(Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова, 1981)
Цель: познакомиться с простыми методами диагностики сенсорной, моторной и общей асимметрии мозга.
Диагностика ведущего уха
- Испытуемому предлагается определить, у какого уха прозвучал хлопок в ладоши (его производят за спиной испытуемого, на одинаковом расстоянии от обоих ушей). Названное испытуемым ухо ведущее (предположительно). - Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. - Испытуемому что-то говорится шепотом. Испытуемый обычно подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознает услышанное.
При этом отмечается: а) к какому уху он подносит часы в первый раз б) одинаково ли слышит тиканье разными ушами.
Диагностика ведущего глаза
- Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Обычно закрывается неведущий глаз. - Рассматривание предмета в «подзорную трубу». Оно обычно осуществляется ведущим глазом. - В листе плотной бумаги размером 5x10 см в центре вырезается отверстие 1x1 см; держа лист на расстоянии 30-40 см, испытуемый фиксирует через отверстие предмет, находящийся в 2-3 см от него. При закрывании ведущего глаза предмет смещается. - Испытуемого просят прицелиться.
Диагностика ведущей ноги
- Испытуемому предлагается выполнить: а) подпрыгивание на одной ноге, б) шаг вперед и шаг назад, в) вставание на стуле на колени - нога, выполняющая движение первой, считается ведущей. - При прыжке в длину ведущая нога является толчковой. - При закидывании ноги на ногу сверху оказывается функционально преобладающая нога. - Измерить длину 5-10 шагов каждой ноги, вычислить среднеарифметическую величину шага каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей.
Диагностика ведущей руки
- Испытуемому вручается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок. - Испытуемому предлагается открыть пузырек (банку) с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек. - Испытуемого просят развязать несколько узлов на шнурке средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит). - При раздаче карт их раскладывают ведущей рукой. - При хлопках в ладоши ведущая рука - сверху. - Испытуемого просят погладить игрушку, держа ее в руке, - гладит ведущая рука. - Нарисовать пальцем одной руки круги на ладони другой - рисует ведущая рука. - Неведущая рука держит часы, ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы. - Ведущая рука держит нитку и вдевает ее в ушко, а неведущая рука держит иголку. - При переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец ведущей руки. - Испытуемого просят поднять лежащий на полу предмет. Это действие очень редко выполняется неведущей рукой. - Испытуемому предлагают скрестить руки («поза Наполеона»). Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей.
Далее определяются средние арифметические значения полученных результатов для левой и правой руки и коэффициент мануальной асимметрии по формуле: КМА = Тср П/ТсрЛ, где Тсрп — среднее значение времени для правой руки; ТсрЛ — среднее значение времени для левой руки (Проба Аннет.) Источник: Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: материалы VIII Международной научно-практической конференции (Тула, 15-16 ноября 2022 г.) / науч. ред. Н.А. Степанова. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 452 с.
|