На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика межличностных отношений Социально-психологическая диагностика межличностных отношений подростков (батарея методик)
Социально-психологическая диагностика межличностных отношений подростков (батарея методик)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика межличностных отношений

Социометрия

Используется метод измерения межличностных взаимоотношений в группе по любому доступному источнику. Может быть использован как параметрический вариант (ограничение числа выборов), так и непараметрический (неограниченное число выборов).

Референтометрия

Методика, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу.
Направлена на анализ специфических межличностных предпочтений. Слой межличностных отношений качественно отличается от социометрической методики. Если в социометрии проявляются симпатии–антипатии, то в референтометрии — цели, задачи, содержание межличностного общения.
Испытуемые — члены любой реально функционирующей малой группы, при условии, что они имеют некоторый опыт совместной деятельности и общения.
Процедура состоит из двух этапов.
Первый этап направлен на выяснение мнения, отношения, позиции каждого члена группы по поводу того или иного события, явления, значимого для общности. Можно предложить оценить, сравнить партнеров по взаимодействию.
Итак, на первом этапе осуществляется набор мнений и суждений всех членов группы по поводу какого-то значимого для всех объекта оценивания (это могут быть результаты социометрии). На этом этапе работа идет с группой в целом. Лучше, если результатом опроса будет определение какого-то мнения насчет того, например, каким образом поздравить педагога с днем учителя и т. п.

Требования к процедуре:
1) сам объект и процедура должны быть значимы для испытуемых;
2) никто не должен знать ответов своих товарищей по группе.
Необходимо также заручиться согласием всех членов группы на то, что с их мнением можно будет знакомиться некоторым членам группы.
Сразу после первого этапа на обороте тех же листков, на которых отвечали, испытуемым предлагается поставить пометку: «+» — в том случае, если согласен, чтобы с результатами знакомились и «–» — если не согласен, чтобы с результатами были ознакомлены участники эксперимента. Затем предлагается здесь же обозначить тех (не более трех), чьи бланки интересуют испытуемого больше всего. При этом ни в коем случае недопустима прямая постановка вопроса: чье мнение вас интересует больше всего?
Второй этап — собственно референтометрический опрос.
Основная цель — выявление тех лиц, позиция которых в наибольшей степени интересует испытуемого и является особо значимой для него.
Проводится индивидуально через некоторое время после первой процедуры.
Испытуемому сообщается, что большинство членов группы не возражают против того, чтобы с их опросными листками ознакомились остальные члены группы. При этом ему предлагается назвать, с чьими листами он хотел бы ознакомиться. И, чтобы повысить избирательность, предлагается назвать первого, с чьим опросником испытуемый хочет познакомиться. Когда будет названа фамилия, сослаться на то, что, к сожалению, этот участник не дал согласия, а тогда с чьим еще? Он тоже возражал. И еще одного в качестве исключения.
Рекомендуется проводить в индивидуальном режиме. Групповое проведение дает более скудную информацию.
Обработка. Обрабатывается только второй этап. Матрица строится также, как и социометрическая. Можно построить референтограмму, которая демонстрирует степень взаимности референтометрических предпочтений и факт наличия или отсутствия сколько-нибудь четко очерченных подгрупп в обследованной общности. Если удельный вес взаимных референтометрических предпочтений велик, то это может свидетельствовать о развитых психологических предпочтениях.

Методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов

В процессе социометрического и референтометрического исследований не всегда возможно ответить на вопрос, что явилось основанием для выбора или отвержения. На прямой вопрос, почему в референтометрии или социометрии испытуемый оказал предпочтение тому или иному товарищу по группе, далеко не всегда последует искренний ответ. Кроме того, испытуемые не всегда отдают себе отчет в этом.
В связи с этим необходимо было создать косвенную процедуру опроса для выявления мотивационного ядра в межличностных выборах.
Испытуемые — члены любой реально функционирующей группы, при условии совместной деятельности.
Процедура. Состоит из 2-х этапов.
1 — социометрия или референтометрия. Другими словами, добывается информация о социометрическом или референтометрическом статусе каждого члена группы. На основе полученных данных составляется упорядоченный список группы, отражающий ее ранговую статусную структуру. Таким образом: на 1–м месте оказывается член группы, получивший наибольшее число выборов, на последнем — наименьшее.
2 — каждый испытуемый должен составить списочные ряды своей группы, упорядоченные по определенным качествам. При этом каждый испытуемый выполняет инструкцию, согласно которой он должен обозначить цифрой «1» того члена группы, у которого данное качество выражено сильнее, чем у остальных его товарищей, цифрой «2» — слабее, чем у 1-го и т.д. Последним будет тот, кому это качество менее всего подходит. Набор качеств определяется экспериментом и зависит от целей исследования, специфики групповой деятельности.
Каждый испытуемый составляет такое число списков, которое соответствует количеству характеристик, предложенных экспериментатором в качестве оснований для ранжирования.
Затем вся совокупность списков сводится в обще групповую.
Таким образом, итог — это возможность сравнить ранговый статусный ряд, выстроенный из осуществленных членами группы межличностных выборов на первом этапе, с каждым из составленных ими результатов 2-го этапа обще групповых рядов по отдельным качествам.
Примеры: «Укажите, с кем из товарищей по группе Вам комфортно, весело, с кем Вы лучше всего проводите свое время (в 1-ю,2-ю,3-ю очередь). Кто из товарищей по группе может оказать Вам помощь в важном и сложном деле, с кем Вам хотелось бы оказаться в паре в ситуации деловых затруднений (в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь).
В результате обработки имеем 3 списка:
1 — список социометрически упорядоченный(С);
2 — список, ранжированный по критерию эмоциональной привлекательности (Э);
3 — список, ранжированный по критерию деловой привлекательности(Д).
Теперь остается определить степень близости социометрически упорядоченных рядов со всеми остальными рядами.
Если С ряд ближе с рядом Э, то с большой долей уверенности можно говорить о том, что в основе межличностных выборов лежит мотив комфортного эмоционально положительного общения, построенного в первую очередь на симпатии. Если же ближе с рядом Д, то можно говорить о деловой помощи, стремлении к сотрудничеству. Для выяснения степени близости ранговых рядов используется прием вычисления ранговой корреляции Спирмена, вычисляемый по формуле:

тест

Этот вариант методики позволяет судить только об усредненных мотивационных ориентациях группы, но если на 1–м этапе опрос будет проведен в непараметрической форме, при этом испытуемый по сути дела составляет социометрически упорядоченный ряд своей группы, то легко можно выяснить мотивационное ядро межличностных выборов, осуществляемое каждым членом группы.

Методика определения степени ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) группы

Использование этой методики позволяет ответить на вопрос: можно ли считать данную группу сплоченной общностью. Создатели исходили из того, что анализ феномена групповой сплоченности не может быть сведен к рассмотрению таких, по–своему важных характеристик межличностных отношений, как частота и интенсивность контактов членов общности, степень их взаимной симпатии и антипатии и т. п.
Под ценностно-ориентационным единством (ЦОЕ) имеется в виду степени согласованности оценок, мнений, позиций членов конкретной общности в отношении наиболее значимых для ее жизнедеятельности объектов. При этом необходимо учитывать, что не обязательно в сплоченной группе мнения членов совпадают по любому вопросу. Согласованность и совпадение позиций членов группы может быть расценено как показатель ее сплоченности лишь тогда, когда речь идет о жизненно важных для группы в целом проблемах — о нравственных ориентирах, об оценке целей и задач совместной деятельности, о перспективах группового развития.
Процедура состоит из двух этапов.
Предположения: необходимо определить меру согласованности мнений членов группы по поводу того, какими качествами должен обладать ее лидер.
На 1-м этапе предлагается указать те характеристики, которыми должен обладать лидер группы, и те свойства, которые недопустимы в этом плане.
Каждый индивидуально составляет список качеств. Далее составляется обобщенный список качеств лидера, представляющий собой ряд личностных свойств, наиболее часто встречающихся в индивидуальных ответах (не менее 15)
2-й этап — каждого знакомят со списком и просят указать 5 наиболее важных качеств.

Качества

Учащиеся

Количество выборов

 

А Б В Г Д и т. д.

 

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

и т.д.

 

 

тест


n — сумма выборов, которые получили 5 качеств, чаще всего указываемые во 2 этапе;
m — сумма выборов, которые получили 5 качеств, реже всего указываемые;
N — общее число выборов.

Например:

ум — 7 выборов

 

 

общительность — 6

 

 

готовность прийти на помощь — 6

 

сумма 30

покладистость — 6

 

 

справедливость — 5

 

 

Реже всего избираемые получили по 0 выборов (либо может быть ситуация 0 + 0 + 0 + 1 + 1).
Всего, например, было 7 человек, каждый мог сделать 5 выборов, итого N= 7´5 = 35

тест

Заключение — высокий уровень ЦОЕ.

Метод «подставная самооценка»

Стимульный материал представляет собой лист, на котором изображен круг, разделенный на 16 секторов радиусами. Каждый радиус представляет собой определенное качество.
Качества для оценивания:
— независимость от других,
— гордость,
— своеобразие характера,
— оригинальность мышления,
— незаурядность личности,
— знание себя,
— ощущение превосходства над другими,
— смелость,
— уверенность в себе,
— чувство собственного достоинства,
— ощущение себя личностью,
— своенравие,
— сила воли,
— самоуважение,
— ум.
Предлагается оценить степень выраженности каких–либо значимых для испытуемого личностных качеств. Испытуемые должны делать пометку на каждом радиусе. Можно отразить разную степень выраженности, используя всю длину соответствующего радиуса. Мало выражено — ближе к центру, ярко выражено — дальше от центра.
2-й этап — предъявляется круг этого же испытуемого, но, чтобы сам испытуемый не узнал его, лучше перенести на другой бланк, предварительно поменяв последовательность чередования радиусов. При этом оговаривается, что испытуемого не должно смущать ни совпадение, ни расхождение. Можно назвать фамилию того, чей, якобы, это бланк. Эти сведения могут прямо сообщаться, либо быть записаны на розданных бланках.

Обработка. Получены 2 класса данных:
1 — самооценка испытуемого,
2 — сравнительная самооценка с тем, чей бланк, якобы, был представлен.
Величина и направленность «сдвига» самооценки зависят от того, чьим автопортретом считает испытуемый предъявленный ему бланк.
Закономерности:
1) большой сдвиг заметен, если подразумевается отрицательно референтное лицо, т.е. тот, мнение кого значимо, но относится испытуемый к нему с антипатией;
2) сдвиг заметен, если предъявление делалось членам группы, которые явно отличаются по какому–либо значимому критерию;
3) показатели не изменяются, если лист предъявляется под видом самооценки положительно референтного или авторитетного лица.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.