Тест-анкета «Эмоциональная направленность»
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Тест-анкета «Эмоциональная направленность», разработанная Б.И. Додоновым (1978), представляет собой перечень из 10 эмоций, составленный на основе авторской классификации эмоций [2; 9].
Классификация эмоций создана автором эмпирическим путем, на основе предварительного сбора огромного количества «сырого» материала о «ценных» переживаниях к «просвечивающим» через них корреспондентным потребностям, положенным затем в основание классификации. В классификации используются только те «речевые модели», которые обязательно передают специфический компонент эмоции, ее окрашенности «в цвет» определенной потребности. Автор выделяет 10 видов таких эмоций (1975):

  • альтруистические эмоции (возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям);
  • коммуникативные эмоции (возникают на основе потребности в общении);
  • глорические эмоции (от лат. gloria - слава, связаны с потребностью в самоутверждении и славе, типичная эмоциональная ситуация - реальное или воображаемое «пожинание лавров»);
  • праксические эмоции (вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью);
  • пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба, происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе);
  • романтические эмоции (возникают на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному);
  • акизитивные эмоции (от франц. acquisition - приобретение, возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них);
  • гедонистические эмоции (связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте);
  • гностические эмоции (часто описываются под рубрикой интеллектуальных чувств, их связывают с потребностью в получении любой новой информации и с потребностью в «когнитивной гармонии»);
  • эстетические эмоции (являются отражением потребности человека быть в гармонии с окружающим миром).

Значимые данные по процедуре разработке и стандартизации методики отсутствуют, автором предоставлена информация только по поводу достоверности. Автор утверждает, что коэффициент достоверности информации, доставляемой анкетой при работе с образованной молодежью, по данным специальных исследований и расчетов, равен примерно 0,5.
Инструкция. Анкета предназначена для установления таких различий, которые нельзя определить в терминах «лучше - хуже». Поэтому любой ответ будет характеризовать Вас одинаково хорошо, если Вы ответите серьезно и искренне. Вам нужно постараться точно выполнить инструкцию.
Внимательно прочитайте нижеприведенный перечень приятных переживаний и проранжируйте их в порядке убывания предпочтений. То есть, на первое место поставьте самую приятную для себя эмоцию, на второе место – следующую по степени удовольствия и т. д. На последнее место поставьте наименее предпочитаемую эмоцию.

Перечень переживаний:

  • Чувство необычайного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой обстановке, местности.
  • Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше.

  • Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься успешных результатов.
  • Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность как личности или превосходства над соперниками, когда тобой искренне восхищаются.
  • Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни.
  • Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей.
  • Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами. Радость и глубокое удовлетворение при постижении сути явлений, подтверждении ваших догадок и предположений.
  • Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности.
  • Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь, когда видишь дружбу и взаимопонимание, когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей.
  • Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии природы или музыки, стихов и других произведений искусства.

 

Обработка и интерпретация результатов
Данный ниже ключ позволяет соотнести описания эмоциональных переживаний и их виды согласно классификации. В таблице находятся виды эмоциональных переживаний в том порядке, как они следуют в перечне, т. е. первыми в списке представлены романтические эмоции и т. д.

Вид эмоциональных переживаний

Порядковый номер в перечне

Романтические

1

Акизитивные

2

Праксические

3

Глорические

4

Гедонистические

5

Альтруистические

6

Гностические

7

Пугнические

8

Коммуникативные

9

Эстетические

10

Выделенные в числе первых эмоциональные переживания позволяют сделать вывод о приоритетах испытуемого, выявив, таким образом, его эмоциональную направленность.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.