Опросник «Утомление - Монотония - Пресыщение - Стресс»
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Опросник «Утомление - монотония - пресыщение - стресс» представляет собой адаптированную А. Б. Леоновой версию немецкого опросника BMS II. Опросник предназначен для оценки выраженности вышеперечисленных компонентов актуального функционального состояния. Он состоит из сорока утверждений, которые необходимо оценить по 4-балльной шкале: «почти никогда» - 1 балл, «часто» - 2 балла, «иногда» - 3 балла, «почти всегда» - 4 балла. Обработка заключается в расчете коэффициентов утомления, монотонии, пресыщения и стресса в соответствии с ключами, а также в построении профиля из 4-х оценок текущего состояния. Если значение коэффициента менее 18 баллов - то исследуемый компонент не выражен, от 18 до 29 баллов - выражен, более 30 баллов - сильная степень выраженности.

Опросник «Утомление - монотония пресыщение - стресс» предназначен для индивидуального или группового использования. Состояния, исследуемые с помощью опросника «УМПС», определяются как:
Утомление - функциональное состояние организма, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении показателей деятельности и прекращающееся после отдыха.
Монотония - функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе. Характеризуется снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий, появлением ощущений скуки и потерей интереса к работе. Продуктивность деятельности может лишь на некоторое время восстановиться за счет включения особых волевых усилий. В ответ на монотонные условия работы могут развиваться и явления психического пресыщения.
Психическое пресыщение - психическое состояние, вызванное однообразной, лишенной смысла деятельностью. Признаком наступления пресыщения выступает потеря интереса к работе и неосознанное стремление к варьированию способов исполнения. Раннее наступление психического пресыщения может рассматриваться в качестве симптома психического заболевания и невроза.
Стресс - это функциональное состояние организма, возникающее в результате отрицательного внешнего воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов.

Ключи для обработки методики:

Кут = (Сумма (9, 11, 12, 21,32) - Сумма (2, 10, 14, 27, 28)) + 25, Км = (Сумма (5, 6, 16, 23, 24, 33, 35) - Сумма (3, 25, 30)) + 15, Кпрес = (Сумма (4, 15, 19, 36, 39) - Сумма (1, 17, 20, 26)) + 20, Кстр = (Сумма (7, 18, 22, 31, 34, 37, 40) - Сумма (8, 29, 38)) + 15,
где Кут - коэффициент утомления, Км - монотонии, Кпрес - пресыщения, Кстр - стресса.
Инструкция: Вам предлагается ряд высказываний,
характеризующих чувства и ощущения, которые могут возникнуть у Вас во время работы (учебы). Прочитайте, пожалуйста, внимательно каждое из них и оцените, насколько оно соответствует Вашим переживаниям во время рабочего (учебного) дня. Для оценки используйте 4-балльную шкалу: 1 - почти никогда, 2 - иногда, 3 - часто, 4 - почти всегда

Текст опросника


1. Работа доставляет мне удовольствие
2. Я с легкостью могу полностью сконцентрироваться на работе
3. Работа не кажется мне тупой или слишком однообразной
4. Я работаю почти с отвращением
5. Я чувствую себя неповоротливым и сонным
6. Хотелось бы, чтобы в моей работе было побольше разнообразных заданий
7. У меня возникает чувство неуверенности при выполнении работы
8. На возникающие помехи и неполадки в работе я реагирую спокойно и собранно
9. Чтобы справляться с выполнением рабочих заданий, мне приходится затрачивать гораздо больше усилий, чем обычно
10. Моя работа «идет» без особого напряжения
11. Я теряю общий контроль над рабочей ситуацией
12. Я чувствую себя утомленным
13. Я продолжаю работать и дальше, но без всякого интереса
14. Все, что происходит на моем рабочем месте, я могу контролировать без всякого напряжения
15. Я пытаюсь изменить деятельность или отвлечься, чтобы преодолеть чувство усталости
16. Я нахожу свою работу достаточно приятной и интересной
17. Бывает, что в некоторых рабочих ситуациях я испытываю страх
18. На работе я вялый и безрадостный
19. Работа не очень тяготит меня
20. Мне приходится заставлять себя работать
21. Мне приходится мгновенно собираться и принимать решения, чтобы предотвратить возможные неполадки и сбои в работе
22. Во время работы мне хочется встать, не много подвигаться и размяться
23. Я на грани того, чтобы заснуть прямо за работой
24. Моя работа полна разнообразных заданий
25. Я охотно выполняю свою работу
26. Мне кажется, что я могу легко справиться с любыми поставленными передо мной рабочими задачами
27. Я собран и полностью включен в выполнение любого ставящегося передо мной рабочего задания
28. Я могу без труда принять все необходимые меры для преодоления сложных ситуаций
29. Время за работой пролетает незаметно
30. Я уже привык к тому, что в моей работе в любой момент может случиться что-либо непредвиденное
31. Я реагирую на происходящее недостаточно быстро
32. Я ловлю себя на ощущении, что время как бы остановилось
33. Мне становится не по себе при любом незначительном сбое или помехе в работе
34. Моя работа слишком однообразна, и я был бы рад любому изменению в течении рабочего дня
35. Я сыт по горло этой работой
36. Я чувствую себя измученным и совершенно разбитым
37. Мне не трудно самостоятельно принять любое решение, касающееся выполнения моей работы
38. В последнее время работа не приносит мне и половину обычного удовольствия
39. Я чувствую нервозность и повышенную раздражительность

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.