На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методы изучения и коррекции ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив личности - Морфологический тест жизненных ценностей
Методы изучения и коррекции ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив личности - Морфологический тест жизненных ценностей
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Индекс материала
Методы изучения и коррекции ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив личности
Морфологический тест жизненных ценностей
Инструкция и вопросы теста
Техники коррекции ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив личности
Все страницы

 


Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина)


Описание методики


Выявление причин действий, поступков, деятельности человека - процедура, требующая кропотливого изучения. Исследование жизненных ценностей человека является одним из важнейших направлений в выявлении этих причин. В ряде исследований [1, 7, 8, 9, 19] показано, что сила мотива и эффективность деятельности человека зависят от того, насколько ясно осознается человеком цель, смысл деятельности. Ценности являются «специфической формой смысловых образований в личностных структурах» [4], а потому имеют непосредственное отношение к осмысленной мотивации деятельности.
Предлагаемый вариант опросника жизненных ценностей призван помочь практическому психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при исследовании различных групп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотивации для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности. Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И.Г. Сенина [22].
Данная методика получила название «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) исходя из целей и задач исследования - определения мотивационно-ценностной структуры личности.
Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» понимается отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту и признание его как важного, имеющего жизненную важность.

Перечень жизненных ценностей включает:
1. Развитие себя, то есть познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
2. Духовное удовлетворение, то есть руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
3. Креативность, то есть реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
4. Активные социальные контакты, то есть установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
5. Собственный престиж, то есть завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.
6. Высокое материальное положение, то есть обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.
7. Достижение, то есть постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.
8. Сохранение собственной индивидуальности, то есть преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.

Перечень жизненных сфер:
1. Сфера профессиональной жизни.
2. Сфера образования.
3. Сфера семейной жизни.
4. Сфера общественной активности.
5. Сфера увлечений.
6. Сфера физической активности.
Введение сферы физической активности обосновывается наличием у каждого человека базовой потребности в движении [34]. А.Ц. Пуни (см.: [8]) выделил разновидности данной потребности: потребность в движении, потребность в выполнении обязанностей, потребность в спортивной деятельности. У разных индивидов важность, значимость жизненной сферы физической активности неодинакова.
Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. Самобытность человека вырабатывается относительно основных ценностей, признаваемых в обществе. Но личностные ценности могут и не воспроизводить точную копию ценностей общественных.
В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у человека социального одобрения его поступков. Данная шкала разработана на основе опросника американских психологов Дугласа П. Крауна и Дэвида А. Марлоу (см.: [5]); она позволяет выявить, во-первых, степень зависимости человека от других людей, во-вторых, выдает ли человек в качестве ответа желаемые, одобряемые всеми общественные ценности или свою индивидуальную (а не эталонную) систему жизненных ценностей. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу.
Введение двух новых шкал (физической активности и шкалы достоверности) определило структуру опросника в 112 вопросов. Составленный опросник был первоначально апробирован на выборке из 104 человек. Утверждения, факторный вес которых был ниже критического значения 0,256 при р< 0,01, были скорректированы и вновь апробированы.
После окончания апробации и дальнейшей статистической проверки были рассчитаны основные психометрические показатели, позволившие остановиться на предлагаемом варианте теста.
Надежность теста
В широком смысле надежность теста - это характеристика того, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам отражают действительные различия в измеряемых свойствах, и то, в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам [2].

Таблица 1.1

Надежность по согласованности шкал жизненных ценностей

Название шкалы

Абсолютный вес главной компоненты

Тета-надежность

Развитие себя

3,32

0,76

Духовное удовлетворение

3,18

0,75

Креативность

3,89

0,81

Активные социальные контакты

3.18

0,75

Собственный престиж

3,76

0,78

Достижения

3,79

0.80

Высокое материальное положение

4,89

0,87

Сохранение собственной индивидуальности

3,48

0,78

Таблица 1.2
Надежность по согласованности шкал жизненных сфер

 

Название шкалы

Абсолютный вес главной компоненты

Тета-надежность

Сфера профессии

4,37

0,82

Сфера обучения и образования

4.50

0,83

Сфера семьи

3,45

0,76

Сфера общественной активности

5,43

0.87

Сфера увлечений

5,30

0,87

Сфера физической активности

5,98

0,89

Шкала достоверности

3,10

0,72

С учетом всех этих факторов для оценки надежности была использована тета-надежность, определяемая в результате проведения факторного анализа по методу главных компонент [16].
Оценка надежности шкал теста была проведена на выборке из 282 студентов с первого по пятый курс технических и гуманитарных вузов. Таблицы 1.1 и 1.2 показывают, что коэффициенты надежности по согласованности шкал высоки. Шкалы однородны как логически, так и эмпирически.
Ретестовая надежность определялась дважды. Интервал между первым и повторным тестированием составил один месяц, между первым и третьим - 5 месяцев.


Таблица 1.3
Ретестовая надежность шкал жизненных сфер

 

Название шкалы

Коэффициенты корреляции

Один месяц

5 месяцев

Сфера профессиональной жизни

0,83

0.34

Сфера обучения и образования

0,75

0.62*

Сфера семейной жизни

0,86

0.64*

Сфера общественной активности

0,93

0.46*

Сфера увлечений

0,69

0.72*

Сфера физической активности

0,84

0.80*

Уровень значимости

Р< 0.01

Р<0.05

Таблица 1.4
Ретестовая надежность шкал жизненных ценностей

 

Название шкалы

Коэффициенты корреляции

Один месяц

5 месяцев

Развитие себя

0,83

0,53*

Духовное удовлетворение

0,69

0,59*

Креативность

0,75

0,48*

Активные социальные контакты

0,62

0,72*

Собственный престиж

0,92

0,61*

Достижения

0.84

0,34

Высокое материальное положение

0,76

0,47*

Сохранение собственной индивидуальности

0,72

0,55*

Шкала достоверности

0,42

0,46*

Уровень значимости

Р< 0,01

* - р< 0.05

В первом ретестировании участвовали 22 человека, во втором - 26 человек (количество мужчин и женщин одинаково, все - студенты-первокурсники). Корреляция общих баллов по всем шкалам по результатам ретестирования производилась с помощью формулы произведений моментов Пирсона. Результаты представлены в таблицах 1.3 и 1.4.

Проверка на валидность
Проверка критериальной валидности, позволяющей уточнить особенности ценностно-мотивационной структуры у представителей различных социальных групп, осуществлялась методом контрастных групп. В качестве основных критериев были использованы половые и социальные различия. В результате проверки статистические значения имеют различия на уровне 5% между мужчинами и женщинами из семей служащих во всех сферах, кроме сфер увлечений и физической активности, а также терминальной ценности высокого материального положения.
Есть различия между мужчинами из семей служащих и женщин из семей рабочих в сферах образования, семьи, общественной активности. При сравнении этих категорий видны различия в жизненных ценностях духовной удовлетворенности и креативности.
Относительно ценности креативности можно также сказать, что женщины из семей рабочих ценят ее выше, чем люди из других категорий (табл. 1.1.5, 1.1.6).
Конструктная валидность, цель которой - получить данные об адекватности интерпретации тестовых результатов по отношению к цели тестирования, содержанию основного понятия (конструкта), была осуществлена на основе определения факторной валидности. Были сопоставлены результаты, полученные при использовании МТЖЦ, с результатами методики диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Тест Т. Лири направлен на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми. Выборка, на которой проверялась конструктная валидность, состояла из 77 человек в возрасте 21 года - 22 лет: все мужчины-студенты. Условно выборка была разделена на две группы (по принадлежности к различным факультетам). В группе 1 - 38 человек, в группе 2 - 39 человек.

Таблица 1.5

Выборка пол/ соц. состав

Коэффициент

Жизненные сферы

Профессия

Образование

Семья

М
S
н
м
л
В 5 О к

Увлечение

Физ. активность

Женщины
(служащ.)

Сред.

61,8

63,5

54,4

55,9

54,1

50,8

СКО

5,68

7,66

6,4

7,03

8,06

10,6

Мужчины
(рабочие)

Сред.

60,7

63,5

51,9

54,4

55

55,5

СКО

5,41

6,7

7,01

6,05

5,79

6,36

Мужчины
(служащ.)

Сред.

56,4

58,9

50,2

51,8

54,1

50

СКО

8,4

8,51

6,52

7,08

8,14

9,5

Женщины
(рабочие)

Сред.

62,5

63,8

56,8

58,1

53,9

46,3

СКО

6,79

6,29

8,28

10

8,96

8,82

Примечание: Сред. - среднее значение, СКО - стандартное отклонение.

Таблица 1.6

Выборка
пол/соц.
состав

Коэффициент

Жизненные ценности

Саморазвитие

Духовное
удвол.

Креативность

н
X
о
X
я
о
и

Престиж

Достижения

*
О
и
о
к
Оч
V
Й
§

и:
X
S
Оч
и
о
и

Женщины
(служащ.)

Сред.

41,6

43

39,6

44,1

39,5

43,2

45,3

44

СКО

6,18

4,62

7,32

5,02

6,44

5,24

6,91

6,04

Мужчины
(рабочие)

Сред.

41,2

43,6

37,5

42,5

40,9

46

46,9

42,3

СКО

4,74

3,98

5,66

3,97

5,19

4,61

4,44

4,08

Мужчины
(служащ.)

Сред.

39,9

40,3

36,2

40,3

39,2

41,3

44,8

39,4

СКО

5,19

5,43

7,15

5,09

7,45

6,98

6,6

5,63

Женщины
(рабочие)

Сред.

42,9

45,1

41,5

42,3

39,7

43,1

45,1

41,7

СКО

5,92

3,81

6,64

5,96

6,73

5,43

5,13

6,29


Примечание: Сред. - среднее значение, СКО - стандартное отклонение.

Тест Т. Лири позволяет построить профиль личности на основе степени выраженности следующих свойств личности:
1) доминантность;
2) уверенность в себе;
3) непреклонность, консерватизм;
4) независимость, холодность в общении;
5) зависимость, неприспособляемость;
6) неуверенность в себе;
7) общительность, уживчивость;
8) отзывчивость, альтруизм.
В таблицах 1.1.7-1.1.10 приведены данные коррелирования результатов отношения различных свойств личности, жизненных ценностей и жизненных сфер. Из таблиц видно, что испытуемые группы 1 - уверенные в себе, независимые, эгоистичные реалисты, честолюбивые личности, не ценят сферу семьи, не желают отдавать силы и время решению проблем своей семьи (коэффициент корреляции -0,54 при уровне значимости 0,05).


Таблица 1.7
Матрица корреляционных связей жизненных сфер и шкал опросника Т. Лири (группа 1)

Шкалы Т. Лири (группа 1)

Жизненные сферы

Профессия

Образование

Семья

Общ. Акт

Увлечение

н
м
03
со
S
©

К1/К5 лидерство

0,07

0,03

-0,2

0,23

0

0,16

К2/К6 уверенность в себе

0,02

-0,2

-0,5

-0,2

-0,1

-0,2

К3/К7 консерватизм

0,27

0,21

-0

-0,1

0,27

-0,3

К4/К8 эгоцентризм

0,22

0,24

0,07

-0,1

0,26

-0,1


Критическое значение 0,311 (р<0,01) или 0,402 (p<0,05)

Таблица 1.8


Матрица корреляционных связей жизненных ценностей и шкал опросника Т. Лири (группа 1)

Шкалы Т. Лири (группа 1)

Жизненные ценности

Саморазвитие

Духовное
удвол.

Креативность

Социальн. конт-т

Престиж

Достижения

Материальное положение

Сохран.Инд

К1/К5 лидерство

0,21

0,07

0,15

0,12

-0

0,02

-0,1

0,02

К2/К6 уверенность в себе

-0,2

-0,3

-0

-0,3

-0,3

-0,3

-0,3

-0,1

К3/К7 консерватизм

-0,1

0,06

0,09

0,04

0,04

0,06

0,12

-0

К4/К8 эгоцентризм

0,08

0,08

0,21

0,06

0,06

0,05

0,14

0,11

Критическое значение 0,311 (р<0,01) или 0,402 (p<0,05)

В группе 2 значимые коэффициенты корреляции между свойствами доминирования независимости с основными сферами: профессиональной - 0,49, обучения и образования - 0,34, семьи - 0,33, общественной активности - 0,42, увлечений - 0,40. Это лица доминирующие, властолюбивые, направленные на успех, желают завоеваний во всех жизненных сферах. В то же время они ценят духовное удовлетворение (0,35), креативность (0,41), активные социальные контакты (0,50) - ценности идеалистической направленности, а также все ценности прагматической направленности: престиж (0,35), достижения (0,38), высокое материальное положение (0,42), сохранение индивидуальности (0,45).
Таким образом, данный тип личности является противоречивым с точки зрения их жизненных ценностей.


Таблица 1.9
Матрица корреляционных связей жизненных сфер и шкал
опросника Т. Лири (группа 2)

 

Шкалы Т. Лири (группа 2)

Жизненные сферы

Профессия

Образование

Семья

Общ. акт

Увлечение

Физич. акт-ть

К1/К5 лидерство

0,49

0,34

0,33

0,42

0,4

0,29

К2/К6 уверенность в себе

0,09

0,05

-0,2

0,12

-0,1

-0,2

К3/К7 консерватизм

-0,1

-0,1

-0,2

-0,1

-0

0,03

К4/К8 эгоцентризм

-0,1

-0

-0

-0,2

-0,1

0

 

Таблица 1.10
Матрица корреляционных связей жизненных ценностей и шкал опросника Т. Лири (группа 2)
Шкалы Т. Лири (группа 1) Жизненные ценности

Шкалы Т. Лири (группа 1)

Жизненные ценности

Саморазви
тие

Духовное
удвол.

Креативность

н
В
о
14
Я
О
и

Престиж

Достижения

*
О
И
о
в
Оч
V
Й
§

и:
В
S
Оч
и
о
и

К1/К5 лидерство

0,19

0,36

0,41

0,5

0,35

0,38

0,42

0,45

К2/К6 уверенность в себе

-0,2

-0,1

-0,2

-0,1

-0,2

0,14

0,17

-0,1

К3/К7 консерватизм

-0,2

0,07

-0,2

-0,1

0,08

-0

-0,1

-0,2

К4/К8 эгоцентризм

-0,2

-0,1

-0,4

-0

0,15

0,01

0,07

-0,2


Критическое значение 0,311 (р<0,01) или 0,402 (p<0,05)

Представители группы 2 выделяются еще и тем, что это личности эгоцентричные, неудавшиеся лидеры, закрытые, недоверчивые, мстительные, не принимают ценности креативности, стремления внести элемент творчества в сферы своей жизни (коэффициент корреляции - 0,40 при значимости 0,05).
Таким образом, проверка МТЖЦ по критериальной и конструкт- ной валидности показала, что опросник позволяет выявлять особенности жизненных ценностей в различных группах относительно их социально-психологических характеристик.
Следующим обязательным качественным показателем методики должен быть показатель нормы (norma - руководящая идея, образец). При оценке и интерпретации измеряемых тестом показателей необходимо их анализировать в сравнении со статистическими значениями нормативной выборки.
Выборка по своему объему должна соответствовать назначению методики. Чем более генерализованной по области применения теста является методика, тем большим должно быть число испытуемых в нормативной выборке.
Ориентировочные нормы для мужчин 25-60 лет приведены в таблицах 1.11 и 1.12 (n=79), а для женщин 25-55 лет в таблицах 1.13 и 1.14 (n=63).
Таблицы для нормирования результатов в стены


Таблица 1.11


Ориентировочные нормы для шкал жизненных ценностей (мужчины 26-60 лет)

Нормы в стенах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Самораз
витие

25
и менее

26
28

29
31

32
34

35
37

38
40

41
43

44
46

47
49

50
и более

Духовное
удовлетво
рение

28
и менее

29
31

32
34

35
37

38
40

41
43

44
46

47
49

50
52

53
и более

Креатив
ность

25
и менее

26
28

29
31

32
34

35
36

37
39

40
42

43
45

46
47

48
и более

 

Нормы в стенах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Активные
соци
альные
контакты

24
и менее

25
27

28
30

31
33

34
36

37
39

40
42

43
45

46
48

49
и более

Соб
ственный
престиж

22
и менее

23
25

26
28

29
31

32
34

35
37

38
40

41
43

44
46

47
и более

Достиже
ния

27
и менее

28
30

31
33

34
36

37
39

40
42

43
45

46
48

49
50

51
и более

Высокое
матери
альное
положение

28
и более

29
31

32
34

35
37

38
40

41
43

44
46

47
49

50
52

53
и более

Сохранение собственной индивидуальности

23
и менее

24
27

28
30

31
34

35
37

38
41

42
44

45
48

49
51

52
и более

 


Таблица 1.12

Ориентировочные нормы для шкал жизненных сфер
(мужчины 26-60 лет)

Нормы в стенах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Професси
ональная
жизнь

43
и менее

44
47

48
50

51
54

55
57

58
61

62
64

65
68

69
72

73
и более

Обучение
и
образова
ние

35-и
ме
нее

36
40

41
46

47
51

52
56

57
61

62
66

67
72

73
77

78
и более

Семейная
жизнь

36
и менее

37
40

41
43

44
47

48
51

52
54

55
58

59
61

62
65

66
и более

Обще
ственная
жизнь

30
и менее

31
35

36
39

40
43

44
48

49
52

53
57

58
61

62
66

67-и
более

Увлечения

29
и менее

30
34

35
38

39
42

43
47

48
51

52
55

56
60

61
64

65
и более

Нормы в стенах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Физиче
ская
актив
ность

17
и менее

18
23

24
28

29
34

35
40

41
46

47
52

53
58

59
64

65
и более


Таблица 1.13

Ориентировочные нормы для шкал жизненных ценностей (женщины 26-55 лет)

Нормы в стенах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Самораз
витие

24
и менее

25
26

27
29

30
32

33
35

36
37

38
40

41
433

44
45

46
и более

Духовное
удовлетво
рение

27
и менее

28
31

32
34

35
37

38
40

41
44

45-7

48
50

51
53

54
и более

Креатив
ность

21
и менее

22
24

25
28

29
31

32
34

35
37

38
41

42
44

45
47

48
и более

Активные
соци
альные
контакты

25
и менее

26
28

29
31

32
35

36
38

39
41

42
44

45
47

48
50

51
и более

Соб
ственный
престиж

20
и менее

21
23

24
27

28
30

31
34

35
37

38
41

42
45

46
48

49
и более

Достиже
ния

24
и менее

25
27

28
30

31
32

33
35

36
38

39
41

42
43

44
46

47
и более

Высокое
матери
альное
положение

26
и менее

27
30

31
33

34
37

38
40

41
44

45
47

48
51

52
54

55
и более

Сохранение собственной индивидуальности

20
и менее

21
23

24
27

28
30

31
33

34
37

38
40

41
44

45
47

48
и более

 

Таблица 1.14
Ориентировочные нормы для шкал жизненных сфер (женщины 26-55 лет)

Нормы в стенах

i

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Професси
ональная
жизнь

45
и менее

46
48

49
51

52
54

55
57

58
60

61
63

64
66

67
69

70
и более

Обучение и образование

35
и менее

36
40

41
45

46
50

51
55

56
60

61
66

67
71

72
76

77
и более

Семейная
жизнь

40
и менее

41
44

45
47

48
50

51
53

54
56

57
59

60
63

64
66

67
и более

Обще
ственная
жизнь

25
и менее

26
30

31
34

35
39

40
43

44
48

49
52

53
57

58
61

62
и более

Увлечения

24
и менее

25
29

30
34

35
40

41
45

46
50

51
56

57
61

62
66

67
и более

Физиче
ская
актив
ность

13
и менее

14
19

20
25

26
30

31
36

37
42

43
47

48
53

54
59

60
и более

 

Ориентировочные нормы для юношей 17-25 лет приведены в таблицах 1.15 и 1.16 (n=178), а для девушек 17-25 лет в таблицах 1.17 и 1.18 (n=103).


Таблица 1.15
Ориентировочные нормы для шкал жизненных ценностей
(мужчины 17-25 лет)

Нормы в стенах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Самораз
витие

28
и менее

29
31

32
34

35
38

39
41

42
44

45
47

48
50

51
53

54
и более

Духовное
удовлетво
рение

30
и менее

31
33

34
36

37
39

40
42

43
45

46
48

49
51

52
54

55
и более

Креатив
ность

24
и менее

25
27

28
30

31
33

34
37

38
40

41
43

44
46

47
50

51
и более

 

Нормы в стенах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Активные
соци
альные
контакты

29
и менее

30
32

33
35

36
38

39
40

41
43

44
46

47
49

50
51

52
и более

Соб
ственный
престиж

25
и менее

26
28

29
32

33
35

36
38

39
41

42
45

46
48

49
51

52
и более

Достиже
ния

30
и менее

31
33

34
36

37
39

40
42

43
45

46
48

49
51

52
54

55
и более

Высокое
матери
альное
положение

31
и более

32
35

36
38

39
41

42
45

46
48

49
52

53
55

56
59

60
и более

Сохранение собственной индивидуальности

29
и менее

30
32

33
35

36
38

39
41

42
45

46
48

49
51

52
54

55
и более

Таблица 1.16

Ориентировочные нормы для шкал жизненных сфер
(мужчины 17-25 лет)

Нормы в стенах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Професси
ональная
жизнь

46
и менее

47
49

50
52

53
56

57
59

60
63

64
66

67
70

71
73

74
и более

Обучение и образование

46
и менее

47
49

50
53

54
57

58
60

61
64

65
68

69
71

72
75

76
и более

Семейная
жизнь

38
и менее

39
42

43
46

47
50

51
54

55
58

59
62

63
65

66
69

70
и более

Обще
ственная
жизнь

36
и менее

37
40

41
45

46
49

50
54

55
58

59
63

64
67

68
72

73
и более

Увлечения

33
и менее

34
37

38
42

43
46

47
51

52
56

57
60

61
65

66
69

70
и более

Нормы в стенах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Физиче
ская
актив
ность

27
и менее

28
32

33
37

38
42

43
48

49
53

54
58

58
63

64
69

70
и более

 


Таблица 1.17

Ориентировочные нормы для шкал жизненных ценностей (женщины 17-25 лет)

Нормы в стенах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Самораз
витие

29
и менее

30
32

33
35

36
38

39
41

42
44

45
47

48
50

51
53

54
и более

Духовное
удовлетво
рение

33
и менее

34
35

36
38

39
41

42
43

44
46

47
49

50
51

52
54

55
и более

Креатив
ность

22
и менее

23
26

27
29

30
33

34
36

37
39

40
43

44
46

47
50

51
и более

Активные
соци
альные
контакты

30
и менее

31
33

34
36

37
38

39
41

42
44

45
47

48
50

51
52

53
и более

Соб
ственный
престиж

25
и менее

26
28

29
31

32
35

36
38

39
41

42
45

46-8

49
51

52
и более

Достиже
ния

28
и менее

29
31

32
35

36
38

39
41

42t5

46
48

49
51

52
54

55
и более

Высокое
матери
альное
положение

30
и менее

31
34

35
37

38
41

42
44

45
48

49
51

52
55

56
58

59
и более

Сохранение собственной индивидуальности

29
и менее

30
32

33
35

36
38

39
41

42
44

45
47

48
50

51
54

55
и более

 

Таблица 1.18
Ориентировочные нормы для шкал жизненных сфер (женщины 17-25 лет)

Нормы в стенах

i

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Професси
ональная
жизнь

46
и менее

47
49

50
53

54
56

57
59

60
63

64
66

67
69

70
73

74
и более

Обучение и образование

46
и менее

47
50

51
53

54
57

58
60

61
64

65
68

69
71

72
75

76
и более

Семейная
жизнь

40
и менее

41
43

44
47

48
50

51
54

55
57

58
61

62
64

65
68

69
и более

Обще
ственная
жизнь

36
и менее

37
40

41
45

46
49

50
54

55
58

59
63

64
67

68
72

73
и более

Увлечения

33
и менее

34
37

38
42

43-6

47
51

52
56

57
60

61
65

66
69

70
и более

Физическая активность

26
и менее

27
32

33
37

38
42

43
48

49
53

54
59

60
64

65
69

70
и более

Ориентировочные нормы для юношей 14-16 лет приведены в таблицах 1.19 и 1.20 (n=202), а для девушек 14-16 лет -1.21 и 1.22 (n=60).


Таблица 1.19

Ориентировочные нормы для шкал жизненных ценностей (юноши 14-16 лет)

 

Нормы в стенах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Самораз
витие

29
и менее

30
33

34
36

37
39

40
42

43
45

46
48

49
51

52
54

55
и более

Духовное
удовлетво
рение

31
и менее

32
34

35
37

38
40

41
43

44
45

46
48

49
51

52
54

55
и более

Креатив
ность

23
и менее

24
27

28
30

31
34

35
37

38
41

42
44

45
48

49
51

52
и более

 

Нормы в стенах

i

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Активные
соци
альные
контакты

30
и менее

31
33

34
36

37
39

40
42

43
45

46
48

49
51

52
54

55
и более

Соб
ственный
престиж

22
и менее

23
25

26
29

30
32

33
36

37
40

41
43

44
47

48
50

51
и более

Достиже
ния

30
и менее

31
33

34
37

38
40

41
43

44
46

47
49

50
52

53
56

57
и более

Высокое
матери
альное
положение

28
и более

29
32

33
35

36
39

40
43

44
46

47
50

51
54

55
57

58
и более

Сохранение собственной индивидуальности

27
и менее

28
30

31
34

35
37

38
40

41
44

45
47

48
50

51
53

54
и более


Таблица 1.20

Ориентировочные нормы для шкал жизненных сфер (юноши 14-16 лет)

Нормы в стенах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Професси
ональная
жизнь

46
и менее

47
50

51
53

54
57

58
61

62
65

66
69

70
73

74
77

78
и более

Обучение и образование

48
и менее

49
52

53
56

57
60

61
64

65
68

69
72

73
76

77
80

81
и более

Семейная
жизнь

37
и менее

38
41

42
45

46
49

50
53

54
57

58
61

62
65

66
69

70
и более

Обще
ственная
жизнь

38
и менее

39
42

43
46

47
50

51
55

56
59

60
63

64
67

68
71

72
и более

Увлечения

37
и менее

38
41

42
46

47
50

51
54

55
59

60
63

64
67

68
72

73
и более

 

Нормы в стенах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Физическая активность

30
и менее

31
35

36
40

41
44

45
49

50
54

55
59

60
64

65
69

70
и более



Таблица 1.21

Ориентировочные нормы для шкал жизненных ценностей (девушки 14-16 лет)

 

Нормы в стенах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Самораз
витие

34
и менее

35
36

37
39

40
41

42
43

44
46

47
48

49
50

51
53

54
и более

Духовное
удовлетво
рение

35
и менее

36
37

38
40

4142

43
44

45
47

48
49

50
51

52
54

55
и более

Креатив
ность

26
и менее

27
29

30
32

33
35

36
38

39
41

42
44

45
47

48
50

51
и более

Активные
соци
альные
контакты

35
и менее

36
37

38
39

40
42

43
44

45
46

47
48

49
50

51
52

53
и более

Соб
ственный
престиж

25
и менее

26
28

29
31

32
34

35
38

39
41

42
44

45
47

48
51

52
и более

Достиже
ния

34
и менее

35
37

38
39

40
41

42
44

45
46

47
49

50
51

52
53

54
и более

Высокое
матери
альное
положение

31
и менее

32
34

35
37

38
41

42
44

45
47

48
50

51
54

55
57

58
и более

Сохранение собственной индивидуальности

30
и менее

31
33

34
36

37
39

40
42

43
45

46
48

49
51

52
54

55
и более

Таблица 1.22
Ориентировочные нормы для шкал жизненных сфер (девушки 14-16 лет)

Нормы в стенах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Професси
ональная
жизнь

48
и менее

49
51

52
55

56
58

59
61

62
64

65
68

69
71

72
74

75
и более

Обучение и образование

51
и менее

52
54

55
57

58
61

62
64

65
67

68
71

72
74

75
77

78
и более

Семейная
жизнь

40
и менее

41
43

44
47

48
50

51
53

54
56

57
59

60
63

64
66

67
и более

Обще
ственная
жизнь

41
и менее

42
44

45
48

49
51

52
55

56
58

59
61

62
65

66
68

69
и более

Увлечения

40
и менее

41
44

45
47

48
51

52
54

55
58

59
61

62
65

66
68

69
и более

Физическая активность

30
и менее

31
35

36
40

41
45

46
49

50
54

55
59

60
64

65
69

70
и более

Таблица 1.23
Ключ к морфологическому тесту жизненных ценностей (форма А)

Жизненные
ценности

про-
фес.

обра
зов.

се
мья

общест.

ув-
леч.

физич

Шкала
досто
верности

Развитие себя

1
57

15
71

27
83

37
93

45
101

51
107

+7
-14
+20
+31
-40
+47
+52
-55
-63
+70
+76
+87
+96
-103
-108
-111

Духовное
удовлетворе
ние

8
64

2
58

16
72

28
84

38
94

46
102

Креативность

21
77

9
65

3
59

17
73

29
85

39
95

Социальные
контакты

32
88

22
78

10
66

4
60

18
74

30
86

Собственный
престиж

41
97

33
89

23
79

11
67

5
61

19
75

Достижения

48
104

42
98

34
90

24
80

12
68

6
62

Материальное
положение

53
109

49
105

43
99

35
91

25
81

13
69

Сохранение
индивидуаль
ности

56
112

54
110

50
106

44
100

36
92

26
82

Предложенные ценности относятся к двум разнонаправленным группам: духовно-нравственные ценности и эгоистически-престижные (прагматические). Это концептуально важно для определения направленности деятельности личности или группы. К ценностям первой группы относятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность. Соответственно, к ценностям второй группы ценностей относятся: престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности. Они в свою очередь отражают эгоистически-престижную направленность личности.
При всех низких значениях - направленность личности неопределенная, без выраженного предпочитаемого целеполагания. При всех высоких баллах - направленность личности противоречивая, внутриконфликтная. При высоких баллах ценностей первой группы направленность личности является гуманистической, второй группы - прагматической.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.