12.1 Содержание темы
Понятие, функции (регулятивная, адаптационная, интегративная). Классификация психических состояний человека: волевые состояния; аффективные состояния (неудовольствие-удовольствие); состояния сознания (сонактивация). Управления эмоциональными состояниями: способность контролировать выражение своих эмоций; способность вызывать нужные эмоции; способность устранять нежелательные эмоции. Психологическая защита: уход, идентификация, проекция, смещение, отрицание, вытеснение, регрессия, реактивное образование.
12.2 Вопросы для обсуждения
1 Что такое психическое состояние? 2 Классификации психических состояний. 3 Функции психических состояний. 4 Психическое состояние как психологическая категория в: - феноменологическом, - функциональном, - онтологическом, - системном подходе. 5 Какие эмоциональные состояния вы знаете? 6 Теория фундаментальных эмоций К. Изарда. 7 Понятие функционального состояния. 8 Виды функциональных состояний: по влиянию на общий уровень здоровья, по степени напряжения физиологических и психологических ресурсов, по адекватности реакции. 9 Состояние активации и уровни бодрствования. 10 Работоспособность: понятие, стадии работоспособности, показатели работоспособности, методы поддержания работоспособности. 11 Психологическая характеристика утомления. Переутомление. Синдром хронической усталости. 12 Сатурация и монотония: общая характеристика, проявления. 13 Теории стресса. 14 Классификации и виды стресса. 15 Психическая напряженность: понятие, виды, подходы и модели, критерии психической напряженности. 16 Общая характеристика фрустрации: понятие, механизм и причины возникновения. 17 Фрустрация и фрустраторы: виды, реакция на фрустраторы, факторы, влияющие на поведение в состоянии фрустрации. 18 Депривация: понятие, теории депривации. 19 Измененные состояния сознания как необычный феномен психики: понятие, факторы, вызывающие измененные состояния сознания, континуумы измененных состояний сознания, представления о наиболее распространенных и изученных измененных состояниях сознания, их место и роль. 20 Трансовые состояния сознания: понятие, признаки, глубина, функции. 21 Гипноз: понятие, теории, гипноз и внушение, гипноз и установка, гипноз и транс, виды гипноза. 22 Экстаз, медитация и другие измененные состояния сознания.
12.3 Задания для самостоятельной работы
1 Составьте словарь основных понятий темы и схематично отобразите отношения между ними. Понятия: эйфория, душевный подъем, отчуждение, убежденность, бодрость, усталость, апатия, активность, пассивность, ретикулярная формация, модуляторные нейроны, лимбическая система, модулирующие системы. 2 Закончите предложения. Слабовыраженное, но достаточно устойчивое эмоциональное состояние, причина которого часто неясна, это Согласно теории Джеймса-Ланге, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения, происходящие в организме. 3 Сделайте описание утомления по В.А. Ганзену на основе таблицы 9.
Таблица 9 - Системное описание утомления по В.А. Ганзену
Структурные уровни
|
Субъективные характеристики
|
индивидуальные
|
особенные
|
общие
|
Социальнопсихологический: ....
|
|
|
|
Психологический: ....
|
|
|
|
Психофизиологический:
|
|
|
|
Физиологический: ...
|
|
|
|
|
Объективные характеристики
|
|
индивидуальные
|
особенные
|
общие
|
Социальнопсихологический: ....
|
|
|
|
Психологический: ....
|
|
|
|
Психофизиологический:
|
|
|
|
Физиологический: ...
|
|
|
|
4 Назовите конфликтные эмоциональные состояния. Охарактеризуйте физиологический аффект. Дайте сопоставительный анализ признаков физиологического и патологического аффекта, назовите отличие аффекта от стресса. (Ответ обосновать, проведя анализ приведенной ситуации.) С-ва проживала с семьей в городе 3. Ее муж систематически пьянствовал, устраивал скандалы, бил малолетнюю дочь, нарушал супружескую верность/неоднократно уходил из семьи. 26 марта С-в вернулся домой поздно ночью в нетрезвом состоянии, избив жену, оскорбил ее, дочь, тещу. Утром 27 марта С-в на работу не пошел, днем пьянствовал. Вернувшись, домой около 24 часов, стал бить жену ногами, подносил к ее лицу зажженные спички, отвертку: угрожал расправой, пригрозил выбросить в окно дочь и тещу. Предложил жене выйти в коридор, продолжая угрожать убийством. С-ва схватила на кухне чугунный пест и нанесла им мужу удар по голове. Когда потерпевший упал и лежа ударил ногой жену, последняя еще несколько раз ударила его по голове и убила. В судебном заседании С-ва виновной себя признала и показала, что убила мужа в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного его издевательствами над ней, дочерью и матерью в момент происшедшего. 5 О каком виде аффекта идет речь в этом примере? На судебно-психиатрическую экспертизу поступила женщина 34 лет. Обвиняется в убийстве мужа. Известно, что замужем была 14 лет, имеет 10летнюю дочь. Первые 2-3 года жили с мужем дружно. Затем муж пристрастился постепенно к алкоголю. В состоянии опьянения стал избивать жену и дочь, выгонял их неодетыми на мороз, оскорблял, приводил в дом пьяных женщин. Нередко испытуемая с дочерью уходили ночевать к знакомым. В день происшествия муж пришел домой пьяным. Оскорбил жену, затем бросил ей в лицо тарелку с едой, заявив, что пища «недосолена». Больная, которая в это время включала утюг, схватила его и нанесла мужу 12 ударов по голове, в результате чего он скончался. Сама вызвала скорую помощь и милицию, заявила об убийстве. В отделении настроение снижено, рассказывает о тяжелой жизни, о бесконечных оскорблениях со стороны мужа. Бреда и обманов чувств нет. Эмоциональные реакции адекватны ситуации. О правонарушении рассказывает так: «Меня охватило отчаяние, помню, что ударила его утюгом 2 или 3 раза, других ударов не помню, пришла в себя при виде крови... поняла, что, кажется, убила... сама вызвала скорую помощь и милицию...». 6 Соотнесите понятие «психическое состояние» с ее трактовкой: Психические состояния а) формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта; б) определённый уровень работоспособности и качества функционирования психики человека данный момент времени. 7 Прокомментируйте отрывки. Что вам известно о состоянии сна? Как мы уже увидели, научные теории сновидений не рассматривают проблемы толкования последних, ибо сновидение не является для них вообще душевным актом, а лишь соматическим процессом. Иначе обстоит дело почти всегда с воззрениями на сновидение у широкой публики. Последняя считает своим правом быть непоследовательной и, хотя и признает, что сновидение непонятно и абсурдно, однако не может решиться отрицать какое бы то ни было значение за сновидениями. Руководимая неясным предчувствием, она все же предполагает, что сновидение имеет определенный смысл, быть может, и скрытый, и заменяющий собою другой мыслительный процесс и что речь идет лишь о необходимости правильно раскрыть эту замену, чтобы понять скрытое значение сновидения. (Зигмунд Фрейд) Встречаются сообщения о еще более любопытном типе сна, который Ван Иден назвал люцидным. Подобные сны обладают необычным качеством: спящий будто «пробуждается» от обычного сна и внезапно ощущает себя в состоянии нормального бодрствующего сознания, при этом он знает, что лежит в постели и спит, но мир сна в котором он находится, совершенно реален. С какой конкретно фазой сна связать люцидный сон - неизвестно. Существуют редкие ссылки на способы обучения и достижения подобного типа сна - например, при помощи йоги сна. (Чарльз Тарт)
12.4 Темы рефератов
1 История развития учений и представлений о состояниях человека. 2 Место и роль психических состояний в системе психических явлений. 3 Измененные состояния сознания: психологический анализ. 4 Сновидения: природа, история толкования снов, теории сновидений. 5 Регуляция психических состояний. 12.5 Тестовые задания для проверки знаний 1 Чувства человека - это... а) эмоциональный фон ощущений; б) органическое самочувствие индивида; в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей; г) неопредмеченные эмоциональные состояния. 2 Состояние аффективной реакции сопровождается: а) ускорением мыслительных процессов; б) нарушением способности понимания сложных отношений между явлениями; в) чувствительностью к решению проблем; г) внешней активностью. 3 Особенностями этапа психической переадаптации являются: а) формирование новых функциональных систем в центральной нервной системе; б) рождение новых нестереотипных решений проблем; в) появление чувства уверенности; г) появления чувства сомнения. 4 По степени выраженности и стойкости состояния напряженности можно определить: а) длительность; б) недлительность; в) кратковременную; г) сложную диагностируемость. 5 Реакция на стрессовую ситуацию: а) изменяется психическое состояние, повышается нервно-психическое напряжение человека; б) мобилизирует все силы человека; в) активируется поисковая деятельность; г) появляется чувство бесконтрольного страха. 6 Состояние эмоциональной напряженности характеризуется: а) интенсивными эмоциональными переживаниями в ходе деятельности, оценочным, эмоциональным отношением человека к условиям ее протекания; б) слабыми эмоциональными переживаниями в ходе деятельности, безоценочным, эмоциональным отношением человека к условиям ее протекания; в) сверхболезненными эмоциональными переживаниями в ходе деятельности, оценочным, эмоциональным отношением человека к условиям ее протекания; г) скрытыми от окружающих эмоциональными переживаниями в ходе деятельности. 7 Шок представляет собой: а) тяжелую общую реакцию организма, развивающуюся в результате воздействия тяжелой механической или психической травмы; б) слабовыраженную общую реакцию организма, развивающуюся в результате воздействия тяжелой механической или психической травмы; в) обширный круг состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на экстремальные воздействия; г) индивидуальное явление, выражающееся в чувствах беспокойства, страха, в хаотичных движениях и непродуманных действиях; 8 Шоковые реакции: «Не может быть!» — могут длиться: а) от нескольких секунд до нескольких недель; б) несколько лет; в) несколько секунд; г) зависит от индивидуальных качеств человека. 9 Наиболее заметным проявлением состояния шока человека является: а) оцепенение; б) озарение; в) хаотичность движений; г) состояние прострации. 10 Ступор может длиться: а) от нескольких минут до нескольких часов; б) несколько секунд; в) не более суток; г) от суток до месяца. 10 Аффективно-шоковые реакции возникают при: а) внезапном потрясении, связанных с угрозой для жизни; б) неопределенности масштабов ЧС; в) возникшей панике; г) недостатке информации. 11 Аффективно-шоковые реакции: а) всегда непродолжительны; б) продолжительны; в) пролонгированы на всю жизнь; г) пролонгированы на длительный период. 12 Острые реакции на стресс характеризуются: а) быстро проходящими непсихотическими расстройствами любого характера; б) длительностью протекания; в) неопределенностью временных границ; г) повторяемостью реакций. 13 Острые стрессовые реакции возникают: а) на экстремальную физическую нагрузку и психогенную ситуацию; б) на недостаток информации о ЧС; в) на отсутствие психологических знаний; г) на отсутствие психологической помощи. 14 Острые реакции на стресс обычно исчезают: а) спустя несколько часов или дней; б) спустя месяц; в) спустя несколько месяцев; г) спустя год. 15 Адаптационные (приспособительные) реакции выражаются в: а) легких или преходящих непсихотических расстройствах; б) тяжелых психологических переживаниях; в) сложных психогенных нарушениях; г) длительных психогенных нарушениях. 16 Адаптационные (приспособительные) реакции по времени: а) длительны; б) кратковременны; в) пролонгированы на годы; г) пролонгированы на всю жизнь. 18 Циркулярная реакция - это: а) взаимное заражение, то есть передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами; б) любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде; в) форма поведения, изначально не подлежащее сознательному управлению; г) форма поведения, изначально подлежащее сознательному управлению. 19 Эмоциональная напряженность возникает под действием эмоциогенных факторов, вызывающих а) переживание неизвестности; б) тревоги,страха; в) боязни аварии, риска для жизни; г) болезни 20 Операционная напряженность возникает в условиях, предъявляющих повышенные требования к: а) умственным ресурсам человека; б) двигательному аппарату человека; в) тактильной чувствительности; г) моторным реакциям.
21 Эмоциональная устойчивость и работоспособность людей повышается, если они заранее изучили: а) особенности предстоящей деятельности; б) орудия и средства труда; в) последствия неправильных действий; г) возможности отказа от данной деятельности. 22 Незначительные по интенсивности и продолжительности воздействия оказывают, как правило: а) мобилизующее действие; б) отказ от деятельности; в) незначительное влияние; г) прерывают деятельность.
Источник: Козловская, Т.Н., Общая психология (сборник практических заданий): учебное пособие / Т.Н. Козловская, А.А. Кириенко, Е.В. Назаренко; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2017. - 343 с. |