Опросник самоутверждающего поведения (ОСП) Р.В. Овчаровой
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Инструкция

Вам предлагается ответить на вопросы, которые касаются обычного поведения людей в разных ситуациях. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, который приходит вам в голову. Обведите на бланке ответов одну из цифр рядом с вопросом, где цифра 1 означает «нет, это не про меня, я почти никогда так не поступаю», цифра 5 - «да, это характерно для меня, я поступаю так в большинстве случаев». Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, нет «хороших» и «плохих» ответов.


Текст методики


1- й блок


1. Удается ли вам обычно давать другим знать о своих чувствах? 1 2 3 4 5
2. Трудно ли вам принимать решения? 1 2 3 4 5
3. Критикуете ли вы открыто идеи, мнения и поведение других? 1 2 3 4 5
4. Бывает ли так, что вы избегаете каких-то людей или стараетесь не попадать в определенные ситуации из страха испытать неловкость? 1 2 3 4 5
5. Уверены ли вы обычно в своих суждениях? 1 2 3 4 5
6. Склонны ли вы выходить из себя? 1 2 3 4 5
7. Трудно ли Вам сказать «нет», когда торговый агент настойчиво пытается продать вам товар, который на самом деле вам не нужен? 1 2 3 4 5
8. Испытываете ли вы стеснение, когда Вас просят выступить в открытой дискуссии ли на обсуждении какой-нибудь темы? 1 2 3 4 5
9. Напомните ли Вы о долге человеку, одолжившему у вас деньги (книгу, куртку, ценную вещь и т.п.) и не вернувшему их в срок? 1 2 3 4 5
10. Если какой-то человек в чем-то очень не прав, скажете ли вы ему об этом? 1 2 3 4 5
11. Чувствуете ли вы себя неловко, когда кто-то наблюдает за вашей работой? 1 2 3 4 5
12. Трудно ли вам смотреть в глаза собеседнику? 1 2 3 4 5
13. Попросите ли Вы официанта в ресторане заменить Вам блюдо, если оно плохо приготовлено или сервировано? 1 2 3 4 5
14. Вернете ли вы купленную вещь в магазин, чтобы ее поменяли или настроили? 1 2 3 4 5
15. Часто ли вы вмешиваетесь в дела других людей и принимаете решения за других? 1 2 3 4 5
16. Можете ли вы открыто выразить свою любовь или привязанность? 1 2 3 4 5
17. Можете ли вы попросить своих друзей об одолжении или помощи? 1 2 3 4 5
18. Как вы думаете, ваш ответ всегда будет правильным? 1 2 3 4 5
19. Способны ли вы отказать другу в неразумной просьбе? 1 2 3 4 5
20. Трудно ли вам сделать комплимент или похвалить кого-нибудь? 1 2 3 4 5
21. Если вам мешает дым сигареты, которую кто-то курит неподалеку, можете ли вы сказать ему об этом? 1 2 3 4 5
22. Способны ли вы заставить других делать то, что хотите вы? 1 2 3 4 5
23. Контролируете ли вы разговор за семейным столом во время обеда? 1 2 3 4 5
24. Представляетесь ли вы первым и начинаете ли первым разговор, повстречавшись с незнакомым человеком? 1 2 3 4 5
25. Попросите ли вы не мешать вам человека, который во время лекции или киносеанса громко разговаривает или, забывшись, стучит ногой по вашему креслу? 1 2 3 4 5


2- й блок


Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопрос о том, как давно вы поступали в таким образом, как указано в утверждениях. Обведите справа от утверждения цифру, соответствующую вашему ответу, где цифра 1 означает «никогда не делал этого», 2 - «очень давно» (в детстве, в юности), 3 - «более 5 лет назад», 4 - «в течение последнего времени, недавно» , 5 - «делаю это достаточно часто в своей жизни.


Как давно вы:
1. Пробовали себя в новом для вас виде спорта или игре? 1 2 3 4 5
2. Меняли свои взгляды на какой-нибудь важный (политический, профессиональный, личный) вопрос? 1 2 3 4 5
3. Увлекались новым хобби? 1 2 3 4 5
4. Слушали курс лекций по новой для себя области человеческого знания? 1 2 3 4 5
5. Пятнадцать или более минут прислушивались к ощущениям своего тела (как оно расслабляется, напрягается, что оно чувствует)? 1 2 3 4 5
6. Пробовали новое блюдо, принюхивались к новому запаху, прислушивались к новому звуку? 1 2 3 4 5
7. Позволяли себе расплакаться? Или рассмеяться до слез? Или закричать во всю силу своих легких? Или признаться, что вы чего-то испугались? 1 2 3 4 5
8. Пятнадцать или более минут выслушивали чужую точку зрения относительно религии, политики, профессиональных или личных отношений, с которыми вы не согласны? 1 2 3 4 5
9. Любовались рассветом или закатом, восходом или заходом луны, морем, небом? 1 2 3 4 5
10. Позволяли себе фантазировать, мечтать, не сдерживая свою фантазию минут десять, а то час и более? 1 2 3 4 5


3- й и 4-й блоки


Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопрос о том, как часто вы поступаете в таким образом, как указано в утверждениях. Обведите справа от утверждения цифру, соответствующую вашему ответу, где цифра 1 означает «никогда так не делаю», 2 - «очень редко», 3 - «иногда», 4 - «часто», 5 - «очень часто, почти все время».
11. Делаете то, что вам хочется в данный момент, не задумываясь о последствиях? 1 2 3 4 5
12. Прислушиваетесь к своим чувствам, по-настоящему сосредотачиваетесь на том, что сейчас происходит внутри вас? 1 2 3 4 5
13. Спонтанно даете выход своим чувствам (гневу, радости, горю, страху, любви и нежности к близкому человеку)? 1 2 3 4 5
14. Делаете то, что хочется, вместо того, что, по вашему представлению, «должны» делать? 1 2 3 4 5
15. Позволяете себе потратить время или деньги так, чтобы получить результат сразу же, не откладывая на будущее? 1 2 3 4 5
16. Не особенно задумавшись, покупаете понравившуюся вещь?1 2 3 4 5
17. Поступаете так, как никто (включая вас самих) от вас не ожидал? 1 2 3 4 5
18. Делаете то, что вам кажется правильным, даже если это идет вразрез с мнением других людей? 1 2 3 4 5
19. Позволяете себе творчески подойти к старой проблеме и найти для нее новое решение? 1 2 3 4 5
20. Полагаетесь исключительно на свои умственные способности в решении сложной проблемы? 1 2 3 4 5
21. Говорите другим о своей жизненной философии, вере в Бога, собственных важных принципах? 1 2 3 4 5
22. Берете на себя роль лидера в общественном объединении, организации, на работе? 1 2 3 4 5
23. Заявляете о своих чувствах, когда с вами поступают несправедливо? 1 2 3 4 5
25. Делитесь с кем-нибудь проблемами своей личной жизни? 1 2 3 4 5
26. Мастерите или конструируете что-нибудь сами? 1 2 3 4 5
27. Признаете свою неправоту? 1 2 3 4 5
28. Убеждаетесь в собственной правоте? 1 2 3 4 5


5-й блок


Инструкция. Вам предлагаются ситуации, с которым человек сталкивается в жизни и возможные варианты поведения в них. Обведите, пожалуйста, букву, которой обозначен тот вариант, который более свойственен вам, описывает наиболее характерное для вас поведение.
1. Вы ужинаете в довольно дорогом ресторане. Когда официант приносит вам бифштекс, оказывается, что он подгорел.
A) . Вы расстраиваетесь, тихо говорите «про себя» о том, что бифштекс подгорел, и добавляете, что в этот ресторан вы больше никогда в жизни не пойдете. Когда же официант спрашивает, все ли в порядке, вы говорите «Спасибо, все просто замечательно!».
Б) Вы немедленно подзываете официанта к себе и возмущаетесь, требуя позвать администрацию ресторана. По вашему требованию вам приносят новый бифштекс
B)  Вы подзываете официанта и спокойно, но твердо просите заменить принесенное блюдо.
2. Ваш приятель (приятельница) обращается к Вам с просьбой дать ему (ей) на время вещь, которую вам подарил на день рождения близкий человек. Вам не хотелось бы расставаться с этой вещью.
A)  Вы поощряете просьбу и даете вещь, думая о том, что нехорошо отказывать приятелям, после чего тревожитесь, беспокоясь за сохранность этой вещи.
Б) Вы объясняете приятелю, почему эта вещь вам так дорога, и тактично, но твердо говорит, что его просьба не совсем уместна.
B) Вы возмущаетесь в ответ на просьбу, злитесь на приятеля (приятельницу), говорите: «Конечно же, нет, ни в коем случае, я никому не даю свои вещи!»
3. Однажды в конце рабочего дня к вам приходит страховой агент и настойчиво убеждает вас приобрести страховку. Вы знаете, то в ближайшее время у вас не появится необходимость в этом, кроме того, вам хотелось бы завершить работу и побыстрее уйти домой.
A) Вы все же приглашаете агента войти и долго слушаете, как он рекламирует полис, хотя покупать его никто не собирается.
Б) Твердо, не повышая голоса, вы говорите: «Спасибо, но страховки меня не интересуют, до свидания».
B)  Вы сразу же говорите агенту, что вы не нуждаетесь ни в каких страховках, что он отвлекает вас от работы, и громко заявляете, чтобы он покинул помещение и впредь вас не беспокоил.
4. Вы проходите собеседование по замещению вакантной должности и уже чувствуете, что представитель компании вот-вот завершит расспросы, не дав вам возможности выяснить интересующие вас детали относительно новой работы. Он только что сказал: «Ну вот, я полагаю, и все. Я дам знать, как мы решим с вами поступить».
A) Вы говорите: «Прежде, чем мы закончим, не могли бы вы ответить на несколько вопросов по поводу этого рабочего места, мне хотелось бы узнать подробнее о некоторых моментах трудовой деятельности.
Б)  «Вы закончили? - спрашиваете вы. - А теперь я вам тоже кое- что скажу». Вы говорите представителю компании, что не только они выбирают тех, кто им понравится, кандидат тоже имеет право решать, какая работа ему подойдет, а какая нет. После чего напоминаете о своих достоинствах, стаже работы и задаете интересующие вас вопросы.
B) Вы хотите задать вопрос, но понимаете, что пропустили момент, разговор все равно закончен, и решаете узнать интересующее вас как-нибудь в другой раз.
5. Вы пришли на вечеринку. Из находящихся в доме людей вы не знаете никого, кроме хозяина, и хотите познакомиться с остальными. Вы подходите к группе из трех человек, занятых разговором.
A)  Уловив тему беседы, вы поняли, что не согласны с точкой зрения одного из них. Вы подключаетесь к разговору и сообщаете свой взгляд на обсуждаемую тему.
Б) Дождавшись паузы в разговоре, вы представляетесь и спрашиваете, можно ли вам присоединиться.
B) Вы останавливаетесь неподалеку от них, улыбаетесь, но в разговор не вступаете, ждете, пока они вас заметят.
6. Вы недавно переехали в новый район, в котором у вас нет никаких знакомых и вы хотели бы установить с соседями доброжелательные отношения.
А). Когда вы находитесь дома, то недоумеваете, почему никто не заходит к вам познакомиться или одолжить на время какую-нибудь вещь. Встречаясь с соседями на лестнице, вы здороваетесь и расходитесь в разные стороны. «В чем дело? - думаете вы, - почему они так необщительны?».
Б). Вы наблюдаете за соседями и через некоторое время приходите к выводу о том, что они не общаются с вами, потому что невежливы и замкнуты. Вы начинаете игнорировать их приветствия.
В) Когда кто-нибудь из соседей приветствует вас, вы подходите и называете себя, перекидываетесь парой слов и приглашаете его (ее) на чашку кофе.
7. Ваши друзья рассказали вам о фирменном магазине, в котором продается нужная вам вещь. Вы собрались пойти в этот магазин, но по дороге вспомнили, что не знаете точного адреса.
A) Вы подходите к кому-нибудь из прохожих и просите подсказать вам, как найти магазин.
Б)  Вы откладываете поход в магазин и возвращаетесь домой.
B) Вы долго ищете магазин сами, и, придя домой, звоните своим друзьям и возмущаетесь, почему они не объяснили вам, как туда пройти.
8. Приятель занял у вас деньги, обещая скоро вернуть, но вместо этого снова просит у вас взаймы.
A) Вы дадите, поскольку не хотите обижать его, испортить отношения, или испытываете сочувствие, но будете упрекать себя в этом.
Б) Откажете и возмутитесь его просьбой, напомнив ему о долге.
B)  Спокойно скажете приятелю о том, что у вас нет возможности больше давать ему взаймы до тех пор, пока он не вернет предыдущий долг.
9. Вы пришли в театр и обнаружили, что ваше место уже занято.
A) . Вы возмутитесь и скажете тому, кто занял ваше место, чтобы он немедленно освободил его.
Б). Вы скажете человеку, сидящему на вашем месте, что вам продали билет на это место, и предложите пересесть или пройти к администратору, чтобы уладить этот вопрос.
B)  Вы расстроитесь и сядете на другое место, хотя там хуже видно.
10. Ваш знакомый устроился на интересную работу с высоким окладом.
A) . Еще раз утвердитесь во мнении, что везде нужны связи и знакомства.
Б) Вы никак не прореагируете на это событие, но подумаете о своей личной неустроенности.
B) Поздравите его по телефону или выразите свою радость при встрече.


Ключ к методике


1- й блок - шкала уверенности в себе.
Вопросы 1 - 25: подсчитать общую сумму баллов и средний балл. Учесть, что на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 20 баллы начисляются по обратной шкале (5 4 3 2 1).
2- й блок - открытость новому опыту. Подсчитать средний балл ответов на вопросы 1 - 10.
3- й блок - внимание к собственным чувствам. Подсчитать средний балл ответов на вопросы 11 - 17.
4- й блок - доверие к себе. Подсчитывается средний балл ответов на вопросы 18 - 27.
5 блок - стратегии поведения. Подсчитывается количество баллов по каждой стратегии - неуверенная, позитивное самоутверждение, агрессивное самоутверждение в соответствии с таблицей

№ вопроса

Неуверенная

Позитивное са-

Агрессивное са-

 

 

моутверждение

моутверждение

1

А

В

Б

2

А

Б

В

3

А

Б

В

4

В

А

Б

5

В

Б

А

6

А

В

Б

7

Б

А

В

8

А

В

Б

9

В

Б

А

10

Б

В

А

Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.