Опросник депрессивной симптоматики (IDS-SR16)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Опросник депрессивной симптоматики (IDS-SR16) предложен Rusch в 1980 году с целью устранения недостатков шкал оценки депрессии Гамильтона и Монтгомери- Асберг. В связи с этим в IDS были включены все симптомы депрессии в рамках DSM, меланхолические и атипические симптомы.
Первоначальный вариант опросника состоял из 28 пунктов. Затем было добавлено еще два симптома. Таким образом, полный вариант IDS составил 30 диагностических пунктов. На русский язык переведен сокращенный вариант методики, включающий 16 пунктов.

SR-16 оценивает 8 симптомов депрессии:
- нарушения сна;
- тоскливость;
- нарушения аппетита и веса тела;
- нарушения концентрации внимания;
- снижение самооценки;
- суицидальные мысли;
- снижение интереса;
- снижение энергии и работоспособности;
- нарушения активности.

Некоторые симптомы имеют несколько диагностических пунктов, отражающих разные формы проявления симптома. Например, нарушения сна включают трудности засыпания, ночные пробуждения, раннее пробуждение и чрезмерную сонливость. Такую конструкцию следует признать удачной, поскольку она позволяет отследить особенности отношения испытуемого к исследованию и их влияние на достоверность результатов.
К достоинствам SR-16 относится событийно-конкретный характер формулировок пунктов. Они в максимальной степени направлены на объективизацию испытуемым имеющегося у него депрессивного симптома. Это повышает валидность исследования. Общий показатель выраженности депрессии находится в диапазоне от 0 до 48 баллов. Разработаны критерии оценки 4 степеней тяжести депрессии.

Текст IDS - SR16

Инструкция: в каждом пункте обведите, пожалуйста, один ответ, который наилучшим образом описывает Ваше состояние за прошедшие 7 дней.
1. Как вы засыпаете?
0 Мне никогда не требовалось более 30 минут, чтобы уснуть.
1 Менее чем в половине случаев мне требовалось по крайней мере 30 минут, чтобы уснуть.
2 Более чем в половине случаев мне требовалось по крайней мере 30 минут, чтобы уснуть.
3 Более чем в половине случаев мне требовалось более 1 часа, чтобы уснуть.

2. Ночной сон:
0 Я не просыпался(-лась) по ночам.
1 У меня был беспокойный, чуткий сон, и каждую ночь я несколько раз ненадолго просыпался(-лась).
2 Я просыпался(-лась), по крайней мере, один раз за ночь, но легко засыпал (-а) снова.
3 Более чем в половине случаев я просыпался(-лась) более одного раза за ночь и не спал(-а) в течение 20 минут или дольше.

3. Слишком раннее пробуждение:
0 В большинстве случаев я просыпался(-лась) не раньше чем за 30 минут до того, как мне нужно было вставать.
1 Более чем в половине случаев я просыпался(-лась) более чем за 30 минут до того, как мне нужно было вставать.
2 Я почти всегда просыпался(-лась), по крайней мере, примерно на час раньше, чем мне было нужно, но потом снова засыпал(-а).
3 Я просыпался(-лась), по крайней мере, за час до того, как мне нужно вставать, и больше не мог(-ла) заснуть.

4. Избыточный сон:
0 Я спал(-а) не более 7-8 часов за ночь и не спал(-а) днем.
1 Я спал(-а) не более 10 часов в сутки (т.е. за 24 часа), включая дневной сон.
2 Я спал(-а) не более 12 часов в сутки (т.е. за 24 часа), включая дневной сон.
3 Я спал(-а) более 12 часов в сутки (т.е. за 24 часа), включая дневной сон.

5. Было ли Вам грустно:
0 Мне не было грустно.
1 Мне было грустно менее чем половину времени.
2 Мне было грустно более чем половину времени.
3 Мне было грустно почти все время.

6. Сниженный аппетит:
0 Аппетит у меня не изменился.
1 Я ел(-а) немного реже или съедал(-а) меньше, чем обычно.
2 Я ел(-а) намного меньше, чем обычно, и через силу.
3 В течение суток я ел(-а) редко, и мне стоило огромных усилий заставить себя что-нибудь съесть, или я ел(-а), только когда меня уговаривали поесть.

7. Повышенный аппетит:
0 Аппетит у меня не изменился.
1 У меня чаще возникала потребность поесть, чем обычно.
2 Я регулярно ел(-а) чаще и/или съедал(-а) больше, чем обычно.
3 Мне очень хотелось съесть больше как во время завтраков, обедов и ужинов, так и между ними.

8. Снижение веса (за последние две недели):
0 Мой вес не изменился.
1 Мне кажется, что я немного похудел (-а).
2 Я похудел (-а) на 1 кг или больше.
3 Я похудел (-а) более чем на 2 кг.

9. Увеличение веса (за последние две недели):
0 Мой вес не изменился.
1 Мне кажется, что я немного прибавил(-а) в весе.
2 Я поправился(-ась) на 1 кг или больше.
3 Я поправился(-ась) более чем на 2 кг.

10. Концентрация внимания/принятие решений:
0 Моя способность сосредотачиваться или принимать решения не изменилась.
1 Я иногда был(-а) нерешителен(-льна) или чувствовал(-а), что у меня рассеянно внимание.
2 Большую часть времени я с трудом сосредотачивался(-ась) или принимал(-а) решения.
3 Я не мог(-ла) достаточно сосредоточиться для того, чтобы читать, или не мог(-ла) принимать даже простых решений.

11. Самооценка:
0 Я чувствовал(-а) себя таким же полезным и достойным человеком, как и другие.
1 Я был(-а) более критичен(-на) по отношению к себе, чем обычно.
2 Я был(-а) почти уверен(-а), что создаю другим проблемы.
3 Я почти все время думал(-а) о своих крупных и мелких недостатках.

12. Мысли о смерти или самоубийстве:
0 Я не думал(-а) о самоубийстве или смерти.
1 Жизнь мне казалась пустой, или я задавался(-лась) вопросом, стоит ли жить.
2 Я задумывался(-лась) о самоубийстве или смерти на несколько минут несколько раз в неделю.
3 Я раздумывал(-а) о самоубийстве или смерти несколько раз в день, либо я составлял(-а) конкретные планы самоубийства или делал(-а) реальные попытки покончить с собой.

13. Интерес к окружающему миру:
0 Я испытывал(-а) такой же интерес к людям или делам, как обычно.
1 Я заметил(-а), что меня стали меньше интересовать люди или дела.
2 Я чувствую, что у меня сохранился интерес лишь к одному или двум видам деятельности, которыми я занимался(-ась) раньше.
3 Мне были практически совсем не интересны дела, которыми я занимался(-ась) раньше.

14. Жизненная энергия:
0 Я был(-а) так же энергичен(-на), как и всегда.
1 Я уставал(-а) быстрее, чем обычно.
2 Мне нужно было прилагать большие усилия, чтобы начинать или завершать свои обычные ежедневные дела (например, покупки, выполнение домашних заданий, приготовление еды, поездки на работу).
3 В большинстве случаев я действительно не мог(-ла) заниматься своими обычными ежедневными делами, потому что у меня просто не хватало энергии.

15. Ощущение заторможенности:
0 Я думал(-а), говорил(-а) и двигался(-лась) в обычном для себя темпе.
1 Мне кажется, что мое мышление было заторможено, или что мой голос звучал вяло или монотонно.
2 Мне требовалось несколько секунд, чтобы ответить на большинство вопросов, и я уверен(-а), что мое мышление было заторможено.
3 Мне часто приходилось прилагать огромные усилия, чтобы отвечать на вопросы.

16. Ощущение беспокойства:
0 Я не испытывал(-а) беспокойства.
1 Я часто суетился(-лась), потирал(-а) руки или ерзал(-а).
2 У меня периодически возникало сильное желание двигаться, и я чувствовал(-а) себя довольно беспокойно.
3 Иногда я был(-а) не в состоянии усидеть на месте, мне было необходимо постоянно прохаживаться.


Общая оценка по опроснику находится в диапазоне от 0 до 27 баллов.


Правила подсчета общего балла:
1. В пунктах 1-4 выбирается для подсчета наиболее высокая оценка (если две высокие, то одна на выбор).
2. В пунктах 6-9 выбирается для подсчета наиболее высокая оценка.
3. В пунктах 15-16 выбирается для подсчета наиболее высокая оценка.
4. Складываются оценки по каждому из 9 симптомов.
5. По критериям ниже определяется степень тяжести депрессии.


Критерии оценки тяжести депрессии:
0-5 - отсутствует;
6-10 - легкая степень;
11-15 - умеренная степень;
16-20 - выраженная степень;
21-27 - значительно выраженная степень.

Источник: Ассанович, М.А. Клинико-психологические методики оценки тревоги, депрессии, невротических состояний : практикум для студентов медико-психологического факультета и врачей / М.А.Ассанович. - Гродно : ГрГМУ, 2013. - 120 с. ISBN 978-985-558-142-1.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.