Вариант № 1 «Анализ флешфорварда» Автор О. В. Защиринская
Назначение методики: изучить доминирующую сферу клиента, которая имеет максимальное значение для возникновения затруднений в тех качественных изменениях, которые он запланировал в своей жизни.
Описание и инструкция
Флешфорвард - это совокупность наших сегодняшних сомнений, страхов, которые мы переносим в будущее и поэтому не понимаем, как решать ту или иную возникшую проблему. Перед Вами бланк, в котором можно свободно записывать различные утверждения. Перед тем, как приступить к его заполнению, постарайтесь сформулировать Ваши давние желания и запишите их (продолжите предложение «Яхотел(а) бы»). Далее Вы переходите к самой таблице. Записывайте те утверждения, которые представляют собой варианты того, что мешает Вам в данный момент достичь изменений и осуществить желаемое: это касается именно Вас, Ваших мыслей, состояния, поведения. Старайтесь формулировать утверждения одним предложением и записывайте их по порядку. После того, как Вы записали утверждения (желательно не меньше 12-16 предложений), переходите к их рейтинговой оценке.
Рейтинговая оценка подразумевает ранжирование предложений по 5-рейтинговой шкале: ✓ первый рейтинг (1) - очень значимый факт, который мешает достичь желаемого («очень значимо»); ✓ второй рейтинг (2) - значимый факт, который мешает достичь желаемого («значимо»); ✓ третий рейтинг (3) - факт, который мешает достичь желаемого («важно, но не значимо»); ✓ четвертый рейтинг (4) - факт, который мало влияет на достижение желаемого («мало влияет»); ✓ пятый рейтинг (5) - факт, который можно отметить, но он несущественен для достижения желаемого («несущественен»). После ранжирования всех утверждений вы инвертируете рейтинговую шкалу в 5-балльную систему: ✓ утверждениям с первым рейтингом («очень значимо») присваивается 5 баллов; ✓ утверждениям со вторым рейтингом («значимо») присваивается 4 балла; ✓ утверждениям с третьим рейтингом («важно, но не значимо») присваивается 3 балла; ✓ утверждениям с первым рейтингом («мало влияет») присваивается 2 балла; ✓ утверждениям с пятым рейтингов («несущественен») присваивается 1 балл. Следующим шагом будет разделение всех утверждений на три группы, в зависимости от того, к каким сферам они относятся: одни утверждения описывают Ваше эмоциональное состояние (аффективная сфера), другие - Ваши мысли (когнитивная сфера), третьи - Ваше физическое состояние и социальное поведение. Сделайте пометки о группе в таблице удобным для Вас способом. Например: ✓ высказывание передает Ваше эмоциональное состояние - э; ✓ высказывание относится к описанию Ваших мыслей, установок -к: ✓ высказывание описывает Ваше поведение в социуме, действия, физическое состояние или телесные ощущения - п. В каждой группе Вам необходимо посчитать общее количество баллов и записать их после таблицы. Та сфера, которая наберет наибольшее количество баллов, и будет являться приоритетной мишенью для актуальной травматерапии.
Бланк
Я ХОТЕЛ(-А) БЫ Я ХОТЕЛ(-А) БЫ КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, НО...
N° пУп
|
Утверждения
|
Рейтинговая оценка
|
Баллы
|
Сфера
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
11
|
|
|
|
|
12
|
|
|
|
|
13
|
|
|
|
|
14
|
|
|
|
|
15
|
|
|
|
|
16
|
|
|
|
|
17
|
|
|
|
|
18
|
|
|
|
|
19
|
|
|
|
|
20
|
|
|
|
|
21
|
|
|
|
|
22
|
|
|
|
|
23
|
|
|
|
|
24
|
|
|
|
|
25
|
|
|
|
|
26
|
|
|
|
|
27
|
|
|
|
|
28
|
|
|
|
|
Вариант № 2 «Анализ травмаситуации»
Автор О. В. Защиринская
Назначение методики: изучить, на какую сферу клиента травматическая ситуация оказала наибольшее влияние. Описание и инструкция. Перед Вами таблица из трех блоков: - когнитивная сфера (мысли); - эмоциональная сфера (чувства, эмоции); - физическое состояние и социальное поведение. Перед тем, как приступить к заполнению таблицы, постарайтесь сформулировать, какая именно травмирующая ситуация произошла с Вами, и запишите это (продолжите предложение «Со мной произошла неприятная ситуация»»). Далее Вы переходите к самой таблице. В каждом блоке можно свободно записывать различные утверждения, касающиеся данной сферы именно у Вас: все, что происходило после описанной вами ситуации и происходит сейчас. Старайтесь формулировать утверждения одним предложением и записывайте их по порядку. После того, как Вы записали утверждения (желательно, чтобы в сумме было не меньше 12-16 предложений), переходите к их рейтинговой оценке. Рейтинговая оценка подразумевает ранжирование предложений по 5-рейтинговой шкале: ✓ первый рейтинг (1) - очень значимый факт, который мешает достичь желаемого («очень значимо»); ✓ второй рейтинг (2) - значимый факт, который мешает достичь желаемого («значимо»); ✓ третий рейтинг (3) - факт, который мешает достичь желаемого («важно, но не значимо»); ✓ четвертый рейтинг (2) - факт, который мало влияет на достижение желаемого («мало влияет»); ✓ пятый рейтинг (1) - факт, который можно отметить, но он несущественен для достижения желаемого («несущественен»). После ранжирования всех утверждений вы инвертируете рейтинговую шкалу в 5-балльную систему: ✓ утверждениям с первым рейтингом («очень значимо») присваивается 5 баллов; ✓ утверждениям со вторым рейтингом («значимо») присваивается 4 балла; ✓ утверждениям с третьим рейтингом («важно, но не значимо») присваивается 3 балла; ✓ утверждениям с первым рейтингом («мало влияет») присваивается 2 балла; ✓ утверждениям с пятым рейтингом («несущественен») присваивается 1 балл. В каждом блоке Вам необходимо посчитать общее количество баллов и записать их после таблицы. Та сфера, которая наберет наибольшее количество баллов, и будет являться мишенью травматерапии.
Бланк СО МНОЙ ПРОИЗОШЛА НЕПРИЯТНАЯ СИТУАЦИЯ: ПОСЛЕ СИТУАЦИИ Я (У МЕНЯ)
Думаю / возникают образы
|
N° гт/п
|
Утверждения
|
Рейтинговая оценка
|
Баллы
|
1
|
|
|
|
2
|
|
|
|
3
|
|
|
|
4
|
|
|
|
5
|
|
|
|
б
|
|
|
|
7
|
|
|
|
8
|
|
|
|
9
|
|
|
|
10
|
|
|
|
Чувствую / возникают эмоции
|
11
|
|
|
|
12
|
|
|
|
13
|
|
|
|
14
|
|
|
|
15
|
|
|
|
16
|
|
|
|
17
|
|
|
|
1S
|
|
|
|
19
|
|
|
|
20
|
|
|
|
Мое физическое состояние (телесные ощущения) и социальное поведение
|
21
|
|
|
|
22
|
|
|
|
Оксана Защиринская Психические травмы в межличностных отношениях: учебное пособие Рецензенты: д-р психол. наук, проф. В. М. Бызова (С-Петерб. гос. ун-т); д-р биол. наук, проф. Е. И. Николаева (Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена) 2022 |