Методики диагностики саморегуляции
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Опросник диагностики саморегуляции (ДИАСАМ) (совместно с К.В. Злоказовым)

В известных вопросниках О.А. Конопкина, В.И. Моросановой, А.К. Осницкого и др., достаточно хорошо диагностируется сам процесс саморегуляции. Вместе с тем, в них практически не рассматриваются побудительные характеристики, уровень развития отдельных качеств у субъекта и психофизиологические предпосылки, ей способствующие. Данные моменты, на наш взгляд, наряду с процессуальными характеристиками позволяют наиболее адекватно судить о саморегуляции человека. Другими словами, опросник (вместе с дополнительными шкалами) предназначен для многомерно-функциональной диагностики саморегуляции.
Первоначально вопросник состоял из 760 вопросов. После статистической обработки (метод суммарных оценок Лайкерта, корреляционный и факторный анализ, а также проверки на надежность и валидность как отдельных шкал, так и опросника в целом, осуществлен К.В. Злоказовым) число вопросов сократилось до 238. Все параметры опросника рассматриваются с позиции дихотомии.

Инструкция для испытуемого. Выразите свое согласие-несогласие в протоколе со следующими утверждениями по 7-бальной шкале. Ваши ответы не будут расцениваться как хорошие или плохие. Не думайте долго над ответами (не более 2–3 сек.). Достоверные ответы те, которые первые пришли в голову. Прибегайте к нейтральным ответам в 4 балла, не чаще одного раза на 5 утверждений. На всю работу отводится не более 40 минут. Спасибо за быстро и добросовестно проделанную работу.
Шкала оценок:
7 баллов – безусловно да, полностью согласен;
6 баллов – да, согласен;
5 баллов – возможно да, согласен частично;
4 балла – нечто среднее;
3 балла – возможно нет, частично не согласен;
2 балла – нет;
1 балл – безусловно нет, полностью не согласен.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Я немедленно приступаю к реализации важных дел.
2. Мне нравится оживление и суета вокруг меня.
3. Я скрываю свое плохое настроение, чтобы не расстроить окружающих.
4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Я знаю, что могу показать окружающим все, на что способен и даже больше.
6. В мыслях я всегда себя вижу занимающим более высокое положение.
7. Мне интересно, смогу ли я достигнуть таких же результатов, как и другие.
8. Уверен, что более широкое освоение профессии (овладение смежными специальностями, чтение специальной литературы и т.п.) поможет мне сделать карьеру.
9. Постоянно чувствую свою ответственность за свою работу, процесс обучения и т.п.
10. Я анализирую свой проступок для того, чтобы в аналогичной ситуации вновь не совершить его.
11. У меня есть главная цель в жизни к которой я стремлюсь.
12. Для завершения начатой работы я могу преодолеть значительные внешние препятствия и трудности.
13. Я обдумываю свои предложения и идеи, чтобы они были понятны всем.
14. Я сам, без посторонней помощи и советов, определяю нужно мне этим заниматься или нет.
15. Я всегда анализирую свои поступки и действия.
16. Я буду работать на износ, но результата достигну.
17. У меня часто бывает беспокойное чувство, что мне чего-либо хочется, а я не знаете чего.
18. Проснувшись утром, я сразу вскакиваю с постели и принимаюсь за дела.
19. Я из тех людей, которые не лезут за словом в карман.
20. Я могу прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не были слова противной стороны.
21. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
22. Я комфортнее себя чувствую с лицами более высокого социального статуса и интеллекта.
23. Я всегда предпочитаю более сложные задания, даже если не уверен, что с ними справлюсь.
24. Я стремлюсь к тому, чтобы мои результаты, по сравнению с другими, были не хуже.
25. У меня есть желание быть на равных с людьми более высокого социального статуса.
26. Я хорошо выполняю задание, даже если оно не проверяется и не контролируется.
27. Справедливая критика у меня перерастает в самокритику.
28. Я могу сказать «нет», если это мне мешает в достижении цели.
29. Даже в острой конфликтной ситуации я могу взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее трезво, с максимальной объективностью.
30. При несрабатывании деталей плана, у меня есть запасные варианты.
31. У меня не занимает много времени переход от постановки цели к ее реализации.
32. Даже в начале и середине работы я сравниваю результат с тем, который должен быть достигнут.
33. Для достижения результата я покажу все, на что способен.
34. Иногда я чувствую себя счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины.
35. Слишком большая роскошь тратить на еду много времени.
36. Мне нравится находиться среди людей.
37. Меня практически невозможно вывести из себя.
38. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе; скорее всего не проявил достаточно усилий.
39. Я могу точно и безошибочно диагностировать мотивы поведения людей.
40. Я мог бы быть руководителем крупной фирмы, хотя и не имею специального образования.
41. Я хочу, чтобы моим родным и близким не было стыдно за меня.
42. Я пытаюсь развить свои коммуникативные способности, чтобы у меня было больше знакомых.
43. О том, что я ответственный человек, знают многие.
44. Я всегда чувствую ответственность за то, что происходит в моей жизни.
45. Я сам ставлю перед собой цели.
46. В экстремальной ситуации я действую быстро и решительно.
47. Приступая к выполнению сложного задания, я предвижу возможные трудности и пути их преодоления.
48. Даже будучи усталым, я принимаю решения незамедлительно.
49. Я контролирую достижение промежуточного результата на пути к достижению цели.
50. Я сделаю все, что в моих силах, для достижения результата.
51. Я часто терял сон из-за своих тревог.
52. Мне нравится активный отдых.
53. Я по натуре живой человек.
54. Прежде чем защищаться я внимательно выслушиваю критику.
55. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
56. Я имею настолько высокий потенциал, что могу справиться с любым заданием.
57. Я могу потратить последние деньги на что-нибудь, чтобы произвести впечатление на окружающих.
58. Чем быстрее я достигаю результат, тем больше хочется его превзойти.
59. Я стараюсь быть более эрудированным, чтобы приводить более весомые аргументы моим потенциальным оппонентам.
60. Если судьба ответственного дела зависит от меня, я берусь за его завершение.
61. Быть самокритичным к моим поступкам меня заставляет и то, что в течение дня меня оценивают те, с кем мне приходится общаться.
62. Ради достижения цели я могу отказаться от развлечения, общения с друзьями.
63. Я продолжаю действовать даже в том случае, если препятствия кажутся непреодолимыми.
64. Приступая к работе, я пытаюсь предугадать возможный конечный результат.
65. Если я принял решение, то буду ему следовать неукоснительно.
66. Я сопоставляю конечный результат с тем, который должен быть достигнут.
67. Достигаемые мной результаты – плод длительных, целенаправленных усилий.
68. Я чувствую себя неловко в какой-либо иной одежде, кроме повседневной.
69. Меня бесит ничего не делание.
70. Я быстро нахожу контакт с незнакомыми людьми, хорошо ориентируюсь в незнакомой компании и обстановке.
71. Я могу воздержаться от высказывания критических замечаний.
72. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, я не надеюсь на помощь других людей или на судьбу.
73. Мне стоит проявить лишь небольшую настойчивость и я завоюю любое сердце, благосклонность окружающих.
74. Таких как я, в случае опоздания, можно и подождать.
75. Работать над собой меня побуждает желание быть похожим на идеал.
76. Мое желание заработать больше денег связано со стремлением получить большую свободу и независимость в обществе.
77. Я всегда гарантирую завершение взятых на себя обязательств и несу за это ответственность.
78. Чтобы не потерять авторитет, я критически отношусь к своим действиям и поступкам.
79. Встречающиеся трудности на пути к достижению цели мобилизуют меня, заставляют работать с большей самоотдачей.
80. Я могу подчинить свои интересы интересам дела.
81. Готовясь к встрече или выступлению, я учитываю все вопросы, которые мне могут быть заданы и готовлю на них ответы.
82. Люблю такие проблемы, которые требуют принятия немедленных решений.
83. Я не нуждаюсь в «надсмотрщиках».
84. Я осознаю, что достигаемые мной результаты в настоящем, являются залогом успехов в будущем.
85. Меня беспокоят мои нервы.
86. Я раздражаюсь при бессмысленном проведении времени, стоянии в очередях, ожидании кого-нибудь.
87. Я оптимист, люблю веселые компании, избегаю одиночества и мрачных замкнутых людей.
88. Я не могу долго расстраиваться и быстро беру себя в руки.
89. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
90. Не сомневаюсь, что моим собеседникам всегда интересно, что я говорю.
91. Победителей не судят, поэтому для достижения цели все средства хороши.
92. Мне интересно, смогу ли я себя контролировать в экстремальных условиях.
93. Я хочу, чтобы мое участие в коллективных делах, изменяло ситуацию к лучшему.
94. Выполняя какую-нибудь работу, я не успокаиваюсь, пока не будет сделано все, даже отдельные мелочи.
95. Считаю, что до идеала мне еще достаточно далеко.
96. Пусть я затрачу массу труда и времени, но своего достигну.
97. Я достаточно долго могу работать на пределе своих возможностей.
98. Я долго думаю, взвешиваю все варианты возможного хода событий, прежде чем принять решение.
99. Обычно я решителен и действую быстро.
100. Я слежу за намеченным и делаю все своевременно.
101. Я прекращаю заниматься делом только после того, когда оно оказывается отлично выполненным.
102. Иногда я говорил первое, что придет в голову.
103. Я активный человек.
104. Я постоянно общаюсь, расширяю контакты, деловые связи, беру все, что дает жизнь.
105. Я могу не подать вида, даже если у меня «кошки на сердце скребут».
106. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
107. Мои возможности безграничны, личность, если она захочет, то может сделать все.
108. Считаю, что мои способности не ниже, а выше, чем у многих моих знакомых.
109. Я хочу быть более энергичным, ведь жизнь так скоротечна.
110. Я стремлюсь принести максимальную пользу общему делу.
111. Я ответственный человек.
112. Я самокритичный человек.
113. Я целеустремленный человек.
114. Я волевой человек.
115. Перед началом деятельности и в ходе ее реализации я пытаюсь предвидеть конечный результат, т.е. занимаюсь прогнозом.
116. Для принятия решения мне не требуется много времени.
117. Постоянный самоконтроль – один из главнейших моих жизненных принципов.
118. Я всегда нацелен на результат.
119. Я часто чувствую себя неловко в обществе людей выше меня по положению.
120. Я не люблю суеты.
121. Я часто бываю погружен в свои мысли.
122. Мне не удается срыть свои чувства и тревоги.
123. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
124. Лучших результатов, таких как мне хотелось, мне не достигнуть никогда.
125. Я не претендую на высокий уровень достижения результатов и на отличные оценки.
126. Я бы занялся чем бы угодно, только не собственными проблемами.
127. Мне не нужны изысканные манеры, я не претендую на высокое общественное положение.
128. Если за поручение нужно будет нести ответственность, то я попытаюсь отказаться от него.
129. Я не занимаюсь в самокритике, т.к. не вижу причин для самобичевания.
130. Если на пути к достижению цели встречается трудность, то она «выбивает меня из колеи».
131. При сильном давлении и долгом уговаривании я могу изменить свою точку зрения.
132. Порой я берусь за дела которые, как потом оказываются, были мне не по плечу.
133. Зачастую принимаю решение спонтанно, не подумав.
134. Если бы родители узнали как я занимаюсь делами, то они бы «высекли» меня.
135. Зачастую намеченное к выполнению у меня остается только на бумаге.
136. Мне приходилось говорить о том, в чем я плохо разбираюсь.
137. Если бы мне представилась такая возможность, то я бы немедленно ушел на пенсию.
138. Я очень чувствителен к некоторым вещам.
139. По малейшему поводу я могу взорваться как пороховая бочка.
140. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
141. Уровень моих способностей ниже, чем у окружающих меня людей.
142. Я не особенно расстраиваюсь, когда оказываюсь на последних ролях или в числе проигравших.
143. Я знаю свои возможности и большего мне не достигнуть.
144. Я не стремлюсь к популярности, мне не интересно выступать перед большим количеством людей, на собраниях, митингах и т.п.
145. Неуверенность в себе мешает проявлению моей ответственности.
146. Я свободный и независимый человек и поэтому не «гружу» себя самокритикой.
147. Если задуманное у меня не получается с первого раза, я от этого отказываюсь.
148. Я, в общем-то, могу отложить на завтра то, что надо было сделать сегодня.
149. Я не могу сказать, что ожидает меня даже в ближайшем будущем.
150. Моя импульсивность – причина неверно принятых решений.
151. Я очень часто опаздываю на занятия, свидания.
152. Неуверенность в себе мешает мне завершить начатое.
153. Я попытался бы избежать уплаты налога с дополнительного заработка, если бы был уверен, что меня никогда не смогут уличить в этом.
154. По натуре я спокойный, медлительный человек.
155. Я предпочитаю больше строить планы, чем действовать.
156. У меня бывают перепады настроения, что негативно отражается на окружающих.
157. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своём деле.
158. Я не смогу выполнить ответственных поручений, от волнения у меня все валится из рук.
159. Вряд ли стоит претендовать на что-то, в этой жизни уже все поделено между «власть имущими» и олигархами.
160. У меня все предопределено судьбой, и что бы я не пытался изменить в себе – пустая трата времени.
161. У меня нет потребности любыми средствами занять престижную должность в обществе, найти свое место под солнцем».
162. Я берусь за ответственные дела только при гарантии дальнейшего поощрения, повышения, награды.
163. Я делаю то, что мне хочется, а не то, что от меня ожидают люди.
164. Вряд ли надо работать над собой, все определено генотипически.
165. Думаю, что у большинства моих знакомых воля сильнее, чем у меня.
166. Когда возникает проблемная ситуация, я принимаю решение одним из последних.
167. Порой эмоции так овладевают мной, что я перестаю контролировать себя.
168. Если меня не разбудить, я могу проспать что угодно.
169. Я чувствую, что ничего не достигну в жизни.
170. Я не всегда говорю правду.
171. Обычно я не многословен, говорю медленно.
172. Обычно я считаю, что все само собой уладится и придет в норму.
173. Я легко поддаюсь панике.
174. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
175. Думаю, что моя жизнь пройдет тихо и незаметно где-нибудь в глухой деревеньке.
176. Я родился не под тем знаком зодиака, чтобы претендовать на большее.
177. Все определяют гены, наследственность, изменить себя практически не возможно.
178. Я не стремлюсь выкладываться, вряд ли это будет по достоинству оценено обществом.
179. Многое из того, что я делаю, лишь для того, чтобы избежать наказания, суждения, порицания.
180. Зачем исправляться, меня принимают таким каков я есть, со всеми своими достоинствами и недостатками.
181. У меня нет главной цели в жизни, живу как живется.
182. В случае невыполнения задания я оправдываюсь перед собой.
183. Когда я что-то задумываю, получается, как правило, наоборот.
184. Если мне необходимо принять срочное решение, я начинаю кидаться из одной крайности в другую.
185. Не смотря на все мои старания я не стал лучше.
186. На завершение начатых дел мне просто не хватает времени.
187. Несправедливость допущенная по отношению ко мне, надолго выбивает меня из колеи.
188. Если мне как следует не выспаться, я целый день буду вялым.
189. Нередко я «ухожу в себя», предаюсь воспоминаниям.
190. Я обидчивый человек, у меня «слезки на колесиках».
191. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся, сами собой.
192. По сравнению с другими я «не отесан» и не могу себя вести адекватно, в соответствии с ситуацией.
193. Меня абсолютно не волнуют чужие успехи и достижения.
194. Зачем развивать себя интеллектуально, почти все можно решить красивой фигурой, силой и т.п.
195. Я думаю, что ради карьеры вряд ли следует менять место работы, везде одно и тоже.
196. Моя ответственность остается незамеченной окружающими.
197. Я не подстраиваюсь под окружающих, пусть они подстраиваются под меня, если им этого захочется.
198. Если бы меня ежедневно «подстегивали и подгоняли», я бы добивался намеченного.
199. Я могу в ущерб своим делам отдаться настроению и ничего не делать.
200. Я не могу отследить, по какому руслу и как будет развиваться ход беседы.
201. Я бы проще принимал решения, если бы не угроза за их невыполнение.
202. Мне нравится образ жизни людей, которые не ограничивают и не контролируют себя ни в чем.
203. Чтобы завершить начатое мне не хватает ответственности.
204. В игре мне приятнее выигрывать, чем проигрывать.
205. Мне нравятся спокойные виды деятельности.
206. Я могу очень долго находиться под впечатлением от хорошего спектакля, фильма.
207. Если окружающие волнуются, я тоже начинаю волноваться.
208. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
209. Я ничего не могу правильно сделать, наверное у меня «руки не оттуда растут».
210. Только иногда в мыслях я могу вести себя так, как хотелось бы себя вести в жизни.
211. У меня бывало такое состояние, когда не хотелось для себя и шага сделать.
212. В этой жизни меня все устраивает, я не стремлюсь занят высоких позиций в обществе.
213. Я не берусь за ответственные поручения, поскольку знаю, что с ними не справлюсь.
214. Если я считаю себя правым, то мне безразличны мнения моих оппонентов.
215. Даже какие-нибудь сверх обстоятельства не смогли бы меня заставить составить план работы над собой.
216. Меня мучают сомнения и после того, когда решение было уже принято.
217. Грядущие события для меня за семью печатями.
218. Я часто ошибался в принятии решений и у меня возникает чувство страха, при необходимости принятия нового.
219. В запале я могу наговорить что угодно и кому угодно.
220. В мыслях я делаю все вовремя, а на деле ничего не получается.
221. Не все, кого я знаю, мне нравятся.
222. Я предпочитаю планировать выполнение предстоящих дел и следую плану.
223. Я трудно приспосабливаюсь к новой ситуации, коллективу, обстановке.
224. Даже незначительный повод может вывести меня из равновесия.
225. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
226. Скорее всего я ничего не смогу сделать самостоятельно, без помощи окружающих.
227. Я предпочитаю один не браться за выполнения поручения, хотя возможно и смог бы с ним справиться.
228. Я не стремлюсь иметь больше того, что имею.
229. У меня нет мотивации для самоутверждения в обществе.
230. Случалось, что я страдал от своей безответственности.
231.Не знаю зачем люди занимаются самокритикой, ведь все уже случилось, все произошло, прошлого не вернешь.
232. Целеустремленные люди скучны и с ними не возможно общаться.
233. Я пытаюсь подольше оттянуть выполнение неинтересных, но нужных дел.
234. Вроде бы и планирую, а все идет сумбурно, наперекосяк.
235. Я вздыхаю облегченно, когда решение принимается за меня.
236. Обычно я не замечаю, когда переступаю грань дозволенного.
237. В жизни так много соблазнов, что порой забываешь о деле.
238. Иногда я могу немного посплетничать.

 

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
Значения всех рассматриваемых показателей подсчитывается по вертикали в соответствии с данными таблицы (например, показателем активности будет служить сумма ответов на вопросы 1, 18, 35, 52, 69, 86, 103).
7-24 балла - слабое проявление характеристики, ее противоположность. 25-31 балл - ситуативное проявление характеристики.
32-49 баллов - яркое проявление характеристики, ее постоянство (расшифровка данной группы качеств приводится ниже).

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

ФИ______________________________________________________________________________
Пол__________ Возраст (дата рождения)_____________ Гр.______________ Дата____________

ДИАСАМ.
7 – безусловно да, полностью согласен; 6 – да, согласен;
5 – возможно да, согласен частично; 4 – нечто среднее;
3 – возможно нет, частично не согласен; 2 – нет;
1 – безусловно нет, полностью не согласен.

Сумма

I

II

III

IV

 

I

II

III

IV

1

2

3

4

 

5

6

7

8

 

9

10

11

12

 

13

14

15

16

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

19

20

21

 

22

23

24

25

 

26

27

28

29

 

30

31

32

33

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35

36

37

38

 

39

40

41

42

 

43

44

45

46

 

47

48

49

50

 

51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52

53

54

55

 

56

57

58

59

 

60

61

62

63

 

64

65

66

67

 

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

69

70

71

72

 

73

74

75

76

 

77

78

79

80

 

81

82

83

84

 

85

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

86

87

88

89

 

90

91

92

93

 

94

95

96

97

 

98

99

100

101

 

102

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

103

104

105

106

 

107

108

109

110

 

111

112

113

114

 

115

116

117

118

 

119

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

120

121

122

123

 

124

125

126

127

 

128

129

130

131

 

132

133

134

135

 

136

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

137

138

139

140

 

141

142

143

144

 

145

146

147

148

 

149

150

151

152

 

153

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

154

155

156

157

 

158

159

160

161

 

162

163

164

165

 

166

167

168

169

 

170

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

171

172

173

174

 

175

176

177

178

 

179

180

181

182

 

183

184

185

186

 

187

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

188

189

190

191

 

192

193

194

195

 

196

197

198

199

 

200

201

202

203

 

204

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

205

206

207

208

 

209

210

211

212

 

213

214

215

216

 

217

218

219

220

 

221

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

222

223

224

225

 

226

227

228

229

 

230

231

232

233

 

234

235

236

237

 

238

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

Параметры гармонические

Сумма по вертикали

Параметры агармонические

Сумма по вертикали

I. Психофизиологические предпосылки саморегуляции

1

Активность Экстраверсия Эмоции стенические Интернальность

с 1 по 103

18

Пассивность Интроверсия Эмоции астенические Экстернальность

с 120 по 22

2

с 2 по 104

19

с 121 по 223

3

с 3 по 105

20

с 122 по 224

4

с 4 по 106

21

с 123 по 225

II. Побудительные характеристики саморегуляции

5

Самооценка высокая Уровень притязаний высокий
Мотивы эгоцентрические Мотивы социоцентриче-ские

с 5 по 107

22

Самооценка низкая Уровень притязаний низкий Отсутствие эгоцентрических мотивов
Отсутствие социоцентриче-ских мотивов

с 124 по 226

6

с 6 по 108

23

с 125 по 227

7

с 7 по 109

24

с 126 по 228

8

с 8 по 110

25

с 127 по 229

III. Качества способствующие саморегуляции

9

Ответственность Самокритичность Целеустремленность Сила воли

с 9 по 111

26

Безответственность Самодостаточность Отсутствие целеустремленности Безволие (абулия)

с 128 по 230

10

с 10 по 112

27

с 129 по 231

11

с 11 по 113

28

с 130 по 232

12

с 12 по 114

29

с 131 по 233

IV. Процессуальные характеристики саморегуляции

13

Прогноз
Принятие решений Контроль Результат

с 13 по 115

30

Спонтанность
Не принятие решений
Бесконтрольность
Неудачи

с 132 по 234

14

с 14 по 116

31

с 133 по 235

15

с 15 по 117

32

с 134 по 236

16

с 16 по 118

33

с 135 по 237

Контрольная

шкала
Искренность

 

17

Нейротизм                             с 17 по 119

136

с 136 по 238

Суммарные значения параметров подсчитываются по сумме гармонических и агармонических составляющих (как по отдельности, так и вместе):
I – наличие психофизиологических предпосылки саморегуляции или их отсутствие;
II – побудительные характеристики саморегуляции – отсутствие желания заниматься саморе
гуляцией;
III – наличие качеств способствующих саморегуляции их не выраженность;
IV – осуществление процесса саморегуляции – неудачи в саморегуляции.
Подсчитываются суммарные баллы. Общий балл саморегуляции подсчитывается на основа
нии суммировании показателей I, II, III и IV.
28–83 балла – слабое проявление характеристики, ее противоположность.
84–139 балла – ситуативное проявление характеристики.
140–196 баллов – яркое проявление характеристики, ее постоянство.

Интерпретация полученных результатов

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ
(здесь и далее приводятся описание высоких и низких значения полярных характеристик саморегуляции, соответствующие 32–49 баллам и 7–24 баллам)
Активность. Активный человек. Проснувшись утром, сразу вскакивает с постели и принимается за дела. Его бесит ничего не делание. Такой человек немедленно приступает к реализации важных дел, раздражается при бессмысленном проведении времени, стоянии в очередях, ожидании кого-нибудь. Ему нравится активный отдых. Для него слишком большая роскошь тратить на еду много времени.
Пассивность. По натуре спокойный, медлительный человек. Обычно не многословен, говорит медленно. Не любит суеты. Ему нравятся спокойные виды деятельности. Предпочитает заранее планировать выполнение предстоящих дел и следует плану. Если как хорошо не выспится, целый день будет вялым. Если бы ему представилась такая возможность, то он немедленно ушел на пенсию.
Экстраверсия. По натуре живой человек. Ему нравится находиться среди людей, нравится оживление и суета вокруг себя. Быстро находит контакт с незнакомыми людьми, хорошо ориентируется в незнакомой компании и обстановке. Он из тех людей, которые не лезут за словом в карман. Оптимист, любит веселые компании, избегает одиночества и мрачных замкнутых людей. Постоянно общается, расширяет контакты, деловые связи, берет все, что дает жизнь.
Интроверсия. Часто бывает погружен в свои мысли, предпочитаю больше строить планы, чем действовать. Обычно считает, что все само собой уладится и придет в норму. Очень чувствителен к некоторым вещам. Нередко «уходит в себя», предается воспоминаниям. Может очень долго находиться под впечатлением от хорошего спектакля, фильма. Трудно приспосабливается к новой ситуации, коллективу, обстановке.
Эмоции стенические. Скрывает свое плохое настроение, чтобы не расстроить окружающих. Может не подать вида, даже если у него «кошки на сердце скребут». Не может долго расстраиваться и быстро берет себя в руки. Его практически невозможно вывести из себя. Может прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не были слова противной стороны. Может воздержаться от высказывания критических замечаний. Прежде чем защищаться внимательно выслушивает критику.
Эмоции астенические. Ему не удается срыть свои чувства и тревоги. По малейшему поводу может взорваться как пороховая бочка. Бывают перепады настроения, что негативно отражается на окружающих. Легко поддается панике. Если окружающие волнуются, тоже начинает волноваться. Обидчивый, у него «слезки на колесиках». Даже незначительный повод может вывести из равновесия.
Интернальность. Предпочитает принять решение и действовать самостоятельно, а не надеется на помощь других людей или на судьбу. Считает, что способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя, а человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий. Уверен, что успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения. В этой связи большинство неудач в его жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения. Считает, что люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим, а дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
Экстернальность. Уверен, что жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своём деле. Чувствует, что ничего не может изменить в сложившихся отношениях в семье. Ему всегда было трудно понять, почему нравится одним людям и не нравится другим. Считает, что в семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании. Понимает, что мало влияет на то, что происходит с ним. В сложных обстоятельствах предпочитает подождать, пока проблемы разрешатся, сами собой.


ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Самооценка высокая. Полагает, что его возможности безграничны (личность, если она захочет, то может сделать все). Считает, что имеет настолько высокий потенциал, что может справиться с любым заданием и может показать окружающим все на что способен и даже больше. Уверен, что может точно и безошибочно диагностировать мотивы поведения людей, для этого ему стоит проявить лишь небольшую настойчивость и он завоюет любое сердце, благосклонность окружающих. Комфортно себя чувствует с лицами более высокого социального статуса и интеллекта. Не сомневается, что его собеседникам всегда интересно, что он говорит.
Самооценка низкая. Считает, что уровень способностей ниже, чем у окружающих людей. Уверен, что лучших результатов, таких как хотелось, не достигнуть никогда. Сомневается, что сможет выполнить ответственные поручения, от волнения у него все валится из рук. Думает, что его жизнь пройдет тихо и незаметно где-нибудь в глухой деревеньке. По сравнению с другими «не отесан» и не может себя вести адекватно, в соответствии с ситуацией. Ничего не может правильно сделать, относит себя к тем, у кого «руки не оттуда растут». Сомневается в своих возможностях: «Скорее всего я ничего не смогу сделать самостоятельно, без помощи окружающих».
Уровень притязаний высокий. Считает, что его способности не ниже, а выше, чем у многих знакомых. В мыслях всегда себя видит занимающим более высокое положение: «Я бы мог быть руководителем крупной фирмы, хотя и не имею специального образования». Всегда предпочитает более сложные задания, даже если не уверен, что с ними справится: «Победителей не судят, поэтому для достижения цели все средства хороши». Может потратить последние деньги на что-нибудь, чтобы произвести впечатление на окружающих. Полагает, что таких как он, в случае опоздания, можно и подождать.
Уровень притязаний низкий. Считает, что родился не под тем знаком зодиака чтобы претендовать на большее, поэтому не рассчитывает на высокий уровень достижения результатов и на отличные оценки. Не особенно расстраивается, когда оказывается на последних ролях или в числе проигравших, его абсолютно не волнуют чужие успехи и достижения. Предпочитает один не браться за выполнения поручения, хотя возможно и смог бы с ним справиться. Только иногда в мыслях пытается вести себя так, как хотелось бы себя вести в реальной жизни. Однако полагает, что вряд ли стоит претендовать на что-то, так как в этой жизни уже все поделено между «власть имущими» и олигархами.
Мотивы эгоцентрические. Работать над собой его побуждает желание быть похожим на идеал: «Я хочу, чтобы моим родным и близким не было стыдно за меня». Стремится к тому, чтобы его результаты, по сравнению с другими, были не хуже. Чем быстрее достигает результат, тем больше хочет его превзойти – ему интересно, сможет ли он достигнуть таких же результатов, как и другие. Хочет быть более энергичным (ведь жизнь так скоротечна), ему интересно, сможет ли он себя контролировать в экстремальных условиях.
Отсутствие эгоцентрических мотивов. Такой человек занялся чем бы угодно, только не собственными проблемами. Уверен, что все предопределено судьбой, и попытки изменить себя – пустая трата времени (все определяют гены, наследственность, изменить себя практически не возможно). Знает свои возможности и считает, что большего не достигнуть. Не стремится иметь больше того, что имеет, бывало и такое состояние, когда не хотелось для себя и шага сделать. И вообще, зачем развивать себя интеллектуально, почти все можно решить красивой фигурой, силой и т.п.
Мотивы социоцентрические. Стремится принести максимальную пользу общему делу: «Я хочу, чтобы мое участие в коллективных делах, изменяло ситуацию к лучшему». У него есть желание быть на равных с людьми более высокого социального статуса. Пытается развить свои коммуникативные способности, чтобы было больше знакомых, старается быть более эрудированным, чтобы приводить более весомые аргументы потенциальным оппонентам. Уверен, что более широкое освоение профессии (овладение смежными специальностями, чтение специальной литературы и т.п.) поможет сделать карьеру. Желание заработать больше денег связано со стремлением получить большую свободу и независимость в обществе.
Отсутствие социоцентрических мотивов. У него нет мотивации для самоутверждения в обществе: «Мне не нужны изысканные манеры, я не претендую на высокое общественное положение». Отсутствует стремление к популярности, не интересно выступать перед большим количеством людей, на собраниях, митингах и т.п. Нет потребности любыми средствами занять престижную должность в обществе, найти свое «место под солнцем», не стремится выкладываться (вряд ли это будет по достоинству оценено обществом). Думает, что ради карьеры вряд ли следует менять место работы, везде одно и тоже.

КАЧЕСТВА СПОСОБСТВУЮЩИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Ответственность. Ответственный человек, постоянно чувствует свою ответственность за работу, процесс обучения и т.п. О том, что он ответственный человек, знают многие, он хорошо выполняет задание, даже если оно не проверяется и не контролируется. Если судьба ответственного дела зависит от него, он берется за его завершение, так как всегда гарантирую завершение взятых на себя обязательств и несет за это ответственность. Выполняя какую-нибудь работу, не успокаивается, пока не будет сделано все, даже отдельные мелочи.
Безответственность. Не берется за ответственные поручения, поскольку знает, что с ними не справится. Если за поручение нужно будет нести ответственность, то попытаюсь отказаться от него. Случалось, что страдал от своей безответственности. Неуверенность в себе мешает проявлению ответственности. Считает, что его ответственность остается незамеченной окружающими. Многое из того, что дел, лишь для того, чтобы избежать наказания, осуждения, порицания. Может взяться за ответственные дела только при гарантии дальнейшего поощрения, повышения, награды.
Самокритичность. Самокритичный человек и считает, что до идеала ему еще достаточно далеко. Чтобы не потерять авторитет, критически относится к своим действиям и поступкам. Быть самокритичным к своим поступкам заставляет и то, что происходит его оценка со стороны людей, с которыми приходится общаться. Всегда чувствует ответственность за то, что происходит в жизни. Анализирует свои проступки для того, чтобы не повторять их в аналогичной ситуации. Справедливая критика перерастает в самокритику.
Самодостаточность. Не знает зачем люди занимаются самокритикой, ведь все уже случилось, все произошло, прошлого не вернешь. Делает то, что ему хочется, а не то, что от него ожидают люди. Если считает себя правым, то ему безразличны мнения оппонентов. Не занимается самокритикой, т.к. не видит причин для самобичевания: «Я свободный и независимый человек и поэтому не «гружу» себя самокритикой». Не подстраивается под окружающих, «пусть они подстраиваются под меня, если им этого захочется». Считает, что ему незачем исправляться, «пусть меня принимают таким каков я есть, со всеми достоинствами и недостатками».
Целеустремленность. Целеустремленный человек, цели ставит перед собой самостоятельно. У него есть главная цель в жизни к которой он стремится. Может сказать «нет», если это мешает в достижении цели. Ради достижения цели может отказаться от развлечения, общения с друзьями. Встречающиеся трудности на пути к достижению цели мобилизуют его, заставляют работать с большей самоотдачей. Уверен, что достигнет намеченного, не смотря на необходимость затраты массы труда и времени.
Отсутствие целеустремленности. У него нет главной цели в жизни, живет как живется. Считает, что вряд ли надо работать над собой, все определено генотипически. Даже какие-нибудь чрезвычайные обстоятельства не смогли бы его заставить составить план работы над собой. Если на пути к достижению цели встречается трудность, то она «выбивает его из колеи». Если задуманное не получается с первого раза, то он от этого отказывается. Возможно, если бы его ежедневно «подстегивали и подгоняли», он бы добивался намеченного. По его мнению целеустремленные люди скучны и с ними не возможно общаться.
Сила воли. Волевой человек, достаточно долго может работать на пределе своих возможностей. Для завершения начатой работы преодолевает значительные внешние препятствия и трудности, подчиняет свои интересы интересам дела. Даже в острой конфликтной ситуации может взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее трезво, с максимальной объективностью. В экстремальной ситуации действует быстро и решительно, продолжает действовать даже в том случае, если препятствия кажутся непреодолимыми.
Безволие (абулия). Думает, что у большинства знакомых воля сильнее, чем у него. Пытаюсь подольше оттянуть выполнение неинтересных, но нужных дел. Может отложить на завтра то, что надо было сделать сегодня, может в ущерб своим делам отдаться настроению и ничего не делать. Его мучают сомнения и после того, когда решение уже принято. В случае невыполнения задания оправдывается перед собой. При сильном давлении и долгом уговаривании может изменить свою точку зрения на противоположную.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Прогноз. Перед началом деятельности и в ходе ее реализации пытается предвидеть конечный результат, т.е. занимается прогнозом. Приступая к выполнению сложного задания, предвидит возможные трудности и пути их преодоления. Долго думает, взвешивает все варианты возможного хода событий, прежде чем принять решение. При несрабатывании деталей плана, у него есть запасные варианты. Готовясь к встрече или выступлению, учитывает все вопросы которые могут быть заданы и готовит на них ответы. Обдумывает свои предложения и идеи, чтобы они были понятны всем.
Спонтанность. Грядущие события для него за семью печатями. Не может сказать, что его ожидает даже в ближайшем будущем. Вроде бы и планирует, а все идет сумбурно, наперекосяк (когда что-то задумывает, получается, как правило, наоборот). Порой берется за дела которые, как потом оказываются, были не по плечу. Не может отследить, по какому руслу и как будет развиваться ход беседы. Когда возникает проблемная ситуация, принимает решение одним из последних.
Принятие решений. Обычно решителен и действует быстро. Для принятия решения не требуется много времени. Любит такие проблемы, которые требуют принятия немедленных решений. Сам, без посторонней помощи и советов, определяет нужно этим заниматься или нет. Если принял решение, то будет ему следовать неукоснительно. Даже будучи усталым, принимает решения незамедлительно. У него не занимает много времени переход от постановки цели к ее реализации.
Не принятия решений. Зачастую принимает решения спонтанно, не подумав. Если необходимо принять срочное решение, начинает кидаться из одной крайности в другую. Часто ошибался в принятии решений, у него возникает чувство страха, при необходимости принятия нового решения. Вздыхает облегченно, когда решение принимается за него. Порой эмоции так овладевают им, что перестает контролировать себя. Его импульсивность – причина неверно принятых решений. Он бы проще принимал решения, если бы не угроза за их невыполнение.
Контроль. Постоянный самоконтроль – один из его главнейших жизненных принципов. Следит за намеченным и делает все своевременно. Не нуждается в «надсмотрщиках». Всегда анализирует свои поступки и действия. Контролирует достижение промежуточного результата на пути к достижению цели. Даже в начале и середине работы сравнивает результат с тем, который должен быть достигнут. Сопоставляет конечный результат с тем, который должен быть достигнут.
Бесконтрольность. Обычно не замечает, когда переступает грань дозволенного. Очень часто опаздывает на занятия, свидания и т.п. Если его не разбудить, может проспать что угодно. Не смотря на все старания не стал лучше. Ему нравится образ жизни когда можно не ограничивать и не контролировать себя ни в чем. В запале может наговорить что угодно и кому угодно.
Результат. Всегда нацелен на результат. Для достижения результата покажет все, на что способен и что в его силах. Достигаемые результаты – плод длительных, целенаправленных усилий. Будет работать на износ, но результата достигнет. Осознает, что достигаемые результаты в настоящем, являются залогом успехов в будущем. Прекращает заниматься делом только после того, когда оно оказывается отлично выполненным.
Неудачи (без результата). Зачастую намеченное к выполнению остается только на бумаге. Неуверенность в себе мешает завершить начатое. На завершение начатых дел просто не хватает ответственности, времени. Полагает, что ничего не достигнет в жизни (в жизни так много соблазнов, что порой забываешь о деле). В мыслях делает все вовремя, а на деле ничего не получается.
Нейротизм. Его беспокоят нервы. Часто теряет сон из-за своих тревог, часто бывает беспокойное чувство, что чего-то хочется, а не знаешь чего. Иногда чувствует себя счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины. Чувствую себя неловко: в какой-либо иной одежде (кроме повседневной); в обществе людей выше себя по положению и т.п. Иногда может сказать первое, что придет в голову.
Искренность. Утверждает, что не все, кого он знает, ему нравятся. Иногда может немного посплетничать. Не всегда говорит правду, приходилось говорить о том, в чем плохо разбирается. Попытался бы избежать уплаты налога с дополнительного заработка (если бы был уверен, что его никогда не смогут уличить в этом). Допущенная несправедливость надолго выбивает его из колеи. Убежден, что в игре приятнее выигрывать, чем проигрывать.

Дополнительные характеристики к вопроснику ДИАСАМ
Использование дополнительных характеристик связано с необходимостью диагностики когнитивной стороны саморегуляции, а также соотнесения ее с проявлением типов темперамента. Утверждения о различных типах темперамента получены в результате факторизации теста А. Белова «Формула темперамента».
Инструкция для испытуемого. Выразите свое отношение к следующим утверждениям в протоколе по 7-бальной шкале.
Шкала оценок:
7 баллов – безусловно да, полностью согласен;
6 баллов – да, согласен;
5 баллов – возможно да, согласен частично;
4 балла – нечто среднее (не более 4 раз);
3 балла – возможно нет, не согласен частично;
2 балла – нет, не согласен;
1 балл – безусловно нет, полностью не согласен.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Я неусидчив и суетлив.
2. Я молчалив и не люблю болтать.
3. Я весел и жизнерадостен.
4. Я чувствую подавленность и растерянность при неудачах.
5. Саморегуляция – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.
6. Саморегуляция – целенаправленный сознательный выбор характера и способов действия.
7. Я невыдержан.
8. Я сдержан и терпелив.
9. Я энергичен и деловит.
10. Я склонен уходить в себя.
11. Саморегуляция – усиление двигательной или психической активности.
12. Саморегуляция – отождествление себя с другим человеком.
13. Я нетерпелив.
14. Я строго придерживаюсь распорядка.
15. Я способен схватывать быстро все новое
16. Я впечатлителен до слезливости.
17. Саморегуляция – умственные операции по рационализации системы мотивов поведения.
18. Саморегуляция – это процесс самосовершенствования, приближения к «Я» – идеальному.
19. Я упрям.
20. Я легко сдерживаю порывы.
21. Я быстро включаюсь и переключаюсь в работе.
22. Я чрезвычайно восприимчив к одобрению, порицанию.
23. Саморегуляция – процесс поддержание общей продуктивной активности личности, процесс захватывающий продвижение человека от «Я» наличного к «Я» будущему, желаемому.
24. Саморегуляция – это решение субъектом вопросов о том, что и как делать.
25. Я не уравновешен и склонен к горячности.
26. Я мало восприимчив к одобрению и порицанию.
27. Я общителен и отзывчив с людьми.
28. Я склонен к подозрительности и мнительности.
29. Саморегуляция – изменение личности через совершенствование ее структурных компонентов и функциональных отношений.
30. Саморегуляция – ценность приписываемая индивидом себе.
31. Я агрессивный забияка.
32. Я с трудом приспосабливаюсь к новой обстановке.
33. Я вынослив и работоспособен.
34. Я болезненно, чувствителен и легко раним.
35. Саморегуляция – это самоорганизация.
36. Саморегуляция – процесс приведения субъектом своего поведения и деятельности к общепринятым нормам и правилам.
37. Я обладаю резкими, порывистыми движениями.
38. Я мало подвижен, вял.
39. Я обладаю всегда бодрым настроением.
40. Я чрезмерно обидчив.
41. Саморегуляция – это самоактуализация, самоутверждение, поиск высших ценностей.
42. Саморегуляция – система субъективных ощущений, свидетельствующих о той или иной степени физиологической и психологической комфортности.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

ФИ________________________________________________________________________________________
Пол______ Возраст (дата рождения)__________________ Гр.______________ Дата_____________ № ____

х

ф

с

м

осм

осв

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

 

26

 

27

 

28

 

29

 

30

 

31

 

32

 

33

 

34

 

35

 

36

 

37

 

38

 

39

 

40

 

41

 

42

 

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ


КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ
Суммарные значения параметров подсчитываются по значениям вертикальных столбцов в соответствии с данными протокола.
Условные сокращения:
х - холерик;
с - сангвиник;
м - меланхолик;
осм - осмысленное понимание качества саморегуляции, ее сути;
осв - осведомленность, поверхностное представление о саморегуляции.
7-24 балла - слабое проявление характеристики, ее противоположность.
25-31 балл - ситуативное проявление характеристики.
32-49 баллов - яркое проявление характеристики, ее постоянство.

Диагностика саморегуляции (ДС–30)

Инструкция. Оцените предложенные утверждения по 7-бальной шкале. При ответе на вопросы поставьте соответствующие баллы в бланке для ответов.
Шкала оценок
7 баллов – безусловно да, полностью согласен;
6 баллов – да, согласен;
5 баллов – возможно да, согласен частично;
4 балла – нечто среднее;
3 балла – возможно нет, не согласен частично;
2 балла – нет, не согласен;
1 балл – безусловно нет, полностью не согласен.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. В жизни все предопределено судьбой, и какие-либо попытки к ее изменению ни к чему не приведут (кому суждено быть повешенным, тот не утонет).
2. Все попытки объяснения собственного «ничего не делания» объясняются элементарной ленью.
3. Если ты не можешь ответить на вопрос: «Что ты сделал за день?», значит, день прожит зря.
4. Надо просто жить. Жить настоящим. Жить для себя. Не ставить сверхзадач.
5. Нужно жить так, как если бы этот день был последним.
6. Неоднократные попытки по самосовершенствованию (похудеть, бросить курить, быть последовательным, терпимым и т.д.). Ни к чему не привели.
7. Только постоянный самоконтроль помогает мне в этой жизни.
8. Я думал об изменении собственной жизни. Говорил себе: «Со следующего понедельника начну делать то-то и то-то», но наступал этот день, и все продолжалось по старому.
9. Думать о происходящем и действовать меня заставляют заботы о близких (семья, дети, родители).
10. Каждый свой день я планирую, намечаю, что нужно сделать и в какой последовательности.
11. Я виду дневник, где анализирую событие, происходящее в моей жизни.
12. Я стараюсь регулировать свои эмоции и быть уравновешенным, чтобы мой негативный фон не отражался на окружающих.
13. Я гарантирую достижение результата только после того, когда убеждаюсь, что последствия моих действий не причинят вреда окружающим.
14. Давая обещание, я, как правило, не думаю о том, что ситуация может измениться и выйти из-под контроля.
15. Думаю, что если в ближайшее время я не займусь сам собой, то кое-что в жизни будет упущено.
16. Принимая решение, я должен его всесторонне обсудить со своими близкими, окружающими (не имей 100 рублей, а имей 100 друзей).
17. Как Вы относитесь к высказыванию типа: «Жизнь человека дана один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Жить нужно для человечества.
18. Я больше контролирую себя на работе, чем дома.
19. Только за счет воли я смог преодолеть трудности, возникавшие в моей жизни.
20. Я существенно меняю свое поведение при общении с начальством или более влиятельными людьми.
21. Я гарантирую выполнение задания, если решение о его реализации принимаю самостоятельно.
22. Порой я, почти не задумываясь, на основе долга и совести поступаю именно так. Поскольку по-другому поступить не могу.
23. Порученное мне задание я выполняю из-за возможной угрозы наказания (снижение заработной платы, увольнение и т.д.).
24. Свои служебные поручения я выполняю из-за развитого чувства долга.
25. Тщательное выполнение обязанностей я прежде всего связываю с возможностью карьерного, служебного роста.
26. Все совершаемые мною действия и поступки просчитаны и продуманны.
27. Я исполнительный человек.
28. Я ответственный человек.
29. Я волевой человек.
30. Я прогнозирую последствия своих действий.
Далее, предложить испытуемым быстро, не раздумывая, вписать внизу протокола три самохарактеристики под буквами а, б, в.
а) Я … (в одном предложении дать себе характеристику)
б) Я … (написать свои основные положительные черты)
в) Я … (написать свои основные недостатки)

КЛЮЧ К ОСНОВНОЙ ШКАЛЕ
Найти общую сумму баллов на ответы по прямой и обратной шкале. Номера вопросов прямой шкалы: 2, 3, 7, с 9 по 19, 21, 22, с 24 по 30. Номера вопросов обратной шкалы: –1, –4, –5, –6, –8, –20.

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ

ФИ_____________________________________________________________________
Пол____ Возраст (дата рождения)____________ Гр.______________ Дата_________ №
ДС.
7 – безусловно да; 6 – да; 5 – возможно да; 4 – нечто среднее;
3 – возможно нет; 2 – нет; 1 – безусловно нет.
ДС.
7 – безусловно да, полностью согласен; 6 – да, согласен; 5 – возможно да, согласен частично;
4 – нечто среднее; 3 – возможно нет, не согласен частично; 2 – нет, не согласен;
1 – безусловно нет, полностью не согласен.


1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

16

17

18

19

20

21

 

 

 

 

 

 

а)
б)
в)
Основная шкала =
Дополнительные шкалы

8

9

10

11

12

13

14

15

 

 

 

 

 

 

 

 

23

24

25

26

27

28

29

30

 

 

 

 

 

 

 

 

1 =                2 =                 3 =                 4

Перевод баллов в прямую и обратные шкалы.

Баллы

1

2

3

4

5

6

7

Прямая шкала «+)

1

2

3

4

5

6

7

Обратная шкала «–»

7

6

5

4

3

2

1


Результаты:
30–90 баллов – у вас нет главных целей, вы плывете по «воле волн». Если вы не измените отношение к себе, то вряд ли чего-нибудь достигните в жизни.
91–150 баллов – иногда вы можете заставить себя что-то делать, но вряд ли этого достаточно для дальнейшей жизни.
151–210 баллов – вы на правильном пути и можете регулировать свои желания в соответствии с необходимостью и долгом. Продолжайте в том же духе и вам покорятся любые вершины.

КЛЮЧ К ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ШКАЛАМ

 

 

Номера вопросов

 

значения шкал саморегуляции

Прямая шкала

Обратная шкала

 

1

Воля, самоконтроль – попустительство

2

7

12

13

19

21

29

30

 

 

-6

-23

 

 

2

Совесть, долг – безалаберность

3

7

10

13

14

22

24

29

 

 

-18

-20

 

3

Ответственность – необязательность

9

10

16

20

24

25

27

28

30

 

-5

 

 

4

Мысли о саморегуляции – равнодушие

3

5

11

15

17

18

20

23

25

26

 

 

 

5

Неудачи в результатах – реализация целей

6

8

18

21

 

 

 

 

 

 

-11

 

 

6

Вера в судьбу рок – вера в свои силы

1

4

 

 

 

 

 

 

 

 

-7

-25

-26

Полученные суммы по 5 и 6 шкалам умножаются на 2 (поправочный коэффициент).
Результаты:
10–30 баллов – низкие значения. 31–50 баллов – ситуативное проявление.
51–70 баллов – высокие значения, постоянство проявления (названия высоких значений шкал в ключе стоят на первом месте).


Опросник «Саморегуляция» (ОС) (модификация методики А.К. Осницкого)

Инструкция. Оцените свои качества, возможности, отношение к деятельности в протоколе (132 высказывания) по 4-х бальной шкале: 4 балла – да; 3 балла – пожалуй да; 2 балла – пожалуй нет; 1 балл – нет.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Способен за дело приниматься без напоминаний.
2. Планирует, организует свои дела и работу.
3. Умеет выполнить порученное задание.
4. Хорошо анализирует условия.
5. Учитывает возможные трудности.
6. Умеет отделять главное от второстепенного.
7. Чаще всего избирает верный путь решения задачи.
8. Правильно планирует свои занятия и работу.
9. Пытается решить задачи разными способами.
10. Сам справляется с возникающими трудностями.
11. Редко ошибается, умеет оценить правильность действий.
12. Быстро обнаруживает свои ошибки.
13. Быстро находит новый способ решения.
14. Быстро исправляет ошибки.
15. Не повторяет ранее сделанных ошибок.
16. Продумывает свои дела и поступки.
17. Хорошо справляется и с трудными заданиям.
18. Справляется с заданиями без посторонней помощи.
19. Любит порядок.
20. Заранее знает, что будет делать.
21. Аккуратен и последователен.
22. Продумывает, все до мелочей.
23. Ошибается чаще из-за того, что смысл задания целом не понят, хотя все детали продуманы.
24. Старателен, хотя часто не выполняет заданий.
25. Долго готовится, прежде чем приступить к делу.
26. Избегает риска.
27. Сначала обдумывает, потом делает.
28. Решения принимает без колебаний.
29. Уверенный в себе.
30. Действует решительно, настойчив.
31. Предприимчивый, решительный.
32. Активный.
33. Ведущий.
34. Реализует почти все, что планирует.
35. Начатое дело доводит до конца.
36. Предпочитает действовать, а не обсуждать.
37. Обдумывает свои дела и поступки.
38. Анализирует свои ошибки и неудачи.
39. Планирует дела, рассчитывает свои силы.
40. Прислушивается к замечаниям.
41. Редко повторяет одну и ту же ошибку.
42. Знает о своих недостатках.
43. Сделает задание на совесть.
44. Как всегда сделает на отлично.
45. Для него важно качество, а не отметка.
46. Всегда проверяет правильность работы.
47. Старается довести дело до конца.
48. Стирается добиться лучших результатов.
49. Действует самостоятельно, мало советуясь с другими.
50. Предпочитает справляться с трудностями сам.
51. Может принять не зависимое от других решение.
52. Любит перемену в занятиях.
53. Легко переключается с одной работы на другую.
54. Хорошо ориентируется в новых условиях.
55. Аккуратен.
56. Внимателен.
57. Усидчив.
58. С неудачами и ошибками обычно справляется.
59. Неудачи активизируют его.
60. Старается разобраться в причинах неудач.
61. Умеет мобилизовать усилия.
62. Взвешивает все «за» и «против».
63. Старается придерживаться правил.
64. Всегда считается с мнением других.
65. Его нетрудно убедить в чем-то.
66. Прислушивается к замечаниям.
67. Нужно напоминать о том, что необходимо закончить дело.
68. Не планирует, мало организует свои дела, и работу.
69. Не выполняет заданий оттого, что отвлекается.
70. Условия анализирует плохо.
71. Не учитывает возможных трудностей.
72. Не умеет отделять главное от второстепенного.
73. Пути решения выбирает не лучшие.
74. Не умеет планировать работу и занятия.
75. Не пытается решать задачи разными способами.
76. Не может справиться с трудностями без помощи других.
77. Часто допускает ошибки в работе, часто их повторяет.
78. С трудом находит ошибки в своей работе.
79. С трудом находит новые способы решения.
80. С большим трудом и долго исправляет ошибки.
81. Повторяет одни и те же ошибки.
82. Часто поступает необдуманно, импульсивно.
83. С трудными заданиями справляется плохо.
84. Не справляется с заданием без напоминаний и помощи.
85. Не любит порядок.
86. Часто не знает заранее, что ему предстоит делать.
87. Непоследователен и неаккуратен.
88. Ограничивается лишь общими сведениями, общим впечатлением.
89. Ошибается чаще из-за того, что не продуманы мелочи, детали.
90. Не очень старателен, но задания выполняет.
91. Приступает к делу без подготовки.
92. Часто рискует, ищет приключений.
93. Сначала сделает, лотом подумает.
94. Решения принимает после раздумий и колебаний.
95. Часто сомневается в своих силах.
96. Нерешителен, небольшие помехи уже останавливают его.
97. Нерешительный.
98. Вялый, безучастный.
99. Ведомый.
100. Задумывает много, а делает мало.
101. Редко, когда начатое дело доводит до конца.
102. Предпочитает обсуждать, а не действовать.
103. Действует без раздумий, «с ходу».
104. Не анализирует ошибок.
105. Не планирует почти ничего, не рассчитывает своих сил.
106. Не прислушивается к замечаниям.
107. Часто повторяет одну и ту же ошибку.
108. Не хочет знать и исправлять свои недостатки.
109. Сделает «спустя рукава».
110. Сделает как получится.
111. Сделает из-за угрозы получения плохой оценки.
112. Не проверяет правильность результатов своих действий.
113. Часто бросает работу, не доделав ее.
114. Результат неважен – лишь бы поскорее закончить работу.
115. О его трудностях и делах знают почти все.
116. Всегда надеется на друзей, на их помощь.
117. Действует по принципу: как все, так и я!
118. Любит однообразные занятия.
119. С трудом переключается с одной работы на другую.
120. Плохо ориентируется в новых условиях.
121. Неаккуратен.
122. Невнимателен.
123. Неусидчив.
124. Ошибку может исправить, если его успокоить.
125. Неудачи быстро сбивают с толку.
126. Равнодушен к причинам неудач.
127. С трудом мобилизуется на выполнение задания.
128. Поступает необдуманно, импульсивно.
129. Не придерживается правил.
130. Не считается с мнением окружающих.
131. Его трудно убедить в чем-либо.
132. Не прислушивается к замечаниям.

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ
В тесте оценивается 132 характеристики саморегуляции. Они разбиты на тройки. Всего 22 пары противоположных характеристик.
1. Целеполагание - 23. Неустойчивость целей.
2. Моделирование условий - 24. Отсутствие анализа условий.
3. Программирование действий - 25. Спонтанность действий.
4. Оценивание результатов - 26. Ошибки в работе.
5. Коррекции результатов и способ» действий - 27. Повторные ошибки.
6. Обеспеченность регуляции в целом - 28. Импульсивность.
7. Упорядоченность деятельности - 29. Непоследовательность, неаккуратность.
8. Детализация регуляции действий - 30. Поверхностность.
9. Осторожность в действиях - 31. Необдуманность, рискованность.
10. Уверенность в действиях - 32. Неуверенность в своих силах.
11. Инициативность в действиях - 33. Нерешительность.
12. Практическая реализуемость намерений - 34. Незавершенность дел.
13. Осознанность действий - 35. Действия наобум.
14. Критичность в делах и поступках -36. Равнодушие к недостаткам.
15. Ориентированность на оценочный балл -37. Попустительство.
16. Ответственность в делах и поступках - 38. Безответственность в делах.
17. Автономность - 39. Зависимость в действиях.
18. Гибкость, пластичность в действиях - 40. Инертность в работе.
19. Вовлечение полезных привычек в регуляцию действий - 41. «Плохиш».
20. Практичность, устойчивость в регуляции действий - 42. Равнодушие к ошибкам, неудачам.
21. Оптимальность (адекватность) регуляции усилий - 43. Отсутствие последовательности.
22. Податливость воспитательным воздействиям - 44. Самодостаточность.
Необходимо найти сумму в каждой из троек характеристик и сопоставить ее с их противоположностью.
4-6 баллов - слабое проявление характеристики.
7-9 баллов - ситуативное проявление.
10-12 баллов - выраженность характеристики.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

 

ФИ____________________________________________________________________________
Пол_____ Возраст (дата рождения)________________ Гр._____________ Дата_________ № ___

Осницкий. 4 – да; 3 – пожалуй да; 2 – пожалуй нет; 1 – нет.

 

 

S

 

 

S

1

1

 

 

23

67

 

 

2

 

68

 

3

 

69

 

2

4

 

 

24

70

 

 

5

 

71

 

6

 

72

 

3

7

 

 

25

73

 

 

8

 

74

 

9

 

75

 

4

10

 

 

26

76

 

 

11

 

77

 

12

 

78

 

5

13

 

 

27

79

 

 

14

 

80

 

15

 

81

 

6

16

 

 

28

82

 

 

17

 

83

 

18

 

84

 

7

19

 

 

29

85

 

 

20

 

86

 

21

 

87

 

8

22

 

 

30

88

 

 

23

 

89

 

24

 

90

 

9

25

 

 

31

91

 

 

26

 

92

 

27

 

93

 

10

28

 

 

32

94

 

 

29

 

95

 

30

 

96

 

11

31

 

 

33

97

 

 

32

 

98

 

33

 

99

 

12

34

 

 

34

100

 

 

35

 

101

 

36

 

102

 

13

37

 

 

35

103

 

 

38

 

104

 

39

 

105

 

14

40

 

 

36

106

 

 

41

 

107

 

42

 

108

 

15

43

 

 

37

109

 

 

44

 

ПО

 

45

 

111

 

16

46

 

 

38

112

 

 

47

 

113

 

48

 

114

 

17

49

 

 

39

115

 

 

50

 

116

 

51

 

117

 

18

52

 

 

40

118

 

 

53

 

119

 

54

 

120

 

19

55

 

 

41

121

 

 

56

 

122

 

57

 

123

 

20

58

 

 

42

124

 

 

59

 

125

 

60

 

126

 

21

61

 

 

43

127

 

 

62

 

128

 

63

 

129

 

22

64

 

 

44

130

 

 

65

 

131

 

66

 

132

 

КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Качества саморегуляции

Содержательные характеристики саморегуляции

 

Качества саморегуляции

Содержательные характеристики саморегуляции

 

1

Целеполагание

За дело приниматься без напоминаний, планирует, организует свои дела и работу. Задания и поручения выполняет.

 

23

Неустойчивость целей

Не планирует, мало организует свою работу. Нужно напоминать о том, что необходимо закончить дело. Отвлекается.

 

2

Моделирование условий

Анализирует условия предстоящей деятельности, возможные трудности. Выделяет главное.

 

24

Отсутствие
анализа
условий

Не умеет отделять главное от второстепенного.
Не предвидит ход дел, возможные трудности.

 

3

Программирование действий

Правильно планирует свои занятия и работу, избирает верный путь решения задачи.

 

25

Спонтанность действий

Не умеет планировать работу в занятия, затрудняется в выборе путей решения задач.

 

4

Оценивание результатов

Редко ошибается, умеет оценить правильность действий. Быстро обнаруживает свои ошибки.

 

26

Ошибки в работе

Часто допускает ошибки в работе, часто их повторяет. Не находит ошибок в своей работе.

 

5

Коррекция результатов и способов действий

Быстро находит новый
способ решения.
Быстро исправляет ошибки.

 

27

Повторные ошибки

С трудом находит новые способы решения. Повторяет одни и те же ошибки.

 

6

Обеспеченность регуляции в целом

Продумывает свои дела и поступки.
Справляется с заданиями без посторонней помощи.

 

28

Импульсивность

Часто поступает необдуманно, импульсивно. С трудными заданиями справляется плохо.

 

7

Упорядоченность деятельности

Любит порядок.
Аккуратен и последователен.

 

29

Непоследовательность

Часто не знает заранее, что ему предстоит делать, непоследователен и неаккуратен.

 

8

Детализация регуляции действий

Продумывает, все до мелочей. Ошибается чаще из-за того, что смысл задания целом не понят, хотя все детали продуманы.

 

30

Поверхностность

Ограничивается лишь общими сведениями, общим впечатлением. Ошибается чаще из-за того, что не продуманы мелочи, детали.

 

9

Осторожность в действиях

Долго обдумывает и готовится, прежде чем приступить к делу. Избегает риска.

 

31

Необдуманность, рискованность

Приступает к делу без подготовки. Сначала сделает, лотом подумает.

 

10

Уверенность в действиях

Уверенный в себе. Решения принимает без колебаний. Решителен. Настойчив.

 

32

Неуверенность в своих силах

Решения принимает после колебаний. Сомневается в своих силах. Нерешителен.

 

11

Инициативен в действиях.

Предприимчивый, решительный. Активный. Ведущий.

 

33

Нерешительность

Нерешительный. Вялый, безучастный. Ведомый.

 

12

Практическая
реализуемость
намерений

Реализует почти все, что планирует. Начатое дело доводит до конца.

 

34

Незавершенность дел

Редко, когда начатое дело доводит до конца. Предпочитает обсуждать, а не действовать.

 

Продолжение

Качества саморегуляции

Содержательные характеристики саморегуляции

 

Качества саморегуляции

Содержательные характеристики саморегуляции

 

13

Осознанность действий

Обдумывает, планирует свои дела и поступки. Анализирует свои ошибки и неудачи.

 

35

Действия наобум

Действует без раздумий, «с ходу», не рассчитывает своих сил.

 

14

Критичность в делах и поступках

Знает о своих недостатках. Редко повторяет ошибки. Прислушивается к замечаниям.

 

36

Равнодушие к недостаткам

Часто повторяет одну и ту же ошибку. Не хочет знать и исправлять свои недостатки.

 

15

Ориентированность на оценочный балл

Сделает задание на совесть. Для него важно качество, а не отметка.

 

37

Попустительство

Делает все «спустя рукава», как получится. Делает из-за угрозы плохой оценки.

 

16

Ответственность в делах и поступках

Гарантирует доведение дел до конца. Всегда проверяет правильность работы.

 

38

Безответственность в делах

Не проверяет результатов своих действий. Часто бросает работу, не доделав до конца.

 

17

Автономность

Действует и принимает самостоятельные решения. Предпочитает сам справляться с трудностями.

 

39

Зависимость в действиях

Всегда надеется на друзей, на их помощь.

 

18

Гибкость, пластичность в действиях

Легко переключается с одной работы на другую. Хорошо ориентируется в новых условиях.

 

40

Инертность в работе

Любит однообразные занятия.
С трудом переключается с одной работы на другую.

 

19

Вовлечение полезных привычек в регуляцию действий

Аккуратен.
Внимателен.
Усидчив.

 

41

«Плохиш»

Неаккуратен.
Невнимателен.
Неусидчив.

 

20

Практичность, устойчивость в регуляции действий

Справляется с неудачами и ошибками.
Неудачи активизируют его. Старается разобраться в их причинах.

 

42

Равнодушие к ошибкам, неудачам

Неудачи быстро сбивают с толку. Равнодушен к их причинам.

 

21

Оптимальность
(адекватность) регуляции усилий

Взвешивает все «за» и «против». Умеет мобилизовать усилия.

 

43

Отсутствие последовательности

Поступает необдуманно. С трудом мобилизуется на выполнение задания.

 

22

Податливость
воспитательным
воздействиям

Всегда считается с мнением других.
Прислушивается к замечаниям.

 

44

Самодостаточность

Не считается с мнением окружающих. Не прислушивается к замечаниям.

 

Источник: Прядеин В. П. Психодиагностика личности : избранные психологические методики и тесты : [монография] / В.П. Прядеин ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» [и др.]. – Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – 245, [1] с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.