На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Шкалы и опросники самооценки тревоги и депрессии - Опросник депрессии Бека (BDI)
Шкалы и опросники самооценки тревоги и депрессии - Опросник депрессии Бека (BDI)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Индекс материала
Шкалы и опросники самооценки тревоги и депрессии
Шкала самооценки депрессии Зунга (SDS)
Опросник депрессии Бека (BDI)
Все страницы

 

Опросник депрессии Бека (BDI)


Данный опросник был предложен А.Беком в 1961 году, затем модифицирован в 1978 и 1996 году.
BDI предназначен для определения наличия депрессии и оценки ее выраженности.
Опросник включает 21 диагностический пункт:
- 11 симптомов относятся к эмоциональным нарушениям,
- 4 симптома отражают поведенческие изменения при депрессии,
- 6 симптомов - соматические проявления депрессии. Пункты опросника BDI:
1) печаль;
2) пессимизм;
3) ощущение невезучести;
4) неудовлетворенность собой;
5) чувство вины;
6) ощущение наказания;
7) самоотрицание;
8) самообвинение;
9) наличие суицидальных мыслей;
10) плаксивость;
11 раздражительность;
12) чувство социальной отчужденности;
13) нерешительность;
14) дисморфофобия;
15) трудности в работе;
16) бессонница;
17) утомляемость;
18) потеря аппетита;
19) потеря в весе;
20) озабоченность состоянием здоровья;
21) потеря сексуального влечения.


Текст EDI


Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений. Выберите одно утверждение в каждой группе, которое лучше всего описывает ваше состояние за прошедшую неделю, включая сегодняшний день. Обведите кружком номер утверждения, которое вы выбрали. Если в группе несколько утверждений в равной мере хорошо описывают ваше состояние, обведите каждое из них. Прежде чем сделать свой выбор, внимательно прочтите все утверждения в каждой группе.
1. 0 - Я не чувствую себя несчастным.
1 - Я чувствую себя несчастным.
2 - Я все время несчастен и не могу освободиться от этого чувства.
3 - Я настолько несчастен и опечален, что не могу этого вынести.
2. 0 - Думая о будущем, я не чувствую себя особенно разочарованным.
1 - Думая о будущем, я чувствую себя разочарованным.
2 - Я чувствую, что мне нечего ждать в будущем.
3 - Я чувствую, что будущее безнадежно и ничто не изменится к лучшему.
3. 0 - Я не чувствую себя неудачником.
1 - Я чувствую, что у меня было больше неудач, чем у большинства других людей.
2 - Когда я оглядываюсь на прожитую жизнь, все, что я вижу, это череда неудач.
3 - Я чувствую себя полным неудачником.
4. 0 - Я получаю столько же удовольствия от жизни, как и раньше.
1 - Я не получаю столько же удовольствия от жизни, как раньше.
2 - Я не получаю настоящего удовлетворения от чего бы то ни было.
3 - Я всем не удовлетворен, и мне все надоело.
5. 0 - Я не чувствую себя особенно виноватым.
1 - Довольно часто я чувствую себя виноватым.
2 - Почти всегда я чувствую себя виноватым.
3 - Я чувствую себя виноватым все время.
6. 0 - Я не чувствую, что меня за что-то наказывают.
1 - Я чувствую, что могу быть наказан за что-то.
2 - Я ожидаю, что меня накажут.
3 - Я чувствую, что меня наказывают за что-то.
7. 0 - Я не испытываю разочарования в себе.
1 - Я разочарован в себе.
2 - Я внушаю себе отвращение.
3 - Я ненавижу себя.
8. 0 - У меня нет чувства, что я в чем-то хуже других.
1 - Я самокритичен и признаю свои слабости и ошибки.
2 - Я все время виню себя за свои ошибки.
3 - Я виню себя за все плохое, что происходит.
9. 0 - У меня нет мыслей о том, чтобы покончить с собой.
1 - У меня есть мысли о том, чтобы покончить с собой, но я этого не сделаю.
2 - Я хотел бы покончить жизнь самоубийством.
3 - Я бы покончил с собой, если бы представился удобный случай.
10. 0 - Я плачу не больше, чем обычно.
1 - Сейчас я плачу больше обычного.
2 - Я теперь все время плачу.
3 - Раньше я еще мог плакать, но теперь не смогу, даже если захочу.
11. 0 - Сейчас я не более раздражен, чем обычно.
1 - Я раздражаюсь легче, чем раньше, даже по пустякам.
2 - Сейчас я все время раздражен.
3 - Меня уже ничто не раздражает, потому что все стало безразлично.
12. 0 - Я не потерял интереса к другим людям.
1 - У меня меньше интереса к другим людям, чем раньше.
2 - Я почти утратил интерес к другим людям.
3 - Я потерял всякий интерес к другим людям.
13. 0 - Я способен принимать решения так же, как всегда.
1 - Я откладываю принятие решений чаще, чем обычно.
2 - Я испытываю больше трудностей в принятии решений, чем прежде.
3 - Я больше не могу принимать каких-либо решений.
14. 0 - Я не чувствую, что я выгляжу хуже, чем обычно.
1 - Я обеспокоен тем, что выгляжу постаревшим или непривлекательным.
2 - Я чувствую, что изменения, происшедшие в моей внешности, сделали меня непривлекательным.
3 - Я уверен, что выгляжу безобразным.
15. 0 - Я могу работать так же, как раньше.
1 - Мне надо приложить дополнительные усилия, чтобы начать что-либо делать.
2 - Я с большим трудом заставляю себя что-либо делать.
3 - Я вообще не могу работать.
16. 0 - Я могу спать так же хорошо, как и обычно.
1 - Я сплю не так хорошо, как всегда.
2 - Я просыпаюсь на 1-2 часа раньше, чем обычно, и с трудом могу заснуть снова.
3 - Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и не могу снова заснуть.
17. 0 - Я устаю не больше обычного.
1 - Я устаю легче обычного.
2 - Я устаю почти от всего того, что я делаю.
3 - Я слишком устал, чтобы делать что бы то ни было.
18. 0 - Мой аппетит не хуже, чем обычно.
1 - У меня не такой хороший аппетит, как был раньше.
2 - Сейчас мой аппетит стал намного хуже.
3 - Я вообще потерял аппетит.
19. 0 - Если в последнее время я и потерял в весе, то очень немного.
1 - Я потерял в весе более 2 кг.
2 - Я потерял в весе более 4 кг.
3 - Я потерял в весе более 6 кг.
Я специально пытался не есть, чтобы потерять в весе (обведите кружком): Да Нет
20. 0 - Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно.
1 - Меня беспокоят такие проблемы, как различные боли, расстройства желудка, запоры.
2 - Я настолько обеспокоен своим здоровьем, что мне даже трудно думать о чем-нибудь другом.
3 - Я до такой степени обеспокоен своим здоровьем, что вообще ни о чем другом не могу думать.
21. 0 - Я не замечал каких-либо изменений в моих сексуальных интересах.
1 - Я меньше, чем обычно, интересуюсь сексом.
2 - Сейчас я намного меньше интересуюсь сексом.
3 - Я совершенно утратил интерес к сексу.


Обработка результатов
Каждый симптом оценивается по 4-балльной шкале интенсивности. Общая оценка составляет от 0 до 63 баллов. Установлены критерии определения тяжести депрессии:
меньше 9 баллов - отсутствие депрессивных симптомов;
10 - 18 баллов - умеренно выраженная депрессия;
19 - 29 баллов - выраженная депрессия;
30 - 63 балла -значительно выраженная депрессия.


Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS)


Шкала была создана A.Zigmond и R.P.Snaith в 1983 году.
Методика предназначена для достижения двух целей:
- выявление клинически значимой тревоги и депрессии у амбулаторных пациентов,
- дифференциальная диагностика между тревогой и депрессией.
Шкала представляет собой самооценочный опросник, состоящий из двух субшкал:
- субшкала тревоги,
- субшкала депрессии.
Каждая субшкала содержит по 7 диагностических пунктов. Пункты оцениваются по 4 категориям выраженности симптома. Общий балл по каждой из субшкал находится в диапазоне от 0 до 21 балла. Разработаны критерии оценки тяжести тревоги и депрессии.
Шкала призвана помочь врачу выявить пациентов в общемедицинской сети, нуждающихся в назначении антидепрессантов. Рассмотрим суть каждой субшкалы.
Субшкала депрессии HADS
Основу выявления состояния депрессии составила ангедо- ния. Пять из семи диагностических пунктов депрессии имеют отношение к этому состоянию. В субшкалу депрессии не вошли когнитивные и суицидальные симптомы, поскольку по мнению авторов, они могут отражать в большей степени особенности когнитивного функционирования, а не депрессиию как расстройство.
Субшкала тревоги HADS
Диагностические пункты субшкалы тревоги были заимствованы из схемы исследования общего психического статуса. Три пункта касаются страхов или паники, четыре пункта относятся к генерализованной тревоге.
Достоинством HADS является отсутствие пунктов, которые могли бы отражать не столько депрессию, сколько соматическое заболевание.
Шкала проста в использовании и справляется с дифференциальной диагностикой тревоги и депрессии.
К недостаткам шкалы относятся:
- чрезмерная фокусировка на ангедонии, что ограничивает возможности полноценной диагностики депрессии;
- диагностические пункты тревоги практически лишены соматических симптомов, что лимитирует возможности оценки тяжести тревожного состояния.


Текст HADS


Инструкция: прочитайте внимательно каждое утверждение и выберите ответ, который в наибольшей степени соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ. Не раздумывайте слишком долго над каждым утверждением. Ваша первая реакция всегда будет более верной. Отметьте номер Вашего ответа на «бланке ответов».
1. Я испытываю напряженность, мне не по себе
1) все время;
2) часто;
3) время от времени, иногда;
4) совсем не испытываю.
2. То, что приносило мне большое удовольствие, и сейчас вызывает у меня такое же чувство
1) определенно, это так;
2) наверное, это так;
3) лишь в очень малой степени это так:
4) это совсем не так.
3. Я испытываю страх, кажется, будто что-то ужасное может вот- вот случиться
1) определенно, это так, и страх очень сильный;
2) да, это так, но страх не очень сильный;
3) иногда, но это меня не беспокоит;
4) совсем не испытываю.
4. Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное
1) определенно, это так;
2) наверное, это так;
3) лишь в очень малой степени это так;
4) совсем не способен.
5. Беспокойные мысли крутятся у меня в голове
1) постоянно;
2) большую часть времени;
3) время от времени, и не так часто;
4) только иногда.
6. Я испытываю бодрость
1) совсем не испытываю;
2) очень редко;
3) иногда;
4) практически все время.
7. Я легко могу сесть и расслабиться
1) определенно, это так;
2) наверное, это так;
3) лишь изредка это так;
4) совсем не могу.
8. Мне кажется, что я стал все делать очень медленно
1) практически все время;
2) часто;
3) иногда;
4) совсем нет.
9. Я испытываю внутреннее напряжение или дрожь
1) совсем не испытываю;
2) иногда;
3) часто;
4) очень часто.
10. Я не слежу за своей внешностью
1) определенно, это так;
2) я не уделяю этому столько времени, сколько нужно;
3) может быть, я стал меньше уделять этому внимания;
4) я слежу за собой так же, как и раньше.
11. Я испытываю неусидчивость, словно мне постоянно нужно двигаться
1) определенно, это так;
2) наверное, это так;
3) лишь в некоторой степени это так;
4) совсем не испытываю.
12. Я считаю, что мои дела (занятия, увлечения) могут принести мне чувство удовлетворения
1) точно так же, как и обычно;
2) да, но не в той степени, как раньше;
3) значительно меньше, чем обычно;
4) совсем не считаю.
13. У меня бывает внезапное чувство паники
1) действительно, очень часто;
2) довольно часто;
3) не так уж часто;
4) совсем не бывает.
14. Я могу получить удовольствие от хорошей книги, радио- или телепрограммы
1) часто;
2) иногда;
3) редко;
4) очень редко.


Обработка и интерпретация полученных данных

- подшкала А - «тревога»: нечетные пункты 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13;
- подшкала D - «депрессия»: четные пункты 2, 4, 6; 8, 10, 12, 14.
При интерпретации данных учитывается суммарный показатель по каждой подшкале (А и D), при этом выделяются 3 степени выраженности тревоги и депрессии:
- 0-7 баллов - норма;
- 8-10 баллов - субклинически выраженная тревога/де- прессия;
- 11 баллов и выше - клинически выраженная тревога/де- прессия.

Источник: Ассанович, М.А. Клинико-психологические методики оценки тревоги, депрессии, невротических состояний : практикум для студентов медико-психологического факультета и врачей / М.А.Ассанович. - Гродно : ГрГМУ, 2013. - 120 с. ISBN 978-985-558-142-1.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.