Психические состояния
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

12.1 Содержание темы

Понятие, функции (регулятивная, адаптационная, интегративная).
Классификация психических состояний человека: волевые состояния;
аффективные состояния (неудовольствие-удовольствие); состояния сознания (сонактивация).
Управления эмоциональными состояниями: способность контролировать
выражение своих эмоций; способность вызывать нужные эмоции; способность устранять нежелательные эмоции.
Психологическая защита: уход, идентификация, проекция, смещение,
отрицание, вытеснение, регрессия, реактивное образование.

12.2 Вопросы для обсуждения

1 Что такое психическое состояние?
2 Классификации психических состояний.
3 Функции психических состояний.
4 Психическое состояние как психологическая категория в: -
феноменологическом, - функциональном, - онтологическом, - системном подходе.
5 Какие эмоциональные состояния вы знаете?
6 Теория фундаментальных эмоций К. Изарда.
7 Понятие функционального состояния.
8 Виды функциональных состояний: по влиянию на общий уровень здоровья, по степени напряжения физиологических и психологических ресурсов, по адекватности реакции.
9 Состояние активации и уровни бодрствования.
10 Работоспособность: понятие, стадии работоспособности, показатели
работоспособности, методы поддержания работоспособности.
11 Психологическая характеристика утомления. Переутомление. Синдром хронической усталости.
12 Сатурация и монотония: общая характеристика, проявления.
13 Теории стресса.
14 Классификации и виды стресса.
15 Психическая напряженность: понятие, виды, подходы и модели, критерии психической напряженности.
16 Общая характеристика фрустрации: понятие, механизм и причины возникновения.
17 Фрустрация и фрустраторы: виды, реакция на фрустраторы, факторы, влияющие на поведение в состоянии фрустрации.
18 Депривация: понятие, теории депривации.
19 Измененные состояния сознания как необычный феномен психики: понятие, факторы, вызывающие измененные состояния сознания, континуумы измененных состояний сознания, представления о наиболее распространенных и изученных измененных состояниях сознания, их место и роль.
20 Трансовые состояния сознания: понятие, признаки, глубина, функции.
21 Гипноз: понятие, теории, гипноз и внушение, гипноз и установка, гипноз и транс, виды гипноза.
22 Экстаз, медитация и другие измененные состояния сознания.

12.3 Задания для самостоятельной работы

1 Составьте словарь основных понятий темы и схематично отобразите отношения между ними. Понятия: эйфория, душевный подъем, отчуждение, убежденность, бодрость, усталость, апатия, активность, пассивность, ретикулярная формация, модуляторные нейроны, лимбическая система, модулирующие системы.
2 Закончите предложения.
Слабовыраженное, но достаточно устойчивое эмоциональное состояние, причина которого часто неясна, это
Согласно теории Джеймса-Ланге, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения, происходящие в
организме.
3 Сделайте описание утомления по В.А. Ганзену на основе таблицы 9.

Таблица 9 - Системное описание утомления по В.А. Ганзену

Структурные уровни

Субъективные характеристики

индивидуальные

особенные

общие

Социальнопсихологический: ....

 

 

 

Психологический: ....

 

 

 

Психофизиологический:

 

 

 

Физиологический: ...

 

 

 

 

Объективные характеристики

 

индивидуальные

особенные

общие

Социальнопсихологический: ....

 

 

 

Психологический: ....

 

 

 

Психофизиологический:

 

 

 

Физиологический: ...

 

 

 

4 Назовите конфликтные эмоциональные состояния. Охарактеризуйте физиологический аффект. Дайте сопоставительный анализ признаков физиологического и патологического аффекта, назовите отличие аффекта от стресса. (Ответ обосновать, проведя анализ приведенной ситуации.)
С-ва проживала с семьей в городе 3. Ее муж систематически пьянствовал, устраивал скандалы, бил малолетнюю дочь, нарушал супружескую верность/неоднократно уходил из семьи. 26 марта С-в вернулся домой поздно ночью в нетрезвом состоянии, избив жену, оскорбил ее, дочь, тещу. Утром 27 марта С-в на работу не пошел, днем пьянствовал. Вернувшись, домой около 24 часов, стал бить жену ногами, подносил к ее лицу зажженные спички, отвертку: угрожал расправой, пригрозил выбросить в окно дочь и тещу. Предложил жене выйти в коридор, продолжая угрожать убийством. С-ва схватила на кухне чугунный пест и нанесла им мужу удар по голове. Когда потерпевший упал и лежа ударил ногой жену, последняя еще несколько раз ударила его по голове и убила. В судебном заседании С-ва виновной себя признала и показала, что убила мужа в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного его издевательствами над ней, дочерью и матерью в момент происшедшего.
5 О каком виде аффекта идет речь в этом примере?
На судебно-психиатрическую экспертизу поступила женщина 34 лет. Обвиняется в убийстве мужа. Известно, что замужем была 14 лет, имеет 10летнюю дочь. Первые 2-3 года жили с мужем дружно. Затем муж пристрастился постепенно к алкоголю. В состоянии опьянения стал избивать жену и дочь, выгонял их неодетыми на мороз, оскорблял, приводил в дом пьяных женщин. Нередко испытуемая с дочерью уходили ночевать к знакомым. В день происшествия муж пришел домой пьяным. Оскорбил жену, затем бросил ей в лицо тарелку с едой, заявив, что пища «недосолена». Больная, которая в это время включала утюг, схватила его и нанесла мужу 12 ударов по голове, в результате чего он скончался. Сама вызвала скорую помощь и милицию, заявила об убийстве. В отделении настроение снижено, рассказывает о тяжелой жизни, о бесконечных оскорблениях со стороны мужа. Бреда и обманов чувств нет. Эмоциональные реакции адекватны ситуации. О правонарушении рассказывает так: «Меня охватило отчаяние, помню, что ударила его утюгом 2 или 3 раза, других ударов не помню, пришла в себя при виде крови... поняла, что, кажется, убила... сама вызвала скорую помощь и милицию...».
6 Соотнесите понятие «психическое состояние» с ее трактовкой:
Психические состояния а) формирующиеся в процессе приобретения
человеком жизненного и профессионального опыта;
б) определённый уровень работоспособности и качества функционирования психики человека данный момент времени.
7 Прокомментируйте отрывки. Что вам известно о состоянии сна?
Как мы уже увидели, научные теории сновидений не рассматривают проблемы толкования последних, ибо сновидение не является для них вообще душевным актом, а лишь соматическим процессом. Иначе обстоит дело почти всегда с воззрениями на сновидение у широкой публики. Последняя считает своим правом быть непоследовательной и, хотя и признает, что сновидение непонятно и абсурдно, однако не может решиться отрицать какое бы то ни было значение за сновидениями. Руководимая неясным предчувствием, она все же предполагает, что сновидение имеет определенный смысл, быть может, и скрытый, и заменяющий собою другой мыслительный процесс и что речь идет лишь о необходимости правильно раскрыть эту замену, чтобы понять скрытое значение сновидения. (Зигмунд Фрейд)
Встречаются сообщения о еще более любопытном типе сна, который Ван Иден назвал люцидным. Подобные сны обладают необычным качеством: спящий будто «пробуждается» от обычного сна и внезапно ощущает себя в состоянии нормального бодрствующего сознания, при этом он знает, что лежит в постели и спит, но мир сна в котором он находится, совершенно реален. С какой конкретно фазой сна связать люцидный сон - неизвестно. Существуют редкие ссылки на способы обучения и достижения подобного типа сна - например, при помощи йоги сна. (Чарльз Тарт)

12.4 Темы рефератов

1 История развития учений и представлений о состояниях человека.
2 Место и роль психических состояний в системе психических явлений.
3 Измененные состояния сознания: психологический анализ.
4 Сновидения: природа, история толкования снов, теории сновидений.
5 Регуляция психических состояний.
12.5 Тестовые задания для проверки знаний
1 Чувства человека - это...
а) эмоциональный фон ощущений;
б) органическое самочувствие индивида;
в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей;
г) неопредмеченные эмоциональные состояния.
2 Состояние аффективной реакции сопровождается:
а) ускорением мыслительных процессов;
б) нарушением способности понимания сложных отношений между явлениями;
в) чувствительностью к решению проблем;
г) внешней активностью.
3 Особенностями этапа психической переадаптации являются:
а) формирование новых функциональных систем в центральной нервной системе;
б) рождение новых нестереотипных решений проблем;
в) появление чувства уверенности;
г) появления чувства сомнения.
4 По степени выраженности и стойкости состояния напряженности можно определить:
а) длительность;
б) недлительность;
в) кратковременную;
г) сложную диагностируемость.
5 Реакция на стрессовую ситуацию:
а) изменяется психическое состояние, повышается нервно-психическое напряжение человека;
б) мобилизирует все силы человека;
в) активируется поисковая деятельность;
г) появляется чувство бесконтрольного страха.
6 Состояние эмоциональной напряженности характеризуется:
а) интенсивными эмоциональными переживаниями в ходе деятельности, оценочным, эмоциональным отношением человека к условиям ее протекания;
б) слабыми эмоциональными переживаниями в ходе деятельности, безоценочным, эмоциональным отношением человека к условиям ее протекания;
в) сверхболезненными эмоциональными переживаниями в ходе деятельности, оценочным, эмоциональным отношением человека к условиям ее протекания;
г) скрытыми от окружающих эмоциональными переживаниями в ходе деятельности.
7 Шок представляет собой:
а) тяжелую общую реакцию организма, развивающуюся в результате воздействия тяжелой механической или психической травмы;
б) слабовыраженную общую реакцию организма, развивающуюся в результате воздействия тяжелой механической или психической травмы;
в) обширный круг состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на экстремальные воздействия;
г) индивидуальное явление, выражающееся в чувствах беспокойства, страха, в хаотичных движениях и непродуманных действиях;
8 Шоковые реакции: «Не может быть!» — могут длиться:
а) от нескольких секунд до нескольких недель;
б) несколько лет;
в) несколько секунд;
г) зависит от индивидуальных качеств человека.
9 Наиболее заметным проявлением состояния шока человека является:
а) оцепенение;
б) озарение;
в) хаотичность движений;
г) состояние прострации.
10 Ступор может длиться:
а) от нескольких минут до нескольких часов;
б) несколько секунд;
в) не более суток;
г) от суток до месяца.
10 Аффективно-шоковые реакции возникают при:
а) внезапном потрясении, связанных с угрозой для жизни;
б) неопределенности масштабов ЧС;
в) возникшей панике;
г) недостатке информации.
11 Аффективно-шоковые реакции:
а) всегда непродолжительны;
б) продолжительны;
в) пролонгированы на всю жизнь;
г) пролонгированы на длительный период.
12 Острые реакции на стресс характеризуются:
а) быстро проходящими непсихотическими расстройствами любого характера;
б) длительностью протекания;
в) неопределенностью временных границ;
г) повторяемостью реакций.
13 Острые стрессовые реакции возникают:
а) на экстремальную физическую нагрузку и психогенную ситуацию;
б) на недостаток информации о ЧС;
в) на отсутствие психологических знаний;
г) на отсутствие психологической помощи.
14 Острые реакции на стресс обычно исчезают:
а) спустя несколько часов или дней;
б) спустя месяц;
в) спустя несколько месяцев;
г) спустя год.
15 Адаптационные (приспособительные) реакции выражаются в:
а) легких или преходящих непсихотических расстройствах;
б) тяжелых психологических переживаниях;
в) сложных психогенных нарушениях;
г) длительных психогенных нарушениях.
16 Адаптационные (приспособительные) реакции по времени:
а) длительны;
б) кратковременны;
в) пролонгированы на годы;
г) пролонгированы на всю жизнь.
18 Циркулярная реакция - это:
а) взаимное заражение, то есть передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами;
б) любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде;
в) форма поведения, изначально не подлежащее сознательному управлению;
г) форма поведения, изначально подлежащее сознательному управлению.
19 Эмоциональная напряженность возникает под действием эмоциогенных факторов, вызывающих
а) переживание неизвестности;
б) тревоги,страха;
в) боязни аварии, риска для жизни;
г) болезни
20 Операционная напряженность возникает в условиях, предъявляющих повышенные требования к:
а) умственным ресурсам человека;
б) двигательному аппарату человека;
в) тактильной чувствительности;
г) моторным реакциям.

21 Эмоциональная устойчивость и работоспособность людей повышается, если они заранее изучили:
а) особенности предстоящей деятельности;
б) орудия и средства труда;
в) последствия неправильных действий;
г) возможности отказа от данной деятельности.
22 Незначительные по интенсивности и продолжительности воздействия оказывают, как правило:
а) мобилизующее действие;
б) отказ от деятельности;
в) незначительное влияние;
г) прерывают деятельность.

Источник: Козловская, Т.Н., Общая психология (сборник практических заданий): учебное пособие / Т.Н. Козловская, А.А. Кириенко, Е.В. Назаренко; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2017. - 343 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.