Методики диагностики волевой активности
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Индекс материала
Методики диагностики волевой активности
Диагностика волевого усилия
Все страницы

Под волей понималось «сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков» (Селиванов, 1986, с. 112). Оговоримся, в термине «умение» кроме смысла, заложенного Селивановым – воля, как «приобретенный при жизни своеобразный способ сознательного преодоления трудностей, предполагающий использование имеющихся знаний, частных умений разного рода и навыков для решения актуальных задач», мы подразумеваем и наличие врожденных, в частности, типологических компонентов.


В самом общем виде под волевым подразумевалось действие, выполнение которого невозможно без волевого усилия. Волевое усилие – стержневая характеристика любого волевого действия. «… Волевое усилие проявляется на любом этапе волевого действия, связанного с запуском или остановкой его, с преодолением трудностей объективного и субъективного характера, возникающего в провесе трудовой деятельности человека… Для измерения волевого усилия необходимо «создание чрезвычайных условий, вносящих значительные трудности в осуществление деятельности субъекта» (Ильин, 1983, с. 87). Успешность выполнения действия вообще зависит от многих параметров: степени сформирования навыков, умений, способностей и т.п. Наличие всех этих компонентов будет недостаточным для достижения цели, если человек не сюжет мобилизовать себя на преодоление трудностей по ходу выполняемых действий. Волевое усилие – не гарантия успешного выполнения волевого действия, но необходимое условие. В то же время существует целый ряд привычных, обыденных действий, автоматизмов без волевой регуляции. На это указывает, например, Селиванов (1982), отмечающий, что волевая активность (волевое усилие) имеет место только тогда, когда при выполнения привычного действия возникает непредвиденная трудность.
Еще в 80-е годы прошлого века нами были найдены корреляты показателей волевой активности с безусловно-рефлектрными ЭЭГ параметрами (силой, инертностью и активированностью нервной системы). В этой связи вызывает недоумение утверждение В.И. Иванникова (1998) о том, что воля не является врожденной или генетически заданной способностью. Было также показано, что навязанные действия, действия по приказу, от которых испытуемые не могли отказаться, действия выполняемые со сверх максимальными усилиями и сверх скоростных режимах работы, не смотря на значительную трудоемкость, не являются волевыми, а произвольными, исполнительскими. Другими словами, величина прикладываемого усилия не является достаточной для характеристики волевого действия. Более того, регулярное и целенаправленное регулирование человеком своего поведения связанного с преодолением трудностей позволяет перевести эти действия из разряда волевых в обыденные, не требующие дополнительных побуждений, волевых усилий. Они становятся привычными и могут приобрести характер потребности. Вновь сформированную потребность следует отличать от «потребности преодоления препятствий» (П.В. Симонов, 1971), которая, на наш взгляд, как самостоятельный феномен может характеризовать достаточно узкий круг людей, на которых препятствие действует как «красная тряпка на быка». Людей, которые ищут трудности и за счет выделяемого в кровь адреналина испытывают несравненное удовольствие в экстремальных режимах работы (боевики-наемники, парашютисты, альпинисты и т.п.) не так уж и много. Точно так же, как и для определенной части людей воля – это насилие над собой, которое по возможности необходимо избегать. Исходя из того, что любая биологическая система стремится к равновесию, большинство людей предпочтут «гору обойти» чем штурмовать ее, достигая того же самого результата – пункта за «горой». Попытки же штурма, с целью самоутверждения, заканчиваются, как правило, плачевно, если они не подготовлены длительными тренировками. Вслед за В.А. Иванниковым мы относим волю к большому классу произвольных процессов. Вместе с тем, мы считаем, что воля как бы «просыпается» в моменты связанные с необходимостью изменения обыденного поведения, когда «выплескивается» накопленный опыт по преодолению внешних и внутренних препятствий и трудностей, проявляется отношение субъекта к этим трудностям, актуализируются навыки и умения по преодолению трудностей. Безусловно, что лица имеющие соответствующие психофизиологические предпосылки, при прочих равных условиях, проще справятся с ними. Так не вызывает сомнения, что лица с сильной НС потенциально более готовы действовать в экстремальных ситуациях, чем лица со слабой НС.
Цель волевого действия может быть изначально заданной самим субъектом, а может и появиться в процессе простой произвольной деятельности при неожиданно возникших препятствиях и трудностях, когда возникает необходимость по их преодолению. Возникает потребность в дополнительных побуждениях, необходимых для преодоления противоборствующих тенденций, возможной негативной реакции окружающих, собственных сомнений, сопротивления и противодействия окружающей среды и собственной усталости, наконец, на преодоление устойчивых физических, анатомо-физиологических и психофизиологических состояний (не секрет, что даже флегматик может заставить себя быть активным). В данном случае речь идет не о кратковременном усилии, единичном волевом акте, а о длительной борьбе с самим собой, насилии над собой, над своими устоявшимися стереотипами. Возникшая проблема требует перехода воли потенциальной в волю актуальную. Естественно, что лица имеющие в жизни навыки проявления настойчивости, решительности, целеустремленности, справятся с возникшими проблемами (отрицательными эмоциями, различными препятствиями и трудностями и т.д.) проще.
Подросткам свойственно после единичного преодоления себя, своего желания, думать о себе как о волевом человеке. Вместе с тем, практика показывает, что человеку для выработки устойчивых стереотипов приходится неоднократно «наступать на одни и те же грабли» и чужой опыт здесь остается не востребованным. Другими словами, речь идет о выработке навыков по преодолению трудностей с затратой оптимальных усилий, об умении без сверх усилий и дополнительной мобилизации преодолевать типичные внешние и внутренние препятствия и трудности. В этом смысле воля воспитываема. Речь идет о выработке «волевых привычек» (В.С. Юркевич, 1986), о создании у ребенка установки преобладания «надо» над «хочу». Широкий спектр выработанных привычек (на основе преодоленных трудностей) позволит в дальнейшем или минимизировать необходимость актуализации воли, или относительно легче справиться с необходимостью ее проявления. Таким образом, только накопленный опыт по преодолению себя, опыт завершенных волевых актов, может говорить о потенциальной готовности субъекта к проявлению воли. Наиболее наглядным в этом плане, является спорт, спортивная деятельность. Не случайно И.М. Сеченов отмечал, что воля не заставит делать человека то, что он не умеет. Вот в этом плане, в плане выработки волевых привычек мы говорим о воспитании воли. Естественно, что субъектам со слабой НС, импульсивным, не имеющим опыта преодоления себя, справиться с этим будет несравненно сложнее.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.