Методика «Синестезия» А. П. Лобанова
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Методика двойного назначения: позволяет определить ведущий сенсорный канал и структуру репрезентативной системы личности, а также уровень развития литературных способностей [11; 18]. Она основана на теоретическом положении Л. Н. Рожиной о том, что чувствительность к синестезии является одним из индикаторов наличия литературных способностей. В. Павловой принадлежат очень тонкие по своей психологической наполненности строки: «У мужчин глаза — орган осязания. У женщин глаза — орган слуха» [8].

Ход выполнения задания.


Преподаватель читает инструкцию: «К слову, которое стоит в левой части бланка, поверите одно из трех предложенных слов справа. Выбрать можно только одно слово в каждой строке. Выполняйте задание по возможности быстро. Неправильных ответов нет.

1.

ЗВЕЗДЫ:

а) вечерне, б) далекие; в) холодные.

2.

ДЫМ:

а) Горький; б) густой; в) серый.

3.

ПОЛЕ:

а, неубранное; б) немое; в) желтое.

4.

СВЕЖЕСТЬ:

а) утренняя; б) цвета морской волны; в) зимняя.

5.

ДОЖДЬ:

а) душистый; б) теплый; в) летний.

6.

ВЗДУХ:

а) морозный; б) острый; в) зимний.

7.

ЗАПАХ ВАСИЛЬКА:

а) насыщенный; б) слабый; в) сладковатый.

8.

НОЧЬ:

а) дождливая; б) ароматная; в) темная.

9.

ЛУЧ:

а) тонкий; б) поющий; в) солнечный.

10. ЮМОР:

а) английский; б) черный; в) военный.

11.

ЗАРЯ

а) благоухающая; б) утренняя; в) предрассветная.

12.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ:

а) соленый; б) яркий; в) бледный.

13. ДЕТСТВО:

а) розовое; б) счастливое; в) раннее.

14. ГЛАЗА:

а) полные слез; б) зеленые; в) зовущие.

15.

ТЕНЬ:

а) полуденная; б) сырая; в) длинная.

С помощью ключа к методике производится подсчет результатов и определяется модальность репрезентативной системы. Если выборы испытуемых не совпадают с ключом, — это показатель нечувствительности к синестезии. Высокий показатель указывает на литературные способности и позволяет определить структуру репрезентативной системы.

Ключ к методике

Ведущий сенсорный канал

Правильный ответ

Визуальный

4б; 10б; 13а

Аудиальный

3б; 9б; 14в

Кинестетический

1в; 6б; 15в

Осмический

5а; 8б; 11а

Вкусовой

2а; 7в; 12а

В научной литературе, как утверждают Л. В. Зубова и Н. В. Черных, синестезия — наложение разных каналов восприятия — рассматривается как результат мыслительной деятельности (Б. М. Галеев) или сенсорно-перцептивное «соощущение» без участия мышления (А. Р. Лурия). В качестве иллюстрации синестезии они приводят замечательное стихотворение В. Строчкова.


Оглушающе пусто,
Ослепительно тихо окрест,
Только вьется в слепой пустоте,
Как зыбучая пена,
Зримый только на звук
Духовой комариный оркестр,
Без пюпитров и нот
Истязающий марши Шопена.

В поэзии синестезия, по их мнению, демонстрирует эффект когнитивности и является «одним из убедительных свидетельств измененного состояния сознания, в котором пишутся стихи» [8].

Источник: Лобанов, А. П. Практикум по общей и когнитивной психологии : практикум / А. П. Лобанов. – Минск : БГПУ, 2014. – 144 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.