На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика межличностных отношений Интерперсональная диагностика межличностного поведения (ДМО)
Интерперсональная диагностика межличностного поведения (ДМО)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика межличностных отношений

Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) Л.Н.Собчик представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Лири, автор которой является последователем идей Салливэна. Теоретический подход Г.С. Салливэна к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых происходит его персонификация, т.е. формируется личность. В процессе взаимодействия с окружающими личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символикой идентификации.

Не исключая правомерности концептуальной позиции, лежащей в основе оригинального варианта методики, следует отметить, что много- летний опыт применения модифицированного варианта данной методики позволил нам рассмотреть фемоменологию метода в контексте иной концепции, с позиций индивидуально-типологического подхода.Опираясь на "положение СЛ. Рубинштейна о роли врожденных индивидных свойств, через призму которых преломляется усваиваемый социальный опыт в процессе формирования личности, и исходя из понимания личности как единства биологических и социальных факторов, Собчик Л.Н. предлагает к рассмотрению приведенную ниже типологию устойчивых личностных свойств, и основе которой лежит теория ведущих тенденций. Эмоционально-динамический паттерн, уходящий корнями в тип высшей нервной деятельности И свойства нервной системы, играет важную роль в формировании базисных индивидуально-личностных свойств, структура которых определяется ведущей тенденцией или несколькими тенденциями, придающими индивидуальную окраску и определенную качественную спецификстилю переживаний, мышления, межличностного поведения и основной направленности и силе мотивации. Более того, формируя характер человека, ведущие тенденции эмоционально-динамического и индивидуально-личностного паттернов известной степени ограничивают русло, в рамках которого формируются более высокие уровни личностного развития, создавая определенную избирательность и тропизм в отношений тех или иных ценностей, а также возможных вариантов и направлений социальной активности.
С другой стороны, если рассматривать личность как систему отношений (В.И. Мясищев), то в широком спектре разных ценностей и объектов входящих в эту систему, для полноты исследования необходимо изучать отношение индивида к самому себе, к своему "Я" •— актуальному и идеальному, а также особенности межличностных отношений, включаемых в сферу его микросоциума. Метод интерперсональной диагностики и модифицированном нами варианте оказался оптимально удобным для изучения структуры межлитностных и внутриличностных отношений, обнаружив также определенные индивндуально-типологическив аспекты, лежащие в основе поведенческого паттерна.
В сложной иерархии психодиагностических методов интерперсональная диагностика занимает место между анкетными методами, результаты, которых базируются на прямом содержательном анализе ответов испытуемых, и такими, многофакторными опросниками, как 16-факторный анализ личности Кеттелла, ЕР1 Айзенка, которые не застрахованы от мотивационных искажений и сильно подвержены влиянию установки испытуемого на процедуру обследования. В связи с этим правомерно считать ее вариантом упорядоченного опросника, рассчитанного на субъективную самооценку испытуемого и оценку им значимых других. Однако, большое число данных получаемых с помощью модифицированного варианта методики, сопоставление этих данных с результатами других психодиагностических тестов, позволили обнаружить некоторые новые, более широкие возможности ее использования и интерпретации с позиции вышеописанной концепции; факторы метода интерперсональной диагностики обнаружили высокую корреляционную связь с ведущими типологическими тенденциями.

ИНСТРУКЦИЯ:
Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если – «нет», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования.
1. Умеет нравиться
2. Производит впечатление на окружающих
3. Умеет распоряжаться, приказывать
4. Умеет настоять на своем
5. Обладает чувством достоинства
6. Независимый
7. Способен сам позаботиться о себе
8. Может проявить безразличие
9. Способен быть суровым
10. Строгий, но справедливый
11. Может быть искренним
12. Критичен к другим
13. Любит поплакаться
14. Часто печален
15. Способен проявлять недоверие
16. Часто разочаровывается
17. Способен быть критичным к себе
18. Способен признать свою неправоту
19. Охотно подчиняется
20. Покладистый
21. Благодарный
22. Восхищающийся и склонный к подражанию
23. Уважительный
24. Ищущий одобрения
25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
26. Стремится ужиться с другими
27. Доброжелательный
28. Внимательный и ласковый Отзывчивый к призывам о помощи
29. Деликатный
30. Ободряющий
31. Отзывчивый к призывам о помощи
32. Бескорыстный
33. Способен вызывать восхищение
34. Пользуется у других уважением
35. Обладает талантом руководителя
36. Любит ответственность
37. Уверен в себе
38. Самоуверен и напорист
39. Деловитый, практичный
40. Соперничающий
41. Стойкий и крутой, где надо
42. Неумолимый, но беспристрастный
43. Раздражительный
44. Открытый и прямолинейный
45. Не терпит, чтобы им командовали
46. Скептичен
47. На него трудно произвести впечатление
48. Обидчивый, щепетильный
49. Легко смущается
50. Неуверенный в себе
57. Уступчивый
52. Скромный
53. Часто прибегает к помощи других
54. Очень почитает авторитеты
55. Охотно принимает советь»
56.Доверчив и стремится радовать других.
57. Всегда любезен в обхождении
58. .Дорожит мнением окружающих
59. Общительный и уживчивый
60. Добросердечный
61. Добрый, вселяющий уверенность
62. Нежный и мягкосердечный
63. Любит заботиться о других
64. Щедрый
65. Любит давать советы
66. Производит впечагленив значительности
67. Начальственно-повелительный
68. Властный
69. Хвастливый
70. Надменный и самодовольный
71. Думает только о себе
72. Хитрый
73. Нетерпим к ошибкам других
74. Расчетливый
75. Откровенный
76. Часто недружелюбен
77.0злоблён
78. Жалобщик
79. Ревнивый
80. Долго помнит обиды
81. Склонен к самообвинению
82. Застенчивый
83. Безыницивтивный
84. Кроткий
85. Зависимый, несамостоятельный
8б. Любит подчиняться
87. Предоставляет другим принимать решения
88. Легко попадает впросак
89. Легко поддается влиянию друзей
90. Готов довериться любому
91. Благорасположен ко всем без разбора
92. Всем симпатизирует
93. Прощает все
94. Переполнен чрезмерным сочувствием
95. Великодушен и терпим к недостаткам
96. Стремиться помочь каждому
97. Стремящийся к успеху
98. Ожидает восхищения от каждого
99. Распоряжается другими
100. Деспотичен
101. Относится к окружающим с чувством превосходства
102. Тщеславный
103. Эгоистичный
104. Холодный, черствый
105. Язвительный, насмешливый
106. Злой, жестокий
107. Часто гневлив
108. Бесчувственный, равнодушный
109. Злопамятный
110. Проникнут духом противоречия
112. Недоверчивый и подозрительный
113. Робкий
114. Соглашатель
115. Услужливый
116. Мягкотелый
117. Почти никому не возражает
118. Навязчивый
119. Любит, чтобы его опекали
120. Чрезмерно доверчив
121. Стремиться снискать расположение каждого
122. Со всеми соглашается
123. Всегда со всеми дружелюбен
124. Всех любит
125. Слишком снисходителен к окружающим
126. Старается утешить каждого
127. Заботится о других в ущерб себе
128. Портит людей чрезмерной добротой

КЛЮЧ


1
2
3
4

5
6
7
8

9
10
11
12

13
14
15
16

17
18
19
20

21
22
23
2 4

25
26
27
28

29
30
31
32

33
34
35
36

37
38
39
40

41
42
43
44

45
46
47
48

49
50
51
52

53
54
55
56

57
58
59
60

61
62
63
64

65
66
67
68

69
70
71
72

73
74
75
76

77
78
79
80

81
82
83
84

85
86
87
88

89
90
91
92

93
94
95
96

97
98
99
100

101 
102
103
104

105 
106
107
108

109 
110
111
112

113 
114 
115
116

117 
118 
119
120

121
122 
123
124

125 
126
127
128

 

 

 

 

 

 

 

 

I II III IV V VI VII VIII

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику.
После того, как испытуемый оценит себя и заполнит сетку регистрационного листа, подсчитываются баллы по 8-ми октантам психограммы методики. Количество перечеркнутых испытуемых номеров в каждой ячейке, выносится в таблицу полученных результатов соответственно каждому октанту, отражающему тот или иной вариант межличностных отношений и соответствующий тип межличностного поведения.
Варианты эти следующие:
1.Властный-лидирующий. При умеренно выраженных баллах (до 8) выявляет уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойства руководителя, При высоких показателях – нетерпим к критике, переоценка собственных возможностей (до 12 б.), дидактический стиль высказываний, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма (выше 12 б.).
2. Независимый-доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего, нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе (при высоких баллах, 12-16).
3. Прямолинейный-агрессивный. В зависимости от степени выраженности показателей этот октант выявляет искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержаннсть и вспыльчивость (высокие баллы).
4. Недоверчивый-скептический. Реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов) перерастает в крайне обидчивый и недоверчивый модус отношений к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, недовольством окружающими и подозрительностью.
5. Покорно-застенчивый. Отражает такие особенности межличностных отношений, как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких баллах – полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение.
6. Зависимый - послушный. При умеренных баллах – потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях – сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.
7. Сотрудничающий-конвенциальный. Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность в проявлении данного стиля межличностного отношения проявляется компромистным поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.
8. Ответственно-великодушный. Проявляется выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности. Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм.

Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

дискограмма

Показатели не выходящие за уровень 8 баллов соответствуют «гармоническим личностям». Более высокие показатели соответствуют акцентуации определенных поведенческих стереотипов. Оценки достигающие уровня 14-16 баллов, свидетельствуют о трудности социальной адаптации. Низкие показатели по всем актантам (0,3 балла) могут быть результатом скрытности испытуемого. Первые 4 типа межличностного отношения (1-4 актанты) характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к конфликтам, выраженной независимостью мнений, упорством, тенденцией к лидерству. Другие 4 актанта V - VIII представляют противоположную тенденцию. У лиц с высокими показателями по ним преобладают конформистские установки, покладистость (VII и VIII), неуверенность, склонность к компромиссам (V и V1).
Интерпретация данных должна опираться главным образом не на абсолютные величины приведенных показателей, а на совокупность их взаимоотношений.
По специальным формулам определяются показатели по двум обобщенным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование -- подчинение = (I- V)+0,7х (VIII+ II- IV- VI)
Дружелюбие - - агрессивность = (VII- III)+0,7х (VIII- II- IV+ VI)

Сочетание показателей доминирования и дружелюбия может быть представлено в 4 вариантах, описывающих индивидуальный стиль межличностного поведения:

  • доминированиедружелюбие;
  • доминирование – агрессивность
  • подчинение – дружелюбие
  • подчинение – агрессивность

(Отрицательный знак показателя соответствует подчинению и агрессивности, положительный – доминированию и дружелюбию).
Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различия между представлениями о социальном «Я» разных людей. На основании этого можно определить индексы точности рефлексии, степень расхождения представлений индивида о себе самом и представлений о нем других лиц.Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.
Методика ДМО Л.Н.Собчик может использоваться с цель изучения представлений и оценки личностью как своего реального, так и идеального социального Я. В этом случае предполагается использование метода корреляционного анализа (метод ранговой корреляции) для определения степени связи этих представлений (оценок).Заслуживает внимания вариант использования ДМО для диагностики согласованности супружеских представлений, детско-родительских отношений.

Источник: Л.В. Финькевич
Диагностика межличностного взаимодействия: психодиагностический практикум

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.