Оценка способностей и личностных качеств дошкольников
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Приводится по изданию Е. Е. Туник, В. П. Опутниковой.
Данная методика содержит четыре опросника.


Опросник 1. Характеристики способностей к обучению


Опросник включает восемь пунктов, в каждом из которых отмечены некоторые характеристики, связанные со способностью к обучению. Заполняющий анкету оценивает, используя 4-балльную систему, в какой степени каждый ребёнок обладает данными характеристиками.
Максимальная оценка — 32 балла.


Опросник 2. Мотивационно-личностные характеристики


Опросник включает девять характеристик. Максимальная оценка — 36 баллов.


Опросник 3. Творческие характеристики (креативность)


Данный опросник включает десять пунктов. Максимальная оценка — 40 баллов.


Опросник 4. Лидерские характеристики


Опросник включает десять пунктов, в каждом из которых отмечены характеристики, связанные с лидерскими способностями. Максимальная оценка — 40 баллов.


Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.


Каждый пункт следует оценивать безотносительно к другим пунктам.
Экспертами могут быть педагоги, психологи или социальные работники, знающие детей.


Способ проведения


Заполнение опросников можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме, т. е. оценку может проводить либо несколько экспертов в одно и то же время, либо один. Аналогично можно оценивать либо целую группу детей, либо только одного. Это зависит от потребностей и возможностей. Время заполнения опросников не ограничено. Можно заполнять все четыре опросника, можно один-два опросника (для каждой шкалы существуют отдельные нормативные данные).
Респонденту предлагается текст опросника, а также лист ответов с инструкцией для каждого опросника. Все ответы следует помещать только на листе ответов.
Следует оценить каждую характеристику с помощью 4-балльной шкалы, а затем просуммировать выставленные баллы по всем характеристикам каждой шкалы для каждого оцениваемого. Все инструкции по заполнению опросников даны на листах ответов.
Сколько и каких экспертов можно привлечь к работе, зависит от целей и возможностей. Рекомендуется использовать оценки 2—3 экспертов- педагогов, психологов или социальных работников, хорошо знающих детей. Оценки родителей менее точны.


Тексты опросников


Опросник 1. Характеристики способностей к обучению


1. Имеет обширный словарный запас для своего возраста; использует термины вполне осмысленно; речевое развитие характеризуется богатством, выразительностью, разработанностью и беглостью.
2. Обладает большим запасом информации в различных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов его сверстников).
3. Может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию.
4. Способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть, как и почему происходит что-либо; задаёт много вопросов, вскрывающих истинный, глубинный смысл (в отличие от информационных и фактических вопросов); хочет знать, что является движущей силой, что лежит в основе событий или поступков и мыслей людей.
5. Легко схватывает основные, главные принципы и может быстро сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах; ищет сходство и различие между событиями и предметами.
6. Тонкий и проницательный наблюдатель, «видит больше» и «извлекает больше» из рассказа, фильма и т. д., чем остальные.
7. Любит читать (или слушать, когда ему читают), обычно предпочитает книги для детей более старшего возраста; не избегает трудного материала, любит рассматривать и изучать детские энциклопедии и атласы.
8. Пытается понять сложный материал, анализируя, разделяя его на составные части; делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым смыслом ответы и объяснения.

Опросник 2. Мотивационно-личностные характеристики


1. Глубоко и полностью погружается в интересующие его темы и проблемы, настойчив в нахождении пути решения проблемы (иногда трудно перевести его внимание на другую тему).
2. Ему быстро надоедает обычная, знакомая, однообразная, выполняемая строго по инструкции работа.
3. Мало нуждается во внешней мотивации и стимуляции при выполнении работы, которая изначально его вдохновила.
4. Стремится к наилучшему результату, самокритичен; редко бывает удовлетворён своим темпом и результатом.
5. Предпочитает работать самостоятельно и независимо; от взрослых требуются лишь первоначальные инструкции, затем любит всё делать сам.
6. Интересуется многими «взрослыми» проблемами в большей степени, чем его сверстники.
7. Часто твёрдо отстаивает своё мнение (иногда даже излишне активно), упорен в своих убеждениях.
8. Любит организовывать и структурировать вещи, людей и ситуации.
9. Его всегда интересует правда и ложь, добро и зло; часто оценивает и судит о людях, событиях и предметах.


Опросник 3. Творческие характеристики


1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях, постоянно задаёт вопросы о чём-либо и обо всём.
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда эмоционален и горяч в споре; упорный и настойчивый.
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает развитым воображением («интересно, что произойдет, если...»); любит заниматься применением, улучшением и изменением идей, правил и объектов.
6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
7. Более эмоционален и импульсивен по сравнению с другими детьми; мальчики более свободно проявляют «типично женские» качества, например чувствительность; девочки более независимы, активны и настойчивы, чем их сверстницы.
8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать, не боится быть непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет и любит работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку.
10. Не склонен полагаться на авторитетные мнения взрослых без их критической оценки.


Опросник 4. Лидерские характеристики


1. Способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо.
2. Чувствует себя уверенно с детьми своего возраста так же, как со взрослыми; чувствует себя комфортно и спокойно, когда его просят показать свою работу перед группой.
3. Видно, что к нему хорошо относятся сверстники.
4. Сотрудничает со взрослыми и сверстниками; стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно.
5. Вполне способен к самовыражению; речь хорошо развита и его легко понять.
6. Готов адаптироваться к новым ситуациям; гибок в мышлении и действиях и не выглядит обескураженным, когда привычный уклад меняется.
7. Воодушевлён, когда находится среди людей; любит общаться и не любит одиночества.
8. Стремится быть первым, превосходить окружающих; как правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие.
9. Принимает активное участие в различных мероприятиях, можно рассчитывать, что если кто и будет участвовать в подготовке к праздникам, соревнованиям и т. д., то именно он и никто другой.
10. Выделяется в различных видах спорта, обладает хорошей координацией и увлекается всеми видами атлетических игр.


Лист ответов (аналогично заполняются листы ответов и к другим опросникам)


Опросник 1. Характеристики способностей к обучению


Дата_________ ДОУ_______________ группа_______
Возраст______ Город____________________________
Респондент (Ф. И. О.)_______________________________
(заполняющий анкету)


В таблице под номерами от 1 до 8 отмечены характеристики обучаемости (способности к обучению). Пожалуйста, оцените, используя 4-балльную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными характеристиками.
Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.


п/п

Ф. И. О.

Номер характеристики способностей к обучению

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Обобщённый лист ответов

Дата тестирования________ , количество человек
ДОУ №_______ , тип ДОУ______________
Группа____ , тип группы______ , город_________
Эксперт: ______________ .____________



Таблица итоговых данных


п/п

Ф. И. О.

Суммарные баллы

Опросник 1

Опросник 2

Опросник 3

Опросник 4

Э

Р

 

 

Э

Р

 

 

Э

Р

 

 

Э

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Обобщённые нормативные данные (выборка — 996 человек 5—17 лет)

Опросник

Категория
оценивающего

Количество
человек

Очень
низкие

Низкие

Средние

Высокие

Очень
высокие

1. Способности к обучению

Эксперт

844

< 5

6—11

12—19—24

25—31

> 32

Родители

176

< 12

13—17

18—22—26

27—31

> 32

2. Мотивационноличностные способности

Эксперт

793

< 10

11—15

16—21—25

26—30

> 31

Родители

176

< 14

15—19

20—25—29

30—34

> 35

3. Творческие способности

Эксперт

793

< 8

9—14

15—21—26

27—32

> 33

Родители

176

< 16

17—21

22—27—31

32—36

> 37

4. Лидерские способности

Эксперт

843

< 11

12—17

18—25—31

32—38

> 39

Родители

181

< 17

18—22

23—29—33

34—39

> 40

Источник: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «психология одарённости» для специальности 1-03 04 03 практическая психология
Автор Е. Ф. Нестер
Рассмотрено и утверждено на заседании редакционно-издательского совета 22 марта 2016 г., протокол № 1.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.