Методика «Мишени травматерапии»
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Вариант № 1 «Анализ флешфорварда»
Автор О. В. Защиринская


Назначение методики: изучить доминирующую сферу клиента, которая имеет максимальное значение для возникновения затруднений в тех качественных изменениях, которые он запланировал в своей жизни.

Описание и инструкция

Флешфорвард - это совокупность наших сегодняшних сомнений, страхов, которые мы переносим в будущее и поэтому не понимаем, как решать ту или иную возникшую проблему.
Перед Вами бланк, в котором можно свободно записывать различные утверждения. Перед тем, как приступить к его заполнению, постарайтесь сформулировать Ваши давние желания и запишите их (продолжите предложение «Яхотел(а) бы»).
Далее Вы переходите к самой таблице. Записывайте те утверждения, которые представляют собой варианты того, что мешает Вам в данный момент достичь изменений и осуществить желаемое: это касается именно Вас, Ваших мыслей, состояния, поведения.
Старайтесь формулировать утверждения одним предложением и записывайте их по порядку.
После того, как Вы записали утверждения (желательно не меньше 12-16 предложений), переходите к их рейтинговой оценке.


Рейтинговая оценка подразумевает ранжирование предложений по 5-рейтинговой шкале:
✓ первый рейтинг (1) - очень значимый факт, который мешает достичь желаемого («очень значимо»);
✓ второй рейтинг (2) - значимый факт, который мешает достичь желаемого («значимо»);
✓ третий рейтинг (3) - факт, который мешает достичь желаемого («важно, но не значимо»);
✓ четвертый рейтинг (4) - факт, который мало влияет на достижение желаемого («мало влияет»);
✓ пятый рейтинг (5) - факт, который можно отметить, но он несущественен для достижения желаемого («несущественен»).
После ранжирования всех утверждений вы инвертируете рейтинговую шкалу в 5-балльную систему:
✓ утверждениям с первым рейтингом («очень значимо») присваивается 5 баллов;
✓ утверждениям со вторым рейтингом («значимо») присваивается 4 балла;
✓ утверждениям с третьим рейтингом («важно, но не значимо») присваивается 3 балла;
✓ утверждениям с первым рейтингом («мало влияет») присваивается 2 балла;
✓ утверждениям с пятым рейтингов («несущественен») присваивается 1 балл.
Следующим шагом будет разделение всех утверждений на три группы, в зависимости от того, к каким сферам они относятся: одни утверждения описывают Ваше эмоциональное состояние (аффективная сфера), другие - Ваши мысли (когнитивная сфера), третьи - Ваше физическое состояние и социальное поведение. Сделайте пометки о группе в таблице удобным для Вас способом. Например:
✓ высказывание передает Ваше эмоциональное состояние - э;
✓ высказывание относится к описанию Ваших мыслей, установок -к:
✓ высказывание описывает Ваше поведение в социуме, действия, физическое состояние или телесные ощущения - п.
В каждой группе Вам необходимо посчитать общее количество баллов и записать их после таблицы.
Та сфера, которая наберет наибольшее количество баллов, и будет являться приоритетной мишенью для актуальной травматерапии.


Бланк


Я ХОТЕЛ(-А) БЫ
Я ХОТЕЛ(-А) БЫ КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, НО...


пУп

Утверждения

Рейтинговая
оценка

Баллы

Сфера

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

11

 

 

 

 

12

 

 

 

 

13

 

 

 

 

14

 

 

 

 

15

 

 

 

 

16

 

 

 

 

17

 

 

 

 

18

 

 

 

 

19

 

 

 

 

20

 

 

 

 

21

 

 

 

 

22

 

 

 

 

23

 

 

 

 

24

 

 

 

 

25

 

 

 

 

26

 

 

 

 

27

 

 

 

 

28

 

 

 

 

29

 

 

 

 

30

 

 

 

 

состояние


Вариант № 2 «Анализ травмаситуации»


Автор О. В. Защиринская


Назначение методики: изучить, на какую сферу клиента травматическая ситуация оказала наибольшее влияние.
Описание и инструкция. Перед Вами таблица из трех блоков:
- когнитивная сфера (мысли);
- эмоциональная сфера (чувства, эмоции);
- физическое состояние и социальное поведение.
Перед тем, как приступить к заполнению таблицы, постарайтесь сформулировать, какая именно травмирующая ситуация произошла с Вами, и запишите это (продолжите предложение «Со мной произошла неприятная ситуация»»).
Далее Вы переходите к самой таблице. В каждом блоке можно свободно записывать различные утверждения, касающиеся данной сферы именно у Вас: все, что происходило после описанной вами ситуации и происходит сейчас.
Старайтесь формулировать утверждения одним предложением и записывайте их по порядку.
После того, как Вы записали утверждения (желательно, чтобы в сумме было не меньше 12-16 предложений), переходите к их рейтинговой оценке. 
Рейтинговая оценка подразумевает ранжирование предложений по 5-рейтинговой шкале:
✓ первый рейтинг (1) - очень значимый факт, который мешает достичь желаемого («очень значимо»);
✓ второй рейтинг (2) - значимый факт, который мешает достичь желаемого («значимо»);
✓ третий рейтинг (3) - факт, который мешает достичь желаемого («важно, но не значимо»);
✓ четвертый рейтинг (2) - факт, который мало влияет на достижение желаемого («мало влияет»);
✓ пятый рейтинг (1) - факт, который можно отметить, но он несущественен для достижения желаемого («несущественен»).
После ранжирования всех утверждений вы инвертируете рейтинговую шкалу в 5-балльную систему:
✓ утверждениям с первым рейтингом («очень значимо») присваивается 5 баллов;
✓ утверждениям со вторым рейтингом («значимо») присваивается 4 балла;
✓ утверждениям с третьим рейтингом («важно, но не значимо») присваивается 3 балла;
✓ утверждениям с первым рейтингом («мало влияет») присваивается 2 балла;
✓ утверждениям с пятым рейтингом («несущественен») присваивается 1 балл.
В каждом блоке Вам необходимо посчитать общее количество баллов и записать их после таблицы.
Та сфера, которая наберет наибольшее количество баллов, и будет являться мишенью травматерапии.


Бланк
СО МНОЙ ПРОИЗОШЛА НЕПРИЯТНАЯ СИТУАЦИЯ:
ПОСЛЕ СИТУАЦИИ Я (У МЕНЯ)

Думаю / возникают образы


гт/п

Утверждения

Рейтинговая
оценка

Баллы

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

б

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

Чувствую / возникают эмоции

11

 

 

 

12

 

 

 

13

 

 

 

14

 

 

 

15

 

 

 

16

 

 

 

17

 

 

 

1S

 

 

 

19

 

 

 

20

 

 

 

Мое физическое состояние (телесные ощущения) и социальное поведение

21

 

 

 

22

 

 

 

23

 

 

 

24

 

 

 

25

 

 

 

26

 

 

 

27

 

 

 

28

 

 

 

29

 

 

 

30

 

 

 

состояние

 

Оксана Защиринская
Психические травмы в межличностных отношениях: учебное пособие
Рецензенты:
д-р психол. наук, проф. В. М. Бызова (С-Петерб. гос. ун-т); д-р биол. наук, проф. Е. И. Николаева (Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена)
2022

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.