Методы диагностики сенсорной и моторной асимметрии
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

(Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова, 1981)


Цель: познакомиться с простыми методами диагностики сенсорной, моторной и общей асимметрии мозга.


Диагностика ведущего уха


- Испытуемому предлагается определить, у какого уха прозвучал хлопок в ладоши (его производят за спиной испытуемого, на одинаковом расстоянии от обоих ушей). Названное испытуемым ухо ведущее (предположительно).
- Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом.
- Испытуемому что-то говорится шепотом. Испытуемый обычно подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознает услышанное.


При этом отмечается:
а) к какому уху он подносит часы в первый раз
б) одинаково ли слышит тиканье разными ушами.


Диагностика ведущего глаза


- Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Обычно закрывается неведущий глаз.
- Рассматривание предмета в «подзорную трубу». Оно обычно осуществляется ведущим глазом.
- В листе плотной бумаги размером 5x10 см в центре вырезается отверстие 1x1 см; держа лист на расстоянии 30-40 см, испытуемый фиксирует через отверстие предмет, находящийся в 2-3 см от него. При закрывании ведущего глаза предмет смещается.
- Испытуемого просят прицелиться.


Диагностика ведущей ноги


- Испытуемому предлагается выполнить:
а) подпрыгивание на одной ноге,
б) шаг вперед и шаг назад,
в) вставание на стуле на колени - нога, выполняющая движение первой, считается ведущей.
- При прыжке в длину ведущая нога является толчковой.
- При закидывании ноги на ногу сверху оказывается функционально преобладающая нога.
- Измерить длину 5-10 шагов каждой ноги, вычислить среднеарифметическую величину шага каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей.


Диагностика ведущей руки


- Испытуемому вручается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
- Испытуемому предлагается открыть пузырек (банку) с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
- Испытуемого просят развязать несколько узлов на шнурке средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
- При раздаче карт их раскладывают ведущей рукой.
- При хлопках в ладоши ведущая рука - сверху.
- Испытуемого просят погладить игрушку, держа ее в руке, - гладит ведущая рука.
- Нарисовать пальцем одной руки круги на ладони другой - рисует ведущая рука.
- Неведущая рука держит часы, ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
- Ведущая рука держит нитку и вдевает ее в ушко, а неведущая рука держит иголку.
- При переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец ведущей руки.
- Испытуемого просят поднять лежащий на полу предмет. Это действие очень редко выполняется неведущей рукой.
- Испытуемому предлагают скрестить руки («поза Наполеона»). Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей.


Далее определяются средние арифметические значения полученных результатов для левой и правой руки и коэффициент мануальной асимметрии по формуле:
КМА = Тср П/ТсрЛ,
где Тсрп — среднее значение времени для правой руки; ТсрЛ — среднее значение времени для левой руки (Проба Аннет.)
Источник: Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: материалы VIII Международной научно-практической конференции (Тула, 15-16 ноября 2022 г.) / науч. ред. Н.А. Степанова. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 452 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.