Приводится по изданию Е. Е. Туник, В. П. Опутниковой. Данная методика содержит четыре опросника.
Опросник 1. Характеристики способностей к обучению
Опросник включает восемь пунктов, в каждом из которых отмечены некоторые характеристики, связанные со способностью к обучению. Заполняющий анкету оценивает, используя 4-балльную систему, в какой степени каждый ребёнок обладает данными характеристиками. Максимальная оценка — 32 балла.
Опросник 2. Мотивационно-личностные характеристики
Опросник включает девять характеристик. Максимальная оценка — 36 баллов.
Опросник 3. Творческие характеристики (креативность)
Данный опросник включает десять пунктов. Максимальная оценка — 40 баллов.
Опросник 4. Лидерские характеристики
Опросник включает десять пунктов, в каждом из которых отмечены характеристики, связанные с лидерскими способностями. Максимальная оценка — 40 баллов.
Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.
Каждый пункт следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Экспертами могут быть педагоги, психологи или социальные работники, знающие детей.
Способ проведения
Заполнение опросников можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме, т. е. оценку может проводить либо несколько экспертов в одно и то же время, либо один. Аналогично можно оценивать либо целую группу детей, либо только одного. Это зависит от потребностей и возможностей. Время заполнения опросников не ограничено. Можно заполнять все четыре опросника, можно один-два опросника (для каждой шкалы существуют отдельные нормативные данные). Респонденту предлагается текст опросника, а также лист ответов с инструкцией для каждого опросника. Все ответы следует помещать только на листе ответов. Следует оценить каждую характеристику с помощью 4-балльной шкалы, а затем просуммировать выставленные баллы по всем характеристикам каждой шкалы для каждого оцениваемого. Все инструкции по заполнению опросников даны на листах ответов. Сколько и каких экспертов можно привлечь к работе, зависит от целей и возможностей. Рекомендуется использовать оценки 2—3 экспертов- педагогов, психологов или социальных работников, хорошо знающих детей. Оценки родителей менее точны.
Тексты опросников
Опросник 1. Характеристики способностей к обучению
1. Имеет обширный словарный запас для своего возраста; использует термины вполне осмысленно; речевое развитие характеризуется богатством, выразительностью, разработанностью и беглостью. 2. Обладает большим запасом информации в различных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов его сверстников). 3. Может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию. 4. Способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть, как и почему происходит что-либо; задаёт много вопросов, вскрывающих истинный, глубинный смысл (в отличие от информационных и фактических вопросов); хочет знать, что является движущей силой, что лежит в основе событий или поступков и мыслей людей. 5. Легко схватывает основные, главные принципы и может быстро сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах; ищет сходство и различие между событиями и предметами. 6. Тонкий и проницательный наблюдатель, «видит больше» и «извлекает больше» из рассказа, фильма и т. д., чем остальные. 7. Любит читать (или слушать, когда ему читают), обычно предпочитает книги для детей более старшего возраста; не избегает трудного материала, любит рассматривать и изучать детские энциклопедии и атласы. 8. Пытается понять сложный материал, анализируя, разделяя его на составные части; делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым смыслом ответы и объяснения.
Опросник 2. Мотивационно-личностные характеристики
1. Глубоко и полностью погружается в интересующие его темы и проблемы, настойчив в нахождении пути решения проблемы (иногда трудно перевести его внимание на другую тему). 2. Ему быстро надоедает обычная, знакомая, однообразная, выполняемая строго по инструкции работа. 3. Мало нуждается во внешней мотивации и стимуляции при выполнении работы, которая изначально его вдохновила. 4. Стремится к наилучшему результату, самокритичен; редко бывает удовлетворён своим темпом и результатом. 5. Предпочитает работать самостоятельно и независимо; от взрослых требуются лишь первоначальные инструкции, затем любит всё делать сам. 6. Интересуется многими «взрослыми» проблемами в большей степени, чем его сверстники. 7. Часто твёрдо отстаивает своё мнение (иногда даже излишне активно), упорен в своих убеждениях. 8. Любит организовывать и структурировать вещи, людей и ситуации. 9. Его всегда интересует правда и ложь, добро и зло; часто оценивает и судит о людях, событиях и предметах.
Опросник 3. Творческие характеристики
1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях, постоянно задаёт вопросы о чём-либо и обо всём. 2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы. 3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда эмоционален и горяч в споре; упорный и настойчивый. 4. Способен рисковать; предприимчив и решителен. 5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает развитым воображением («интересно, что произойдет, если...»); любит заниматься применением, улучшением и изменением идей, правил и объектов. 6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим. 7. Более эмоционален и импульсивен по сравнению с другими детьми; мальчики более свободно проявляют «типично женские» качества, например чувствительность; девочки более независимы, активны и настойчивы, чем их сверстницы. 8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений. 9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать, не боится быть непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет и любит работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку. 10. Не склонен полагаться на авторитетные мнения взрослых без их критической оценки.
Опросник 4. Лидерские характеристики
1. Способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо. 2. Чувствует себя уверенно с детьми своего возраста так же, как со взрослыми; чувствует себя комфортно и спокойно, когда его просят показать свою работу перед группой. 3. Видно, что к нему хорошо относятся сверстники. 4. Сотрудничает со взрослыми и сверстниками; стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно. 5. Вполне способен к самовыражению; речь хорошо развита и его легко понять. 6. Готов адаптироваться к новым ситуациям; гибок в мышлении и действиях и не выглядит обескураженным, когда привычный уклад меняется. 7. Воодушевлён, когда находится среди людей; любит общаться и не любит одиночества. 8. Стремится быть первым, превосходить окружающих; как правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие. 9. Принимает активное участие в различных мероприятиях, можно рассчитывать, что если кто и будет участвовать в подготовке к праздникам, соревнованиям и т. д., то именно он и никто другой. 10. Выделяется в различных видах спорта, обладает хорошей координацией и увлекается всеми видами атлетических игр.
Лист ответов (аналогично заполняются листы ответов и к другим опросникам)
Опросник 1. Характеристики способностей к обучению
Дата_________ ДОУ_______________ группа_______ Возраст______ Город____________________________ Респондент (Ф. И. О.)_______________________________ (заполняющий анкету)
В таблице под номерами от 1 до 8 отмечены характеристики обучаемости (способности к обучению). Пожалуйста, оцените, используя 4-балльную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными характеристиками. Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.
№ п/п
|
Ф. И. О.
|
Номер характеристики способностей к обучению
|
Сумма
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обобщённый лист ответов
Дата тестирования________ , количество человек ДОУ №_______ , тип ДОУ______________ Группа____ , тип группы______ , город_________ Эксперт: ______________ .____________
Таблица итоговых данных
№ п/п
|
Ф. И. О.
|
Суммарные баллы
|
Опросник 1
|
Опросник 2
|
Опросник 3
|
Опросник 4
|
Э
|
Р
|
|
|
Э
|
Р
|
|
|
Э
|
Р
|
|
|
Э
|
Р
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обобщённые нормативные данные (выборка — 996 человек 5—17 лет)
Опросник
|
Категория оценивающего
|
Количество человек
|
Очень низкие
|
Низкие
|
Средние
|
Высокие
|
Очень высокие
|
1. Способности к обучению
|
Эксперт
|
844
|
< 5
|
6—11
|
12—19—24
|
25—31
|
> 32
|
Родители
|
176
|
< 12
|
13—17
|
18—22—26
|
27—31
|
> 32
|
2. Мотивационноличностные способности
|
Эксперт
|
793
|
< 10
|
11—15
|
16—21—25
|
26—30
|
> 31
|
Родители
|
176
|
< 14
|
15—19
|
20—25—29
|
30—34
|
> 35
|
3. Творческие способности
|
Эксперт
|
793
|
< 8
|
9—14
|
15—21—26
|
27—32
|
> 33
|
Родители
|
176
|
< 16
|
17—21
|
22—27—31
|
32—36
|
> 37
|
4. Лидерские способности
|
Эксперт
|
843
|
< 11
|
12—17
|
18—25—31
|
32—38
|
> 39
|
Родители
|
181
|
< 17
|
18—22
|
23—29—33
|
34—39
|
> 40
|
Источник: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «психология одарённости» для специальности 1-03 04 03 практическая психология Автор Е. Ф. Нестер Рассмотрено и утверждено на заседании редакционно-издательского совета 22 марта 2016 г., протокол № 1.
|