На главную Семейное право Защита прав ребенка Правовое регулирование защиты семейных прав и законных интересов несовершеннолетних детей
Правовое регулирование защиты семейных прав и законных интересов несовершеннолетних детей
Семейное право - Защита прав ребенка
Индекс материала
Правовое регулирование защиты семейных прав и законных интересов несовершеннолетних детей
Судебный порядок защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей
Все страницы

2.1. Формы защиты семейных прав и законных интересов несовершеннолетних

Правила обеспечения защиты интересов детей включены в конституционные положения и другие международно-правовые акты (Устав ООН (1945), Всеобщая Декларация прав человека (1948), Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Конвенция по правам ребенка (1989 г).
Главным из них является ст. 2 Конституции РФ, права и свободы человека являются высшей ценностью. Обязанность Российской Федерации признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Российская Федерация определяет вид и объем прав и свобод, условия их реализации, формы и способы, средства и гарантии их защиты. Обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы призваны выполнять как федерация, так и все, входящие в нее субъекты, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также действующие в стране, признанные законом общественные объединения .
Институт защиты прав ребенка носит комплексный характер и включает в себя нормы не только семейного, но и гражданского, гражданского процессуального, административного, уголовного, международного и других отраслей права.
Конвенция ООН "О правах ребенка" предусматривает необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств:
а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство;
б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления правом, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;
в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием для получения им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;
г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания;
ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 16, 19, 32 - 34, 37 Конвенции).
Под государственной защитой прав и свобод понимается совокупность мер экономического, политического, социального, организационного и правового характера, используемых государством для реализации прав и свобод граждан, регулирования общественных отношений.
Согласно ст. 1 СК РФ семейное законодательство исходит из необходимости:
- укрепления семьи;
- построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов;
- недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
- обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и возможности судебной защиты этих прав.
Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.
Государственная защита прав и свобод включает в себя деятельность правомочных органов государства, общественных организаций и органов местного самоуправления как до нарушения прав и свобод, состоящую в создании условий для их реализации, так и после нарушения субъективных прав, заключающуюся в восстановлении (признании) нарушенных (оспоренных) прав и охраняемых законом интересов.
Например, Закон о гарантиях прав ребенка устанавливает, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, СК РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.
Кроме этого, данный Закон определяет цели государственной политики в интересах детей, в том числе:
- осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ;
- недопущение их дискриминации;
- восстановление прав детей в случаях нарушений;
- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности.
Закон затрагивает правовые, социальные, жилищные и прочие права ребенка. Одни из них ребенок может защитить самостоятельно. В защите других должны помогать законные представители.
В семейном праве выделяют две формы защиты субъективных прав и законных интересов ребенка - юрисдикционную и неюрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав.
Неюрисдикционная форма охватывает действия граждан и организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным органам .
Защита права, в том числе и семейного, представляет собой деятельность уполномоченных лиц по применению способов или мер, направленных на восстановление нарушенного права, наказание нарушителя и предупреждение нарушений права.
Доступность и совершенствование судебных и внесудебных форм защиты семейных прав является одним из основных признаков современного правового государства. Выбор формы защиты права определяется информированностью о деятельности судов, административных органов и принимаемых ими решений.
Защита семейных прав ребенка осуществляется в судебном и внесудебном (административном) порядке.
- судебная ~~ осуществляется судами общей юрисдикции, в частности, в рамках искового производства (споры о разделе имущества, о воспитании детей и др.), приказного производства (взыскание алиментов на несовершеннолетних детей, если этот спор не затрагивает вопросов об установлении отцовства), особого производства (установление усыновления);
- административная - осуществляется органами опеки и попечительства, органами записи актов гражданского состояния, а также другими органами.
В числе способов защиты семейных прав в большинстве — способы, применяемые в гражданском праве. Например, признание права (признание отцовства); восстановление положения, существовавшего до нарушения права (признание брака недействительным) и др.
Любой ребенок может попасть в ситуацию, когда ему может потребоваться защита. Ребенок, который находится в трудной жизненной ситуации, может обратиться за помощью не только к родителям (опекунам, попечителям). Право представлять интересы ребенка предоставлено:
- работникам прокуратуры;
- образовательным организациям;
- медицинским организациям;
- учреждениям по социальной защите и социальному обслуживанию ребенка;
- Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка;
- уполномоченному по правам ребенка в соответствующем субъекте РФ.
Если речь идет о судебной защите, то в качестве истцов за защитой своих прав могут обращаться законные представители детей, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор. Законными представителями несовершеннолетних являются родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом (ч. 1 ст. 52 ГПК РФ).
Защита интересов ребенка осуществляется матерью и отцом. Но в некоторых ситуациях такие полномочия возлагаются на органы опеки и попечительства. Это происходит тогда, когда родителей лишают прав по воспитанию детей. Они могут быть недееспособными или злоупотреблять алкоголем. Социальная защита интересов несовершеннолетних выполняется должностными лицами и другим гражданами. Если есть угроза жизни, здоровью ребенка, то необходимо сказать об этом сотрудникам органов опеки. Это явление должно быть устранено.
Ранее опека и попечительство относились к вопросам местного значения муниципальных образований. С 01.01.2008 г. полномочия по осуществлению опеки и попечительства отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации с возможностью их делегирования органов местного самоуправления.
Деятельность органов опеки и попечительства очень велика, в соответствии с ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве», Семейным кодексом РФ:
- они выявляют детей, оставшиеся без попечения родителей, ведут учет таких детей, избирают формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, осуществляют последующий контроль за условиями содержания, воспитания, образования детей, дают согласие на установление отцовства, в случае смерти матери, признания ее недееспособной, лишения ее родительских прав; назначаются представителя ребенка в случае разногласия между ними и детьми, вправе обратиться в суд с иском о взыскании алиментов на содержание ребенка, а также другие действия, направленные на реализацию и защиту прав и интересов детей.
В правоприменительной деятельности возникают вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципального образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В большинстве случаев функции по опеке (попечительству) в отношении несовершеннолетних традиционно выполняют органы управления образованием.
Обязанность защищать права и интересы детей обеспечивается и правоохранительными органами. К таковым относят прокуратуру и ОВД.
Деятельность прокурора по защите прав детей состоит:
Во-первых, в предъявлении в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» ; ст.ст. 4,45 ГПК РФ);
Во-вторых, в непосредственном участии в разбирательстве дел о защите прав ребенка, даче заключении по этим делам (ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ»; ст. 72, 73 СК РФ; ст. 45 ГПК РФ);
В-третьих, во внесении предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представлений об устранении нарушений закона (ст. 24,25 ФЗ «О прокуратуре РФ»);
В-четвертых, в опротестовании актов других административных органов, а также решений судов, постановленных по делам о защите прав детей, при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ»).
Деятельность прокурора регламентируется помимо СК РФ, ГПП РФ, а также ФЗ РФ «О прокуратуре РФ». Так, прокурор вправе в интересах детей обратиться в суд с заявлением, в частности, о признании брака недействительным; о лишении родительских прав; об отмене усыновления. Также прокурор участвует в разбирательстве дел по спорам, связанными с восстановлением в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст.ст. 72,73 СК РФ). Органы опеки и попечительства обязаны уведомить прокурора об отобрании ребенка (ст. 77 СК РФ).
Органы внутренних дел тоже работают над исполнением решений, относящихся к розыску лиц, уклоняющихся от обязанности по воспитанию детей (ст. 79 СК РФ). Сотрудники органов проводят профилактическую работу с родителями. Защита интересов детей в России осуществляется специальной комиссией. Она предъявляет иски с требованием ограничения и лишения родительских прав. Также сотрудниками предпринимаются меры восстановления прав детей, подготавливаются сведения для суда, контролируется воспитание.
Права детей являются одними из главных в стране, поэтому они строго контролируются. С их обеспечением несовершеннолетние могут полноценно развиваться. Защита прав контролируется ООН, которая работает на основе Конвенции. Россия передает в комитет сведения о положении детей в стране. Поэтому все сложные ситуации, в которых оказались несовершеннолетние, должны быть устранены.
Органы записи актов гражданского состояния в соответствии с п. 3 ст. 48 Семейного кодекса РФ правомочны устанавливать отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, на основании совместного заявления отца и матери ребенка. Органы ЗАГСа должны проверять сведения, указанные в заявлении о заключении и расторжении брака. Неправомерные решения органов записи актов гражданского состояния могут быть обжалованы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, или в суд.
Комиссии по делам несовершеннолетних, К числу организаций, в функции которых входит защита прав несовершеннолетних детей, относятся комиссии по делам несовершеннолетних, которые создаются в субъектах Российской Федерации, а также на муниципальном уровне. В соответствии со ст. 23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают следующие дела об административных правонарушениях, возбуждаемые вследствие:
~ неисполнения родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;
- нарушения порядка или сроков предоставления сведений о
несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей;
- незаконных действий по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью;
- вовлечения несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ и др.
Нотариат оказывает активное воздействие на институты семейного права . Статья 35 Семейного кодекса указывает на обязательность получения нотариального согласия супруга на совершение сделки по распоряжению недвижимостью или сделки, требующей нотариального удостоверения и регистрации в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 41 СК РФ брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. В письменной нотариальной форме заключается соглашение об уплате алиментов (ст. 100 СК РФ). Статья 38 СК РФ предусматривает обязательное нотариальное удостоверение соглашения супругов о разделе их общего имущества.
В юридической науке отсутствует единое мнение но вопросам удостоверения брачного договора. Так, но мнению И. М. Леженниковой, "нотариус, осуществляя защиту имущественных прав несовершеннолетних, при удостоверении брачного договора сталкивается с коллизией законодательства, которая заключается в следующем: в соответствии с семейным законодательством брак может быть заключен между гражданами, достигшими возраста восемнадцати лет. Известно, что с данным возрастным критерием законодатель связывает не только появление брачной дееспособности, но и приобретение гражданской дееспособности в полном объеме, позволяющей заключить любой договор, в том числе брачный.
Однако в ст. 13 Семейного кодекса Российской Федерации перечислены исключительные обстоятельства, позволяющие несовершеннолетнему вступить в брак до достижения возраста восемнадцати лет, что влечет приобретение несовершеннолетним дееспособности в полном объеме и, как следствие, права заключить любой договор, в том числе и брачный, до достижения совершеннолетия" Данная проблема довольно долго обсуждается научным сообществом, нотариусами, анализируется опыт других стран.
Под должностным лицом понимается государственный или муниципальный служащий, который наделен правомочиями обеспечивать реализацию данного Закона,
Незаконными являются действия, которые выходят за пределы компетенции или должностных полномочий должностных лиц или за пределы прав граждан, или бездействие в случаях, когда должностные лица или граждане должны иметь активную позицию и не отказываться от осуществления своих прямых обязанностей.
Пример незаконного действия должностного лица: оформление сделки по продаже квартиры, в которой проживает ребенок, без приобретения другого жилья,
В ст. 7 Закона о гарантиях прав ребенка перечислены лица, которые должны оказывать содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов. Такое содействие ребенок вправе получать:
- от органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, должностных лиц указанных органов;
- своих родителей или лиц, их заменяющих;
- педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и других специалистов;
- общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций.
Родители или лица, их заменяющие, в случае нарушения прав ребенка имеют право и обязаны:
- защищать жилищные права ребенка путем подачи исков о его вселении, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного, путем подачи заявления о предоставлении ребенку жилого помещения и проч.;
- обращаться в вышестоящие инстанции или в суд при нарушении лечебным, учебным или иным учреждением права ребенка на получение медицинских, образовательных и прочих услуг;
- подавать исковые заявления в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать ребенка;
- принимать меры по защите прав собственности ребенка, в том числе подавать иски об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, применять меры самозащиты;
- предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью ребенка или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного ему;
- требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.
Органы государственной власти обязаны:
~ принимать соответствующие нормативные правовые акты;
- проводить методическую, информационную и иную работу с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством РФ;
~~ поощрять исполнение ребенком обязанностей;
- поддерживать практику правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.
Многие задачи, связанные с защитой прав детей, призваны решать детские омбудсмены, например, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, а также уполномоченные по правам детей в регионах.
Должность Уполномоченного по правам ребенка введена Указом Президента РФ от 01.09.2009 № 986.1 Уполномоченный по правам ребенка назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, а обеспечением его деятельности занимается Аппарат Общественной палаты РФ. Посты уполномоченных по правам ребенка, назначаемых органами законодательной власти, создавались с 2001 года во многих регионах России. Уполномоченные занимаются, в частности:
- защитой прав конкретного ребенка, оказанием помощи в восстановлении его нарушенных прав;
- проведением независимых проверок соблюдения прав детей учреждениями, организациями, должностными лицами;
- экспертизой правовых актов, активно участвуют в законотворческом процессе, вносят предложения в государственные органы по улучшению механизмов защиты прав детей;
- работой по правовому просвещению детей, их родителей, специалистов.
Путем независимого контроля уполномоченные призваны проверять соблюдение государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, организациями независимо от формы собственности и организационно-правовой формы прав детей во всех сферах их жизнедеятельности:
- на жизнь и охрану здоровья;
- отдых и оздоровление;
- полноценное развитие;
~ воспитание и содержание;
- образование;
- информационную безопасность;
- жилье.
Уполномоченный также занимается восстановлением нарушенных прав детей, уделяя особое внимание наиболее социально уязвимым группам несовершеннолетних:
- детям-инвалидам;
- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
- детям, пострадавшим от жестокого обращения, сексуальной эксплуатации и других преступных посягательств;
- безнадзорным и беспризорным детям;
- несовершеннолетним правонарушителям;
- иным категориям детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Кроме этого, Уполномоченный занимается:
- обеспечением защиты прав ребенка и содействием восстановлению нарушенных прав ребенка;
- правовым просвещением в области защиты прав ребенка;
- направлением запросов и получением в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
- посещением федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций;
- проведением проверок деятельности федеральных органов
исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получением от них соответствующих разъяснений;
- направлением в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, своего заключения, содержащего рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
- привлечением в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научных и иных организаций, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
К Уполномоченному обращаются, когда невозможно получить помощь от тех органов и должностных лиц, в непосредственную компетенцию которых входит оказание такой помощи.
Органы здравоохранения оказывают помощь в области охраны здоровья детей. Дети должны получать бесплатную медицинскую помощь
по следующим направлениям:
~ оздоровление детей;
- профилактика заболеваний;
- диагностика заболеваний;
- лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение;
- медицинская реабилитация детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями;
- санаторно-курортное лечение детей.
В число профилактических мероприятий включаются, в частности, регулярное проведение вакцинации детей, раннее выявление у подростков задержки полового созревания, правильное и рациональное питание грудных детей, а также детей в детских дошкольных учреждениях и в школах.
Диагностика предполагает проведение в том числе диспансеризаций по месту жительства детей, осмотр специалистами по месту воспитания или обучения, а также проведение туберкулинодиагностики.
Предоставление бесплатного обслуживания в медицинских организациях на территории Российской Федерации, а также бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом
учреждении происходит на основании страхового полиса.
Органы службы занятости оказывают помощь в сфере
профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости.
Профессиональная ориентаг^ия - это подготовка к выбору профессии с учетом особенностей личности и кадровых потребностей работодателей, а также оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Эти услуги подростки получают в службе занятости.
Профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
Подростки, не имеющие профессионального образования, могут направляться органами службы занятости в образовательные организации для получения соответствующего образования. Эти мероприятия проводятся в отношении детей, достигших возраста 14 лет.
Это означает, что право ребенка на получение основного общего образования должно быть обеспечено путем создания по месту его жительства образовательной организации. В частности, ребенок должен иметь возможность посещать школу, находящуюся рядом с домом или в транспортной доступности от его места жительства.
Так, родители имеют эксклюзивное право выбирать место проживания ребенка, место его учебы, лечения, отдыха и проч. Вместе с тем по умолчанию не школа (улица, няня, бабушка), а именно родители отвечают за правильное воспитание и развитие ребенка, в том числе контролируют, какие фильмы и передачи смотрит ребенок, в какое время он ходит гулять, успевает ли делать уроки, не посещает ли места, запрещенные для посещения детей.
Само собой, педагоги, медики, соцработники, психологи и другие специалисты при необходимости подключаются к участию в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка - соответственно в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.
Например, педагог привлекается к судебному процессу по делу о лишении родительских прав и о порядке общения с ребенком.
В ст. 9 Закона о гарантиях прав ребенка установлены меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования. Право на образование - это одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Закон определяет основные гарантии ребенка в области образования, дополняя Закон об образовании.
Указанная статья провозглашает гарантии:
- создания детьми общественных объединений обучающихся при условии, что дети старше восьми лет, общественное объединение не является религиозным и оно не учреждается (создается) политическими партиями;
- обращения детей (более сознательного возраста, а не дошколятами и не первоклашками) в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Образовательные организации и их работники не должны ущемлять права ребенка. К числу прав ребенка, связанных с получением образования, относятся:
- право на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- право на выбор формы получения образования и обучения после получения основного общего образования (или после достижения 18 лет);
- обучение по индивидуальному учебному плану (в том числе экстерн);
- право на социально-педагогическую и психологическую помощь, бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию;
- право на зачет образовательной организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других аналогичных организациях;
- право на отсрочку от призыва в армию;
- право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
~ право на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
__ и
- право на каникулы, на академический отпуск;
- право на перевод в другую образовательную организацию, а также на восстановление;
- право на ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;
- право на обжалование актов образовательной организации;
- право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;
- возможность участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных и других массовых мероприятиях и проч. (перечень не закрыт).
В ст. 10 Закона о гарантиях прав ребенка установлены гарантии охраны здоровья детей. Дети должны получать бесплатную медицинскую помощь по следующим направлениям:
- оздоровление детей;
- профилактика заболеваний;
- диагностика заболеваний;
- лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение;
- медицинская реабилитация детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями;
- санаторно-курортное лечение детей.
В число профилактических мероприятий включаются, в частности, регулярное проведение вакцинации детей, раннее выявление у подростков задержки полового созревания, правильное и рациональное питание грудных детей, а также детей в детских дошкольных учреждениях и в школах.
Диагностика предполагает проведение в том числе диспансеризаций по месту жительства детей, осмотр специалистами по месту воспитания или обучения, а также проведение туберкулинодиагностики.
Предоставление бесплатного обслуживания в медицинских
организациях на территории Российской Федерации, а также бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении происходит на основании страхового полиса.
Статья 11 Закона о гарантиях прав ребенка определяет гарантии прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости.
Профессиональная ориентация - это подготовка к выбору профессии с учетом особенностей личности и кадровых потребностей работодателей, а также оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Эти услуги подростки получают в службе занятости.
Профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
Подростки, не имеющие профессионального образования, могут направляться органами службы занятости в образовательные организации для получения соответствующего образования. Эти мероприятия проводятся в отношении детей, достигших возраста 14 лет.
Право ребенка на получение основного общего образования должно быть обеспечено путем создания по месту его жительства образовательной организации. В частности, ребенок должен иметь возможность посещать школу, находящуюся рядом с домом или в транспортной доступности от его места жительства.
Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" призван урегулировать отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции. Требования и ограничения, налагаемые данным Законом, не распространяются на отношения в сфере:
— оборота информационной продукции, содержащей научную, научнотехническую, статистическую информацию;
- распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27,07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;
— рекламы.
Должностные лица государственных органов, ОМС и других организаций обязаны сообщать об известных им нарушениях прав и законных интересов ребенка в орган опеки и попечительства (п. 3 ст. 56 СК РФ). К обязанности должностных лиц образовательных, лечебных и иных учреждений любых форм отнесено направление сообщений в орган опеки и попечительства сведений о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 122 СК РФ).
Субъектами РФ могут самостоятельно уточняться функции по защите семейных прав и интересов органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций.
Субъекты РФ могут устанавливать и накладывать на родителей (лиц, их заменяющих), а также юридических лиц или предпринимателей административные наказания.
Защита интересов детей контролируется Уголовным кодексом РФ (далее - УК РФ) . По ст. 156 определяется ответственность за неисполнение обязательств по воспитанию, если было жестокое обращение с несовершеннолетним, К таким поступкам относят унижение, побои, лишение питания. Органы опеки контролируют выполнение родителями своих обязанностей. Если обнаружено их неисполнение, то наказанию подвергаются ответственные лица.
При нарушении прав ребенка, который находится на попечении воспитательного учреждения, за это отвечают воспитатели и руководство. Может налагаться штраф, устанавливаться ограничение свободы. Иногда принимается решение о лишении занимаемой должности. Из-за жестокого обращения родителей могут лишить прав воспитания ребенка.
Дети - это самостоятельные граждане, обладающие самостоятельными семейными правами. Ни государство, ни родители не наделяют их этими правами, поскольку они принадлежат детям от рождения. Однако государство и родители обязаны создать условия и гарантировать охрану и защиту этих прав.
В заключение хотелось бы сказать, значение различных форм защиты семейных прав заключается в обеспечении заинтересованным лицам определенных правовых гарантий правильности разрешения спора при строгом соблюдении норм материального и процессуального права. От грамотного выбора и применения форм защиты зависит результативность защиты нарушенного права,

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.