Модификация техники "репертуарных решеток" Д. Келли
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Теоретическое обоснование. В традиционном варианте данная классификационная методика рассчитана на выявление того, что стоит за словами человека, его оценками явлений, событий, других людей

 

Таблица 18


Испытуемый К.

 

Испытуемый В.

 

Испытуемый
Д.

 

Испытуемый Ш.

 

Итуемый Я.

 

Испытуемый Н.

 

Испытуемый У.

 

Ф.И.О.........

Дата............

Сходство

Различие

О

О

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

О

О

 

 

 

 

 

 

 

О

О

О

 

 

 

О

О

О

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

О

О

 

 

 

О

 

О

О

 

 

 

 

О

 

О

 

 

 

О

 

 

"Классификационная решетка" (экспериментальный бланк)

В этом варианте методической процедуры список обследуемой группы оказывается внесенным непосредственно в экспериментальный бланк таким образом, что каждый вертикальный столбец в его левой части соответствует одной из фамилий в этом списке. На каждой горизонтальной строке экспериментатор ставит три кружка, обозначающие предлагаемые для оценки уже описанным способом триады. Кружки соответствующие двоим схожим по выделенному качеству людям, зачеркиваются, а в графу "сходство" заносится слово или несколько слов, характеризующих этот признак. Оставшийся в этой горизонтальной строке кружок не зачеркивается, а признак, позволяющий отличить третьего члена триады от двоих схожих, находит отражение в графике "различие". Таким образом, извлекается "личностный конструкт", важной характеристикой которого является его биполярность, т. е. обязательное наличие как полюса "сходство", так и полюса "различие". Путем последовательного рассмотрения всех горизонтальных строк бланка заполняется вся матрица. Использование матричной формы вместо нумерованных карточек позволяет экспериментатору работать одновременно со всей группой испытуемых.

План варианта составления триад.
Предположим, что нам необходимо выяснить, насколько статусная иерархия в обследуемой группе предопределяет характер взаимоотношений ее членов, насколько влияет статус партнера на его оценку, на отношение к нему товарищей по сообществу. И конечно, в этой ситуации мы не можем при составлении триад не учитывать и саму внутригрупповую структуру в целом, и конкретные места, которые занимают в ней входящие в триады члены группы.
Как в исследовательской практике должен быть осуществлен такой учет, продемонстрируем на конкретном примере.
В качестве данных используем результаты обследования группы из 7 человек. При составлении конкретных триад экспериментатор должен руководствоваться стремлением достигнуть максимального количества сочетаний представителей различных уровней данной иерархии статусов. Например, для групп, имеющих четырехуровневую статусную структуру: "социометрические звезды" (1), "предпочитаемые" (2), "непринятые" (3), "изолированные" (4), возможны следующие варианты триад: 1, 2, 3; 1, 2, 4; 1, 3, 4; 2, 3, 4; 1, 1, 2; 1, 1, 3; 1, 1, 4; 1, 1, 1; 2, 2, 1; 2, 2, 3; 2, 2, 4; 2, 2, 2; 3, 3, 1; 3, 3, 2; 3, 3, 3; 4, 4, 1;4,4,2;4,4,3;4,4,4. Что касается рассматриваемой нами группы из 7 человек, то число таких вариантов еще более ограничено, так как триады типа 1,1, 2; 1, 1, 3; 1,1, 4; 1,1,1; 3, 3, 3; 4, 4, 1; 4, 4, 2; 4, 4, 3; 4, 4, 4 попросту не могут быть скомплектованы, так как в данном сообществе наличествует лишь по одному представителю 1 и 4 статуса и всего два члена группы, которые могут быть отнесены к третьему статусу — "слою". Таким образом, "классификационная решетка" в этом случае может быть представлена таблицей (см. табл. 19).

Таблица 19

 

Список группы

Испытуемый К.

Испытуемый В.

Испытуемый Д

Испытуемый Ш.

Испытуемый Я.

Испытуемый
Н.

Испытуемый У.

Сходство

Различие

№ статусной категории

2

1

2

2

3

4

3

 

О

О

 

 

О

 

 

 

 

 

 

О

О

 

 

О

 

 

 

 

 

О

 

 

 

О

О

 

 

 

 

 

 

 

О

О

О

 

 

 

О

О

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

О

О

 

 

 

 

 

О

 

 

О

 

О

 

 

 

 

О

О

О

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

О

 

О

 

 

 

О

 

 

 

О

 

О

 

 

 

 

 

 

 

О

О

О

 

 

Анализ решений триад, составленных таким образом, может позволить экспериментатору определить, с какой группой и какого типа он в данном случае имеет дело. Для этого необходимо помнить, что на сегодняшний день экспериментально доказано, что в корпоративных группировках с отрицательной направленностью, отличающихся жестко фиксированной статусной иерархией (например в криминальных сообществах), статусные характеристики членов группы, входящих в триаду, выступают практически единственным основанием для определения "сходства—различия". Что же касается высокоразвитых в социально-психологическом плане групп типа "коллектива", то здесь основания для решения подобной задачи оказываются разнообразны. В частности, наряду со статусными характеристиками, определяющими являются в первую очередь собственно личностные качества. Наличие этой однозначно зафиксированной в уже проведенных исследованиях закономерности в конечном счете и превращает излагаемую методическую процедуру в диагностическое средство, с помощью которого можно вполне аргументированно классифицировать обследуемые группы и при наличии достаточно эмпирически выраженной картины с уверенностью говорить о совершенно определенной в каждой конкретной ситуации степени их социально-психологического развития.

Вряд ли правомерно рассматривать технику "репертуарных решеток" как диагностическое средство, позволяющее констатировать факт интеграции той или иной личности в обследуемой группе. Что же касается членов сообщества, находящихся на адаптационной или индивидуализационной стадии вхождения в него, то они могут быть, как показано, достаточно легко выявлены с помощью только что описанной социально-психологической модификации методики "личностных конструктов".

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.