На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Естественнонаучные основы психической деятельности. Мозг и психика
Естественнонаучные основы психической деятельности. Мозг и психика
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Основные термины: рефлекторная «дуга», рефлекторное «кольцо», рефлекс, высшая нервная деятельность, акцептор действия, материальный субстрат психики, принцип динамической локализации, саморегуляция психической деятельности, функциональная асимметрия головного мозга.

Задачи для обучающихся:

1. Систематизируйте теоретические сведения о психике с позиции психофизики.
2. Сформируйте общее представление о взаимосвязи нервной системы и психики.
3. Определите, каким образом могут быть использованы теоретические сведения о взаимосвязи мозга и психики в практической работе юриста и / или сотрудников УИС?

Рекомендованная литература для изучения:

Базовые учебники:
1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.,
2010. – 432с.
Основная литература:
2. Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.
Дополнительная литература:
4. Гиппенрейтер. Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2001.
5. Введение в психологию / Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.
6. Дубровский. Д.И. Психологические явления и мозг. – М., 1971.
7. Греченко Т.Н. Психофизиология. – М., 1999.
8. Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. – Ульяновск, 1981.
9. Дерябин. В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность. – Ленинград, 1980.

Контрольные вопросы по изученной теме:

1. Что такое «психика»?
2. Каковы элементы, свойства и функции психики?
3. Какова структура психики с точки зрения осознаваемости психических явлений?
4. Что такое «сознание» и его эмпирические характеристики?
5. Дайте краткую характеристику эволюции знаний о рефлекторной природе психических явлений (Р. Декарт, И.М. Сеченов, И.П. Павлов).
6. Раскройте суть соотношения нервной системы и психики.
7. Что такое «динамическая системность и целостность в работе мозга»?
8. Раскройте суть работы А.Р. Лурия об изучении материального субстрата психики.
9. Каковы основные функциональные блоки мозга и их роль в управлении поведением?
10. В чём суть функциональной асимметрии больших полушарий мозга? Каковы функции левого и правого полушарий в осуществлении психики?
11. Раскройте суть деятельности человека как особого вида его активности.


Практические задания по изученному тематическому разделу
Задание № 1. Заполните таблицу по содержанию изучаемой темы (табл. 8).

Работа блоков головного мозга

Таблица 8

Условное наименование функционального блока Локализация функционального блока Функциональные особенности блока Проявление нарушений функционирования блока

Задание № 2. Составьте письменное реферирование (см. раздел рекомендаций по работе с источниками информации) тех отрывков учебной литературы, в которых раскрывается материал о взаимосвязи психики и работы мозга
Задание № 3. Проведите самообследование на предмет определения у вас особенностей функционирования больших полушарий головного мозга (см. приложение 1, тест «Кто вы: художник или мыслитель?12»). Согласны ли вы с результатами теста? Обоснуйте свой ответ.
Источник: Игумнова О.В. Основы психологии и педагогики : практикум. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. – 95 с

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.