На главную Психология для всех Психосоматика Психофизиология стресса и стрессовых состояний
Психофизиология стресса и стрессовых состояний
Психология для всех - Психосоматика

1.1. Теория стресса Г. Селье

Широко распространённое мнение о том, что положительные эмоции всегда благоприятствуют процессу труда, а отрицательные мешают ему, не всегда правильно. Эмоции - это очень сложное физиологическое и психологическое явление, и их влияние на человека не поддаётся такой однозначной оценке.
В любой деятельности высокий эмоциональный подъём мешает работе: затрудняется процесс мышления, рассеивается внимание, понижается точность моторных действий. В то же время отрицательные эмоции (экстремальное состояние), напротив, могут способствовать активизации энергетических процессов, мобилизации организма на решение важных задач.

Влияние эмоций на процесс труда и результаты деятельности трактуются в психологии и профессиональной психофизиологии с точки зрения теории стресса.

Стресс - эмоциональное состояние, вызванное трудностями и опасностями значимой для человека задачи.
Это состояние напряжения, которое наступает в ответ на воздействие различных факторов внешней и внутренней среды - охлаждение, голодание, физической и психической нагрузки. Термин «стресс» был введён канадским учёным Г. Селье и получил международное распространение.
Г. Селье обнаружил, что организм отвечает на физическое повреждение определённым комплексом реакций: если повреждения сильны - организм пытается с ними бороться, переходя на более высокий энергетический уровень; если повреждения не значительны, то организм приспосабливается к ним. Позднее психологи установили, что и на психические воздействия организм вырабатывает в ответ подобные реакции. Эти стрессовые реакции имеют три стадии:
1) тревога от столкновения с негативным фактором;
2) приспособление к нему (резистенция), если воздействие не очень сильное;
3) истощение организма, если воздействие слишком сильное или продолжительное.
Таким образом, протекание стрессовых реакций зависит от интенсивности негативных воздействий и от их продолжительности. На первой стадии включаются приспособительные механизмы, которые обеспечивают мобилизацию всех энергетических ресурсов человека, переход на более высокий энергетический уровень, при этом используются «глубинные» запасы организма. В физиологическом плане в организме человека происходят изменения, которые помогают ему справиться с возросшими физическими и психическими нагрузками (поднимается артериальное давление, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется химический состав крови, учащается дыхание, повышается уровень гормонов стресса - адреналина и норадреналина). В данном случае стресс является полезной реакцией организма. Если негативное воздействие слишком сильное и продолжается длительное время, это приводит к истощению организма. Стресс - это защитная реакция организма и механизм, способствующий успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

1.2. Понятие аустресса и дистресса

Стрессовая реакция организма на воздействие внешних факторов подразделяется на две стадии: аустресс и дистресс.
Аустресс - это мобилизация ресурсов организма человека и его противодействие негативным реакциям путём использования адаптационных резервов. На этой стадии стресса активация нервной системы не превышает критического уровня. Аустресс называют полезной стадией стресса.
Дистресс - стадия, на которой происходит гипермобилизация организма, активация нервной системы значительно превышает критический уровень. Дистресс называют опасной стадией стресса. Физиологические исследования показали, что человек должен работать с затратой 40-60 % своих возможностей (энергетических ресурсов организма). Этого вполне достаточно, чтобы успешно решать текущие задачи. В экстремальных ситуациях человек может использовать до 80 % всех энергетических и физиологических возможностей организма. Такая высокая степень мобилизации, которую в физиологии обозначают термином гипермобилизация, не может продолжаться долго. Организму рано или поздно понадобится время на восстановление сил и энергии. Оставшиеся 20 % - это неприкосновенный резерв организма, который можно использовать только в ситуациях угрозы для жизни. На стадии дистресса особенно страдает ориентация человека: он перестаёт контролировать процесс труда. В таком состоянии человек кажется мечущимся, работающим «через силу», не видящим ничего из того, что происходит вокруг. Уменьшается точность движений человека, он начинает совершать ошибки, и, как следствие, возникает аварийная ситуация.
Реакция на стрессовые ситуации у разных людей не одинаковая: люди с сильной нервной системой в стрессовой ситуации только улучшают результаты своей деятельности, и они не склонны к дистрессу. Люди со слабой нервной системой легко впадают в дистресс. Возникновению дистресса способствует также чрезмерная настороженность, торопливость, вспыльчивость и даже плохой характер человека, из-за которого он часто попадает в конфликтные ситуации (т. е. личностные и социальные качества человека).
При изучении проблемы влияния эмоций на профессиональную деятельность необходимо различать эти два вида стресса. Современный человек должен быть готов к стрессовым ситуациям, не нужно избегать стресса, необходимо научиться жить и справляться со стрессом, не допускать его перехода к стадии дистресса. Эмоциональное состояние человека и связанная с ним активация нервной системы зависят от степени устремления человека решать трудные ситуации.
При столкновении со стрессовой ситуацией человек может испытывать два состояния: тревожное ожидание и страх.
Тревожное ожидание возникает в ситуации неопределённости, когда человек не уверен, что нежелательные для него последствия непременно наступят. Психологи считают, что тревожное ожидание является субъективным аспектом стрессовых реакций, которые возникают в качестве ответа на опасность. Такая реакция на опасность необходима для предотвращения аварий и несчастных случаев, так как она побуждает работающего человека к осторожности. Тревожное ожидание, если оно адекватно опасности, целесообразное и полезное состояние в трудовой деятельности, оно мобилизует внутренние резервы человеческого организма и поддерживает постоянную готовность к нежелательным ситуациям. Тревожное ожидание - это полезная стадия стресса, аустресс. Но эта же тревога может перерасти в настоящую проблему боязни любой экстремальной деятельности, что нередко происходит, например, у лётчиков. Кроме того, у людей, подверженных непрерывным стрессовым ситуациям во время работы, часто возникают невротические и психосоматические заболевания (язва желудка, сердечно-сосудистые заболевания), и это может стать причиной их профессиональной непригодности.
Тревожное ожидание связано с возможностью человека создавать в своём воображении различные модели. Речь идёт о «внутреннем проигрывании» различных ситуаций в будущем и своей линии поведения в надвигающихся событиях. Такое «проигрывание» ситуаций - необходимое условие решения задач, возникающих перед оператором. Именно при «проигрывании» возможных неблагоприятных исходов в тех или иных событиях у человека возникает состояние тревожного ожидания, сопровождающееся существенными вегетативными изменениями в организме. Для некоторых людей, писал И. П. Павлов, «ожидание неприятностей бывает сильней самих неприятностей». Но, как правило, для людей с сильной нервной системой и уравновешенным темпераментом это тревожное ожидание в работе постепенно сглаживается, а затем и полностью исчезает. Невроз ожидания, по мнению многих психологов, возникает только в тех случаях, когда проигранная модель с неблагоприятным исходом становится навязчивой. Для профилактики развития неврозов ожидания необходимо в процессе профессионального обучения создавать доверие к технике, воспитывать уверенность в том, что если возникнут те или иные экстремальные и непредвиденные ситуации, то с ними можно справиться.
Другое состояние, которое может возникнуть в экстремальной ситуации, - страх. Страх - это реакция человека на опасность, которая неизбежна. Страх вызывает в организме реакцию самозащиты, которая часто проявляется в полном бездействии, пассивности. Страх — это дистресс. У человека в состоянии страха возникает так называемый «эмоциональный паралич», он испытывает чувство пустоты в голове, отсутствия мыслей, теряет способность к логическому осмыслению происходящего. При этом наблюдаются вегетативные нарушения в виде бледности лица, учащённого пульса, потливости, дрожания рук. Но не смотря на это многие операторы в аварийных ситуациях действуют уверенно, правильно, в соответствии со складывающейся обстановкой. В таком поведении проявляются моральные качества личности, её установки, которые мобилизуют человека на принятие адекватного решения. При стрессовых ситуациях морально- психологический фактор и профессиональная подготовка играют значительную роль. Но при этом необходимо помнить, что нагрузка, которая ложится на психику личности в экстремальной ситуации, - это нагрузка на его нервную систему, которая имеет свой предел работоспособности.
Именно этим можно объяснить, что острые аффективные реакции развиваются в экстремальной ситуации далеко не у всех людей.
Основное условие успешного выхода из экстремальной ситуации - активные действия. Для понимания роли активности человека в условиях опасности рассмотрим эксперимент, который проводили американские психологи, занимающиеся вопросами влияния эмоций на операторский труд.
Учёные брали небольшую группу собак и вырабатывали у них состояние страха. Для этого собак неподвижно закрепляли в станке и через определенные промежутки времени подавали звуковой сигнал, после которого собаки получали болезненный удар током. Затем эту группу собак помещали в вольер, из которого они могли свободно убежать, и продолжали подавать звуковой сигнал и удары током. При этом собаки длительное время беспомощно ожидали и сносили боль, несмотря на то, что они могли легко выбежать из вольера. Другие собаки, которые не прошли первую стадию эксперимента, быстро убегали из вольера и избегали ударов током.
У первой группы собак выработалось состояние «выученной беспомощности». Подобное состояние «выученной беспомощности» наблюдается у людей, которые неоднократно сталкиваются с ситуациями, приводящими к неизбежным страданиям и неудачам. Основная причина появления такого состояния - потеря веры в собственные силы и возможности. Человек- оператор часто сталкивается с ситуациями, которые могут принести физические и моральные страдания. При профессиональной подготовке операторов очень важно не допустить формирования у них эффекта «выученной беспомощности». Для безошибочной и безопасной работы операторам необходимо поддерживать у себя высокую поисковую активность, т. е. устремлённость на поиск выхода из ситуации страдания и опасности.

1.3. Стрессоры, влияющие на трудовой процесс

Стрессоры - это факторы, вызывающие состояние стресса. Условно эти факторы можно разделить на четыре группы:
1) социально-бытовые стрессоры (в основном психические);
2) общие производственные стрессоры (могут быть и психическими и физическими);
3) стрессоры от конкретных задач (психические);
4) пережитые опасности и происшествия (психические).
1. Социально-бытовые стрессоры
Вся жизнедеятельность человека, в том числе и его трудовая деятельность, зависят от той среды, в которой человек существует, т. е. от со- циально-бытовых условий. Существует тесная психологическая связь между условиями жизни человека и его устойчивостью к стрессам. Психологи установили, что люди с неблагополучным прошлым (из неполных семей, семей, в которых часто происходили конфликты, имеющие проблемы среди сверстников и т. д.) оказываются очень чувствительными к факторам, задевающим их достоинство, но вместе с тем они устойчивы к физическим проявлениям социально-бытовых стрессоров (плохие условия работы, продолжительный рабочий день, ночные смены). Напротив, благополучные в житейском плане люди более чувствительны к физическим неудобствам, а психические социально-бытовые стрессоры переживают не так остро. Отношение к социально-бытовым стрессорам отличается у молодых и пожилых людей. Для молодых людей, которые, как правило, хуже устроены в жизни главными стрессорами будут бытовые и финансовые трудности, молодые люди в начале трудовой деятельности сильно переживают из-за своей карьеры. Для пожилых людей главным стрессором является состояние здоровья. На устойчивость к стрессам оказывает влияние и семейное положение человека: наиболее сильно реагируют на стресс разведённые люди и вдовцы. Результаты психологических исследований показали, что люди с высшим образованием более устойчивы к социально- бытовым стрессорам. По-разному относятся к социально-бытовым стрессорам мужчины и женщины. Женщины более чувствительны к «социальным» конфликтам, они больше переживают из-за психологического климата в коллективе, но они быстрее находят выход своим переживаниям: женщины охотно делятся переживаниями со своими близкими, коллегами. Мужчины, как правило, меньше обращают внимания на «социальные» конфликты, они держат все свои переживания «при себе». Это часто приводит к тому, что стресс переходит в стадию дистресса. Американские учёные обработали огромное количество статистических сведений и пришли к заключению, что одной из основных причин дорожно- транспортных происшествий с тяжёлыми последствиями были эмоциональные конфликты и психологический стресс водителя (на первом месте - превышение скорости, на втором месте - психологический стресс).
2. Общие производственные стрессоры
Общие производственные стрессоры можно условно разделить на две группы: физические стрессоры труда и психические стрессоры труда. К физическим производственным стрессорам относятся:
1) чрезмерная интенсивность работы, или, наоборот, недогрузка работой и возникающая из-за этого скука;
2) давление фактора времени (работа в «авральном» режиме, срочная работа);
3) монотонность процесса труда, недостаточная двигательная активность во время работы;
4) внешние воздействия, мешающие процессу труда (производственный шум, высокая или низкая температура).
К психическим производственным стрессорам можно отнести:
неопределённость, двусмысленность положения работающего в коллективе (человеку не ясны смысл и конечная цель его работы, не определён круг его обязанностей);
2) несоответствие поставленных задач физиологическим и психологическим возможностям человека;
3) пренебрежение мнением работающего, отстранение его от решения коллективных задач;
4) изолированность рабочих мест, отсутствие социальных контактов с коллегами; неудовлетворённость своим трудом. Неудовлетворенность трудом, по мнению психологов, самый сильный психический производственный стрессор. Причина его не только в неудовлетворительном психологическом климате в коллективе, но и неправильном выборе профессии, в отсутствии мотивации к успешному и безопасному труду.
3. Стрессоры от конкретных решаемых задач
Чем более значима для человека решаемая задача, тем быстрее и эффективнее он мобилизуется для её решения. В ходе психологических экспериментов было установлено, что от стрессов страдает решение прежде всего сложных задач, причём чем сильнее стресс, тем хуже решается задача. В случае, когда решаются простые или привычные для человека задачи, периодически возникающие стрессы способствуют повышению бдительности человека и улучшают качество его работы.

Рис. 3.1. Зависимость продуктивности решения задач от интенсивности стресса: Р - продуктивность решения задач; S - интенсивность стресса

Продуктивность решения задач уменьшается при высокой интенсивности стресса, решение сложных задач больше зависит от интенсивности стресса.
На способность решать задачи влияет и степень неожиданности возникновения стресса.

зависимость

Рис. 3.2. Зависимость продуктивности решения задач от ожидаемости стресса

Продуктивность решения задач быстрее снижается при неожиданном стрессе, чем при ожидаемом.
Готовность организма к стрессовому воздействию делает его более устойчивым к стрессу, и это способствует повышению эффективности решения задач.
4. Влияние пережитой опасности на текущую трудовую деятельность
Ещё первые исследователи проблемы безопасности труда пришли к выводу, что пережитый несчастный случай или сильный стресс, связанный с аварией, может вызвать у человека боязнь снова попасть в такую ситуацию, а это, в свою очередь, увеличивает его предрасположенность к несчастным случаям. Фрейд подобное состояние человека называл «травматическим неврозом»: человек фиксируется на моменте происшествия и связанных с ним психических переживаниях, событие воспринимается им не как прошлое, а как то, что ещё должно произойти, что ещё предстоит пережить. В результате такого «зацикливания» на прошлом, у человека возникают различные нарушения со стороны нервной системы и прежде всего психическое расстройство сна, нарушается защитная функция организма. Несчастные случаи, особенно если они повторяются, могут привести к тому, что человек теряет веру в свои силы и возможности, и после одного происшествия будет ждать следующего, т. е. возникает вероятность формирования эффекта «выученной беспомощности». Психологи обращают внимание на то, что не только серьёзные происшествия и аварии делают людей предрасположенными к несчастным случаям, но и мелкие, менее значительные, но следующие одна за другой неприятности.
Страх и сильные психические переживания во время аварии приводят к тому, что человек-оператор отказывается от дальнейшей работы. Кроме того, постоянная тревожность приводит к появлению различных психосоматических заболеваний - язвы желудка, гастритов, сердечно-сосудистых заболеваний и нередко становится причиной злоупотребления алкоголем.

Все рассмотренные выше стрессоры могут проявляться в жизни одновременно. Они могут накладываться друг на друга и взаимно усиливать своё влияние и воздействие: например, во время болезни и недомоганиях стрессы быстрее переходят в стадию дистресса. Стрессоры могут компенсировать действие друг друга: например, физическая нагрузка, тяжёлый труд может компенсировать воздействие психического фактора. Многим людям физический труд помогает справиться с душевными переживаниями. Независимо от того, какие факторы породили у работающего человека опасные для работы эмоции, необходимо искать пути для снижения влияния этих факторов. Психологи, занимающиеся проблемами безопасности труда, предлагают решать эту задачу в двух направлениях:
1) устранять факторы, которые порождают стресс (улучшение условий труда, бытовых условий жизни операторов и т. д.);
2) противодействовать развитию у человека-оператора стрессового состояния (обучение приёмам самоконтроля, релаксации).
Очень важным условием уменьшения влияния стрессоров на человека может стать доверительная, психологически комфортная атмосфера в трудовом коллективе, которая побуждала бы человека рассказать о своих проблемах и тревогах, т. е. стала бы своего рода «выпускным клапаном» для его отрицательных эмоций и переживаний.
Источник: Сафронова Е. Б. Психофизиологический отбор на профессию: курс лекций / Е. Б. Сафронова. - Екатеринбург : УрГУПС, 2018. - 88 с.

 
Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.