. Повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума, других помех и отвлекающих раздражителей

B. Значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при наличии отвлекающих раздражителей

 

20

Особенности речи:

A. Обычная, неизмененная речь

Б. Повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (грамотности, логичности)

B. Нарушение речи — появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, слишком тихая речь

 

21

Общая оценка психического состояния:

A. Обычное, неизмененное состояние

Б. Состояние внутренней собранности, повышенной готовности к работе, подъем душевных сил, мобилизованность, высокий психический тонус

B. Чувство усталости, безразличия, рассеянности, несобранности, апатии, снижение психического тонуса

 

22

Особенности памяти:

A. Обычная, неизмененная память

Б. Улучшение памяти, легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент

B. Ухудшение памяти

 

23

Особенности внимания:

A. Обычное внимание, без каких-либо изменений

Б. Улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел

B. Ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на выполняемой работе, отвлекаемость

 

24

Сообразительность:

A. Обычная сообразительность, без каких-либо изменений

Б. Улучшение сообразительности, высокая находчивость

B. Растерянность, ухудшение сообразительности

 

25

Умственная работоспособность:

A. Обычная умственная работоспособность

Б. Повышение умственной работоспособности

B. Значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость

 

26

Явление психического дискомфорта:

A. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний, связанных с психическим состоянием

Б. Единичные, слабовыраженные изменения психического состояния, не мешающие работе и не причиняющие беспокойства, чувство психического комфорта

B. Резко выраженные и многочисленные проявления психического дискомфорта, неприятное общее психическое состояние, ухудшение самочувствия, мешающее работе

 

27

Степень распространённости (генерализованности) признаков напряжения:

A. Единичные и слабовыраженные признаки напряжения, не привлекающие к себе внимания

Б. Отчётливые признаки напряжения, которые сопутствуют повышенной работоспособности и успешной деятельности

B. Большое количество разнообразных неприятных проявлений нервно-психического напряжения, наблюдающихся со стороны многих органов и систем организма и существенно мешающих работе

 

28

Частота возникновения состояния напряжения:

A. Напряжение возникает очень редко

Б. Напряжение развивается часто, но только при наличии реально трудных ситуаций

B. Напряжение развивается весьма часто и нередко в тех случаях, когда для него нет достаточных причин

 

Обработка результатов и их характеристика


После заполнения испытуемым правой части опросника производится подсчёт набранных баллов.

При этом за знак «+», поставленный против подпункта А, начисляется 1 очко;
за поставленный против подпункта Б, начисляются 2 очка;
за поставленный против подпункта В, начисляются 3 очка.

Максимальное количество очков, которое может набрать испытуемый, равно 90; минимальное количество равно 30 баллам (когда испытуемый отрицает наличие у себя каких-либо проявлений нервно-психического напряжения).


Характеристики трёх степеней НПН по данным опросника Н.А Немчина

Показатель

Пол

Первая степень НПН

Вторая степень НПН

Третья степень НПН

ИН <42,5

42,6 > ИН < 75

ИН > 75

Направленность изменений

М

Без заметных сдвигов

Активизация, повышение продуктивности

Дезорганизация, снижение продуктивности

Ж

Без заметных сдвигов

Активизация, повышение продуктивности

Дезорганизация, снижение продуктивности

Особенности психического состояния

М

Устойчивая сохранность характеристик психической деятельности

Активизация когнитивной деятельности на фоне менее выраженного эмоционального подъёма

Дезорганизация психической деятельности на фоне менее выраженных нарушений в эмоциональной сфере

 

Ж

Меньшая устойчивость психической деятельности

Активизация когнитивной деятельности на фоне выраженного эмоционального подъёма

Дезорганизация психической деятельности на фоне выраженных нарушений в эмоциональной сфере

Особенности соматического состояния

М

Меньшая устойчивость характеристик сомасоматических функций

Активизация соматических функций. Сдвиг в сторону симпатикотонии

Дезорганизация соматических функций

 

Ж

Устойчивая сохранность характеристик соматического состояния

Активизация соматических функций
Менее выражена симпатикотония

Менее выраженная дезорганизация соматических функций

Общая
оценка
состоя
ния

М

Ощущение психического комфорта

Ощущение подъёма, мобилизованности, готовности к работе

Ощущение физического дискомфорта Менее выражен психический дискомфорт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ж

 

 

 

 

 

 

Ощущение психического комфорта

 

 

 

 

Ощущение подъёма, мобилизованности, готовности к работе

 

 

 

Ощущение физического дискомфорта

Менее выражен физический

дискомфорт

Согласно статистическим данным, представленным Т.А. Немчиным, по сумме набранных очков индексу НПН (ИН) выделяются три степени НПН и их характеристики (см. табл.).
ИН< 42,5- первая степень НПН - относительная сохранность характеристик психического и соматического состояния.
42,6 > ИН< 75— вторая степень НПН - ощущение подъема, готовности к работе и сдвиг в сторону симпатикотонии.
ИН> 75— третья степень НПН — дезорганизация психической деятельности и снижение продуктивности деятельности.
На всех стадиях НПН имеются определенные различия между мужчинами и женщинами.
Источник: Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с. (Серия «Практикум»)

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.