Диагностика креативности |
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Креативность как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта была рассмотрена достаточно подробно в главе 2, что дает возможность рассмотреть методы диагностики креативности. Зачастую множество переменных креативности рассматривают посредством изучения четырех основных факторов (по Гилфорду): беглость, гибкость, оригинальность, адекватность/точность. Однако выделяют и другие маркеры креативности: способность быть поглощенным интересным занятием, высокая активность и продуктивность; интерес к различным явлениям, событиям, ситуациям; высокий уровень независимости, изобретательности; возможность/способность находить оригинальные решения сложных задач, склонность к риску и т.п. [80]. Большинство существующих на сегодняшний день методов и методик, как правило, и ориентированы на диагностику этих переменных.
|
2. «Причины»: предъявляется та же картинка, что и в первом субтесте, но требуется придумать как можно больше причин, вызвавших события, происходящие на картинке.
3. «Следствия»: продолжение работы с картинкой, но необходимо придумать как можно больше следствий, вытекающих из происходящего на картинке.
4. «Улучшение предмета»: предлагается изменить игрушечного слона для того, чтобы детям стало интересно играть с ним; важно придумать как можно больше способов изменения (рисунок представлен в уменьшенном виде).
5. «Необычное использование»: нужно придумать как можно больше интересных и необычных способов использования пустых картонных коробок.
6. «Необычные вопросы»: продолжение предыдущего субтеста, т.к. необходимо придумать как можно больше вопросов о картонных коробках и их свойствах, которые могли бы вызвать интерес у окружающих людей.
7. «Невероятная ситуация»: предлагается картинка с необычной ситуацией (к облакам прикреплены веревки, которые свисают до поверхности земли), к этой ситуации необходимо придумать как можно больше последствий происходящего (рисунок представлен в уменьшенном виде).
Образная батарея состоит из трех субтестов.
1. «Создание рисунка»: на основе заданной цветной фигуры, которую нужно расположить на чистом листе бумаги (в любом произвольном месте) необходимо создать оригинальный рисунок, дополнить его деталями для создания увлекательной и интересной истории.
2. «Незаконченные фигуры»: на основе незаконченных фигур нужно создать как можно больше оригинальных изображений, и интересных предметов или картинок (на рисунке образец бланка представлен в уменьшенном виде).
3. «Повторяющиеся линии»: на основе 30 предложенных пар параллельных линий необходимо при помощи дорисовки других линий (над линиями, между линиями и т.д.) создать как можно больше оригинальных изображений и придумать к ним название (на рисунке уменьшенный фрагмент предлагаемых линий).
Инструкция
Тестирование должно проходить в игровой, творческой атмосфере, важно создать психологически комфортную и непринуждённую обстановку (процесс тестирования не должен вызывать у обследуемых ассоциаций с экзаменом, контрольной работой, проверкой и т.п.), которая будет способствовать стимуляции творческой активности, получению надежных и валидных результатов тестирования [80]. Поэтому перед началом тестирования важно замотивировать участников исследования, создать у них заинтересованность предстоящим заданием, сформировать желание выполнить это задание как можно лучше. Сама инструкция (допускающая различные модификации в зависимости от возраста участников и конкретных условий тестирования) может звучать следующим образом: «Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей работы.
У этих заданий нет «правильных» или «неправильных» ответов. Эти задания помогут вам узнать, насколько хорошо вы умеете придумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравится» [29а].
Важно отметить, что к каждому субтесту также дается специальная инструкция.
Обработка результатов
Обработка результатов теста Торренса требует от психолога определенной квалификации поскольку каждый полученный по субтесту результат творческой деятельности индивидуален и важно правильно соотнести его с существующими нормативными значениями. Вербальные и образные субтесты имеют свою систему оценки, при этом каждый субтест имеет свою специфику обработки результатов.
Обработка вербальных субтестов
Каждый вербальный субтест оценивается по трем параметрам: Беглость, Гибкость и Оригинальность.
• Беглость как способность человека генерировать большое количество осмысленных идей (Дж. Гилфорд) [80] рассчитывается путем суммирования каждого адекватного заданию ответа (1 балл за ответ). Ответы, которые включают несколько различных идей, оцениваются двумя и более баллами.
• Гибкость отражает умение использовать различные стратегии при решении проблем, умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения (Дж. Гилфорд) [80]. При подсчете этого параметра определяется количество категорий, к которым можно отнести ответы обследуемого. В том случае, когда ответ обследуемого не удается отнести ни к одной из них, возможно создание дополнительных категорий.
• Оригинальность как способность придумывать необычные, уникальные ответы (Дж. Гилфорд) [80] оценивается путем подсчета количества тривиальных, банальных и часто предсказуемых ответов (оцениваются в 0 баллов); подсчета оригинальных, интересных, редких ответов, которые оцениваются одним (за ответы, которые встречаются у 2-4,99 % обследуемых) или двумя баллами (за ответы, которые встречаются менее чем у 2 % обследуемых).
Обработка образных субтестов
Образные субтесты оцениваются по пяти показателеям: Беглость, Оригинальность, Разработанность, Абстрактность названий и Сопротивление замыканию. По содержанию показатели Беглость, Оригинальность, Разработанность, остаются такими же, как и в случае обработки вербальных субтестов. Однако по параметру оригинальности вводится двухбалльная шкала оценки: 0 баллов присваивается банальным, часто встречающимся ответам, 1 балл остальным ответам (оригинальным и нетривиальным).
Абстрактность названий - показатель, который отражает понимание сути проблемы, ее существенных признаков. Он оценивается по тем названиям, которые обследуемый дает к рисункам.
Показатель Сопротивление замыканию отражает способность избегать стереотипов и оставаться открытым для разнообразной входящей информации при поиске решения. Этот показатель отражает сопротивление обследуемого к образованию привычных, стандартных образов.
Полный вариант методики Торренса с обработкой, интерпетацией и примерами приведен в книге Е. Е. Туник «Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления» [80]. Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торренса, задание «Закончи рисунок» с обработкой, интерпретацией и примерами приведен в книге Кибальченко И. А. «Диагностика одаренности» [29а].
Описание методики
Данная методика позволяет изучить особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р).
Опросник предназначен для детей и подростков в возрасте от 11-12 лет и для взрослых людей. Методика прошла соответствующую статистическую проверку, что обеспечивает ее высокую прогностическую значимость. Тест может проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Инструкция
«Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить». Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ».
Текст опросника (фрагмент)
№ |
|
В |
Отчасти |
Нет |
Не |
1 |
Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем |
|
|
|
|
2 |
Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше |
|
|
|
|
3 |
Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю |
|
|
|
|
4 |
Мне не нравится планировать дела заранее |
|
|
|
|
5 |
Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50 |
У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома |
|
|
|
|
Обработка результатов
В процессе обработки результатов сначала просчитываются показатели по каждой шкале (склонность к риску, любознательность, сложность, воображение), а затем суммарный показатель личностной креативности. Определение каждого из четырех показателей креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом (в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «не знаю», оцениваемых в -1 балл.
Ключ
Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;
• отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;
• все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл;
• все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы.
Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;
• отрицательные ответы: 28;
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл
• ответы «не знаю» оцениваются в -1 балл.
Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;
• отрицательные: 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;
• все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл
• ответы «не знаю» оцениваются в -1 балл.
Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;
• отрицательные: 14, 20, 39;
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл,
• ответы «не знаю» оцениваются в -1 балл.
Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю». Если обследуемый дает все ответы в форме «может быть», то его оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю». Чем выше оценка человека, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является;
все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.
Шкалы |
Среднее, M |
Стандартные отклонения, Д |
Любознательность |
17,8 |
3,9 |
Воображение |
15,6 |
4,8 |
Сложность |
17,2 |
4,4 |
Склонность к риску |
17,0 |
- |
Суммарный |
67,6 |
16,0 |
Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые способы мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
Описание методики
Опросник креативности Д. Джонсона направлен на экспресс-диагностику креативности и ее проявлений. Он основан на мнении экспер- тов/наблюдателей. По мнению Д. Джонсона (1973), креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный человеком (исполнителем) достаточно спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия [80].
Опросник состоит из восьми пунктов, отражающих характеристики творческого мышления и поведения. Каждый пункт оценивается экспертом/ наблюдателем (учителями, родителями, одноклассниками и т.п.) на основе наблюдений за социальным взаимодействием наблюдаемого (обследуемого). Данный опросник позволяет также провести его и в формате самооценки респондентами своей креативности. Однако такая форма работы может быть предложена только учащимся старшего школьного возраста (8-11 классы) и взрослым участникам исследования. При этом может снизиться объективность результатов за счет проявления социальной желательности.
Инструкция
В таблице под номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени каждый оцениваемый обладает указанными творческими характеристиками.
Текст опросника
|
Творческая |
Постоянно |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
1. |
ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувстви-тельность к проблеме, предпочтение сложностей) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость) |
|
|
|
|
|
3. |
предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость) |
|
|
|
|
|
4. |
предлагать дополнительные детали, идеи, версии или реше-ния (находчивость, изобрета-тель- ность, разработанность) |
|
|
|
|
|
5. |
проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способность к структурированию) |
|
|
|
|
|
6. |
демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность) |
|
|
|
|
|
7. |
воз держаться от принятия первой пришедшей в голову типичной, общепринятой идеи, выдвигать различные варианты и выбрать наилучший (независимость) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение) |
|
|
|
|
|
Обработка и интерпретация результатов
Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций: 1 - никогда; 2 - редко; 3 - иногда; 4 - часто; 5 - постоянно. Общей оценкой креативности является сумма баллов по восьми пунктам (минимальная оценка - 8, максимальная - 40 баллов) (табл. 28).
Таблица 28
Соотношение креативности и суммарных оценок опросника
Уровни креативности |
Шкала общих оценок опросника |
Очень высокий |
40-34 |
Высокий |
33-27 |
Нормальный, средний |
26-20 |
Низкий |
19-15 |
Очень низкий |
14-0 |
Вопросы для обсуждения
1. Какие основные критерии рассматривают в качестве переменных креативности в диагностике?
2. Какие методы диагностики используются для изучения креативности?
3. Приведите пример тестов и личностных опросников, предназначенных для изучения креативности и креативного мышления.
4. Какие две части включает тест творческого мышления П. Торренса?
5. Для какой возрастной группы предназначен тест творческого мышления П. Торренса?
6. Какие шкалы являются показателями креативности в методике «Диагностика личностной креативности» Е. Е. Туник?
7. Возможно ли изучение креативности методом экспертной оценки? Приведите пример такой диагностики.
Источник: Кибальченко И. А. Психология креативности, одаренности и гениальности : учебник / И. А. Кибальченко, Т. В. Эксакусто ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021. - 237 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |