Шкалы и опросники самооценки тревоги и депрессии
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Индекс материала
Шкалы и опросники самооценки тревоги и депрессии
Шкала самооценки депрессии Зунга (SDS)
Опросник депрессии Бека (BDI)
Все страницы

Шкала ситуационной и личностной тревоги Спилбергера (STAI)

Опросник предназначен для оценки выраженности тревожных переживаний. В методике оцениваются два вида тревоги:
- тревога как преходящее состояние, переживаемое в особых ситуациях;
- тревога как личностная черта, обусловленная устойчивой тенденцией воспринимать различные жизненные ситуации как угрожающие.

Методика состоит из двух подшкал:
1) подшкала «состояние тревоги или ситуационная тревога» (в русскоязычном варианте «шкала ситуационной (реактивной) тревоги»);
2) подшкала «личностная тревога» (в русскоязычном варианте «личностная тревожность»).
Каждая подшкала включает 20 пунктов и таким образом весь опросник составляет 40 утверждений.
Первые 20 пунктов «работают» на подшкалу ситуационной тревоги и оцениваются испытуемым, исходя из самочувствия в момент исследования.
Вторая половина утверждений (утверждения 21-40) входят в подшкалу личностной тревоги, поэтому и оцениваются данные утверждения испытуемым в соответствии с его обычным повседневным состоянием.

 

Текст STAI


Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент и обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
1. Я спокоен.
2. Мне ничто не угрожает.
3. Я нахожусь в напряжении.
4. Я испытываю сожаление.
5. Я чувствую себя свободно.
6. Я расстроен.
7. Меня волнуют возможные неудачи.
8. Я чувствую себя отдохнувшим.
9. Я встревожен.
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.
11. Я уверен в себе.
12. Я нервничаю.
13. Я не нахожу себе места.
14. Я взвинчен.
15. Я не чувствую скованности, напряженности.
16. Я доволен.
17. Я озабочен.
18. Я слишком возбужден и мне не по себе.
19. Мне радостно.
20. Мне приятно.
21. Я испытываю удовольствие.
22. Я очень быстро устаю.
23. Я легко могу заплакать.
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения.
26. Обычно я чувствую себя бодрым.
27. Я спокоен, хладнокровен и собран.
28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня.
29. Я слишком переживаю из-за пустяков.
30. Я вполне счастлив.
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу.
32. Мне не хватает уверенности в себе.
33. Обычно я чувствую себя в безопасности.
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.
35. У меня бывает хандра.
36. Я удовлетворен.
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.
39. Я уравновешенный человек.
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.


Обработка результатов
На каждое из высказываний необходимо дать один из четырех вариантов ответа: 1 - почти никогда, 2 - иногда, 3 - часто, 4 - почти всегда.
Показатели ситуационной тревоги (СТ) и личностной тревоги (ЛТ) подсчитываются по формулам:
СТ=А-В+35, где, А - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, б, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; В - сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 1б, 19, 20.
ЛТ=С-Э+35, где С - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, З5, 37, 38,. 40; D - сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
При интерпретации результаты оцениваются следующим образом:
до 30 баллов - низкая тревожность;
31-45 - умеренная тревожность;
46 и более баллов - высокая тревожность.


Интегративный тест тревожности (ИТТ)


ИТТ оценивает тревогу как многомерный конструкт. Опросник создан в Институте специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга (А.П.Бизюк). За основу диагностической модели ИТТ был взят рассмотренный выше опросник Спилбергера.
Основными шкалами этого опросника являются, подобно шкале Спилбергера, шкалы ситуационной и личностной тревожности.
Кроме этого, автором методики с помощью факторного анализа в каждой основной шкале было выделено еще 5 субшкал, отражающих различные компоненты тревожности. К ним относятся следующие субшкалы:
- эмоционального дискомфорта (ЭД),
- астенического компонента тревожности (АСТ),
- фобического компонента тревожности (ФОБ),
- тревожной оценки перспективы (ОП),
- социальной защиты (СЗ).


Техническое описание ИТТ
Инструкция (шкала сиутационной тревоги)


Ниже Вам предложено несколько утверждений, касающихся Вашего эмоционального состояния. Отметьте знаком «+» в одной из граф, насколько Ваше состояние соответствует каждому утверждению именно СЕЙЧАС, В ДАННЫЙ МОМЕНТ, СЕГОДНЯ.

Утверждения

Совсем
нет

Слабо
выра
жено

Выра
жено

Очень
выра
жено

1

Я нахожусь в напряжении

 

 

 

 

2

Я расстроен(а)

 

 

 

 

3

Я тревожусь о будущем

 

 

 

 

4

Я нервничаю

 

 

 

 

5

Я озабочен(а)

 

 

 

 

6

Я возбужден(а)

 

 

 

 

7

Я ощущаю непонятную угрозу

 

 

 

 

8

Я быстро устаю

 

 

 

 

9

Я не уверен(а) в себе

 

 

 

 

10

Я избегаю любых конфликтов

 

 

 

 

11

Я легко прихожу в замешательство

 

 

 

 

12

Я ощущаю свою бесполезность

 

 

 

 

13

Я плохо сплю

 

 

 

 

14

Я ощущаю себя утомленным(ой)

 

 

 

 

15

Я эмоционально чувствителен(а)

 

 

 

 



Общий показатель

Сырые баллы

Станайны

 

 

 

 

ЭД

ACT

ФОБ

ОП

СЗ

Сырые баллы

 

 

 

 

 

Станайны

 

 

 

 

 



Инструкция (шкала личностной тревоги)
Ниже Вам предложено несколько утверждений, касающихся Вашего эмоционального состояния. Отметьте знаком «+» в одной из граф, КАК ЧАСТО Ваше состояние соответствует каждому утверждению на протяжении последнего времени (например, на протяжении одного года).

Утверждения

Почти
никогда

Редко

Часто

Почти все время

1.

Я находился(ась) в напряжении

 

 

 

 

2.

Я расстраивался(ась)

 

 

 

 

3.

Я тревожился(ась) о будущем

 

 

 

 

4.

Я нервничал(а)

 

 

 

 

5.

Я бывал(а) озабочен(а)

 

 

 

 

6.

Я бывал(а) возбужден(а)

 

 

 

 

7.

Я ощущал(а) непонятную угрозу

 

 

 

 

8.

Я быстро уставал (а)

 

 

 

 

9.

Я неуверен (а) в себе

 

 

 

 

10.

Я избегал (а) любых конфликтов

 

 

 

 

11.

Я легко приходил(а) в замешательство

 

 

 

 

12.

Я ощущал(а) свою бесполезность

 

 

 

 

13.

Я плохо спал(а)

 

 

 

 

14.

Я ощущал(а) себя утомленным(ой)

 

 

 

 

15.

Я бывал(а) эмоционально чувствителен(а)

 

 

 

 


Общий показатель

Сырые баллы

Станайны

 

 

 

 

ЭД

ACT

ФОБ

ОП

СЗ

Сырые баллы

 

 

 

 

 

Станайны

 

 

 

 

 

 


Техника обработки

Подсчет общего показателя
Сложить все полученные баллы отдельно по каждому бланку. Затем осуществляется перевод в станайны по таблице 1. На основании значений полученных станайнов определяется уровень выраженности ситуативной и личностной тревоги:
1-3 - низкие значения.
4-6 - средние значения.
7-9 - высокие значения.


Таблица 1 - Таблица перевода сырых баллов в станайны для общих показателей ИТТ

Станайны

Сырые показатели

Мужчины

Женщины

1

6 и менее

6 и менее

2

7-8

7-8

3

9

9-10

4

10-11

11-12

5

12-14

13-16

6

15-18

17-21

7

19-22

22-25

8

23-26

26-30

9

27 и более

31 и более


Подсчет дополнительных шкал


Подсчет дополнительных шкал осуществляется отдельно по каждому бланку для каждого вида тревоги. По каждой шкале определяются значения каждого ключевого утверждения и складываются соответствующие им диагностические коэффициенты по
таблице 2.
Затем сырые значения переводятся в станайны по таблицам 3-4. Критерии оценки станайнов для дополнительных шкал такие же, как и для общих показателей.


Таблица 2 - Диагностические коэффициенты для дополнительных шкал ИТТ

Шкала

№ утверждения

Совсем нет

Слабо выражено

Выражено

Очень выражено

Почти никогда

Редко

Часто

Почти все время

ЭД

1

0

25

49

74

 

2

0

24

49

73

 

4

0

27

53

80

 

6

0

24

49

73

ACT

8

0

30

61

91

 

13

0

41

81

122

 

14

0

29

58

87

ФОБ

7

0

37

74

111

 

9

0

28

56

85

 

12

0

29

58

87

ОП

3

0

37

74

ПО

 

5

0

32

65

98

 

15

0

31

61

92

СЗ

10

0

57

114

171

 

11

9

43

86

129


Таблица 3 - Таблица перевод в станайны показателей дополнительных шкал для взрослых и юношей

 

Станайны

Суммы диагностических коэффициентов

ЭД

ACT

ФОБ

ОП

СЗ

1

34 и менее

26 и менее

13 и менее

44 и менее

50 и менее

2

35-48

27-36

14-19

45-62

51-70

3

49-62

37-47

20-24

63-80

71-90

Станайны

Суммы диагностических коэффициентов

ЭД

ACT

ФОБ

ОП

СЗ

4

63-76

48-57

25-29

81-97

91-110

5

77-100

58-82

30-54

98-122

111-135

6

102-137

83-122

55-99

123-155

136-165

7

138-173

123-161

100-144

156-187

166-195

8

174-209

162-201

145-188

188-219

196-225

9

210 и более

202 и более

189 и более

220 и более

226 и более


Таблица 4 - Таблица перевода в станайны показателей дополнительных шкал для девушек

Станайны

Суммы диагностических коэффициентов

ЭД

ACT

ФОБ

ОП

СЗ

1

42 и менее

31 и менее

16 и менее

53 и менее

60 и менее

2

43-58

32-44

17-23

54-75

61-85

3

59-75

45-57

24-29

76-97

86-109

4

76-92

58-70

30-36

98-118

110-134

5

93-117

71-95

37-61

119-143

135-159

6

118-150

96-132

62-104

144-172

160-184

7

151-183

133-169

105-148

173-200

185-210

8

184-217

170-206

149-191

201-228

211-235

9

217 и более

207 и более

192 и более

229 и более

236 и более

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.