На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Копинг-тест «Опросник о способах копинга», авторы Р. Лазарус и С. Фолкман (адаптирован Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк)
Копинг-тест «Опросник о способах копинга», авторы Р. Лазарус и С. Фолкман (адаптирован Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Методика «Стратегии совладающего поведения» («Ways of Coping Questionnaire» Lazarus & Folkman) в адаптации лаборатории клинической психологии Института им. В. М. Бехтерева

Методика может быть использована при исследовании особенностей поведения в проблемных и трудных для личности ситуациях, выявлении характерных способов преодоления стрессогенных ситуаций у разных контингентов испытуемых.


Опросник «Стратегии совладающего поведения» (ССП) может быть эффективно использован в целях профотбора (в особенности для работы в напряженных условиях), выявления факторов риска психической дезадаптации в стрессовых условиях.


В комплексе с другими методиками может применяться в целях оценки эффективности психокоррекционных мероприятий и психотерапии.
Показанием к применению опросника являются также массовые скрининговые исследования в рамках психогигиенических и психопрофилактических программ.
В нашем случае данный опросник был использован с целью выявления особенностей копинг-поведения у замещающих родителей.


Опросник ССП включает 50 утверждений, каждое из которых отражает определенный вариант поведения в трудной или проблемной ситуации. Утверждения оцениваются испытуемым по 4-балльной шкале в зависимости от частоты использования предложенной стратегии поведения (никогда, редко, иногда, часто). Пункты опросника объединены в восемь шкал, соответствующих основным видам и копинг-стратегиям, выделенных авторами:


1. Конфронтация.
2. Дистанцирование.
3. Самоконтроль.
4. Поиск социальной поддержки.
5. Принятие ответственности.
6. Бегство-избегание.
7. Планирование решения проблемы.
8. Положительная переоценка.


Конфронтация
Стратегия конфронтации предполагает попытки разрешения проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий, направленных либо на изменение ситуации, либо на отреагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями.
При выраженном предпочтении этой стратегии могут наблюдаться импульсивность в поведении (иногда с элементами враждебности и конфликтности), враждебность, трудности планирования действий, прогнозирования их результата, коррекции стратегии поведения, неоправданное упорство. Копинг-действия при этом теряют свою целенаправленность и становятся преимущественно результатом разрядки эмоционального напряжения.
Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы, справляться с тревогой в стрессогенных условиях.
Положительные стороны: возможность активного противостояния трудностям и стрессогенному воздействию.
Отрицательные стороны: высокая конфликтогенность, недостаточная целенаправленность и рациональная обоснованность поведения.


Дистанцирование
Стратегия дистанцирования предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее.
Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т. п.
Положительные стороны: возможность снижения субъективной значимости трудноразрешимых ситуаций и предотвращения интенсивных эмоциональных реакций на фрустрацию.
Отрицательные стороны: вероятность обесценивания собственных переживаний, недостаточно серьезного отношения к ситуациям, требующим разрешения.


Самоконтроль

Стратегия самоконтроля предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию.
При отчетливом предпочтении стратегии самоконтроля наблюдаются тенденция к сдерживанию личных побуждений и подавлению потребностей, стремление скрывать личные переживания от окружающих, замкнутость. Часто такое поведение свидетельствует о высокой тревоге личности перед самораскрытием, чрезмерной требовательности к себе, приводящей к сверхконтролю поведения.
Положительные стороны: возможность избегания эмоциогенных импульсивных поступков, преобладание рационального подхода к проблемным ситуациям.
Отрицательные стороны: проявление скрытности, трудности выражения личных переживаний, потребностей и желаний, сверхконтроль поведения.


Поиск социальной поддержки
Стратегия поиска социальной поддержки предполагает попытки разрешения проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки.
Характерны ориентированность на взаимодействие с другими людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия.
Поиск преимущественно информационной поддержки предполагает обращение за советом и рекомендациями к экспертам и знакомым, владеющим с точки зрения респондента необходимыми знаниями. Потребность преимущественно в эмоциональной поддержке проявляется стремлением быть выслушанным, получить эмпатичный ответ, разделить свои переживания с понимающим и сочувствующим человеком. При поиске преимущественно действенной поддержки ведущей является потребность в помощи конкретными действиями либо материальными ресурсами.
Положительные стороны: возможность использования внешних ресурсов для разрешения проблемной ситуации.
Отрицательные стороны: возможность формирования зависимой позиции и/или чрезмерных ожиданий по отношению к окружающим.


Принятие ответственности
Стратегия принятия ответственности предполагает признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения.
При умеренном использовании данная стратегия отражает стремление личности к пониманию зависимости между собственными действиями и их последствиями, готовность анализировать свое поведение, искать истоки актуальных трудностей в личных недостатках и ошибках.
Вместе с тем выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой. Указанные особенности, как известно, являются фактором риска развития депрессивных состояний.
Положительные стороны: возможность понимания личной роли в возникновении актуальных трудностей.
Отрицательные стороны: риск необоснованной самокритики.


Бегство-избегание
Стратегия бегства-избегания предполагает попытки преодоления личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т. п.
При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях: отрицание либо полное игнорирование проблемы, уклонение от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, пассивность, нетерпение, вспышки раздражения, погружение в фантазии, переедание, употребление алкоголя и т. п., с целью снижения мучительного эмоционального напряжения.
Большинством исследователей эта стратегия рассматривается как безусловно неадаптивная, однако это обстоятельство не исключает ее пользы в отдельных ситуациях, в особенности в краткосрочной перспективе и при острых стрессогенных ситуациях.
Положительные стороны: возможность быстрого снижения эмоционального напряжения в ситуации стресса.
Отрицательные стороны: невозможность разрешения проблемы, вероятность накопления трудностей, краткосрочный эффект предпринимаемых действий по снижению эмоционального дискомфорта.


Планирование решения проблемы
Стратегия планирования решения проблемы предполагает попытки преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.
Стратегия рассматривается большинством исследователей как адаптивная, способствующая конструктивному разрешению трудностей.
Положительные стороны: возможность целенаправленного и планомерного разрешения проблемной ситуации.
Отрицательные стороны: вероятность чрезмерной рациональности, недостаточной эмоциональности, интуитивности и спонтанности в поведении.


Положительная переоценка
Стратегия положительной переоценки предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста.
Характерны ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.
Положительные стороны: возможность личностного роста в процессе преодоления проблемной ситуации.
Отрицательные стороны: возможность недооценки практических возможностей разрешения ситуации.
В отечественных исследованиях чаще всего используется вариант опросника, полученный при исследовании его конструктной валидности и включающий 50 наиболее информативных утверждений, каждое из которых отражает определенный способ поведения в трудной или проблемной ситуации.

Ф.И.О.
Пол
Возраст

Инструкция. Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Обведи кружком ту цифру, которая соответствует вашему мнению о себе.


п/п

Оказавшись в трудной ситуации, я...

Никогда

Редко

Иногда

Часто

1

...сосредотачивался на том, что мне нужно было сделать дальше - на следующем шаге

0

1

2

3

2

.начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное - делать хоть что-нибудь

0

1

2

3

3

.пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение

0

1

2

3

4

.говорил с другими, чтобы побольше узнать о ситуации

0

1

2

3

5

.критиковал и укорял себя

0

1

2

3

6

.пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть

0

1

2

3

7

.надеялся на чудо

0

1

2

3

8

.смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет

0

1

2

3

9

.вел себя так, как будто ничего не произошло

0

1

2

3

10

.старался не показывать своих чувств

0

1

2

3

11

.пытался увидеть в ситуации что-то положительное

0

1

2

3

12

.спал больше обычного

0

1

2

3

13

.срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы

0

1

2

3

 

14

...искал сочувствия и понимания у кого- нибудь

0

1

2

3

15

...во мне возникала потребность выразить себя творчески

0

1

2

3

16

.пытался забыть все это

0

1

2

3

17

.обращался за помощью к специалистам

0

1

2

3

18

.менялся или рос как личность в положительную сторону

0

1

2

3

19

.извинялся или старался все загладить

0

1

2

3

20

.составлял план действий

0

1

2

3

21

.старался дать какой-то выход своим чувствам

0

1

2

3

22

.понимал, что сам вызвал эту проблему

0

1

2

3

23

.набирался опыта в этой ситуации

0

1

2

3

24

.говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации

0

1

2

3

25

.пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами

0

1

2

3

26

.рисковал напропалую

0

1

2

3

27

.старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву

0

1

2

3

28

.находил новую веру во что-то

0

1

2

3

29

.вновь открывал для себя что-то важное

0

1

2

3

30

.что-то менял так, что все улаживалось

0

1

2

3

31

.в целом избегал общения с людьми

0

1

2

3

32

.не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться

0

1

2

3

33

.спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал

0

1

2

3

34

.старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела

0

1

2

3

35

.отказывался воспринимать это слишком серьезно

0

1

2

3

36

.говорил о том, что я чувствую

0

1

2

3

37

.стоял на своем и боролся за то, чего хотел

0

1

2

3

38

.вымещал это на других людях

0

1

2

3

 

39

...пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации

0

1

2

3

40

.знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить

0

1

2

3

41

.отказывался верить, что это действительно произошло

0

1

2

3

42

.я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому

0

1

2

3

43

.находил пару других способов решения проблемы

0

1

2

3

44

.старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах

0

1

2

3

45

.что-то менял в себе

0

1

2

3

46

.хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось

0

1

2

3

47

.представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться

0

1

2

3

48

.молился

0

1

2

3

49

.прокручивал в уме, что мне сказать или сделать

0

1

2

3

50

.думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему

0

1

2

3

 

Обработка результатов.

При обработке полученных данных за каждый вариант ответа начисляются определенные баллы:
- вариант «никогда» - 0 баллов;
- вариант «редко» - 1 балл;
- вариант «иногда» - 2 балла;
- вариант «часто» - 3 балла.
После начисления баллов подсчитывается общая оценка по каждой шкале.


Для интерпретации результатов используются тестовые нормы.


1 шкала. Конфронтативный копинг (означает агрессивные усилия субъекта по изменению ситуации, предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску), пункты - 2, 3, 13, 21, 26, 37.
2 шкала. Дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость), пункты - 8, 9, 11, 16, 32, 35.
3 шкала. Самоконтроль (усилия по регулированию своих чувств и действий), пункты - 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
4 шкала. Поиск социальной поддержки (усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки от других людей), пункты - 4, 14, 17, 24, 33, 36.
5 шкала. Принятие ответственности (признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой ее решения), пункты - 5, 19, 22, 42.
6 шкала. Бегство-избегание (мысленное стремление и усилия, направленные на бегство, избегание и уход от проблемы, а не дистанцирование от нее), пункты - 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
7 шкала. Планирование решения проблемы (произвольные, специально предпринятые проблемно-сфокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы), пункты - 1, 20, 30, 39, 40, 43.
8 шкала. Положительная переоценка (усилия по созданию положительного смысла ситуации, концентрация на росте собственной личности, включая религиозный опыт), пункты - 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

Источник: Гагай, В.В. Компьютерная зависимость подростков как социально - психологическая проблема современности : монография / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; В.В. Гагай, Ю.Н. Быкова. - Сургут : РИО СурГПУ, 2014. - 159, [1] с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.