Методика «Три дерева»
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Цель: анализ отношений внутри семьи, выявление скрытых конфликтов личности; распознавание особенностей взаимоотношений испытуемого с окружающими.
Материалы и оборудование: лист А4, цветные карандаши.
Процедура проведения.
Рисовать и делать подписи ребёнку полагается только цветными карандашами, выбор того или иного цвета важен для анализа. Начинается тест с беседы на тему семьи. Ребенку задаются вопросы, которые подсознательно настраивают его на мысли о родных. Взрослый намеренно не прерывает ребёнка в разговоре, не исправляет, если тот называет дальних родственников, а о близких забывает. Это поможет понять, насколько близок тестируемый с членами семьи.

Подходящие темы для обсуждения:
Сколько у вас в семье человек?
Хорошие ли у вас отношения?
Как реагируют родные, когда у тебя случаются неприятности?
С кем ты больше дружишь и почему?
Любишь ли ты свой дом?
Есть ли у тебя комната?
Что ты любишь делать в ней?

Далее перед ребёнком кладётся лист А4, повёрнутый горизонтально, и предлагается в цвете нарисовать 3 дерева.

Для этого испытуемый получает 10 карандашей - красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый, чёрный, коричневый, серый, белый. Ребенка в процессе создания изображения нужно подбадривать, а в конце работы над заданием обязательно похвалить. Простой карандаш нельзя использовать для замены серого.

После того как рисунок будет готов, экспериментатор должен попросить ребёнка дать названия деревьям. Ребенок добавляет надписи сам. Затем организатор задаёт следующие вопросы (ответы на них также должны фиксироваться на рисунке):
Какое дерево на картинке получилось самым большим?
А какое самым маленьким?
Как ты считаешь, какое дерево самое молодое?
А какое самое старое?
Покажи самое красивое деревце. Какое изображение тебе нравится больше всего?


Важно помнить, что вопросы должны быть заданы именно в таком порядке — от простого к сложному. Подписывать деревья и фиксировать ответы на вопросы на рисунке может как сам испытуемый, так и организатор.
После этого экспериментатору следует предложить ребенку почувствовать себя садовником и ответить на вопрос: что можно сделать для каждого дерева, чтобы ему было хорошо? При этом взрослому полагается пояснить, чтобы облегчить ребёнку понимание, что какие-то растения нужно подрезать, какие-то поливать чаще, а некоторые вообще можно не трогать — им и так хорошо. Это поможет установить, какие моменты отношений не устраивают ребёнка. Завершающим этапом проведения теста является просьба взрослого соотнести деревья с членами семьи. Заканчивается работа над этим заданием выполнением соответствующих подписей понравившимся ребёнку цветом. Обработка и интерпретация результатов. Обработка теста строится не только на основании получившегося рисунка, но и наблюдений за испытуемым в ходе тестирования. Поэтому анализировать готовое изображение должен опытный психолог, который сможет связать воедино ответы ребёнка при беседе, его реакции и результаты толкования изображения.
Расположение ребенка между родителями говорит о том, что в семье, возможно, есть культ ребёнка, а взрослые общаются друг с другом мало, в основном лишь через него. Обычно так изображают себя избалованные дети. В подобных рисунках зачастую деревья, обозначающие авторов, ещё и самые высокие. По этому же параметру можно определить, кто для тестируемого является авторитетом - тот, чьё растение больше и выше и находится посередине. То, насколько вплотную деревья стоят друг к другу - показатель близости между членами семьи. Если растение, символизирующее ребёнка, стоит ближе к объекту, обозначающему собой мать или отца, это говорит о том, с кем из родителей ему более комфортно.
О прочности и стабильности семейных отношений можно судить, если испытуемый нарисовал деревья, объединённые одним грунтом.


Нарисованные деревья.
Самыми красивыми дети рисуют те деревья, которые символизируют особенно важных для них людей.
Если испытуемый нарисовал не три, а больше деревьев, то дополнительные объекты символизируют отношения с другими значимыми для ребёнка людьми (возможно, даже не членами семьи).
Изъяны на растениях (кривые ветки, дупла) означают болезни, травмы. А вот плоды говорят о том, что ребёнок считает человека добрым, умным, малышу с ним интересно и весело. Если же тестируемый рисует, например, с яблоками или грушами дерево, символизирующее его самого, то это значит, что для него важно приносить пользу.
Искривлённый ствол может свидетельствовать о том, что испытуемый боится человека. Бывает так, что «художник» зачёркивает дерево, которое нарисовал. Это говорит о том, что с этим членом семьи у него конфликт.
Трактовка цвета.
Ребёнок в процессе рисования намеренно лишён простого карандаша, чтобы у него возникла необходимость сделать акцентным определённый цвет. При толковании гаммы нужно учитывать тот факт, что каждый цвет амбивалентен, то есть имеет и положительное, и отрицательное значение.
Чтобы было проще разобраться, какое актуальнее, можно попросить ребёнка назвать, с чем может быть связан тот или иной оттенок («Какого цвета может быть печаль?», «А что значит жёлтый цвет?»).

  • Красный цвет означает вдохновение и любовь. При неблагоприятных обстоятельствах этот оттенок может быть расценён как знак агрессии, ненависти.
  • Синий цвет символизирует приверженность к порядку, дисциплине. Либо же очень импульсивный нрав, иррациональность в поступках, желание доминировать.
  • Жёлтые цвет деревья говорят об открытости и активности, включённости во все семейные дела. В качестве противоположного значения можно выделить ревность, желание приврать. С особым вниманием следует отнестись к жёлтому цвету в рисунке ребёнка, у которого есть братья и сёстры. Вероятно, в семье существует деление на любимцев и «козлов отпущения».
  • Оранжевый цвет может значить радость и энергию, но также и является символом внутренних противоречий.
  • Зелёный цвет считается самым неоднозначным цветом. С одной стороны, этот тон говорит о незрелости, болезненности. Но в случае если ребёнок характеризует этот оттенок в положительном ключе, он, вероятно, свидетельствует об уверенности в себе, желании развиваться.
  • Выбор фиолетового карандаша может указывать на постоянно испытываемое чувство вины. Это цвет выдаёт тревогу, замкнутость. Также такой оттенок выбирают дети с неординарным мышлением, стремящиеся на всё смотреть под другим углом.
  • Коричневый тон - символ земли и плодородия; негативные толкования - грязь и гной.
  • Чёрный цвет, с одной стороны - признак достоинства, торжественности; с другой - траура и греха.
  • Белый цвет показывает чистоту помыслов. При отрицательных характеристиках оттенка этот тон можно интерпретировать как желание убежать от внешнего мира.
  • Серый имеет негативную коннотацию: это цвет депрессии, тумана в мыслях.
 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.