Под волей понималось «сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков» (Селиванов, 1986, с. 112). Оговоримся, в термине «умение» кроме смысла, заложенного Селивановым – воля, как «приобретенный при жизни своеобразный способ сознательного преодоления трудностей, предполагающий использование имеющихся знаний, частных умений разного рода и навыков для решения актуальных задач», мы подразумеваем и наличие врожденных, в частности, типологических компонентов.
В самом общем виде под волевым подразумевалось действие, выполнение которого невозможно без волевого усилия. Волевое усилие – стержневая характеристика любого волевого действия. «… Волевое усилие проявляется на любом этапе волевого действия, связанного с запуском или остановкой его, с преодолением трудностей объективного и субъективного характера, возникающего в провесе трудовой деятельности человека… Для измерения волевого усилия необходимо «создание чрезвычайных условий, вносящих значительные трудности в осуществление деятельности субъекта» (Ильин, 1983, с. 87). Успешность выполнения действия вообще зависит от многих параметров: степени сформирования навыков, умений, способностей и т.п. Наличие всех этих компонентов будет недостаточным для достижения цели, если человек не сюжет мобилизовать себя на преодоление трудностей по ходу выполняемых действий. Волевое усилие – не гарантия успешного выполнения волевого действия, но необходимое условие. В то же время существует целый ряд привычных, обыденных действий, автоматизмов без волевой регуляции. На это указывает, например, Селиванов (1982), отмечающий, что волевая активность (волевое усилие) имеет место только тогда, когда при выполнения привычного действия возникает непредвиденная трудность. Еще в 80-е годы прошлого века нами были найдены корреляты показателей волевой активности с безусловно-рефлектрными ЭЭГ параметрами (силой, инертностью и активированностью нервной системы). В этой связи вызывает недоумение утверждение В.И. Иванникова (1998) о том, что воля не является врожденной или генетически заданной способностью. Было также показано, что навязанные действия, действия по приказу, от которых испытуемые не могли отказаться, действия выполняемые со сверх максимальными усилиями и сверх скоростных режимах работы, не смотря на значительную трудоемкость, не являются волевыми, а произвольными, исполнительскими. Другими словами, величина прикладываемого усилия не является достаточной для характеристики волевого действия. Более того, регулярное и целенаправленное регулирование человеком своего поведения связанного с преодолением трудностей позволяет перевести эти действия из разряда волевых в обыденные, не требующие дополнительных побуждений, волевых усилий. Они становятся привычными и могут приобрести характер потребности. Вновь сформированную потребность следует отличать от «потребности преодоления препятствий» (П.В. Симонов, 1971), которая, на наш взгляд, как самостоятельный феномен может характеризовать достаточно узкий круг людей, на которых препятствие действует как «красная тряпка на быка». Людей, которые ищут трудности и за счет выделяемого в кровь адреналина испытывают несравненное удовольствие в экстремальных режимах работы (боевики-наемники, парашютисты, альпинисты и т.п.) не так уж и много. Точно так же, как и для определенной части людей воля – это насилие над собой, которое по возможности необходимо избегать. Исходя из того, что любая биологическая система стремится к равновесию, большинство людей предпочтут «гору обойти» чем штурмовать ее, достигая того же самого результата – пункта за «горой». Попытки же штурма, с целью самоутверждения, заканчиваются, как правило, плачевно, если они не подготовлены длительными тренировками. Вслед за В.А. Иванниковым мы относим волю к большому классу произвольных процессов. Вместе с тем, мы считаем, что воля как бы «просыпается» в моменты связанные с необходимостью изменения обыденного поведения, когда «выплескивается» накопленный опыт по преодолению внешних и внутренних препятствий и трудностей, проявляется отношение субъекта к этим трудностям, актуализируются навыки и умения по преодолению трудностей. Безусловно, что лица имеющие соответствующие психофизиологические предпосылки, при прочих равных условиях, проще справятся с ними. Так не вызывает сомнения, что лица с сильной НС потенциально более готовы действовать в экстремальных ситуациях, чем лица со слабой НС. Цель волевого действия может быть изначально заданной самим субъектом, а может и появиться в процессе простой произвольной деятельности при неожиданно возникших препятствиях и трудностях, когда возникает необходимость по их преодолению. Возникает потребность в дополнительных побуждениях, необходимых для преодоления противоборствующих тенденций, возможной негативной реакции окружающих, собственных сомнений, сопротивления и противодействия окружающей среды и собственной усталости, наконец, на преодоление устойчивых физических, анатомо-физиологических и психофизиологических состояний (не секрет, что даже флегматик может заставить себя быть активным). В данном случае речь идет не о кратковременном усилии, единичном волевом акте, а о длительной борьбе с самим собой, насилии над собой, над своими устоявшимися стереотипами. Возникшая проблема требует перехода воли потенциальной в волю актуальную. Естественно, что лица имеющие в жизни навыки проявления настойчивости, решительности, целеустремленности, справятся с возникшими проблемами (отрицательными эмоциями, различными препятствиями и трудностями и т.д.) проще. Подросткам свойственно после единичного преодоления себя, своего желания, думать о себе как о волевом человеке. Вместе с тем, практика показывает, что человеку для выработки устойчивых стереотипов приходится неоднократно «наступать на одни и те же грабли» и чужой опыт здесь остается не востребованным. Другими словами, речь идет о выработке навыков по преодолению трудностей с затратой оптимальных усилий, об умении без сверх усилий и дополнительной мобилизации преодолевать типичные внешние и внутренние препятствия и трудности. В этом смысле воля воспитываема. Речь идет о выработке «волевых привычек» (В.С. Юркевич, 1986), о создании у ребенка установки преобладания «надо» над «хочу». Широкий спектр выработанных привычек (на основе преодоленных трудностей) позволит в дальнейшем или минимизировать необходимость актуализации воли, или относительно легче справиться с необходимостью ее проявления. Таким образом, только накопленный опыт по преодолению себя, опыт завершенных волевых актов, может говорить о потенциальной готовности субъекта к проявлению воли. Наиболее наглядным в этом плане, является спорт, спортивная деятельность. Не случайно И.М. Сеченов отмечал, что воля не заставит делать человека то, что он не умеет. Вот в этом плане, в плане выработки волевых привычек мы говорим о воспитании воли. Естественно, что субъектам со слабой НС, импульсивным, не имеющим опыта преодоления себя, справиться с этим будет несравненно сложнее.
Диагностика волевого усилия Задание 1. «Написание простых элементов»
Инструкция для исследователя. Для прослеживания динамики перехода от простых произвольных действий к действиям волевым, экспериментальные задания подбирались таким образом, чтобы на начальных стадиях своего выполнения они не требовали специальных знаний, умений и навыков. Из всего многообразия произвольных действий для анализа и рассмотрения были взяты действия ненамеренные. Рубинштейн (1946), говоря о том, что всякое волевое действие является намеренным или преднамеренным намеренным действием, отмечал и наличие ненамеренных, но, тем не менее, сознательных целенаправленных волевых действий, которые будучи волевыми, не предваряются особым намерением. Так бывает в тех случаях, когда решение непосредственно переходит в пополнение благодаря тому, что соответствующее действие легко, привычно и т.д. Вместе с тем, задания, предлагавшиеся в наших опытах испытуемым, были неинтересными, однообразными, повторяющимися, не располагающими к инициативе. Эксперименты не носили элемента соревнований, достигнутые результаты не анализировались и не поощрялись. Испытуемые должны были неукоснительно выполнять малоинтересные задания, в соответствии с требованиями экспериментатора без объяснения истинных причин и целей выполнения работы. «И не случайно как самая трудная и тяжелая оценивается человеком та работа, результаты которой лишены смысла… Переход к волевой регуляции действий необходим и наблюдается в тех случаях, тех ситуациях, где побуждение к действию с самого начала недостаточно или уменьшается по мере осуществления действия. Вероятно, впервые такие ситуации возникают в трудовой деятельности, где необходимо осуществлять действия, прямо не связанные, не вытекающие из какой-либо актуальной потребности» (Иванников, 1955, с. 51). Таким образом, ситуация, с моделированная в нашем эксперименте, т.е. выполнение простых волевых действий без актуальной потребности, встречается и в повседневной жизни человека, когда ему приходится выполнять задания вопреки собственному желанию. При этом такие действия не становятся менее волевыми из-за того, что решение по их реализации принято другим человеком. Наоборот, «принять решение – еще не значит выполнить его. За. Решением должно последовать исполнение. Без этого последнего звена волевой акт не завершен. Более того, «когда «борьба мотивов» закончена и решение принято, тогда лишь начинается поданная борьба – борьба за выполнение решения, за осуществление желания, за изменение действительности, за подчинение ее человеческом воле» (Рубинштейн, 1946, с. 517). Учитывая вышеизложенное, в работе будет рассматриваться лабораторный вариант простых непреднамеренных волевых действий без актуальной потребности к их выполнению, но для поддержания определенного интереса, перед началом проведения эксперимента, со всеми испытуемыми – студентами первого курса – была проведена беседа, в ходе которое было сказано, что результаты исследования будут использованы в дальнейшем в целях профориентации. В методиках» связанных о темповыми характеристиками осуществлялось последовательное выполнение серий – вначале выбирался удобный тема дан всех заданий, потом максимальный и в конце – сверх максимальный. Индивидуальные проявления простых волевых действий изучались в трех сферах: психомоторной, интеллектуальной, произвольного внимания. Изменение заданий по темпу предполагало разную степень волевой активности, испытуемых при их выполнении. Очевидно, выполнение действий с удобной скоростью связано с минимальными усилиями. Выполнение заданий с большей скоростью у тех же испытуемых требует большего усилия, а выполнение заданий со сверхбыстрыми скоростями (простыми, обязательными, с помехами) – истощающего. Иными словами, возрастание скорости выполнения задания неразрывно связано с увеличением усилия, параметры которого сопрягаются с волевыми усилиями. За единицу измерения волевого усилия в различных сферах принималось то напряжение, которое необходимо для еще большего увеличения скорости написания, сложения, работы с корректурными таблицами. Количественным выражением подобного напряжения будет акт перехода и соответственно, разность результатов, от удобной скорости написания к максимальной и от максимальной к сверхбыстрой, т.е. разница между скоростями и связанными с ними усилиями. Другими словами, реализация волевого действия проходила поэтапно, в зависимости от задач, поставленных экспериментатором перед испытуемыми. Первоначальный этап характеризовался самостоятельно заданными усилиями, степень которых определялась самими испытуемыми (акт перехода от удобных усилий к максимальным). В последующем выдвигались требования со стороны экспериментатора о еще большем увеличении усилий, с которыми должны были работать испытуемые, т.е. усилия навязывались вне зависимости от желаний и возможностей испытуемых (акт перехода от максимальных усилий к сверх максимальным, обязательным и с помехами. Дополнительным основанием деления волевых усилий на два типа послужил результат их сравнения с помощью t – критерия Стьюдента. Результаты оказались достоверно различными в заданиях: при замедленном написании t = 10,53 (р < 0,001); при написании t = 3,68 (р < 0,001); при замедленном обводе t = 10,25 (р < 0,001); при обводе t = 2,87 (р < 0,01); при сложном сложении t = 3,06 (р < 0,001). При обработке данных все многообразие навязанных волевых усилий с помощью нормированного отклонения от средней арифметической и Z – преобразования сводились к интегральным показателям навязанных волевых усилий в психомоторной сфере (внимания, интеллектуальной). После последовательного выполнения всех заданий (в психомоторной сфере, сфере произвольного внимания и интеллектуальной сфере) с самостоятельно заданными волевыми усилиями и перед переходом к усилиям навязанным, испытуемым предлагалось по желанию продолжить выполнение действий о самостоятельно заданными волевыми усилиями. Выражением такого типа волевой активности явился показатель – стремление к продолжению волевых действий. Иными словами, это попытки испытуемого проверить свои возможности при напряженной работе. Неслучайно П.В. Симонов (1981) определяет волю как специфическую потребность преодоления препятствий. Данная потребность, по-видимому и нашла отражение в показателе стремления к продолжению волевых действий. В качестве интегрального показателя «стремления» бралось суммарное количество дополнительных попыток, выполненных испытуемым после остановки его экспериментатором, а также то количество попыток, которое бы хотел совершить испытуемый после остановки его экспериментатором, т.е. «планирование» своих волевых усилий. Для проверки надежности употребляемых параметров с теми же испытуемыми через год был проведен повторный эксперимент. На пяти процентном уровне прокоррелировали между собой как самостоятельно заданные волевые усилия, так и навязанные волевые усилия. Показатели стремления к продолжению волевых действий оказались связанными между собой на уровне тенденции. По данным Любимова (1933), надежность эксперимента достоверна на 0,001 уровне, коэффициент корреляции при повторном испытании 103 человек равен 0,60. Характеристики моторного усилия совпадали с жизненными проявлениями воли в 31% случаев, моторной задержки – в 67% случаев. Инструкция для испытуемого. Задание 1 состояло из шести серий. В первой серии испытуемому предлагалось в трех десятисекундных интервалах времени писать вертикальные палочки по сторонам квадратов (обычного тетрадного листа) со спокойной удобной скоростью. При этой скорости испытуемый мог бы наполнять данное задание в течение 3–4 часов без утомления. По команде: «Внимание» испытуемый ставил карандаш в верхний угол клетки. По командам «Начал» и «Стоп» – начинал и заканчивал написание палочек. Отклонение от вертикали или выход палочки на горизонтальные ограничивающие линии считалось за ошибку, так как «устойчивое значительное рассогласование между результатами деятельности и критерием ее успешности приводит, как правило» к формальному выполнению, к отказу от стремления достигать успеха или к отказу от самой деятельности» (Конопкин, 1978, с. 89). Во второй серии испытуемые предлагалось в трех десятисекундных интервалах времени выполнять те же действия, но со скоростью, предельно быстрой, такой, на которую способен испытуемый, т.е. со скоростью максимальной. По окончании третьего интервала испытуемым предлагалось, по желанию, продолжить выполнение задания с той же скоростью в дополнительных восемнадцати десятисекундных интервалах времени. О количестве данных интервалов испытуемому не сообщалось. Испытуемые, пожелавшие выполнять задание, могли прекратить его выполнение в любой момент. Испытуемые, желавшие продолжить выполнение гадания и после 10 попыток, записывали то время, в течение которого они бы хотели еще работать. В третьей серии испытуемым предлагалось писать палочки в трех десяти секундных интервалах времени, но со скоростью, еще более быстрой, чем предыдущая, т.е. сверхбыстрой, и вне зависимости, хотели того или нет испытуемые, им предлагалось выполнять данное задание еде в 12-ти обязательных десяти секундных интервалах времени без остановки. Переход со строчки на строчку после десяти секунд написания осуществлялся по команде «Переход». После последовательного выполнения всех заданий, связанных темповыми характеристиками, для заданий 1 «Написание» и 2 «Обвод» было проведено еще по три серии. Четвертая серия была повторением серии первой. В пятой серии испытуемым в трех десяти секундных интервалах времени предлагалось писать палочки как можно медленнее, красивее и правильнее, т.е. выполнять действие в замедленном темпе. При этом оговаривалось, что написание палочек должно быть непрерывным, то есть, при окончании написания одной палочки испытуемые должны были сразу же приступать к написанию другой. В шестой серии испытуемым предлагалось в трех десяти секундных интервалах времени выполнять те же действия, но со скоростью еде более медленной, чем в пятой серии, то есть выполнять действия в сверх медленном темпе. Показателями, характеризующими волевые усилия, связанные с замедлением деятельности стали, соответственно, самостоятельно заданные и навязанные волевые усилия на замедление действий.
Задание 2. «Обвод»
Данное задание аналогично первому. Отличие - вместо написания палочек испытуемому предлагалось обводить клетки, начиная сверху, далее вниз - вправо - вверх - вправо - вниз и т.д., в виде змейки, с соблюдением прямых углов и не отрывая карандаша при написании. Показателями волевой активности в психомоторной сфере явились:
- Самостоятельно заданное волевое усилие при замедленном написании и обводе (разница средних в удобной и замедленной сериях).
- Самостоятельно заданное волевое усилие при написании и обводке (разница средних в максимально быстрой и удобной сериях).
- Навязанное волевое усилие при замедленном написании и обводе (разница средних в замедленной и сверх замедленной сериях),
- Навязанное волевое усилие при написании и обводе (разница средних в сверх быстрой и максимальной, сверх быстрой обязательной и максимальной сериях).
- Стремление к продолжению волевых действий при написании и обводе (количество серий, выполненных по желанию с максимальной скоростью и субъективное количество указанных серий, в которых испытуемый мог бы продолжить выполнение заданий).
Методика изучения «Волевая активность в сфере произвольного внимания»
Задание 3. «Таблица Ландольта»
Корректурные пробы для исследований волевой активности применялись Калиным (1986), Ворониным (1975) и др. Задание состояло из трех серий. В первой серии испытуемым в трех 30-секундных попытках предлагалось подчеркивать кольца с разрывом на 9 часах и вычеркивать кольца с разрывом на 12 часах с удобной скоростью. Во второй серии испытуемым в трех 30-секундных сериях предлагалось выполнять те же действия, но со скоростью максимальной» за ним шли 6 попыток по 30 секунд, которые испытуемый выполнял по желанию. Число попыток испытуемым не сообщалось. В третьей серии испытуемый выполнял те же действия в трех попытках, но со скоростью сверх быстрой. Вслед за ними шли три обязательные попытки по 30 секунд и три попытки с помехами фразы сбивающего характера. НАПРИМЕР: «Подчеркиваем кольца с разрывом сверху, … справа» и т.п.
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ – ТАБЛИЦА ЛАНДОЛЬТА
|
Задание 4. «Таблица Анфимова» Задание по табл. Анфимова аналогично заданию 3. Испытуемому в трех сериях предлагалось вычеркивать букву «О» и обводить в кружок букву «Н». Отличие: помимо помех 1 (фразы сбивающего характера типа: «Обводим в овал букву О, вычеркиваем Н и т.п.), в конце эксперимента шли помехи № 2 - четыре серии по 30 секунд. В качестве помех служили выдержки из рассказа А.П. Чехова «Детвора». (Читается бодрым, жизнеутверждающим голосом!) - Папы, мамы и тети Нади нет дома… - В ожидании их возвращения Гриша Аня, Алеша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным столом и играют в лото… - Играют дети на деньги. - Ставка-копейка… Играют с азартом. Самый большой азарт написан на лице у Гриши… Играет он исключительно из-за денег. Не будь копеек на блюдечке, он давно бы уже и спал… Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения наполняют его стриженую голову, не дают ему сидеть спокойно, сосредоточится… Сестра его Аня, девочка лет восьми…тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл… Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра - Соня играет в лото ради процесса игры… Кто бы не выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша… у него ни корыстолюбия, ни самолюбия, не гонят из-за стола, не укладывают спать -и на том спасибо. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого… Пятый партнер Андрей… к выигрышу и к чужим успехам относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию: сколько на этом свете разных цифр и как это они не перепутываются… Показателями волевой активности в сфере произвольного внимания явились: 1. Самостоятельно заданное волевое усилие при работа с табл. Ландольта и Анфимова (разница средних в максимально быстрой и удобной сериях). 2. Навязанное волевое усилие при работе с табл. Ландольта и Анфимова (разница средних в сверх быстрой и максимальной, сверх быстрой обязательной и максимальной, сверх быстрой с помехами и максимальной сериях). 3. Стремление к продолжению волевых действий по табл. Ландольта и Анфимова (количество серий, выполненных по желанию с максимальной скоростью и субъективное количество указанных серий, в которых испытуемый мог бы продолжить выполнение заданий).
|
Задание 5 «Простое сложение» Является модификацией известной методики счета по Крепелину (1895) и подробно описанной Платоновым (1980). Временные характеристики и параметры данного задания совпадают с заданиями 1 и 2. Отличие – три–десяти секундные серии в конце эксперимента. Помехами было произнесение одно и двухзначных чисел со скоростью 1–1,5 в секунду. Испытуемому предлагается производить сложение в 2-х рядах однозначных чисел на специально приготовленном бланке, в трех скоростях: удобной, максимальной и сверхбыстрой. Данный вариант методики был нами предварительно опробован ранее. Наш вариант предполагал обязательное написание количества единиц десятков в тех случаях, где они встречаются. Наша модификация предполагает: 1) использование трех темпов – удобного, максимально быстрого и сверхбыстрого; 2) троекратное (10-секундное) выполнение сложения по каждому из темпов; 3) обязательное написание количества единиц десятков в тех случаях, где они встречаются, для предотвращения сбоев, и возникавших трудностей у некоторых испытуемых (В.М. Блейхер, с. 42). Последовательность предполагаемых темпов: 1) 3 серии удобного; 2) 3 серии максимально-быстрого; 3) 16 серий по желанию; 4) 3 серии сверхбыстрого темпа; 5) 6 обязательных серий; 6) 3 серии с помехами. Помехой являлось воспроизводимое на магнитофоне чтение действий сложения с ошибочным результатом.
|
Задание 6. «Сложное сложение» Временные характеристики и последовательность выполнения задания аналогично заданию 3 -«Кольца Ландольта». Испытуемым предлагалось решать примеры на сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двухзначных и трехзначных чисел, не превышающих 125, расположенных на специальном бланке. - Помехами были однозначные и двухзначные числа, произносимые примерно в темпе выполнения действий. Во избежание искусственного снижения скорости, в методиках, связанных со скоростью выполнения заданий вначале проводился удобный темп для всех методик, поток максимальный и в конце - сверхбыстрый. Показателями волевой активности в интеллектуальной сфере явились: Самостоятельно заданные волевые усилия при простом и сложном сложении (разница в средних в максимально быстрой и удобной сериях). Навязанные волевые усилия при простом и сложном сложении (разница средних в сверх быстрой и максимальной, сверх быстрой обязательной и максимальной, сверхбыстрой с помехами и максимальной сериях). Стремление к продолжению волевых действий при простом и сложном сложении (количество серий, выполненных по желанию с максимальной скоростью и субъективное количество указанных серий, в которых испытуемый маг бы продолжить выполнение заданий.
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ «СЛОЖНОГО СЛОЖЕНИЯ»
Время начала эксперимента ____________ час. ________ мин. _______ сек.
|
25 х 3 =
|
69 + 8 =
|
75 : 3 =
|
82 - 13 =
|
32 х 3 =
|
65 + 13 =
|
68 : 2 =
|
86 - 18 =
|
24 х 4 =
|
96 : 3 =
|
73 - 12 =
|
24 х 5 =
|
51 + 9 =
|
45 : 5 =
|
38 - 12 =
|
33 х 3 =
|
78 + 5 =
|
54 : 3 =
|
86 - 13 =
|
18 х 3 =
|
24 + 8 =
|
27 : 9 =
|
75 - 17 =
|
17 х 5 =
|
27 + 9 =
|
75 : 5 =
|
88 - 19 =
|
35 х 3 =
|
74 + 7 =
|
35 : 5 =
|
96 - 17 =
|
15 х 2 =
|
34 + 12 =
|
75 + 17 =
|
45 - 7 =
|
15 х 3 =
|
17 + 9 =
|
21 : 3 =
|
35 - 18 =
|
11 х 3 =
|
47 - 19 =
|
63 - 17 =
|
78 + 13 =
|
50 : 5 =
|
70 : 5 =
|
96 : 4 =
|
21 : 7 =
|
40 : 5 =
|
41 + 31 =
|
32 + 21 =
|
14 + 59 =
|
92 + 14 =
|
91 - 15 =
|
6 х 16 =
|
17+ 81 =
|
42 : 7 =
|
18 х 4 =
|
16 х 7 =
|
18 + 19 =
|
82 - 18 =
|
51 - 18 =
|
63 - 19 =
|
51 - 14 =
|
33 - 15 =
|
64 : 16 =
|
14 х 5 =
|
85 : 5 =
|
66 : 33 =
|
93 - 16 =
|
42 : 7 =
|
86 + 7 =
|
77 + 24 =
|
19 + 71 =
|
64 : 8 =
|
47 - 17 =
|
56 : 8 =
|
13 х 4 =
|
58 - 19 =
|
23 х 4 =
|
50 + 34 =
|
33 - 9 =
|
20 : 2 =
|
13 х 7 =
|
51 + 11 =
|
95 : 5 =
|
16 х 6 =
|
74 - 15 =
|
60 - 42 =
|
65 - 26 =
|
99 : 3 =
|
60 : 15 =
|
31 х 2 =
|
45 : 9 =
|
31 + 17 =
|
14 х 3 =
|
33 + 14 =
|
80 - 52 =
|
51 - 24 =
|
22 х 2 =
|
32 - 27 =
|
17 х 2 =
|
43 + 22 =
|
21 х 4 =
|
19 + 19 =
|
71 + 19 =
|
40 - 15 =
|
11 х 6 =
|
30 х 3 =
|
72 : 2 =
|
8 х 6 =
|
60 : 5 =
|
14 : 7 =
|
24 : 12 =
|
12 + 62 =
|
19 х 7 =
|
72 + 13 =
|
53 - 46 =
|
26 х 2 =
|
36 : 12 =
|
54 : 6 =
|
13 + 88 =
|
48 : 6 =
|
56 : 7 =
|
64 - 17 =
|
6 + 47 =
|
18 х 4 =
|
31 - 16 =
|
64 : 4 =
|
53 + 11 =
|
71 - 54 =
|
36 - 29 =
|
82 + 19 =
|
94 : 2 =
|
47 х 2 =
|
46 + 28 =
|
64 : 4 =
|
12 х 8 =
|
48 - 13 =
|
5 х 9 =
|
44 : 2 =
|
23 х 4 =
|
33 - 21 =
|
9 х 12 =
|
17 х 2 =
|
17 х 4 =
|
90 - 18 =
|
16 + 83 =
|
25 х 5 =
|
36 + 5 =
|
9 + 26 =
|
71 - 14 =
|
34 + 4 =
|
72 : 3 =
|
59 - 11 =
|
81 - 18 =
|
19 х 3 =
|
52 - 38 =
|
6 х 9 =
|
56 : 2 =
|
61 + 14 =
|
37 + 16 =
|
58 : 2 =
|
93 : 3 =
|
26 + 28 =
|
54 : 18 =
|
7 х 7 =
|
13 х 5 =
|
4 х 13 =
|
19 х 2 =
|
87 - 14 =
|
51 + 32 =
|
16 + 27 =
|
30 - 11 =
|
39 - 11 =
|
14 + 5 =
|
81 : 9 =
|
91 - 71 =
|
95 : 5 =
|
45 + 52 =
|
60 : 31 =
|
18 + 18 =
|
42 + 25 =
|
14 х 7 =
|
15 : 5 =
|
15 + 45 =
|
16 + 19 =
|
66 : 3 =
|
18 х 6 =
|
57 - 49 =
|
9 х 3 =
|
Время окончания эксперимента _____________ час. ________ мин. _______ сек.
|
Показателями волевой активности по трем сферам – психомоторной, произвольного внимания и интеллектуальной явились:
- Самостоятельно заданное интегральное волевое усилие (интегральная сумма 2, 6 и 9 показателей).
- Навязанное интегральное волевое усилие (интегральная сумма 4, 7 и 10 показателей).
- Стремление к продолжению волевых действий (интегральная сумма 5, 8 и 11 показателей).
Задание 7. «Составление слов» Испытуемому предлагалось в течение 3 минут, используя предложенный набор букв, составлять слова: существительные в единственном числе именительного надежа, нарицательных. При этом разрешалось повторное использование одних и тех же букв. Каждому испытуемому поочередно предлагалось 4 набора из 6 букв с примерно одинаковой способностью к образованию новых слов. В первой серии испытуемые образовывали слова с удобной скоростью из набора букв «Н, Г, М, И. С, А» Во второй серии испытуемые образовывали слова с максимальной скоростью из набора букв «П, Т, И, О, Г, Л» В этой же серии испытуемые могли в 6 попытках (по 30 секунд каждая) образовывать слова по желанию. В третьей серии испытуемые образовывали слова со скоростью сверхбыстрой из набора букв «Ф, О, Р, М, А, Л» Затем шли четыре обязательные попытки по 30 секунд, в которых испытуемый образовывал слова помимо своего желания. Заканчивался эксперимент трехминутной серией с помехами из набора букв «С, И, М, Г, А, Н», который соответствовал буквам первого задания. В качестве помех были слова близкие к буквенному составу, не удовлетворяющие правилам. Например: «гамак», «Маша», «тело» и др. Показателями волевых действий явились: 1. Суммарное количество слов, составленных при сверхбыстрой скорости (простой темп составления слов). 2. Суммарное количество слов, составленных испытуемым в обязательных попытках (обязательный темп составления слов). 3. Суммарное количество слов, составленных в серии с помехами (составление слов в темпе с помехами). 4. Разница между сверхбыстрой и максимальной сериями в составлении слов (ВУ простое составления слов). 5. Разница, между обязательной и максимальной сериями в составлении слов (ВУ обязательное составления слов). 6. Количество новых слов, по отношению к первому заданию, составленных в серии с помехами (ВВУ составления слов). 7. Количество попыток по образование новых слов (попытки образования слов) (СНД образования слов). 8. Количество новых слов, образованных в попытках по желанию (успешность образования слов).
Тест «Динамограф» В 1930–1931 г.г. А. Кох и З. Проскурина применили динамографическую методику для измерения задержки мышечного напряжения. Эту же методику, но с целью измерения мышечного волевого усилия, при помощи динамографа Лемана использовал Е.И.Игнатьев (1969). В качестве показателя величины волевого усилия выступило время задержки максимального мышечного напряжения. Но во время эксперимента они считали допустимым «подбадривать учащегося, если видно, что он начинает опускать пружину» (1969, с. 113). «Применять для исследования волевого мышечного усилия обычную динамометрическую методику нельзя. При измерении мышечного усилия мы всегда встречаемся с известными элементами воли, но измерить величину этого волевого усилия трудно» – на это обстоятельство указывал в своих исследованиях Альфред Бине, т.к. мы имеем «обусловленность величины мышечного усилия развитием и состоянием мышечной системы испытуемого» (Цитируется по Е.И. Игнатьеву (1969, с. 110). В эксперименте мы используем не прямой показатель силы, а косвенные показатели, где абсолютная сила не играет большой роли. Эксперимент проводился на приборе, сконструированном на кафедре психологии Свердловского пединститута А. Базуевым. Прибор представляет собой два динамометра, к которым присоединены писчики, фиксирующее изменение усилия на движущейся ленте. Испытуемым предлагалось одновременно левой и правой рукой сжать с предельным для себя усилием ручки динамографа. В работе рассматривались результаты только для правой руки (или ведущей левой). Высота отклонения Н1 считалась как пробная (смотри рисунок). Затем испытуемому предлагалось повторить сжатие, постаравшись при этом увеличить первоначальный результат Н1 и удержать это усилие (Н2 – высота начальная) как можно дольше, без зрительного контроля. В момент, когда испытуемый убеждался в невозможности удержания данного усилия на исходном уровне, он должен был сообщить об этом экспериментатору, не ослабляя при этом сжатия (Н3 – высота отказа). После слов испытуемого об отказе («Все», «Не могу» и т.п.) следует команда о еще большем усилии (Н4 – возобновленная высота), которое испытуемый должен поддерживать до отказа в работе (Н5 – высота окончания), не ожидая дополнительных команд экспериментатора на окончание. Кроме того, фиксировались преодолевающие волевые усилия (П1, П2, П3) и уступающие У. Л1 – продолжительность удержания усилия до отказа. Л2 – продолжительность удержания усилия после отказа. Во второй серии эксперимента испытуемый повторял сжатие со сверхбольшим усилием и контролировал его сам, зрительно, в указанных экспериментатором пределах по шкале прибора и удерживал его как можно дольше. В третьей серии эксперимента испытуемым предлагалось сжимать ручки динамографа под удары метронома в темпе I раз в секунду со сверхбольшим усилием до отказа.
|
Источник: Прядеин В. П. Психодиагностика личности : избранные психологические методики и тесты : [монография] / В.П. Прядеин ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» [и др.]. – Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – 245, [1] с. |