На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методы изучения и коррекции ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив личности - Техники коррекции ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив личности
Методы изучения и коррекции ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив личности - Техники коррекции ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив личности
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Индекс материала
Методы изучения и коррекции ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив личности
Морфологический тест жизненных ценностей
Инструкция и вопросы теста
Техники коррекции ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив личности
Все страницы

 

1.2. Техники коррекции ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив личности


Упражнение «Ценности»


Цель: реконструкция системы ценностных ориентаций.
Инструкция: предлагается подумать о том, что для человека наиболее важно достичь в будущем, составить список, включающий 10-15 ценностей. Охарактеризовать каждую ценность по следующим показателям:
1) важности, 2) доступности ее реализации в будущем по шкале от 1 до 10 (1 - невозможно реализовать ценность, 10 - ценность может быть полностью реализована). Сопоставить результаты «важность», «доступность» ценности. Оценить меру расхождения важности и доступности ценностей.
Данное упражнение возможно проводить и по результатам проведения методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой.
В процессе ознакомления с результатами проведения оценки ценностей по 10-балльной шкале или методики «Уровень соотношения ценности - доступности» (УСЦД) можно встретиться с двумя типами реакций у клиентов. Одни клиенты узнают в результатах самих себя, как бы подтверждая «образ самого себя» уже другими, научными данными. Другая группа клиентов не соглашается с результатами сразу, так как очень многие внутренние конфликты и внутренние вакуумы этих клиентов находились на бессознательном уровне, в состоянии вытеснения. При этом им сообщают, что это только объективные факты, но в силу своей проблематичности в жизни клиенты могут их и не осознавать, но совсем «забыть» связанные с этими фактами жизненные обстоятельства также невозможно. Они будут часто напоминать о себе в силу их острой проблематичности.
Тактика психологической беседы с клиентом может строиться таким образом, чтобы предоставить ему возможность рефлексивного сокращения разрыва между «Ценностью» и «Доступностью» в плане его неразрешенных проблем. Теоретически здесь предполагается сближение смыслообразующего мотива, выходящего на определенную жизненную ценность, с представлением о путях его реализации. Особое внимание при этом должно уделяться усилению и расширению функций всех механизмов целеполагания, прямо или косвенно связанных с ценностно-ориентированным смыслообразующим мотивом, что в терминах методики может быть охарактеризовано как «подъем доступности». Беседа с клиентом должна проходить, как правило, в предложенном К. Роджерсом диалогическом стиле «активного вслушивания в клиента». Важный элемент беседы - установление достаточного эмпатического контакта и диалогической формы общения. В рамках диалога можно затронуть наиболее актуальные для клиента проблемы, которые находятся в «глубине разрыва» между «Ценностью» и «Доступностью» в случае более высокого показателя «Ценности» в определенной жизненной сфере. По своей сути «Ценность» и «Доступность» являются содержательными, аффективно заряженными компонентами этого «разрыва», перешедшими в процессе их отрефлексирования в конкретные переживания.
Такое направление диалога «по разрывам» обеспечивает непосредственный выход на внутренние конфликты, лежащие в основе длительного ощущения неудовлетворенности, напряжения, скованности. Самораскрытие клиента в беседе обеспечивается благодаря, во-первых, появлению возможности «психологического манипулирования проблемой», ее дополнительного осмысления (снятия прессинга со стороны смыслообразующего мотива), во-вторых, «акцентированию» возможностей компенсаторного фонда клиента, или «фонда доступности», который он до сих пор отвергал. Специфика проводимых с клиентами бесед каждый раз зависит от конкретной ситуации, индивидуальности клиентов, которые не поддаются алгоритмизации. Если все же попытаться структурировать беседу с клиентом на основе результатов ранжирования ценностей, то условно можно выделить три содержательных аспекта ее проведения:
1) попытка пересмотреть отношение к «Доступности» в случаях, когда «Ценность» резко превышает «Доступность». Предусмотреть возможность сокращения «разрыва» за счет подъема уровня «Доступности», достигаемого благодаря актуализации всех резервных, неиспользованных возможностей решения проблемы. Прицельно важно остановиться на специфике переживаний клиента относительно того, что представляет собой «заблокировавшая» смыслообразующий мотив «недоступность», чем она является для него в экзистенциальном плане рассмотрения его проблем, а именно - в контексте внутренней логики и рефлексии всей его жизни;
2) попытка нейтрализовать субъективную, болезненную «остроту» недоступной ценности. Иными словами, переключить по возможности фокус внимания на временную перспективу решения жизненно важных проблем, на относительность и преходящий характер того, что внутренне принято считать недостижимым идеалом. Если анализировать диалог «психолог - клиент», содержательно проходящий в этом направлении, то со стороны может показаться, что психолог как бы сознательно стремится «принизить» для клиента значимость недоступной ценности. На самом деле в этом случае речь должна идти не о дезактуализации ценности как таковой (то есть не о снятии смыслообразующего мотива), а скорее об изменении ее эмоциальной переработки, снятии аффективных компонентов в переживании благодаря допустимой мобилизации других смыслообразующих мотивов, а также путем изменения способов переживания в отношении имеющихся идеальных объектов;
3) ведение беседы может включать в себя последовательное сочетание первого и второго аспектов;
4) конечный выбор тактики диалога с клиентом возможен лишь в ходе самой беседы на этапе, когда уже четко вырисовывается специфика конкретного случая.


Упражнение «Звездный час»


Цель: расширение горизонтов осознания смысла жизни.
Инструкция: участники разбиваются на пять подгрупп по 3-4 человека. Каждая подгруппа по жребию выбирает карточку, на которой указан определенный социальный или профессиональный стереотип, и сохраняет его в тайне от других участников (например, «учитель», «продавец», «бомж», «олигарх», «домохозяйка»). Необходимо выделить пять характеристик - показателей смысла жизни людей, представителей определенного стереотипа (ради чего они живут, что для них самое главное в жизни). Затем пять событий, обстоятельств, которые их радуют, и пять, которые огорчают.
Следует придумать типичную ситуацию из жизни стереотипа и разыграть ее. Подгруппы по порядку показывают сценку, участники отгадывают, о каком стереотипе идет речь. Затем представитель от подгруппы знакомит участников с тем, что могло бы огорчить и обрадовать человека, являющегося представителем данного стереотипа, и с тем, в чем состоит смысл его жизни. В конце игры предлагается озвучить принимаемые и отвергаемые участниками группы смыслы. В чем каждый видит смысл своей жизни?


Упражнение «Эпитафия»


Цель: осмысление жизненных событий как критериев ценности жизни.
Инструкция: предлагается сконструировать жизненный путь вымышленного человека, который прожил жизнь. Каждому участнику нужно назвать важное событие из его жизни. События могут не только касаться фактов биографии, но и отражать события внутренней жизни (переживания, размышления и т.д.). В конце игры каждый попробует оценить, насколько удалась жизнь вымышленного героя, насколько она оказалась интересной и значительной.
Можно внести в жизнь этого вымышленного человека события, которые бы повысили ценность его жизни (снизили ценность).
Источник: Методы изучения и коррекции жизненных перспектив М 545 личности : учебное пособие / И.А. Ральникова, О.С. Гурова, С.С. Даренских, Е.А. Ипполитова, Г.Ф. Кроян, под общ. ред. О.С. Гуровой ; Министерство науки и высшего образования РФ, Алтайский государственный университет. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2020. - 185 с.

Продолжение Методы изучения и коррекции ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив личности



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.