Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) была создана A.Zigmond и R.P.Snaith в 1983 году.

Методика предназначена для достижения двух целей:
- выявление клинически значимой тревоги и депрессии у амбулаторных пациентов,
- дифференциальная диагностика между тревогой и депрессией.


Шкала представляет собой самооценочный опросник, состоящий из двух субшкал:
- субшкала тревоги,
- субшкала депрессии.
Каждая субшкала содержит по 7 диагностических пунктов. Пункты оцениваются по 4 категориям выраженности симптома. Общий балл по каждой из субшкал находится в диапазоне от 0 до 21 балла. Разработаны критерии оценки тяжести тревоги и депрессии.
Шкала призвана помочь врачу выявить пациентов в общемедицинской сети, нуждающихся в назначении антидепрессантов. Рассмотрим суть каждой субшкалы.

Субшкала депрессии HADS
Основу выявления состояния депрессии составила ангедо- ния. Пять из семи диагностических пунктов депрессии имеют отношение к этому состоянию. В субшкалу депрессии не вошли когнитивные и суицидальные симптомы, поскольку по мнению авторов, они могут отражать в большей степени особенности когнитивного функционирования, а не депрессиию как расстройство.

Субшкала тревоги HADS
Диагностические пункты субшкалы тревоги были заимствованы из схемы исследования общего психического статуса. Три пункта касаются страхов или паники, четыре пункта относятся к генерализованной тревоге.

Достоинством HADS является отсутствие пунктов, которые могли бы отражать не столько депрессию, сколько соматическое заболевание.
Шкала проста в использовании и справляется с дифференциальной диагностикой тревоги и депрессии.

К недостаткам шкалы относятся:
- чрезмерная фокусировка на ангедонии, что ограничивает возможности полноценной диагностики депрессии;
- диагностические пункты тревоги практически лишены соматических симптомов, что лимитирует возможности оценки тяжести тревожного состояния.

Текст HADS


Инструкция: прочитайте внимательно каждое утверждение и выберите ответ, который в наибольшей степени соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ. Не раздумывайте слишком долго над каждым утверждением. Ваша первая реакция всегда будет более верной. Отметьте номер Вашего ответа на «бланке ответов».


1. Я испытываю напряженность, мне не по себе
1) все время;
2) часто;
3) время от времени, иногда;
4) совсем не испытываю.

2. То, что приносило мне большое удовольствие, и сейчас вызывает у меня такое же чувство
1) определенно, это так;
2) наверное, это так;
3) лишь в очень малой степени это так:
4) это совсем не так.

3. Я испытываю страх, кажется, будто что-то ужасное может вот- вот случиться
1) определенно, это так, и страх очень сильный;
2) да, это так, но страх не очень сильный;
3) иногда, но это меня не беспокоит;
4) совсем не испытываю.


4. Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное
1) определенно, это так;
2) наверное, это так;
3) лишь в очень малой степени это так;
4) совсем не способен.

5. Беспокойные мысли крутятся у меня в голове
1) постоянно;
2) большую часть времени;
3) время от времени, и не так часто;
4) только иногда.


6. Я испытываю бодрость
1) совсем не испытываю;
2) очень редко;
3) иногда;
4) практически все время.


7. Я легко могу сесть и расслабиться
1) определенно, это так;
2) наверное, это так;
3) лишь изредка это так;
4) совсем не могу.


8. Мне кажется, что я стал все делать очень медленно
1) практически все время;
2) часто;
3) иногда;
4) совсем нет.


9. Я испытываю внутреннее напряжение или дрожь
1) совсем не испытываю;
2) иногда;
3) часто;
4) очень часто.


10. Я не слежу за своей внешностью
1) определенно, это так;
2) я не уделяю этому столько времени, сколько нужно;
3) может быть, я стал меньше уделять этому внимания;
4) я слежу за собой так же, как и раньше.


11. Я испытываю неусидчивость, словно мне постоянно нужно двигаться
1) определенно, это так;
2) наверное, это так;
3) лишь в некоторой степени это так;
4) совсем не испытываю.


12. Я считаю, что мои дела (занятия, увлечения) могут принести мне чувство удовлетворения
1) точно так же, как и обычно;
2) да, но не в той степени, как раньше;
3) значительно меньше, чем обычно;
4) совсем не считаю.


13. У меня бывает внезапное чувство паники
1) действительно, очень часто;
2) довольно часто;
3) не так уж часто;
4) совсем не бывает.


14. Я могу получить удовольствие от хорошей книги, радио- или телепрограммы
1) часто;
2) иногда;
3) редко;
4) очень редко.


Обработка и интерпретация полученных данных


- подшкала А - «тревога»: нечетные пункты 1, 3, 5, 7, 9,
11, 13;
- подшкала D - «депрессия»: четные пункты 2, 4, 6; 8, 10,
12, 14.


При интерпретации данных учитывается суммарный показатель по каждой подшкале (А и D), при этом выделяются 3 степени выраженности тревоги и депрессии:
- 0-7 баллов - норма;
- 8-10 баллов - субклинически выраженная тревога/депрессия;
- 11 баллов и выше - клинически выраженная тревога/депрессия.
Источник: Ассанович, М.А. Клинико-психологические методики оценки тревоги, депрессии, невротических состояний : практикум для студентов медико-психологического факультета и врачей / М.А.Ассанович. - Гродно : ГрГМУ, 2013. - 120 с. ISBN 978-985-558-142-1.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.