Психодиагностика психолога в школе -
Диагностика эмоциональной и личностной сферы
|
ТЕСТ «Ассоциация по плоской фигуре» Ассоциация – любая функционально установленная связь между двумя или несколькими элементами. Термин введен Дж. Локком, но до него, Аристотель различал три вида (по смежности, сходству и контрасту). Под первой сигнальной системой понимали сигналы и их следы в больших полушариях, непосредственно приходящие в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. У человека и животного – она общая.
Под второй сигнальной системой понимается слово слышимое и видимое как сигнал первых сигналов (Павлов, 1950). Инструкция для исследователя. Существует два варианта проведения данной методики – «Ассоциации по плоской фигуре». Первый – с поочередным предъявлением фигур и фиксацией ответов испытуемых исследователем. Рекомендуется для младших школьников и подростков (плохо владеющих письмом). Для исключения влияния письменной речи на ход ассоциаций можно остановиться на этом варианте и для других возрастных групп. Второй – нами опробован на студентах, на лабораторных занятиях. Строго соблюдалось два условия: 1) не произносить ассоциации вслух; 2) написанное не находится в поле зрения окружающих. Фигуры находились в конвертах с номерами. По команде экспериментатора они доставались и по команде, по истечению 3 мин., клались назад. Предполагалось, что испытуемые с преобладанием 2-й сигнальной системы напишут большее количество ассоциаций. За простые ассоциации принимались имена существительные в единственном числе. Например: «голубь», «петух», «танк», «деталь» и т.п. За сложные ассоциации, состоящие из двух, трех и более слов. Например: «летящая птица», «череп дикого животного» и т.п. Инструкция для испытуемого. Вам поочередно будет предложено 3 плоские фигуры на 3 минуты каждая. За это время вы должен будите записать все ассоциации, которые возникали при их рассмотрении. 1–3 ассоциации – не выраженность 2 сигнальной системы (2СС); 4–8 – средний уровень развития; более 9 ассоциаций – выраженность развития 2СС. За сложные ассоциации добавлялось по одному баллу.
|
Далее Составление плоских фигур |