Всегда полезно иметь «запасную» методику, диагностирующую один и тот же феномен. Можно сверить показатели, или дать человеку второй шанс, если он по какой-либо причине неправильно выполнил предыдущий тест.
Инструкция: «Для каждого утверждения поставьте определенный ранг (проранжируйте их по мере убывания значимости). Цифру 4 поставьте перед утверждением, которое вы считаете, лучше всего описывает вас (больше всего вам подходит). Последующие утверждения оцените соответственно цифрами 3, 2 и 1. Оценки вариантов ответов на одно и то же утверждение не должны повторяться».
1. Я, скорее всего, скажу: важные решения I - это дело чувств; II - зависят от моего настроения; III - зависят от моей точки зрения; IV- это дело логики и ума.
2. Тот скорее окажет внимание на меня I - у кого приятный голос, II - кто хорошо выглядит; III - кто высказывает разумные мысли; IV- кто вызывает у меня хорошие чувства.
3. Если я хочу узнать, как вы поживаете, то я I - посмотрю как вы выглядите; II - проверю, что вы чувствуете; III - прислушаюсь к звукам вашего голоса; IV- обращу внимание на то, о чем вы говорите.
4. Для меня легко I - модулировать полноту звуков в стереосистеме; II - сделать выводы по поводу значимых проблем в интересующем меня вопросе; III - выбрать суперкомфортабельную мебель; IV- найти богатые комбинации красок.
5. Я знаю, что I - мне очень легко понять смысл новых фактов и данных; II - мои уши всегда настроены на звуки в окружающей действительности; III - хорошо себя чувствую, когда ощущаю одежду, облегающую мое тело; IV- когда смотрю на любимую комнату, то описываю ее в ярких красках.
6. Если люди хотят узнать, как я поживаю, им следует I - узнать о моих чувствах; II - посмотреть, как я одет; III - послушать, что я говорю; IV- прислушаться к интонациям моего голоса. 7. Я предпочитаю I- услышать факты, о которых вы знаете; II - увидеть картины, которые вы рисуете; III - узнать о ваших чувствах; IV - послушать интонации вашего голоса, звуки происходящих событий. 8. Я верю, когда я - вижу что-то; I - слышу факты; II - чувствую что-то; V- понимаю что-то. 9. Когда я нахожусь среди близких мне людей, то I - хорошо чувствую настроение всей семьи; II - могу с закрытыми глазами нарисовать лица, одежду, маленькие видимые детали, касающиеся моей семьи; III - знаю, что именно думают члены моей семьи по поводу наиболее важных вопросов; IV- хорошо различаю интонации голосов членов моей семьи. 10. Я учусь I - понимать какие-то вещи; II - делать какие-то вещи; III - слушать новое; IV- видеть новые возможности. 11. Когда я думаю о принятии важного решения, я скорее I - приду к выводу, что важные решения принимаются на основе чувств II - в зависимости от рассказа о моем настроении; III - приму те, которые я вижу наиболее отчетливо; IV- приму их с помощью логики и разума. 12. Мне легко вспомнить, как I - звучит голос моего друга; II - выглядит мой друг; III - как и что говорил мой друг; IV- сопереживает мне мой друг.
Обработка результатов осуществляется в два этапа. Сначала определите выраженность каждой модальности.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
I
|
К
|
А
|
В
|
А
|
Д
|
К
|
Д
|
В
|
К
|
Д
|
К
|
А
|
II
|
А
|
В
|
К
|
Д
|
А
|
В
|
В
|
Д
|
В
|
К
|
А
|
В
|
III
|
В
|
Д
|
А
|
К
|
К
|
Д
|
К
|
К
|
Д
|
А
|
В
|
Д
|
IV
|
Д
|
К
|
Д
|
В
|
В
|
А
|
А
|
А
|
А
|
В
|
Д
|
К
|
Теперь подсчитайте сумму набранных баллов по каждому сенсорному каналу: аудиальному (А), визуальному (В), кинестетическому (К) и дигитальному (Д). Наибольшая сумма баллов даст вам основание говорить о ведущей репрезентативной системе, самые низкие показатели будут соответствовать малозначимой для вас системе, вторая и третья сумма — слабо выраженной репрезентации [36]. Современная цивилизация во многом притупляет наши органы чувств и путает им все карты: мы привыкаем к неадекватным цветам (вдыхаем фиалковый аромат синих роз) и вкусовым предпочтениям. Чрезмерное курение, как утверждает Г. Браэм, вредит вкусовым окончаниям, все реже встречаются люди способные дегустировать вина, чай и кофе. Мы все больше доверяем органам зрения и слуха, на долю которых приходится 83 и 11 % познания мира [5].
Источник: Лобанов, А. П. Практикум по общей и когнитивной психологии : практикум / А. П. Лобанов. – Минск : БГПУ, 2014. – 144 с. |