Методы изучения и коррекции ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив личности - Морфологический тест жизненных ценностей |
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 2 из 4
|
Название шкалы |
Абсолютный вес главной компоненты |
Тета-надежность |
Развитие себя |
3,32 |
0,76 |
Духовное удовлетворение |
3,18 |
0,75 |
Креативность |
3,89 |
0,81 |
Активные социальные контакты |
3.18 |
0,75 |
Собственный престиж |
3,76 |
0,78 |
Достижения |
3,79 |
0.80 |
Высокое материальное положение |
4,89 |
0,87 |
Сохранение собственной индивидуальности |
3,48 |
0,78 |
Таблица 1.2
Надежность по согласованности шкал жизненных сфер
Название шкалы |
Абсолютный вес главной компоненты |
Тета-надежность |
Сфера профессии |
4,37 |
0,82 |
Сфера обучения и образования |
4.50 |
0,83 |
Сфера семьи |
3,45 |
0,76 |
Сфера общественной активности |
5,43 |
0.87 |
Сфера увлечений |
5,30 |
0,87 |
Сфера физической активности |
5,98 |
0,89 |
Шкала достоверности |
3,10 |
0,72 |
С учетом всех этих факторов для оценки надежности была использована тета-надежность, определяемая в результате проведения факторного анализа по методу главных компонент [16].
Оценка надежности шкал теста была проведена на выборке из 282 студентов с первого по пятый курс технических и гуманитарных вузов. Таблицы 1.1 и 1.2 показывают, что коэффициенты надежности по согласованности шкал высоки. Шкалы однородны как логически, так и эмпирически.
Ретестовая надежность определялась дважды. Интервал между первым и повторным тестированием составил один месяц, между первым и третьим - 5 месяцев.
Таблица 1.3
Ретестовая надежность шкал жизненных сфер
Название шкалы |
Коэффициенты корреляции |
|
Один месяц |
5 месяцев |
|
Сфера профессиональной жизни |
0,83 |
0.34 |
Сфера обучения и образования |
0,75 |
0.62* |
Сфера семейной жизни |
0,86 |
0.64* |
Сфера общественной активности |
0,93 |
0.46* |
Сфера увлечений |
0,69 |
0.72* |
Сфера физической активности |
0,84 |
0.80* |
Уровень значимости |
Р< 0.01 |
Р<0.05 |
Таблица 1.4
Ретестовая надежность шкал жизненных ценностей
Название шкалы |
Коэффициенты корреляции |
|
Один месяц |
5 месяцев |
|
Развитие себя |
0,83 |
0,53* |
Духовное удовлетворение |
0,69 |
0,59* |
Креативность |
0,75 |
0,48* |
Активные социальные контакты |
0,62 |
0,72* |
Собственный престиж |
0,92 |
0,61* |
Достижения |
0.84 |
0,34 |
Высокое материальное положение |
0,76 |
0,47* |
Сохранение собственной индивидуальности |
0,72 |
0,55* |
Шкала достоверности |
0,42 |
0,46* |
Уровень значимости |
Р< 0,01 |
* - р< 0.05 |
В первом ретестировании участвовали 22 человека, во втором - 26 человек (количество мужчин и женщин одинаково, все - студенты-первокурсники). Корреляция общих баллов по всем шкалам по результатам ретестирования производилась с помощью формулы произведений моментов Пирсона. Результаты представлены в таблицах 1.3 и 1.4.
Проверка на валидность
Проверка критериальной валидности, позволяющей уточнить особенности ценностно-мотивационной структуры у представителей различных социальных групп, осуществлялась методом контрастных групп. В качестве основных критериев были использованы половые и социальные различия. В результате проверки статистические значения имеют различия на уровне 5% между мужчинами и женщинами из семей служащих во всех сферах, кроме сфер увлечений и физической активности, а также терминальной ценности высокого материального положения.
Есть различия между мужчинами из семей служащих и женщин из семей рабочих в сферах образования, семьи, общественной активности. При сравнении этих категорий видны различия в жизненных ценностях духовной удовлетворенности и креативности.
Относительно ценности креативности можно также сказать, что женщины из семей рабочих ценят ее выше, чем люди из других категорий (табл. 1.1.5, 1.1.6).
Конструктная валидность, цель которой - получить данные об адекватности интерпретации тестовых результатов по отношению к цели тестирования, содержанию основного понятия (конструкта), была осуществлена на основе определения факторной валидности. Были сопоставлены результаты, полученные при использовании МТЖЦ, с результатами методики диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Тест Т. Лири направлен на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми. Выборка, на которой проверялась конструктная валидность, состояла из 77 человек в возрасте 21 года - 22 лет: все мужчины-студенты. Условно выборка была разделена на две группы (по принадлежности к различным факультетам). В группе 1 - 38 человек, в группе 2 - 39 человек.
Таблица 1.5
Выборка пол/ соц. состав |
Коэффициент |
Жизненные сферы |
|||||
Профессия |
Образование |
Семья |
М |
Увлечение |
Физ. активность |
||
Женщины |
Сред. |
61,8 |
63,5 |
54,4 |
55,9 |
54,1 |
50,8 |
СКО |
5,68 |
7,66 |
6,4 |
7,03 |
8,06 |
10,6 |
|
Мужчины |
Сред. |
60,7 |
63,5 |
51,9 |
54,4 |
55 |
55,5 |
СКО |
5,41 |
6,7 |
7,01 |
6,05 |
5,79 |
6,36 |
|
Мужчины |
Сред. |
56,4 |
58,9 |
50,2 |
51,8 |
54,1 |
50 |
СКО |
8,4 |
8,51 |
6,52 |
7,08 |
8,14 |
9,5 |
|
Женщины |
Сред. |
62,5 |
63,8 |
56,8 |
58,1 |
53,9 |
46,3 |
СКО |
6,79 |
6,29 |
8,28 |
10 |
8,96 |
8,82 |
Примечание: Сред. - среднее значение, СКО - стандартное отклонение.
Таблица 1.6
Выборка |
Коэффициент |
Жизненные ценности |
|||||||
Саморазвитие |
Духовное |
Креативность |
н |
Престиж |
Достижения |
* |
и: |
||
Женщины |
Сред. |
41,6 |
43 |
39,6 |
44,1 |
39,5 |
43,2 |
45,3 |
44 |
СКО |
6,18 |
4,62 |
7,32 |
5,02 |
6,44 |
5,24 |
6,91 |
6,04 |
|
Мужчины |
Сред. |
41,2 |
43,6 |
37,5 |
42,5 |
40,9 |
46 |
46,9 |
42,3 |
СКО |
4,74 |
3,98 |
5,66 |
3,97 |
5,19 |
4,61 |
4,44 |
4,08 |
|
Мужчины |
Сред. |
39,9 |
40,3 |
36,2 |
40,3 |
39,2 |
41,3 |
44,8 |
39,4 |
СКО |
5,19 |
5,43 |
7,15 |
5,09 |
7,45 |
6,98 |
6,6 |
5,63 |
|
Женщины |
Сред. |
42,9 |
45,1 |
41,5 |
42,3 |
39,7 |
43,1 |
45,1 |
41,7 |
СКО |
5,92 |
3,81 |
6,64 |
5,96 |
6,73 |
5,43 |
5,13 |
6,29 |
Примечание: Сред. - среднее значение, СКО - стандартное отклонение.
Тест Т. Лири позволяет построить профиль личности на основе степени выраженности следующих свойств личности:
1) доминантность;
2) уверенность в себе;
3) непреклонность, консерватизм;
4) независимость, холодность в общении;
5) зависимость, неприспособляемость;
6) неуверенность в себе;
7) общительность, уживчивость;
8) отзывчивость, альтруизм.
В таблицах 1.1.7-1.1.10 приведены данные коррелирования результатов отношения различных свойств личности, жизненных ценностей и жизненных сфер. Из таблиц видно, что испытуемые группы 1 - уверенные в себе, независимые, эгоистичные реалисты, честолюбивые личности, не ценят сферу семьи, не желают отдавать силы и время решению проблем своей семьи (коэффициент корреляции -0,54 при уровне значимости 0,05).
Таблица 1.7
Матрица корреляционных связей жизненных сфер и шкал опросника Т. Лири (группа 1)
Шкалы Т. Лири (группа 1) |
Жизненные сферы |
|||||
Профессия |
Образование |
Семья |
Общ. Акт |
Увлечение |
н |
|
К1/К5 лидерство |
0,07 |
0,03 |
-0,2 |
0,23 |
0 |
0,16 |
К2/К6 уверенность в себе |
0,02 |
-0,2 |
-0,5 |
-0,2 |
-0,1 |
-0,2 |
К3/К7 консерватизм |
0,27 |
0,21 |
-0 |
-0,1 |
0,27 |
-0,3 |
К4/К8 эгоцентризм |
0,22 |
0,24 |
0,07 |
-0,1 |
0,26 |
-0,1 |
Критическое значение 0,311 (р<0,01) или 0,402 (p<0,05)
Таблица 1.8
Матрица корреляционных связей жизненных ценностей и шкал опросника Т. Лири (группа 1)
Шкалы Т. Лири (группа 1) |
Жизненные ценности |
|||||||
Саморазвитие |
Духовное |
Креативность |
Социальн. конт-т |
Престиж |
Достижения |
Материальное положение |
Сохран.Инд |
|
К1/К5 лидерство |
0,21 |
0,07 |
0,15 |
0,12 |
-0 |
0,02 |
-0,1 |
0,02 |
К2/К6 уверенность в себе |
-0,2 |
-0,3 |
-0 |
-0,3 |
-0,3 |
-0,3 |
-0,3 |
-0,1 |
К3/К7 консерватизм |
-0,1 |
0,06 |
0,09 |
0,04 |
0,04 |
0,06 |
0,12 |
-0 |
К4/К8 эгоцентризм |
0,08 |
0,08 |
0,21 |
0,06 |
0,06 |
0,05 |
0,14 |
0,11 |
Критическое значение 0,311 (р<0,01) или 0,402 (p<0,05)
В группе 2 значимые коэффициенты корреляции между свойствами доминирования независимости с основными сферами: профессиональной - 0,49, обучения и образования - 0,34, семьи - 0,33, общественной активности - 0,42, увлечений - 0,40. Это лица доминирующие, властолюбивые, направленные на успех, желают завоеваний во всех жизненных сферах. В то же время они ценят духовное удовлетворение (0,35), креативность (0,41), активные социальные контакты (0,50) - ценности идеалистической направленности, а также все ценности прагматической направленности: престиж (0,35), достижения (0,38), высокое материальное положение (0,42), сохранение индивидуальности (0,45).
Таким образом, данный тип личности является противоречивым с точки зрения их жизненных ценностей.
Таблица 1.9
Матрица корреляционных связей жизненных сфер и шкал
опросника Т. Лири (группа 2)
Шкалы Т. Лири (группа 2) |
Жизненные сферы |
|||||
Профессия |
Образование |
Семья |
Общ. акт |
Увлечение |
Физич. акт-ть |
|
К1/К5 лидерство |
0,49 |
0,34 |
0,33 |
0,42 |
0,4 |
0,29 |
К2/К6 уверенность в себе |
0,09 |
0,05 |
-0,2 |
0,12 |
-0,1 |
-0,2 |
К3/К7 консерватизм |
-0,1 |
-0,1 |
-0,2 |
-0,1 |
-0 |
0,03 |
К4/К8 эгоцентризм |
-0,1 |
-0 |
-0 |
-0,2 |
-0,1 |
0 |
Таблица 1.10
Матрица корреляционных связей жизненных ценностей и шкал опросника Т. Лири (группа 2)
Шкалы Т. Лири (группа 1) Жизненные ценности
Шкалы Т. Лири (группа 1) |
Жизненные ценности |
|||||||
Саморазви |
Духовное |
Креативность |
н |
Престиж |
Достижения |
* |
и: |
|
К1/К5 лидерство |
0,19 |
0,36 |
0,41 |
0,5 |
0,35 |
0,38 |
0,42 |
0,45 |
К2/К6 уверенность в себе |
-0,2 |
-0,1 |
-0,2 |
-0,1 |
-0,2 |
0,14 |
0,17 |
-0,1 |
К3/К7 консерватизм |
-0,2 |
0,07 |
-0,2 |
-0,1 |
0,08 |
-0 |
-0,1 |
-0,2 |
К4/К8 эгоцентризм |
-0,2 |
-0,1 |
-0,4 |
-0 |
0,15 |
0,01 |
0,07 |
-0,2 |
Критическое значение 0,311 (р<0,01) или 0,402 (p<0,05)
Представители группы 2 выделяются еще и тем, что это личности эгоцентричные, неудавшиеся лидеры, закрытые, недоверчивые, мстительные, не принимают ценности креативности, стремления внести элемент творчества в сферы своей жизни (коэффициент корреляции - 0,40 при значимости 0,05).
Таким образом, проверка МТЖЦ по критериальной и конструкт- ной валидности показала, что опросник позволяет выявлять особенности жизненных ценностей в различных группах относительно их социально-психологических характеристик.
Следующим обязательным качественным показателем методики должен быть показатель нормы (norma - руководящая идея, образец). При оценке и интерпретации измеряемых тестом показателей необходимо их анализировать в сравнении со статистическими значениями нормативной выборки.
Выборка по своему объему должна соответствовать назначению методики. Чем более генерализованной по области применения теста является методика, тем большим должно быть число испытуемых в нормативной выборке.
Ориентировочные нормы для мужчин 25-60 лет приведены в таблицах 1.11 и 1.12 (n=79), а для женщин 25-55 лет в таблицах 1.13 и 1.14 (n=63).
Таблицы для нормирования результатов в стены
Таблица 1.11
Ориентировочные нормы для шкал жизненных ценностей (мужчины 26-60 лет)
Нормы в стенах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Самораз |
25 |
26 |
29 |
32 |
35 |
38 |
41 |
44 |
47 |
50 |
Духовное |
28 |
29 |
32 |
35 |
38 |
41 |
44 |
47 |
50 |
53 |
Креатив |
25 |
26 |
29 |
32 |
35 |
37 |
40 |
43 |
46 |
48 |
Нормы в стенах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Активные |
24 |
25 |
28 |
31 |
34 |
37 |
40 |
43 |
46 |
49 |
Соб |
22 |
23 |
26 |
29 |
32 |
35 |
38 |
41 |
44 |
47 |
Достиже |
27 |
28 |
31 |
34 |
37 |
40 |
43 |
46 |
49 |
51 |
Высокое |
28 |
29 |
32 |
35 |
38 |
41 |
44 |
47 |
50 |
53 |
Сохранение собственной индивидуальности |
23 |
24 |
28 |
31 |
35 |
38 |
42 |
45 |
49 |
52 |
Таблица 1.12
Ориентировочные нормы для шкал жизненных сфер
(мужчины 26-60 лет)
Нормы в стенах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Професси |
43 |
44 |
48 |
51 |
55 |
58 |
62 |
65 |
69 |
73 |
Обучение |
35-и |
36 |
41 |
47 |
52 |
57 |
62 |
67 |
73 |
78 |
Семейная |
36 |
37 |
41 |
44 |
48 |
52 |
55 |
59 |
62 |
66 |
Обще |
30 |
31 |
36 |
40 |
44 |
49 |
53 |
58 |
62 |
67-и |
Увлечения |
29 |
30 |
35 |
39 |
43 |
48 |
52 |
56 |
61 |
65 |
Нормы в стенах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Физиче |
17 |
18 |
24 |
29 |
35 |
41 |
47 |
53 |
59 |
65 |
Таблица 1.13
Ориентировочные нормы для шкал жизненных ценностей (женщины 26-55 лет)
Нормы в стенах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Самораз |
24 |
25 |
27 |
30 |
33 |
36 |
38 |
41 |
44 |
46 |
Духовное |
27 |
28 |
32 |
35 |
38 |
41 |
45-7 |
48 |
51 |
54 |
Креатив |
21 |
22 |
25 |
29 |
32 |
35 |
38 |
42 |
45 |
48 |
Активные |
25 |
26 |
29 |
32 |
36 |
39 |
42 |
45 |
48 |
51 |
Соб |
20 |
21 |
24 |
28 |
31 |
35 |
38 |
42 |
46 |
49 |
Достиже |
24 |
25 |
28 |
31 |
33 |
36 |
39 |
42 |
44 |
47 |
Высокое |
26 |
27 |
31 |
34 |
38 |
41 |
45 |
48 |
52 |
55 |
Сохранение собственной индивидуальности |
20 |
21 |
24 |
28 |
31 |
34 |
38 |
41 |
45 |
48 |
Таблица 1.14
Ориентировочные нормы для шкал жизненных сфер (женщины 26-55 лет)
Нормы в стенах |
i |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Професси |
45 |
46 |
49 |
52 |
55 |
58 |
61 |
64 |
67 |
70 |
Обучение и образование |
35 |
36 |
41 |
46 |
51 |
56 |
61 |
67 |
72 |
77 |
Семейная |
40 |
41 |
45 |
48 |
51 |
54 |
57 |
60 |
64 |
67 |
Обще |
25 |
26 |
31 |
35 |
40 |
44 |
49 |
53 |
58 |
62 |
Увлечения |
24 |
25 |
30 |
35 |
41 |
46 |
51 |
57 |
62 |
67 |
Физиче |
13 |
14 |
20 |
26 |
31 |
37 |
43 |
48 |
54 |
60 |
Ориентировочные нормы для юношей 17-25 лет приведены в таблицах 1.15 и 1.16 (n=178), а для девушек 17-25 лет в таблицах 1.17 и 1.18 (n=103).
Таблица 1.15
Ориентировочные нормы для шкал жизненных ценностей
(мужчины 17-25 лет)
Нормы в стенах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Самораз |
28 |
29 |
32 |
35 |
39 |
42 |
45 |
48 |
51 |
54 |
Духовное |
30 |
31 |
34 |
37 |
40 |
43 |
46 |
49 |
52 |
55 |
Креатив |
24 |
25 |
28 |
31 |
34 |
38 |
41 |
44 |
47 |
51 |
Нормы в стенах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Активные |
29 |
30 |
33 |
36 |
39 |
41 |
44 |
47 |
50 |
52 |
Соб |
25 |
26 |
29 |
33 |
36 |
39 |
42 |
46 |
49 |
52 |
Достиже |
30 |
31 |
34 |
37 |
40 |
43 |
46 |
49 |
52 |
55 |
Высокое |
31 |
32 |
36 |
39 |
42 |
46 |
49 |
53 |
56 |
60 |
Сохранение собственной индивидуальности |
29 |
30 |
33 |
36 |
39 |
42 |
46 |
49 |
52 |
55 |
Таблица 1.16
Ориентировочные нормы для шкал жизненных сфер
(мужчины 17-25 лет)
Нормы в стенах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Професси |
46 |
47 |
50 |
53 |
57 |
60 |
64 |
67 |
71 |
74 |
Обучение и образование |
46 |
47 |
50 |
54 |
58 |
61 |
65 |
69 |
72 |
76 |
Семейная |
38 |
39 |
43 |
47 |
51 |
55 |
59 |
63 |
66 |
70 |
Обще |
36 |
37 |
41 |
46 |
50 |
55 |
59 |
64 |
68 |
73 |
Увлечения |
33 |
34 |
38 |
43 |
47 |
52 |
57 |
61 |
66 |
70 |
Нормы в стенах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Физиче |
27 |
28 |
33 |
38 |
43 |
49 |
54 |
58 |
64 |
70 |
Таблица 1.17
Ориентировочные нормы для шкал жизненных ценностей (женщины 17-25 лет)
Нормы в стенах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Самораз |
29 |
30 |
33 |
36 |
39 |
42 |
45 |
48 |
51 |
54 |
Духовное |
33 |
34 |
36 |
39 |
42 |
44 |
47 |
50 |
52 |
55 |
Креатив |
22 |
23 |
27 |
30 |
34 |
37 |
40 |
44 |
47 |
51 |
Активные |
30 |
31 |
34 |
37 |
39 |
42 |
45 |
48 |
51 |
53 |
Соб |
25 |
26 |
29 |
32 |
36 |
39 |
42 |
46-8 |
49 |
52 |
Достиже |
28 |
29 |
32 |
36 |
39 |
42t5 |
46 |
49 |
52 |
55 |
Высокое |
30 |
31 |
35 |
38 |
42 |
45 |
49 |
52 |
56 |
59 |
Сохранение собственной индивидуальности |
29 |
30 |
33 |
36 |
39 |
42 |
45 |
48 |
51 |
55 |
Таблица 1.18
Ориентировочные нормы для шкал жизненных сфер (женщины 17-25 лет)
Нормы в стенах |
i |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Професси |
46 |
47 |
50 |
54 |
57 |
60 |
64 |
67 |
70 |
74 |
Обучение и образование |
46 |
47 |
51 |
54 |
58 |
61 |
65 |
69 |
72 |
76 |
Семейная |
40 |
41 |
44 |
48 |
51 |
55 |
58 |
62 |
65 |
69 |
Обще |
36 |
37 |
41 |
46 |
50 |
55 |
59 |
64 |
68 |
73 |
Увлечения |
33 |
34 |
38 |
43-6 |
47 |
52 |
57 |
61 |
66 |
70 |
Физическая активность |
26 |
27 |
33 |
38 |
43 |
49 |
54 |
60 |
65 |
70 |
Ориентировочные нормы для юношей 14-16 лет приведены в таблицах 1.19 и 1.20 (n=202), а для девушек 14-16 лет -1.21 и 1.22 (n=60).
Таблица 1.19
Ориентировочные нормы для шкал жизненных ценностей (юноши 14-16 лет)
Нормы в стенах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Самораз |
29 |
30 |
34 |
37 |
40 |
43 |
46 |
49 |
52 |
55 |
Духовное |
31 |
32 |
35 |
38 |
41 |
44 |
46 |
49 |
52 |
55 |
Креатив |
23 |
24 |
28 |
31 |
35 |
38 |
42 |
45 |
49 |
52 |
Нормы в стенах |
i |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Активные |
30 |
31 |
34 |
37 |
40 |
43 |
46 |
49 |
52 |
55 |
Соб |
22 |
23 |
26 |
30 |
33 |
37 |
41 |
44 |
48 |
51 |
Достиже |
30 |
31 |
34 |
38 |
41 |
44 |
47 |
50 |
53 |
57 |
Высокое |
28 |
29 |
33 |
36 |
40 |
44 |
47 |
51 |
55 |
58 |
Сохранение собственной индивидуальности |
27 |
28 |
31 |
35 |
38 |
41 |
45 |
48 |
51 |
54 |
Таблица 1.20
Ориентировочные нормы для шкал жизненных сфер (юноши 14-16 лет)
Нормы в стенах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Професси |
46 |
47 |
51 |
54 |
58 |
62 |
66 |
70 |
74 |
78 |
Обучение и образование |
48 |
49 |
53 |
57 |
61 |
65 |
69 |
73 |
77 |
81 |
Семейная |
37 |
38 |
42 |
46 |
50 |
54 |
58 |
62 |
66 |
70 |
Обще |
38 |
39 |
43 |
47 |
51 |
56 |
60 |
64 |
68 |
72 |
Увлечения |
37 |
38 |
42 |
47 |
51 |
55 |
60 |
64 |
68 |
73 |
Нормы в стенах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Физическая активность |
30 |
31 |
36 |
41 |
45 |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
Таблица 1.21
Ориентировочные нормы для шкал жизненных ценностей (девушки 14-16 лет)
Нормы в стенах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Самораз |
34 |
35 |
37 |
40 |
42 |
44 |
47 |
49 |
51 |
54 |
Духовное |
35 |
36 |
38 |
4142 |
43 |
45 |
48 |
50 |
52 |
55 |
Креатив |
26 |
27 |
30 |
33 |
36 |
39 |
42 |
45 |
48 |
51 |
Активные |
35 |
36 |
38 |
40 |
43 |
45 |
47 |
49 |
51 |
53 |
Соб |
25 |
26 |
29 |
32 |
35 |
39 |
42 |
45 |
48 |
52 |
Достиже |
34 |
35 |
38 |
40 |
42 |
45 |
47 |
50 |
52 |
54 |
Высокое |
31 |
32 |
35 |
38 |
42 |
45 |
48 |
51 |
55 |
58 |
Сохранение собственной индивидуальности |
30 |
31 |
34 |
37 |
40 |
43 |
46 |
49 |
52 |
55 |
Таблица 1.22
Ориентировочные нормы для шкал жизненных сфер (девушки 14-16 лет)
Нормы в стенах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Професси |
48 |
49 |
52 |
56 |
59 |
62 |
65 |
69 |
72 |
75 |
Обучение и образование |
51 |
52 |
55 |
58 |
62 |
65 |
68 |
72 |
75 |
78 |
Семейная |
40 |
41 |
44 |
48 |
51 |
54 |
57 |
60 |
64 |
67 |
Обще |
41 |
42 |
45 |
49 |
52 |
56 |
59 |
62 |
66 |
69 |
Увлечения |
40 |
41 |
45 |
48 |
52 |
55 |
59 |
62 |
66 |
69 |
Физическая активность |
30 |
31 |
36 |
41 |
46 |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
Таблица 1.23
Ключ к морфологическому тесту жизненных ценностей (форма А)
Жизненные |
про- |
обра |
се |
общест. |
ув- |
физич |
Шкала |
Развитие себя |
1 |
15 |
27 |
37 |
45 |
51 |
+7 |
Духовное |
8 |
2 |
16 |
28 |
38 |
46 |
|
Креативность |
21 |
9 |
3 |
17 |
29 |
39 |
|
Социальные |
32 |
22 |
10 |
4 |
18 |
30 |
|
Собственный |
41 |
33 |
23 |
11 |
5 |
19 |
|
Достижения |
48 |
42 |
34 |
24 |
12 |
6 |
|
Материальное |
53 |
49 |
43 |
35 |
25 |
13 |
|
Сохранение |
56 |
54 |
50 |
44 |
36 |
26 |
Предложенные ценности относятся к двум разнонаправленным группам: духовно-нравственные ценности и эгоистически-престижные (прагматические). Это концептуально важно для определения направленности деятельности личности или группы. К ценностям первой группы относятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность. Соответственно, к ценностям второй группы ценностей относятся: престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности. Они в свою очередь отражают эгоистически-престижную направленность личности.
При всех низких значениях - направленность личности неопределенная, без выраженного предпочитаемого целеполагания. При всех высоких баллах - направленность личности противоречивая, внутриконфликтная. При высоких баллах ценностей первой группы направленность личности является гуманистической, второй группы - прагматической.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |