Теоретическое обоснование. Исследователи относят ПЭН к классу эмоциональных явлений. Как и все эмоциональные явления (аффекты, эмоции, чувства), ПЭН является формой представленности в сознании личностного смысла происходящих в жизни человека событий и отражает степень удовлетворенности его потребностей. Всякое эмоциональное явление характеризуется тем или иным субъективным качеством (модальностью) и предметным содержанием. По своему субъективному качеству ПЭН и другие эмоции, возникающие в ситуации неудовлетворенности потребностей, являются отрицательными эмоциональными переживаниями.
Испытуемые: взрослые люди
В опросник "Ваше самочувствие" (ВС) входят методы экспресс-диагностики ПЭН и связанных с ним факторов:
- самооценка здоровья;
- шкала психосоциального стресса Л. Ридера;
- шкала удовлетворенности жизнью в целом О.С. Копиной;
- шкала удовлетворенности условиями жизни О.С. Копиной;
- шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей О.С. Копиной;
- основные социально-демографические показатели (пол, возраст, уровень образования, социальная группа, семейное положение).
Цель. Комплексное исследование уровня ПЭН человека и измерение его различных аспектов. Инструкция. Опросник ВС рассчитан на самостоятельные ответы испытуемых. Время психологического обследования одного человека с помощью опросника ВС составляет в среднем 20—30 минут. Возможно одновременное обследование нескольких испытуемых. Участнику опроса предлагают заполнить бланки для ответов (см. табл. 27—30). Тестовый материал. Опросник "Ваше самочувствие"
- Как вы оцениваете состояние своего здоровья? Ответ: 1 — очень плохое, 2 — плохое, 3 — удовлетворительное, 4 — хорошее,5—очень хорошее.
- Оцените, насколько вы согласны с каждым из перечисленных ниже утверждений (см. табл. 28).
Таблица 28
Утверждения
|
Согласен
|
Скорее согласен
|
Скорее не согласен
|
Не согласен
|
1. Пожалуй, я человек нервный.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
2. Я очень беспокоюсь о своей работе.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
3. Я часто ощущаю нервное напряжение.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
4. Моя повседневная деятельность вызывает большое напряжение.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5. Общаясь с людьми, я часто ощущаю нервное напряжение.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
6. К концу дня я совершенно истощен физически и психически.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
7. В моей семье часто возникают напряженные отношения.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
3. Как вы чувствуете себя в последнее время?
Таблица 29
Утверждения
|
Согласен
|
Скорее согласен
|
Скорее не согласен
|
Не согласен
|
|
1. Я доволен тем, как прошел этот год моей жизни.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
2. Мое душевное состояние, настроение стали хуже.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
3. В целом моя жизнь складывается удачно.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
4. Мое благополучие расстроилось.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
5. Я чувствую себя счастливым человеком.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
6. В моей жизни произошли перемены к худшему.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
7. В моей жизни есть источник радости и поддержки.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
8. У меня есть проблемы, которые очень портят мне настроение.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
9. Моя жизнь стала лучше.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
10. Многое не удается.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
4. Ниже перечислены условия, которые могут влиять на ваше самочувствие (см. табл. 30). Оцените условия своей жизни по 5-балльной системе: 1 балл — очень плохие, 2 балла —плохие, 3 балла — удовлетворительные, 4 балла — хорошие, 5 баллов — очень хорошие.
Таблица 30
Условия жизни |
Оценка в баллах
|
1. Ваши жилищные условия.
|
|
2. Бытовые условия в районе проживания (магазины, услуги, транспорт и т. п.).
|
|
3. Экологические условия в районе проживания (чистота воздуха, воды, почвы и т. п.).
|
|
4. Условия вашего труда.
|
|
5. Деньги, доход.
|
|
6. Возможности использования денег.
|
|
7. Медицинское обслуживание.
|
|
8. Возможности получения информации (радио, телевидение, печать и т. п.).
|
|
9. Досуг: спорт, развлечения.
|
|
10. Возможности общения с искусством (кино, музеи, книги и т. п.).
|
|
11. Политическая ситуация в регионе проживания.
|
|
12. Социальная и правовая защищенность (чувство безопасности).
|
|
13. Свобода вероисповедания, политической активности.
|
|
5. Ниже перечислены стороны жизни, от которых может зависеть самочувствие людей (см. табл. 31). Оцените, насколько вы удовлетворены различными сторонами своей жизни. Используйте 5-балльную систему: 1 балл — "совершенно не удовлетворен", 2 балла — "не удовлетворен", 3 балла — "в какой-то мере удовлетворен", 4 балла — "пожалуй, удовлетворен", 5 баллов — "полностью удовлетворен".
Таблица 31
Стороны жизни
|
Оценка в баллах
|
1. Работа (характер труда, отношение к работе, возможности и т. п.).
|
|
2. Отношения в семье.
|
|
3. Дети: их здоровье и благополучие.
|
|
4. Питание.
|
|
5. Отдых.
|
|
6. Материальное благополучие.
|
|
7. Общение с друзьями, с людьми, близкими по интересам.
|
|
8. Положение в обществе.
|
|
9. Жизненные перспективы.
|
|
10. Любовь, сексуальные чувства.
|
|
11. Любимое занятие, возможность выразить себя в чем-либо.
|
|
- Ваш пол: 1 — М, 2 — Ж.
- Возраст:___лет.
- Образование: 1 — начальное, 2 — неполное среднее, 3 — среднее общее, 4 — среднее специальное, 5 — незаконченное высшее, 6 —высшее.
- Общественная группа, к которой вы относитесь: 1 — рабочий, 2 — служащий, 3 — пенсионер по возрасту, 4 — пенсионер по инвалидности, 5 — учащийся, студент, 6 — домохозяйка, 7 — безработный, 8 — предприниматель, 9 — крестьянин, 10 — другое.
- Семейное положение: 1 — женат (замужем), 2 — никогда не был
женат (замужем), 3 — разведен (а), живу отдельно, 4 — вдовец (вдова).
- Место проживания_____________________ наименование населенного пункта, района, области
Обработка и интерпретация результатов. Пункт 1. Измеряет самооценку здоровья. Низкая самооценка здоровья, по данным исследователей, связана- с повышенным уровнем стресса, низкими показателями удовлетворенности жизнью. Пункт 2. Представляет собой шкалу психосоциального стресса Л. Ридера. При обработке данных, полученных с помощью этой шкалы, подсчитывается сумма баллов по всем 7 пунктам, которая затем делится на 7. Этот средний балл вычитается из 4. В результате определяется показатель психосоциального стресса, который может варьироваться от 0 до 3 баллов. В зависимости от этого показателя испытуемого относят к группе с высоким, средним или низким уровнем психосоциального стресса (см. табл. 32). Таблица 32 Нормы уровней психосоциального стресса у мужчин и женщин
Уровень стресса
|
Средний балл
|
Мужчины
|
Женщины
|
Высокий
|
2,00—3,00
|
2,18—3,00
|
Средний
|
1,00—1,99
|
1,18—2,17
|
Низкий
|
0,00—0,99
|
0,00—1,17
|
Испытуемые с высоким уровнем психосоциального стресса относятся к группе лиц, нуждающихся в психологической помощи. Пункт 3. Представляет собой шкалу удовлетворенности жизнью в целом. Данная шкала оценивает субъективное состояние удовлетворенности—неудовлетворенности. Для подсчета показателей по данной шкале необходимо из суммы баллов, набранных по подпунктам 1, 3, 5, 7 и 9, вычесть сумму баллов, набранных по подпунктам 2, 4, б, 8 и 10. Показатели удовлетворенности жизнью в целом могут варьировать от -15 до +15 баллов. Результат от -15 до -5 баллов является показателем низкого уровня удовлетворенности жизнью в целом, т. е. свидетельствует о состоянии неудовлетворенности, стресса о пессимистическом настроении, о потребности в получении психологической помощи. Результат от -4 до +4 баллов свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности жизнью в целом. Результат от +5 до +15 баллов свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности жизнью в целом, о психологическом благополучии и оптимистическом мироощущении. Пункт 4. Представляет собой шкалу удовлетворенности условиями жизни. Для получения показателя по данной шкале необходимо подсчитать сумму баллов по всем 13 подпунктам. Результат ниже 32 баллов свидетельствует о низком уровне удовлетворенности условиями жизни, о низком качестве жизни и о потребности в получении психологической помощи. При результате от 33 до 46 баллов условия жизни оцениваются испытуемым как удовлетворительные. Результат выше 47 баллов свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности условиями жизни и является показателем высокого качества жизни. Если по какому-либо из 13 подпунктов испытуемый набирает 1 или 2 балла, то представленная в данном подпункте сторона жизни может рассматриваться как источник стресса, переживаемого испытуемым. Подпункты шкалы, по которым испытуемый набирает 4 или 5 баллов, следует рассматривать как стороны жизни, в наибольшей степени удовлетворяющие испытуемого и являющиеся для него поддержкой. Пункт 5. Представляет собой шкалу удовлетворенности основных жизненных потребностей. При обработке результатов подсчитывается сумма баллов по всем 11 подпунктам шкалы. При заполнении подпунктов 1, 2 и 3 у испытуемых могут возникнуть вопросы. Пояснение по подпункту 1: "Если вы в данный момент не работаете, оцените ваше отношение к этому факту". Пояснение по подпункту 2: "Если вы живете один (одна), оцените, насколько вы удовлетворены своим семейным положением". Пояснение по подпункту 3: "Если у вас нет детей, оцените ваше отношение к данному факту". Необходимо, чтобы испытуемый заполнил все подпункты. Если испытуемый набирает менее 30 баллов, это свидетельствует о низком уровне удовлетворенности его основных жизненных потребностей, о стрессе и о потребности в получении психологической помощи.
Показатель от 31 до 41 балла свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности основных жизненных потребностей. Показатель выше 42 баллов свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности потребностей, о психологическом благополучии. Если по какому-либо из 11 подпунктов данной шкалы испытуемый набирает 1 или 2 балла, то представленная в данном подпункте сторона жизни (потребность) может рассматриваться как причина чувства неудовлетворенности, состояния стресса, переживаемых испытуемым. Подпункты шкалы, по которым испытуемый набирает 4 или 5 баллов, следует рассматривать как стороны жизни, в наибольшей степени удовлетворяющие испытуемого и являющиеся для него поддержкой. Пункты 6—11. Предназначены для регистрации основных социально-демографических данных испытуемых: пола, возраста, уровня образования, социального и семейного положения, места жительства. |