Опросник «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Опросник предназначен для оценки отношения к здоровью взрослого человека.

Инструкция

Опросник содержит 10 вопросов. Каждому вопросу соответствует набор утверждений-ответов, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Каждое утверждение следует оценить в соответствии со степенью своего согласия по шкале, где:


1 - совершенно неважно (никогда);
2 - не важно (практически никогда);
3 - скорее не важно, чем важно (редко);
4 - не могу ответить;
5 - скорее важно, чем нет (иногда);
6 - очень важно (часто);
7 - безусловно важно (всегда).
Выбранный вами ответ обведите кружком. Будьте внимательны, для утверждения должен быть выбран только один ответ.
Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову.
Обратите внимание, что в вопросе 3 вариантов ответа не предусмотрено. Для ответа на него выделены несколько пустых строк. Пустые строки оставлены также для возможных дополнительных вариантов ответов на вопросы 8, 9 и 10.

Текст опросника

Вопрос 1. Люди по-разному оценивают различные сферы жизни. Оцените, насколько приведенные ценности важны для вас в данный
момент.

Ценности

Оценка

Не важно

 

 

 

 

Очень важно

Счастливая семейная жизнь

1

2

3

4

5

6          7

Материальное благополучие

1

2

3

4

5

6          7

Наличие верных друзей

1

2

3

4

5

6          7

Здоровье

1

2

3

4

5

6          7

Интересная работа (карьера)

1

2

3

4

5

6          7

Признание окружающих

1

2

3

4

5

6          7

Независимость (свобода)

1

2

3

4

5

6          7

Вопрос 2. Как вы считаете, чем необходимо обладать, чтобы добиться успеха в жизни?

Хорошее образование

1 2

3

4

5

6

7

Материальный достаток

1 2

3

4

5

6

7

Способности

1 2

3

4

5

6

7

Везение (удача)

1 2

3

4

5

6

7

Здоровье

1 2

3

4

5

6

7

Упорство, трудолюбие

1 2

3

4

5

6

7

«Нужные связи»

1 2

3

4

5

6

7

 

Вопрос 3. Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Вопрос 4. Оцените, какое влияние на вашу осведомленность в области здоровья оказывает информация, полученная из следующих источников.

Источник информации

Оценка

Не важно

 

 

Очень важно

СМИ

1

2

3

4

5

6

7

Врачи

1

2

3

4

5

6

7

Газеты и журналы

1

2

3

4

5

6

7

Друзья, знакомые

1

2

3

4

5

6

7

Научно-популярные книги

1

2

3

4

5

6

7

 

Вопрос 5. Как вы думаете, какие из нижеперечисленных факторов оказывают наиболее существенное влияние на состояние вашего здоровья?

Фактор влияния

Оценка

Не важно

 

 

Очень важно

Качество мед. обслуживания

1

2

3

4

5

6

7

Экологическая обстановка

1

2

3

4

5

6

7

Профессиональная деятельность

1

2

3

4

5

6

7

Особенности питания

1

2

3

4

5

6

7

Вредные привычки

1

2

3

4

5

6

7

Образ жизни

1

2

3

4

5

6

7

Недостаточная забота о здоровье

1

2

3

4

5

6

7

Вопрос 6. Как вы себя чаще всего чувствуете, когда со здоровьем у вас все благополучно?

Состояние

Оценка

Не важно

 

 

 

Очень важно

Я спокоен

1 2

3

4

5

6            7

Я доволен

1 2

3

4

5

6             7

Я счастлив

1 2

3

4

5

6             7

Мне радостно

1 2

3

4

5

6             7

Мне никто не угрожает

1 2

3

4

5

6            7

Мне это безразлично

1 2

3

4

5

6             7

Ничто меня не беспокоит

1 2

3

4

5

6            7

Я чувствую уверенность в себе

1 2

3

4

5

6            7

Я чувствую себя свободно

1 2

3

4

5

6             7

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1 2

3

4

5

6            7

Вопрос 7. Как вы себя чаще всего чувствуете, когда узнаете об ухудшении своего состояния?

Состояние

Оценка

Не важно

 

 

Очень важно

Я спокоен

1

2

3

4

5

6

7

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5

6

7

Я озабочен

1

2

3

4

5

6

7

Я испытываю чувство вины

1

2

3

4

5

6

7

Я расстроен

1

2

3

4

5

6

7

Мне страшно

1

2

3

4

5

6

7

Я раздражен

1

2

3

4

5

6

7

Я чувствую себя подавленно

1

2

3

4

5

6

7

Я встревожен и нервничаю

1

2

3

4

5

6

7

Мне стыдно

1

2

3

4

5

6

7

Вопрос 8. Делаете ли вы что-нибудь для поддержания вашего здоровья и насколько регулярно?

Действия

Оценка

Не важно

 

 

 

Очень важно

Занимаюсь физическими

1

2

3

4

5

6          7

упражнениями

Придерживаюсь диеты

1

2

3

4

5

6          7

Забочусь о режиме

1

2

3

4

5

6          7

Закаливаюсь

1

2

3

4

5

6          7

Посещаю врача с профилактической

1

2

3

4

5

6          7

целью

Слежу за своим весом

1

2

3

4

5

6          7

Хожу в баню (сауну)

1

2

3

4

5

6          7

Избегаю вредных привычек

1

2

3

4

5

6          7

Посещаю спортивные секции

1

2

3

4

5

6          7

Практикую специальные

1

2

3

4

5

6          7

оздоровительные системы

Что еще?

1

2

3

4

5

6          7

 

1

2

3

4

5

6          7

 

1

2

3

4

5

6          7

Вопрос 9 Если вы заботитесь о своем здоровье недостаточно/нерегулярно, то почему?

Причина

Оценка

Не важно

 

 

 

Очень важно

В этом нет необходимости, так как

1

2

3

4

5

6

7

я здоров

Не хватает силы воли

1

2

3

4

5

6

7

У меня нет на это времени

1

2

3

4

5

6

7

Нет компании (одному скучно)

1

2

3

4

5

6

7

Не хочу себя ни в чем ограничивать

1

2

3

4

5

6

7

Не знаю, что для этого делать

1

2

3

4

5

6

7

Нет соответствующих условий

1

2

3

4

5

6

7

Необходимость больших

1

2

3

4

5

6

7

материальных затрат

Есть более важные дела

1

2

3

4

5

6

7

Что еще?

1

2

3

4

5

6

7

 

1

2

3

4

5

6

7

 

1

2

3

4

5

6

7

Вопрос 10. Если вы чувствуете недомогание, то

Действия

Оценка

Не важно

 

 

 

Очень важно

Обращаюсь к врачу

1

2

3

4

5

6          7

Стараюсь не обращать внимание

1

2

3

4

5

6          7

на недомогание

Сам принимаю меры

1

2

3

4

5

6          7

Обращаюсь за советом к друзьям, родственникам и др.

1

2

3

4

5

6          7

Что ещё?

1

2

3

4

5

6          7

 

1

2

3

4

5

6          7

 

1

2

3

4

5

6          7

Обработка и интерпретация результатов

Анализ данных, полученных с помощью опросника, проводится последовательно на нескольких уровнях. Сначала рассматривается и анализируется каждое утверждение в отдельности, затем интерпретируются все утверждения, входящие в один вопрос, а в заключении анализируются все вопросы и утверждения, входящие в одну из шкал опросника: когнитивную, эмоциональную, поведенческую или ценностно-мотивационную. Распределение вопросов по названным шкалам представлено в таблице.

Название шкалы

№ вопроса

Когнитивная

3, 4,5

Эмоциональная

6,7

Поведенческая

8,10

Ценностно-мотивационная

1.2.9

Для интерпретации данных используется как количественный, так и качественный анализ. Количественная обработка включает в себя подсчёт средних значений по каждому утверждению в отдельности, определение моды распределения, коэффициента вариации и стандартного отклонения. Качественный подход предполагает содержательный анализ полученных результатов, их сравнение с данными, представленными в литературе.
Когнитивный блок состоит из трёх вопросов. Целью первого вопроса является получение информации об индивидуальном понимании респондентами категории «здоровья», т.е. какие наиболее существенные характеристики здоровья закладываются человеком в определение данного понятия. Для интерпретации ответов на открытый вопрос может быть использована процедура контент-анализа. При этом в качестве смысловых единиц-элементов содержания понятия «здоровье» рассматриваются его существенные признаки; определяется частота их встречаемости (в процентах от общего числа опрошенных); а также распределение их по трем уровням здоровья - физическому, психическому и социальному.
Следующий вопрос когнитивного блока касается факторов, оказывающих влияние на здоровье человека. Перечень данных факторов (качество медицинского обслуживания, экологическая обстановка, профессиональная деятельность, особенности питания, вредные привычки, образ жизни, недостаточная забота о своем здоровье) является традиционным, и в специальной литературе существует общепринятое представление об относительном весе каждого из них в сохранении здоровья человека. Ранжирование средних значений позволяет выявить степень соответствия и адекватности представлений опрашиваемых научной точке зрения
Последний вопрос блока ставит своей целью установить, какое влияние оказывают на осведомленность респондентов в области здоровья и здорового образа жизни различные источники информации. Ранжирование средних значений позволяет выявить как наиболее, так и наименее значимые источники получения соответствующей информации. В дальнейшем эти данные могут быть использованы при планировании основных информационных каналов воздействия на конкретную целевую группу.
Эмоциональный блок состоит из двух закрытых вопросов и представляет собой модифицированный вариант шкалы самооценки, разработанной Ч. Д. Спилбергером и Ю. Л. Ханиным. Названная шкала используется для определения уровня реактивной и личностной тревожности. В данном случае вопросы применяются для выявления и сравнительного анализа особенностей эмоциональных переживаний, связанных с переживанием состояния здоровья и состоянием недомогания испытуемого. Ранжирование средних значений позволяет выявить как наиболее часто испытываемые респондентами эмоциональные переживания, связанные со здоровьем/нездоровьем, так и те, которые для них не характерны, а также установить, вызывает ли изменение самочувствия сдвиг в эмоциональном состоянии человека.
Поведенческий блок состоит из двух вопросов, один из которых характеризует степень приверженности обследуемого здоровому образу жизни, т.е. позволяет определить, что и насколько регулярно делает человек для поддержания и укрепления своего здоровья; какие способы оздоровления являются наиболее и наименее распространенными среди определяемой выборки. Полученные данные позволяют говорить об уровне активности/пассивности поведения, связанного со здоровьем, и о степени сформированности культуры самосохранительного поведения.
Второй вопрос поведенческого блока отражает особенности поведения человека в случае ухудшения его физического или психического самочувствия: его ориентацию на получение профессиональной и непрофессиональной помощи.
Ценностно-мотивационный блок включает в себя три вопроса, два из которых направлены на выявление доминирующих потребностей в системе ценностей человека. Анализ ответов на первый вопрос позволяет судить о месте здоровья в индивидуальной иерархии терминальных ценностей, а анализ ответов на второй вопрос свидетельствует о месте здоровья в иерархии инструментальных ценностей. Сравнительный анализ терминальной и инструментальной ценности здоровья характеризует уровень сформированности отношения к здоровью: преобладание инструментальной ценности говорит о потребительском отношении к своему здоровью.
Рассмотрение ответов на третий вопрос позволяет провести сравнительный анализ возможных причин недостаточной заботы о здоровье. Условно они могут быть разделены на объективные (нехватка времени, необходимость материальных затрат и т.п.) и субъективные (нехватка силы воли, нежелание себя ограничивать и т.п.). Сравнивая индивидуальную значимость причин недостаточной заботы о здоровье можно, говорить о принятии или, наоборот, об отказе от ответственности за состояние своего здоровья.
Таким образом, эмпирическими критериями степени адекватности/ неадекватности отношения к своему здоровью служат:
- на когнитивном уровне - степень осведомленности или компетентности человека в области здоровья, значение основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в жизнедеятельности человека и в обеспечении долголетия;
- на поведенческом уровне - степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни; 
- на эмоциональном уровне - оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;
- на ценностно-мотивационном уровне - высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных, степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.