На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методы изучения и коррекции ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив личности
Методы изучения и коррекции ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив личности
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Индекс материала
Методы изучения и коррекции ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив личности
Морфологический тест жизненных ценностей
Инструкция и вопросы теста
Техники коррекции ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив личности
Все страницы

1.1. Методики диагностики ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив личности

Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой

Описание методики

В основу замысла настоящей методики легло гипотетическое предположение автора о том, что одной из существенных детерминант мотивационно-личностной сферы является подвижное, постепенно меняющееся в процессе деятельности в зависимости от жизненных обстоятельств соотношение между двумя плоскостями «сознания». А именно: между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущих жизненных ценностей, личностных замыслов, дальних жизненных целей, и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей, находящихся в обозримом психологическом поле, в зоне легкой досягаемости. Далее легко заметить, что применительно к конкретной жизненной сфере или локальной проблеме соотношение этих двух плоскостей по своему характеру аналогично соотношению таких психологических параметров, как «Ценность» (Ц) и «Доступность» (Д), которые являются ключевыми в предлагаемой методике.

Следует сразу подчеркнуть, что «Ценность» и «Доступность» не являются полярными характеристиками мотивационно-личностной сферы. Напротив, побудительная сила различных мотивов и возникновение внутренних конфликтов в определенных жизненных сферах будут во многом зависеть от характера взаимосвязи Ц и Д, как показано ниже. Для любой жизненно важной сферы сразу можно выделить несколько типичных вариантов такой взаимосвязи Ц и Д, а именно:
1. Ц и Д полностью совпадают;
2. Ц и Д в значительной степени совпадают;
3. Ц и Д в значительной степени расходятся, и такое расхождение имеет два варианта: Ц превышает Д (Ц > Д), Д превышает Ц (Д > Ц);
4. Ц и Д полностью расходятся.
Таким образом, основной психометрической характеристикой методики явился показатель «Ценность-Доступность» (Ц-Д), отражающий степень рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. Последняя, в свою очередь, с одной стороны, свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей, а также об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии - с другой.
Таким образом, интегральный показатель методики индекс расхождения «Ц-Д» в целом может выступать как индикатор блокады функционирующих в мотивационно-личностной сфере ценностно-смысловых образований. Поэтому для оптимальной оценки состояния клиента и выбора тактики психотерапевтического воздействия важно прежде всего распознавание характера и степени диссоциации (расхождения) между «ценным» и «доступным» в основных жизненных сферах, а не просто выяснение той или иной ценности в сознании человека.
Результаты проведенных исследований показали, что состояние внутреннего конфликта - это прежде всего состояние разрыва в системе сознание/бытие, а именно разрыва между потребностью в достижении внутренне значимых ценностных объектов и возможностью такого достижения в реальности [25-30].
В связи с этим индекс «Ц-Д» является, в свою очередь, индикатором внутренних конфликтов в мотивационно-личностной сфере человека, поскольку его величина всегда будет указывать на степень расхождения между тем, что есть, и тем, что должно быть, между хочу и имею, а также между хочу и могу.
Глубина внутреннего конфликта и возникающая при этом психологическая неудовлетворенность в предлагаемом методическом подходе- всегда будут иметь точные качественные и количественные показатели.
Применительно к конкретной жизненной сфере показатель расхождения Ц-Д будет иметь двухмерную характеристику в зависимости от того, какой параметр выше - Ц или Д. Максимальное расхождение между Ц и Д в случае, когда Ц>Д, будет означать стойкий, глубокий, до настоящего времени необратимый внутренний конфликт. Обратное соотношение, когда Д>Ц, будет, напротив, означать состояние внутреннего вакуума, внутренней опустошенности, снижения побуждений.
В методике были использованы понятия, означающие в основном терминальные ценности, выделенные в таком виде М. Рокичем [36], адаптированный вариант методики которого применялся в отечественных исследованиях, и техника их попарного ранжирования [20, 37] в модифицированном автором варианте.
Процедура исследования заключалась в следующем. Испытуемому на специальном бланке с инструкцией предлагаются 12 понятий, означающих различные жизненные ценности. В инструкции сказано, что испытуемый должен провести попарное сравнение (попарное ранжирование) этих понятий на специальных матрицах в регистрационном бланке дважды: первый раз - по «Ценности» (первая матрица) и второй раз по «Доступности» (вторая матрица). Затем экспериментатор подсчитывает, сколько раз каждое понятие было преобладающим по «Ценности» (Щ) и сколько раз по «Доступности» (Д1). Результаты подсчета заносятся в таблицу, находящуюся в нижней части бланка. В итоге подсчитывается интегральный показатель методики, равный сумме расхождений по модулю для всех 12 понятий:
R = 2|Ц1 -Д1|,
i=1,
где i - номер понятия в регистрационном бланке и инструкции.
При четном количестве понятий максимальный показатель расхождения будет Rmax = n2 / 2, при нечетном Rmax = (n2-1)/ 2, где n - общее число понятий.
Для наглядности на регистрационном бланке строится график, иллюстрирующий расхождение по каждому понятию методики между показателем «Ценность» и «Доступность». В нашем случае при n =12 теоретические границы индекса расхождения находятся в пределах 0 ^72 (0 - когда графики по «Ценности» и «Доступности» совпадают, означая полное отсутствие расхождения в мотивационно-личностной сфере, соответствующее субъективной формуле:«Ценное» - одно и то же для меня, что «Доступное», и, наоборот, «Доступное» - одно и то же, что «Ценное»; 72 - когда графики по «Ценности» и «Доступности» зеркально расходятся, означая полное несовпадение «Ценного» и «Доступного», соответствующее субъективной формуле: «Того, что для меня ценно, нет, а то, что есть, мне не нужно».
Указанием на наличие внутреннего конфликта в той или иной сфере будет являться значительный разрыв в ней (>4) между показателями «Ценность» и «Доступность» по какому-либо понятию (i) в случае, когда Ц.>Д.. Значительный разрыв между показателями «Ценность» и «Доступность» (>4), когда Д.>Ц будет указывать на наличие «внутреннего вакуума», неудовлетворенности в конкретной жизненной сфере (i), «ощущения внутреннего балласта» и других ощущений - «избыточности присутствия», ненужности, никчемности. Интегральный (суммарный) показатель «Ценность-Доступность» (R), в свою очередь, будет свидетельствовать о глубине не всегда осознаваемого состояния вовлеченности личности в собственные внутренние конфликты, степени внутренней неудовлетворенности, блокады основных жизненных потребностей.
Следует отметить еще одно понятие - «Нейтральная зона» (НЗ). Это вся совокупность показателей, где нет заметных «внутренних конфликтов» и «внутренних вакуумов», то есть где |Ц-Д|<4. Все сферы, которые, таким образом, попадают в НЗ, представляют своего рода «бесконфликтную», нейтральную зону, где потребности желаемого и возможности его удовлетворения в основном совпадают. Чтобы увидеть, что доминирует в мотивационно-личностной сфере - ВК, ВВ или НЗ, необходимо посчитать их суммарное процентное соотношение ВК:ВВ:НЗ (%) , исходя из того, что все расхождение «Ц-Д» (R) принимается при этом за 100%.
Имеющиеся нормы по индексу расхождения «Ц-Д» (R) следующие:
М ±m мужчины 33,07 ± 1,7 n=43 человека;
М ±m женщины 37,02 ± 1,6 n=46 человек.
К описанию настоящей методики следует добавить, что в экспресс-диагностике измерение соотношения «Ценность-Доступность» может быть упрощено и проводиться не методом попарного ранжирования, как это предлагается в выше представленном, психометрически наиболее точном варианте методики, а методом субъективных оценок по 10-балльной шкале «Ценности» и «Доступности».
Сферы, предназначенные для оценки их по параметрам «Ценность» и «Доступность», можно варьировать в зависимости от целей и задач намеченного исследования, но в таком случае следует получить уже другие «нормы». Параметры сопоставления, направленные во взаимодействии на выявление локальных конфликтов (рассогласований) для конкретной сферы или деятельности, могут быть также модифицированы: «Ценность» и «Доступность» можно заменить на «Важность» и «Реальность» или «Необходимость» и «Возможность».


Инструкция и бланк методики


К заполнению приступайте только после того, как прочтете инструкцию до конца!
Перед вами список из двенадцати понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей:
1. Активная, деятельная жизнь;
2. Здоровье (физическое и психическое здоровье);
3. Интересная работа;
4. Красота природы и искусства;
5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
6. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
7. Наличие хороших и верных друзей;
8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);
9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие);
10. Свобода как независимость в поступках и действиях;
11. Счастливая семейная жизнь;
12. Творчество (возможность творческой деятельности).
Вам предстоит сравнить все эти понятия-ценности попарно между собой на специальном бланке. Следует провести два сравнения (по двум разным критериям).
На бланке две матрицы. В них записаны пары цифр, каждой цифре соответствует ценность, которая стоит под этим номером в списке. Заполнение начинайте с матрицы №1.
Сравнения в первой матрице производятся на основании того, что представленные в этом списке ценности имеют для Вас разную значимость, разную степень привлекательности. Вы смотрите каждую пару и выбираете из двух ценностей ту, которая кажется Вам более важной в этой паре. Её Вы обводите в кружок.
Пример: Вам дана пара 2 и 3. Под цифрой 2 обозначено здоровье, под цифрой 3 - интересная работа. Если Вы обвели 2, то это означает, что здоровье для Вас важнее, чем интересная работа.
Обводить можно только одну цифру из пары! Пропускать пары нельзя!
Отвечать старайтесь быстро, руководствуясь первым впечатлением. Закончив первую матрицу, переходите ко второй.
В ней сравнение производится на основании того, что некоторые из представленных ценностей являются для Вас более доступными, легче достижимыми в жизни по сравнению с остальными. Вы выбираете из пары ту ценность, которая легче достижима для Вас.
Пример: Пара 2 и 3. Если Вы обвели 3, то это означает, что интересная работа более доступна для Вас, чем наличие хорошего здоровья.


ПРИСТУПАЙТЕ К ЗАПОЛНЕНИЮ.
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК
МАТРИЦА №1 Сравните понятия
на основе большей значимости, большей привлекательности.

1 2

2 3

3 4

4 5

5 6

6 7

7 8

8 9

9 10

10 11

11 12

1 3

2 4

3 5

4 6

5 7

6 8

7 9

8 10

9 11

10 12

 

1 4

2 5

3 6

4 7

5 8

6 9

7 10

8 11

9 12

 

1 5

2 6

3 7

4 8

5 9

6 10

7 11

8 12

 

 

1 6

2 7

3 8

4 9

5 10

6 11

7 12

 

 

 

1 7

2 8

3 9

4 10

5 11

6 12

 

 

 

 

1 8

2 9

3 10

4 11

5 12

 

 

 

 

 

1 9

2 10

3 11

4 12

 

 

 

 

 

 

1 10

2 11

3 12

 

 

 

 

 

 

 

1 11

2 12

 

 

 

 

 

 

 

 

1 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТРИЦА № 2 Теперь сравните понятия
на основе более легкой достижимости, большей доступности.

1 2

2 3

3 4

4 5

5 6

6 7

7 8

8 9

9 10

10 11

11 12

1 3

2 4

3 5

4 6

5 7

6 8

7 9

8 10

9 11

10 12

 

1 4

2 5

3 6

4 7

5 8

6 9

7 10

8 11

9 12

 

1 5

2 6

3 7

4 8

5 9

6 10

7 11

8 12

 

 

1 6

2 7

3 8

4 9

5 10

6 11

7 12

 

 

 

1 7

2 8

3 9

4 10

5 11

6 12

 

 

 

 

1 8

2 9

3 10

4 11

5 12

 

 

 

 

 

1 9

2 10

3 11

4 12

 

 

 

 

 

 

1 10

2 11

3 12

 

 

 

 

 

 

 

1 11

2 12

 

 

 

 

 

 

 

 

1 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баллы Ц и Д

№№ понятий ценностей

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ц (1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д (2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1) - (2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R = ВД - (2)|= ВК:ВВ:НЗ =

. (%)


Подсчет показателей


Подсчет интегрального показателя (индекса расхождения «Ценности» и «Доступности») осуществляется следующим образом: n
R= 2|Ц1-Д1|, i=1
где i - номер понятия в регистрационном бланке и инструкции.
При n=12 теоретические границы индекса расхождения «Ц-Д» будут находиться в пределах 0-72, где 0 означает полное совпадение «Ценности» и «Доступности» и указывает на однозначность того и другого для личности. 72 - максимальное расхождение «Ценности» и «Доступности» согласно верхней границе методики. Оно указывает на полное несовпадение желаемого и реального в текущей жизненной ситуации. Субъективные формулы, то есть оценки того, что происходит изнутри, для 0 и 72 будут следующие:
0 - «Ценное» - одно и то же для меня, что «доступное», и, наоборот, «доступное» - одно и то же, что «ценное».
72 - Того, что для меня ценно, нет, а то, что есть, мне не нужно. Объективно, исходя из содержания теоретико-методологического понятийного аппарата психологии, индекс расхождения «Ц-Д» (R) - это показатель рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, свидетельствующий о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также - об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии.
Имеются следующие показатели индекса расхождения «Ц-Д» (R) в норме: (М ±m)
Мужчины 33,07 ± 1,7 (n = 43 человека).
Женщины 37,02 ± 1,6 (n = 46 человек).
По величине индекса «Ц-Д» можно выделить три уровня дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере:
1) от 0 до НОРМЫ (33 у мужчин, 37 у женщин) - низкий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере;
2) от НОРМЫ до 50 - средний уровень дезинтеграции в мотивационноличностной сфере;
3) 50-72 - высокий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.