Методы определения ведущей руки
1. Протереть доску в классе. Активные действия выполняет ведущая рука. 2. Хлопать в ладоши, ведущая рука сверху. 3. Отвинтить гайку. 4. Погладить игрушку держа ее в руке (ведущая рука гладит). 5. Вдеть нитку в иголку (для малышей палку в кольцо). Ведущая рука активна. 6. Показать как зажигать спичку.
7. Отвинтить пробку на пузырьке, бутылке. Ведущая рука активна. 8. Проделать движение игры "Сорока - сорока" (рисовать пальцем одной руки на ладони другой). Рисует ведущая рука. 9. Тест на кручение (в какую сторону мешаете сахар в стакане: против часовой стрелки - скрытое левшество). 10. В какую сторону будете рисовать концентрические круги. 11. Складывание рук крест на крест на груди (поза Наполеона). Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки. 12. Пальцы в замочек (какая рука сверху). Если из всех заданий больше половины производится левой рукой - правополушарное доминирование.
Методы определения ведущего глаза
1. Определяется с помощью листа бумаги, в котором проделывается небольшое отверстие. Ребят просят держать лист на вытянутых руках и смотреть на переносицу стоящего в нескольких метрах взрослого двумя глазами. При этом виден взрослому или левый или правый глаз. 2. Сворачивается в трубочку лист бумаги. Пусть ребята посмотрят туда как в позорную трубу. К ведущему глазу прикладывается «подзорная труба». 3. Испытуемого просят моргнуть. Открытым остается ведущий глаз
Методы определения ведущего уха
1. Ребят просят послушать тикают ли часики. Часы должны лежать или висеть перед ребенком по центру. К какому уху подносят то и ведущее. Попросить: представить, что лежат часы, попросить нагнуться к ним, чтобы послушать. 2. Ребенку говорят шепотом, он поворачивается ведущим ухом. 3. К какому уху обычно прикладывают трубку телефона, то ухо является ведущим. Ведущий глаз, ухо, рука - отражение того, как устроен мозг человека. Настойчивая тренировка правой руки у левшей (и наоборот) может нарушить координацию работы мозга. Предпосылки к формированию центров речи в левом полушарии имеются уже у новорожденного. У леворуких центры речи формируются в правом полушарии мозга, но есть исключения. При переучивании леворуких детей информация о действии приходит в левое полушарие, а центра речи там нет. Побуквенный, послоговый анализ невозможен, тонкие действия пальцев адаптируются плохо, а это именно нужно для выработки письма. В младших классах, когда необходимо списывание чужого текста, проблема может не возникнуть, а когда надо писать собственное изложение (сочинение) праворукое письмо оказывается невозможным. Поэтому пик обращения родителей к специалисту по поводу переучивания детей приходится на возраст с 10-и лет. Но это не у всех, так как не у всех левшей центры речи в правом полушарии. Существует определенный % левшей, у которых центры речи находится также как и у праворуких в левом полушарии.
Методы определения ведущей ноги
1. Закидывание ноги на ногу - сверху оказывается функционально преобладающая нога; 2. Толчковая нога при прыжке - ведущая; 3. Испытуемый делает несколько прыжков через скакалку. Ведущая нога поднимается первой и становится впереди неведущей. |