Цель: изучить общую направленность интересов учащихся. Ход работы: учащимся предлагается оценить степень своего интереса к различным видам деятельности по следующей инструкции: "Перед Вами ряд высказываний, в которых содержится вопрос о наличии интереса к той или иной деятельности и сфере знаний. Ваша задача, читая эти высказывания в бланке ответов против соответствующего порядкового номера ставить следующие знаки: ++ если названная область знания нравится Вам и Вы хотели бы стать специалистом в этой области; + если названная область знания нравится Вам, но особого желания заниматься ею у Вас, нет; - если указанная деятельность не нравится Вам".
- Решать математические задачи и делать сложные математические расчеты.
- Готовить растворы, смешивать реактивы.
- Читать книги по занимательной физике.
- Выяснять устройство электроприборов.
- Читать технические журналы ("Техника молодежи", "Юный техник", "Моделист - конструктор").
- Собирать коллекции минералов.
- Знакомиться с жизнью животных и растений.
- Читать произведения классической мировой литературы.
- Узнавать о жизни людей в разных странах, о государственном устройстве этих стран.
- Читать книги о школе.
- Знакомиться с работой врачей.
- Заботиться об уюте в доме, в классе, в школе.
- Посещать театры, музеи, художественные выставки.
- Читать книги о работе милиции.
- Читать военную литературу.
- Уроки математики.
- Решать задачи по химии.
- Читать научно-популярную литературу о физических открытиях.
- Исправлять бытовые и электроприборы.
- Посещать выставки по технике или слушать (смотреть) передачи о новинках техники.
- Ходить в походы по родному краю для его изучения.
- Изучать особенности физиологических процессов в различных организмах.
- Читать критические статьи о литературе.
- Участвовать в общественной работе.
- Объяснять товарищам, как выполнить учебное задание, если они сами не могут сделать.
- Читать о том, как люди научились бороться с болезнями.
- Шить, вышивать, готовить пищу.
- Слушать оперную и симфоническую музыку.
- Знакомиться с различными законами, распоряжениями, уставами.
- Знакомиться с военной техникой.
- Заниматься в математическом кружке.
- Проводить опыты по химии.
- Проводить опыты по физике.
- Читать статьи в научно-популярных журналах о новинках радиотехники.
- Собирать и ремонтировать машины, например, велосипед.
- Ездить в экспедиции с геологами.
- Работать в саду, на огороде.
- Письменно излагать свои наблюдения, мысли (писать стихи).
- Читать книги по истории.
- Читать, рассказывать детям сказки, играть с ними.
- Ухаживать за больными, следить за правильным приемом лекарств.
- Помогать по хозяйству дома.
- Заниматься в каком-либо кружке художественной самодеятельности.
- Изучать политический строй и социальные изменения в других странах.
- Участвовать в военных играх, походах.
- Решать задачи по алгебре.
- Выполнять домашние задания по химии.
- Участвовать в физических олимпиадах.
- Собирать и ремонтировать радиоаппаратуру.
- Моделировать, например, изготовлять модели планеров и т.д.
- Участвовать в географических и геологических экскурсиях.
- Наблюдать за живой природой.
- Изучать иностранный язык.
- Выступать с докладами на исторические темы.
- Выполнять работу пионервожатого.
- Знакомиться с тем, как устроен организм человека.
- Делать разные покупки.
- Играть на музыкальных инструментах.
- Выступать с докладами, сообщениями перед большой аудиторией.
- Уроки физкультуры.
- Выполнять математические действия по формулам.
- Находить химические явления в природе.
- Заниматься в физическом кружке.
- Разбираться в радиосхемах.
- Научиться водить машину и уметь самому ремонтировать ее.
- Знакомиться с географическими (геологическими) картами.
- Проводить опытническую работу по биологии.
- Обсуждать с товарищами прочитанные книги.
- Изучать политический строй в разных странах.
- Обсуждать вопросы воспитания.
- Изучать причины возникновения разных болезней.
- Знакомиться, общаться с разными людьми.
- Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.
- Читать в газете и смотреть по телевизору политические новости.
- Заниматься в спортивных секциях.
- Читать научно-популярную литературу о математических открытиях и известных математиках.
- Заниматься в химическом кружке, участвовать в химических олимпиадах.
- Уроки физики.
- Выполнять работы и измерительными приборами.
- Выполнять сложные технические работы, требующие большой точности.
- Узнавать об открытии новых месторождений полезных ископаемых.
- Ухаживать за растениями и животными, наблюдать за их ростом и развитием.
- Выступать с докладом по вопросам литературы.
- Смотреть фильмы об исторических событиях.
- Давать объяснения младшим школьникам.
- Знакомиться с достижениями в области медицины.
- Оказывать людям различные бытовые услуги.
- Смотреть театральные постановки по телевизору.
- Вести дискуссии на политические темы.
- Изучать историю крупных исторических сражений и биографии выдающихся полководцев.
- Решать задачи по геометрии.
- Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио и телепередач).
- Читать книги о физических открытиях и великих ученых-физиках.
- Заниматься в радиотехническом кружке.
- Выполнять чертежи.
- Уроки географии.
- Участвовать в работе биологических кружков и проводить опыты с растениями и животными.
- Работать со словарем, литературными источниками, библиографическими справочниками.
- Знакомиться с древней культурой по раскопкам археологов.
100.Анализировать свои поступки и поведение в процессе общения с людьми. 101.Читать медицинские справочники и словари. 102.Работать над улучшением условий труда и совершенствованием оборудования. 103.Знакомиться с картинами, скульптурными памятниками, другими произведениями искусства. 104.Работа, требующая беспристрастного отношения к людям, понимание психологии. 105.Заниматься каким-либо видом спорта, участвовать в спортивных соревнованиях. 106.Участвовать в математических олимпиадах. 107.Выполнять работу, требующую знания принципов и законов химии. 108.Знакомиться с различными физическими явлениями в природе. 109.Заниматься моделированием в области теле-, радиотехники. 110.Выполнять работы по механике с простыми расчетами. 111.Совершать трудные и длительные походы по заданной программе. 112.Выполнять работу на открытом воздухе, требующую физической нагрузки. 113. Писать сочинения на свободную тему. 114.Сравнивать обычаи и нравы различных народов, знакомиться с историей культуры. 115.Выполнять работу, требующую большого такта, выдержки и самообладания. 116.Выполнять работу, требующую большой любви к людям, внимательного к ним отношения. 117. Постоянно работать с людьми. 118.Оформлять стенгазеты, стенды, выставки, монтажи. 119.Проводить политинформации в классе. 120.Выполнять работу, требующую решительности, выносливости, дисциплинированности.
Обработка результатов: Анализ и обработка полученных данных производится с помощью специальной таблицы. В ее левой части перечислены различные области знания и деятельности, а в правой – номера высказываний (вопросов), ответы на которые характеризуют отношение опрашиваемого к данному виду деятельности. В пустые клетки под номерами высказываний вносятся ответы учащихся, переведенные в баллы: "++" = 5 баллов, "+" =3 балла, "-" = 0 баллов.
Таблица обработки данных
Область деятельности
|
Номер вопроса
|
Количество баллов
|
1. Математика
|
1
|
16
|
31
|
46
|
61
|
76
|
91
|
106
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Химия
|
2
|
17
|
32
|
47
|
62
|
77
|
92
|
107
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Физика
|
3
|
18
|
33
|
48
|
63
|
78
|
93
|
108
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Электрорадиотехника
|
4
|
19
|
34
|
49
|
64
|
79
|
94
|
109
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Техника
|
5
|
20
|
35
|
50
|
65
|
80
|
95
|
110
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Геология и география
|
6
|
21
|
36
|
51
|
66
|
81
|
96
|
111
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.Биология и с/хозяйство
|
7
|
22
|
37
|
52
|
67
|
82
|
97
|
112
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Филология и журналистская деятельность
|
8
|
23
|
38
|
53
|
68
|
83
|
98
|
113
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. История и общественная деятельность
|
9
|
24
|
39
|
54
|
69
|
84
|
99
|
114
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Педагогическая и воспитательная работа
|
10
|
25
|
40
|
55
|
70
|
85
|
100
|
115
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. Медицина и врачебная деятельность
|
11
|
26
|
41
|
56
|
71
|
86
|
101
|
116
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. Сфера обслуживания
|
12
|
27
|
42
|
57
|
72
|
87
|
102
|
117
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. Искусство
|
13
|
28
|
43
|
58
|
73
|
88
|
103
|
118
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. Юриспруденция
|
14
|
29
|
44
|
59
|
74
|
89
|
104
|
119
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. Спорт и военное дело
|
15
|
30
|
45
|
60
|
75
|
90
|
105
|
120
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общий вывод о преобладании определенного интереса делается на основании сравнения баллов, полученных в сумме по каждой области знания и деятельности (соответственно чем выше балл, тем более развит данный интерес). В результате по каждому обследованному школьнику выявляется один или группа ведущих интересов.
Источник: Пакет психодиагностических методик /под ред. В.Г. Асеева. |