Как улучшить память и внимание
Психология для всех - Долголетие, здоровье

Когда вы идете по делам и заняты своими мыслями, вы просто не обращаете внимания на окружающую обстановку - на улицы и здания, мимо которых проходите, на встречающихся вам людей.
То же самое происходит и в тех случаях, когда вы следуете по незнакомой дороге за кем-то, кто уже ее знает, - вы полагаетесь на его опыт, а сами расслабляетесь и, соответственно, потом не можете вспомнить пройденный путь.

Конечно, вам не нужно каждый день по дороге на работу внимательно все осматривать вокруг и откладывать в память. Незачем перегружать мозг. Но наиболее важные вещи - магазины, примечательные здания, названия боковых улиц - неплохо бы запомнить. Это пригодится вам, если понадобится, например, кому-то объяснить, как найти вас. Просто выберите один день и поиграйте в сыщика.

Это полезное упражнение не только поможет тренировке вашей наблюдательности, внимания к мелочам и памяти, но и сделает рутинный поход на работу более интересным. Если вы пользуетесь общественным транспортом, в этот день не берите с собой книгу и не смотрите в телефон, а целиком сосредоточьтесь на том, мимо чего проезжает ваш автобус (трамвай, троллейбус).
Станьте на время «сыщиком»: по дороге на работу или в супермаркет активизируйте все органы чувств. Смотрите, слушайте, улавливайте запахи... Как пахнет остановка «Хлебозавод»? Какие звуки раздаются с ближайшего базара, который начинает работать задолго до того, как вы встанете с постели? О чем судачат сидящие рядом женщины?
Чем большее количество органов чувств вы используете, тем прочнее отпечатается информация в вашем мозгу. Именно так ведут себя маленькие дети, которые обладают практически неисчерпаемыми возможностями обучения! Вспомните свои собственные детские годы - какими яркими были ваши впечатления!
А придя вечером домой, попробуйте вспомнить все увиденное, услышанное и «унюханное». Можно даже нарисовать карту вашего пути до работы, отметив все «достопримечательности», а на следующий день сверить ее с тем, что есть на самом деле. Так вы сможете оценить, насколько внимательными вы были и насколько хорошо сработала ваша память. Если вы будете проводить такие тренировки в игровой форме регулярно, когда отправляетесь в новые места, постепенно вы заметите, что у вас вырабатывается очень важная привычка - внимательно отмечать встречающиеся вам объекты и без лишних усилий откладывать их в памяти, чтобы потом в нужный момент легко извлечь оттуда полезную информацию.


Упражнение для развития памяти


Запоминание иностранных слов

Человек, изучающий иностранный язык, сталкивается с необходимостью запоминать незнакомые иностранные слова. Это порой трудно, так как произношение и написание таких слов сильно отличается от слов родного языка, а память человека бывает не в состоянии запомнить большой объём незнакомых слов.
Педагоги, лингвисты и психологи создали специальные упражнения и приёмы для запоминания иностранных слов. Суть такого запоминания — ученик запоминает не только значение слова, но и его звучание и написание.

Учёные лингвисты утверждают, что выучить иностранные слова поможет:
— ежедневное их повторение;
— написание и прослушивание слов;
— чёткое понимание конструкции слова и его значения.

— Самый эффективный метод запоминания иностранных слов с лингвистической точки зрения — это знание их значения и понимание состава слова. Если знать, что слово образовано с помощью корня, суффикса и окончания, то его станет легче выучить. Тогда память самостоятельно вспомнит основу слова и всё остальное. Так же лингвисты против бездумного заучивания слов. Чтобы иностранные слова запечатлелись в памяти надолго, они рекомендуют запоминать иностранное слово сразу же с переводом. Здесь у ученика включится словесно-логическая память, и он без труда запомнит что cat — это кошка, a cap — чашка.

— Психологи же утверждают, что группа изучающих иностранный язык запомнит незнакомые слова быстрее, чем один студент. Доказано, что в группе запоминание иностранных слов идёт быстрее из-за коллективного повторения слов и многократного прослушивания их. Повторяя слова за преподавателем или носителем языка, изучающие язык способны запомнить звучание иностранного слова со второй и третьей попытки. Тогда как индивидуально студент запоминает слово после пяти повторений.

— Учителя иностранных языков предлагают наглядную методику запоминания иностранных слов. Очень хорошо запомнить слова помогают цветные карточки с крупно написанным словом. Такие карточки будет целесообразно разложить на самых видных местах и периодически обращать на них внимание, прочитывать. Такое запоминание иностранных слов не требует усилий и напряжения.

— Отдельно можно выделять методику Бонка — этот способ основан на слуховой памяти и воспроизводящей функции памяти. Учащемуся дается прослушать слово несколько раз, после каждого раза он должен написать это слово на бумаге (переписать с источника):
1. Первый раз изучающий язык слушает слово через наушники и смотрит на написанное слово на листе бумаги, затем переворачивает лист и пишет его как запомнил.
2. Второй раз студент прослушивает запись и пишет слово уже по памяти. Этот этап нужно повторить несколько раз.
3. Третий раз слушать звучание незнакомого слова уже не нужно. Требуется лишь проговорить его вслух и записать на листе бумаги.
Обучаясь по этому методу, человек может запоминать до 50 слов за одно занятие. На начальном этапе изучения любого иностранного языка важно собрать лексический запас, то есть выучить достаточное количество слов для чтения и общения. Без задействования механизма памяти это невозможно.
Запоминание последовательностей из 50 и более слов
Современному человеку часто приходится пользоваться словесно-логической памятью для запоминания слов, связанных между собой. Это могут быть и иностранные слова, которые учит студент, изучая язык, может быть и список лекарственных препаратов, которые назначил врач.
Запомнить любую цепочку слов, связанных между собой по смыслу, можно с помощью простой методики. Нейрофизиолог Н. Бехтерева для упрощения процесса запоминания таких последовательностей создала мнемоническую методику запоминания. Она заключается в том, чтобы понять связь этих слов, и запомнить их, пользуясь обобщениями и ассоциациями. Порой из такой цепочки можно создать целый рассказ.
Клинические психологи рекомендуют проводить это упражнение даже тогда, когда нет задачи что-либо запомнить.

Само по себе мнемоническое упражнение Бехтеревой
— тренирует кратковременную память;
— улучшает внимание;
— ускоряет мыслительные процессы.

Суть этого упражнения в создании логической связи слов.
Человеку необходимо запомнить цепочку слов: чтение, атлас, рука, малыш, воз, перила, слово, перья, хлеб, озеро, вьюга, термометр, адвокат, лыжи, пристань, чашка, палец, вилы, вода, корзина, каблук, моряк, мельница, труба, глагол, отчёт, вечер, мусор, дама, кит, имя, подошва, камень, крыша, сон, ящерица, запах.
Запоминать лучше всего слова парами, то есть, логически связанными словосочетаниями. Например, чтение географического иллюстрированного атласа, мамина рука гладит малыша. Здесь очень поможет тот факт, что все предлагаемые к запоминанию слова являются именами существительными, поэтому памяти будет достаточно просто зафиксировать их и выделить потом из словосочетания.

Кроме упражнения Бехтеревой для запоминания последовательностей можно воспользоваться:
— зрительной памятью;
— слуховой памятью;
— ассоциативной памятью.
— Запоминание последовательности с задействованием зрительной памяти заключается в многократном прочтении слов и повторении их вслух. При таком способе запоминания слова останутся в кратковременной памяти. Но этот способ плох тем, что бездумно запомненное никогда не перейдёт из кратковременной в долговременную память.

— Слуховой памятью для запоминания слов в последовательности часто пользуются при изучении иностранного языка. Для этого обучающийся многократно прослушивает незнакомые иностранные слова, запоминая при этом в первую очередь их звучание.

— Для эффективного запоминания последовательности слов можно так же воспользоваться ассоциативной памятью. Для этого необходимо медленно и вдумчиво прочитать цепочку слов, затем попытаться её воспроизвести, прибегая к ассоциативному вспоминанию. Это необходимо проделать несколько раз до тех пор, пока цепочка слов не начнёт воспроизводиться без усилий.

Чтобы лучше запомнить такую информацию, так же можно сочетать все эти три способа: сначала прочитать слова неоднократно, проговорить эту цепочку слов вслух и записать себя на диктофон. Затем несколько раз прослушать запись и снова перечитать слова. После этого желательно отдохнуть несколько минут и затем медленно проговорить эти же слова, создавая мысленно ассоциативный ряд.
Такой метод хорош тем, что запоминаемая информация оказывается сразу же в долговременной памяти. Человек, воспользовавшийся методом тройного запоминания, сможет воспроизвести эти слова спустя годы.
Запоминание текстов
Чем меньше по объёму информация, тем легче её запомнить человеку. Так, фамилию, имя и отчество писателя запомнить проще, чем отрывок из его произведения. Навык запоминания текста необходим не только школьникам и студентам, но представителям таких профессий, как артисты, радиоведущие, дикторы, журналисты, учителя, рекламные менеджеры.
Все те, кому предстоит запоминать текст, могут воспользоваться простыми приёмами для запоминание больших объёмов печатной или рукописной словесной информации:

— Многократное прочтение и воспроизведение — вот самый простой способ запоминания текстов. Его часто используют в школе. Суть метода заключается в пяти фазах пересказа. Сначала, читая текст (к примеру, параграф из учебника по истории), ученик пытается понять его и рассказать основные мысли из него, затем нужно перечитать параграф снова и пересказать его во второй раз, пытаясь воспроизвести всё прочитанное, третий раз нужно прочитать текст и пересказать его как можно ближе к тексту. Каждый раз ученик будет всё точнее и точнее будет воспроизводить запомненное.

— Первый способ направлен на осмысленное, рациональное восприятие, и он вряд ли подойдёт артисту для разучивания текста роли. Для него будет важным эмпирическое запоминание, то есть восприятие и запоминание текста на эмоциональном уровне. Это значит, что нужно воспринять читаемый текст через эмоции. Этот способ хорош для запоминания отрывка из книги или стихотворения.

— Можно попытаться выучить текст с помощью методики Тони Бьюзена. Для этого будет достаточно читать текст сразу после пробуждения, пока головной мозг не проснулся, и непосредственно перед сном, когда мозг «переваривает» дневную информацию. С помощью этого способа за неделю можно выучить большой объём текста, не прилагая усилий по запоминанию. Этот способ хорош для студентов при подготовке к экзамену.

— Известный театральный деятель К. Станиславский создал уникальную систему обучения актёрскому мастерству. В методике Станиславского поднимается вопрос и эффективного запоминание актёром роли, чтобы тот чувствовал себя уверенно на сцене и отказался от суфлёра. Методика Станиславского предлагает актёрам учить роль в паре. Ведь как правило режиссёр готовит на одну роль двух актёров, что бы один мог заменить другого в случае непредвиденных обстоятельств. Итак, когда роль (текст) учится вдвоем, то задействуется слуховая память (слышать, что говорит напарник и запоминать), зрительная (читать текст роли) и воспроизводящая (проговаривать текст роли при запоминании).

— Коллективное запоминание текста практиковал и Л. Толстой в яснополянской школе. Для этого его ученики на уроке вслух читали короткие рассказы о природных явлениях, научных фактах, нравственной тематике и учили их наизусть.

— Современному же человеку для запоминания текстов эффективней всего будет совместить методики Бьюзена и Станиславского. Школьник перед сном и сам может прочесть параграф учебника и попросить почитать этот параграф брата, сестру или родителей. Так текст можно запомнить быстрее и легче.

Запоминание стихов

Человеку приходится прибегать к запоминанию (заучиванию) стихов при изучении курса литературы или иностранного языка, для выступления на сцене и для того, чтобы произвести впечатление на девушку. И ещё можно описать множество случаев, когда придётся столкнуться с запоминанием стихотворного текста. Стихи запоминаются значительно лучше, чем прозаические отрывки, благодаря чёткому ритму и рифмованным строкам. Но всё равно для запоминания стихов есть своя методика. Она была разработана двумя педагогами начала двадцатого века — Шацким и Квочкиным.

До них стихи школьники просто «зазубривали», бездумно повторяя текст. Даже артисты запоминали роли в стихах способом многократного повторения. Метод Шацкого и Квочкина включает в себя пять этапов запоминания стихотворения. Но все они не займут много времени. Так стихотворение в 3 четверостишья ученик способен выучить (запомнить) за 40 минут.

1. Первый этап запоминания — знакомство со стихотворением. На этом этапе нужно вдумчиво прочесть стихотворные строчки, понять, о чём говорится в стихотворении.

2. На втором этапе нужно попытаться пересказать суть стихотворения своими словами, а затем снова перечитать его.

3. Третий этап — снова перечитать и переписать строки в тетрадь, перечитать написанное.

4. На четвёртом этапе стихотворение читается выразительно, а затем пересказывается несколько раз наизусть. Можно подсматривать в книгу. После этого этапа делается 10-минутный отдых, здесь можно вспомнить про суть запоминания по Бехтеревой и «накормить» мозг горстью орехов или куском шоколада.

5. После небольшого перерыва пришло время прочитать стихотворение ещё раз и рассказать его уже в «чистовом варианте».

— Белорусский исследователь психических процессов Иван Полонейчик, автор методик «Интеллектуальные прогулки» и «Эффективные психотехники», предлагает качественно новый подход к запоминанию любого словесного материала, в том числе и стихотворного. Его метод основан на раздельном и смешанном восприятии стиха. Загрузите свою память на 10 минут так, чтобы всё кипело. Для этого можно черпать материал для запоминания сразу из нескольких источников. В течение этих 10 минут можно и читать стихотворение вслух, и слушать его в записи, и воспроизводить графически на бумаге. Такая работа длится ровно 10 минут. Затем отдых (желательно ночной сон), а утром остаётся только воспроизвести (при желании можно повторить) запомненное.

— С методом Полонейчика перекликается и популярный у артистов метод Станиславского. Он предлагает запоминать стихи с помощью чтения вслух. Когда артист читает стихотворный текст «про себя», то работает только зрительная память, а если начать читать вслух, то подключается и слуховая, и воспроизводящая память, что немаловажно.

Школьник тоже может попробовать метод Станиславского на небольшом стихотворном отрывке из поэмы «Руслан и Людмила». Кстати, специалисты в области изучения памяти рекомендуют для начала запоминания выбрать именно стихи Пушкина. Они очень музыкальны, ритмичны и легко учатся.
Запоминание авторов и их произведений
Если ученику или студенту необходимо запомнить, например, что пьесу «Вишнёвый сад» написал Антон Павлович Чехов, то самым эффективным способом запоминания автора и его произведения будет чтение пьесы и знакомство с биографией Чехова. Но если нет возможности прочитать множество произведений и их авторов, то можно прибегнуть к тайнам человеческой памяти и мнемоническим хитростям.

— Известный педагог двадцатых годов Станислав Шацкий рекомендовал вести дневник читателя, куда ученику стоило записывать в две колонки название произведения и его автора. Но можно поэкспериментировать с этим способом. К примеру, из всех произведений Чехова был прочитан только «Вишнёвый сад», а нужно выучить и запомнить все произведения этого автора. В этом случае следует в первый столбик читательского дневника выписать «Антон Павлович Чехов», а во второй столбик все его произведения через запятую. Это и «Вишнёвый сад», и «Чайка», и «Душечка», и многие другие. Периодически дневник читателя будет пополняться и данными о других авторах. Содержимое этого справочника по писателям можно просматривать время от времени, освежая данные в памяти.

— Для запоминания авторов и их произведений можно воспользоваться методом профессора Вячеслава Художникова. Он предлагает ученикам и студентам сначала выделить главное, «центровое» произведение писателя, и прочитать его. А затем с помощью ассоциативной памяти запомнить все остальные произведения. Так же, владея этим методом, можно будет без труда установить авторство по первой странице книги. Студент, обученный по методу Художникова, учится чувствовать стиль писателя. Например, ученик прочитал повесть «Как закалялась сталь» и узнал, что её написал Николай Островский. Он понял, что Островский писал о героях революции первой пятилетки, что с стиль Островского изобилует вторжениями прямой речи, похож на разговорный, что все описания внешностей у автора сведены буквально к двум предложениям, а описания характера и поступков могут занимать до трёх страниц. И вот этот ученик читает роман «Рождённые бурей», и по стилю он понимает, что авторство принадлежит Николаю Островскому. Его память свяжет не только автора с его произведением, но и с литературным стилем.

— Современные методические пособия для учителей литературы советуют облегчить запоминание авторов и их произведений у учеников с помощью обязательного проговаривания и записывания в тетрадь информации об авторах и их произведениях. То есть учитель на уроке должен не только акцентировать внимание ученика на программном произведении Чехова, но и обозреть все его известные произведения, а ученики — записать эту информацию в тетрадь.

— Если с трудом удаётся запоминать авторов прочитанных книг, то можно воспользоваться мнемоническим упражнением по методике Тони Бьюзена. Составить занимательные предложения, которые свяжут автора и его книгу. Например, «Чехов гуляет в Вишнёвом Саду», «Дюма дружил с тремя мушкетёрами», «Валентин Пикуль знает все про три возраста Окини Сан».

Запоминание исторических дат

Запомнить даты очень просто, если это семейные события: дни рождения, даты свадьбы и прочее. А вот запоминание исторических дат, которое нужно студентам и школьникам, дело непростое. Запомнить четыре цифры подряд и соотнести их с определённым событием — порой непосильная задача для памяти человека. Известные педагоги Татьяна Никитина и Александр Данилов создали свои методики для столь непростого запоминания.

— Методика запоминания исторических дат Татьяны Никитиной, знатока детской психологии и педагогики, проста. Сначала нужно запомнить само событие, а потом «приставить» к нему последовательность из четырёх цифр и календарное число. К примеру, 12 апреля 1961 года — полёт в космос Юрия Гагарина — она предлагает ученикам запомнить так: Юрий Гагарин, первый человек в космосе. Один девять шесть один, апрель, двенадцать. Простую последовательность память сохранит лучше, чем «одна тысяча девятьсот шестьдесят первый год». По этой методике Никитина предлагает запоминать не только даты исторических событий, но и хронологические последовательности. К примеру, перечислить все основные сражения Великой Отечественной войны будет проще, если выучить их названия, а затем представить даты в виде цепочек простых чисел.

— Историк Александр Данилов, автор школьных учебников по истории, настаивает на осознанном запоминании исторических дат. Он считает, что запоминание исторической даты невозможно без построения причинно-следственной связи. То есть, чтобы запомнить, к примеру, что Москва была основана князем Юрием Долгоруким в сентябре 1147 года, нужно сначала изучить историю основания города, а только потом переходить к запоминанию даты. Историк предлагает «парный» способ запоминания, то есть 1147 год разбить на две пары чисел — одиннадцать и сорок семь.

— Есть ещё один способ запоминания исторических дат, его разработали чешские детские психологи Минчик и Весенка. Этот метод заключается в графическом изображении запоминаемой даты. Он прост и эффективен, именно им чаще всего учителя истории советуют пользоваться ученикам. Чтобы запомнить любую историческую дату, её нужно несколько раз переписать на бумагу в форме вопроса-ответа. Вслух назвать историческое событие, а на бумажку написать дату. К примеру, говорим «Бородинское сражение», пишем «7 сентября 1812 года». Это мнемоническое упражнение необходимо повторять до тех пор, пока дата исторического события плотно не закрепится в памяти.

— Школьные учителя истории практикуют «диктант из дат». Это упражнение позволяет закрепить информацию и быстрее запомнить нужные исторические даты. Суть его в том, что учитель на доске пишет произвольные даты: 30 мая 1672 года, 1695, 1690, 1698. А затем начинает называть исторические события: рождение Петра Первого, восстание стрельцов, Азовский поход, восхождение Петра на престол. Задача ученика в уме сопоставить дату и событие, и записать на бумаге одну дату из предложенных. Такой способ помогает осознанно запоминать даты исторических событий.
Запоминание географических названий
С географическими названиями человек сталкивается практически ежедневно. Это и названия улиц, и городов, и адреса друзей или просто знакомых. Но чаще всего запоминание географических названий нужно студентам и школьникам, изучающим географию. Запоминать географические названия гораздо проще, чем иностранные слова и номера телефонов. Самое трудное здесь — мотивировать школьника запоминать названия стран, материков и городов. Детский писатель Павел Ильин в середине XX века написал интересную книгу «Воспоминания юнги Захара Загадкина». Находчивый Захар предлагает ребятам выучить и запомнить географические названия по весёлым загадкам. К примеру, какой полуостров всё время говорит о своём размере? (Ямал). А в каком городе на одного юнгу приходится сто девушек? (Севастополь). Благодаря необычным загадкам можно запомнить некоторые географические названия. Но для серьёзного запоминания существуют другие способы.

— Иван Полонейчик, автор методик «рационального мозгопользования», предлагает запоминать любую информацию, в том числе и названия географических объектов, выделяя частное и общее. К примеру, если нужно запомнить названия основных городов Германии, то следует выписать сначала города крупные, а затем маленькие, и выучить их парами или небольшими группами. Так же можно запоминать и названия рек, пустынь и улиц. К примеру, нужно выучить с десяток названий улиц Санкт-Петербурга. Полонейчик предлагает сначала запомнить Невский проспект и Большой проспект, а затем перейти к запоминанию названий по группам: Невский проспект — Беговая, Арсенальная, Матросская, Каменная, Коминтерна. Большой проспект — Репина, Еловая, Кораблестроителей, Наличная.

— Учёные из института изучения головного мозга советуют подходить к процессу запоминания географических названий комплексно — задействовать зрительную и слуховую память. Для этого потребуется географическая карта или глобус. Например, чтобы запомнить, что государство Алжир находится на Африканском континенте, необходимо проговорить это вслух, а затем глазами найти Африку и Алжир. Можно даже очертить границы государства карандашом.

— Учителя географии советуют запоминать географические названия с помощью графической памяти. Для этого понадобятся контурные карты. В такой «слепой карте» можно самостоятельно очертить границы государства, изобразить города и реки, рельеф, подписать самостоятельно все названия. Сначала в процессе запоминания можно копировать информацию с атласа или учебника, а потом желательно выполнить эту операцию самостоятельно — для лучшего осознания и запоминания информации.

— Ещё один удобный способ запомнить географические названия, который лучше всего подойдёт для детей. Так можно запомнить название улицы и близлежащих улиц, выучить города своей страны. Этот метод похож на весёлые загадки юнги Загадкина. Суть в проведении с детьми занимательной викторины. В игровой форме ученики легко запомнят географические названия.
Как запоминать постановку ударения в словах
«Зачем слову ударение, кто ж его бить-то будет», удивлялся недоросль Митрофанушка в пьесе Фонвизина «Недоросль». Но ударение в словах очень важно, просто необходимо. В русском языке ударение порой может изменить смысл слова — помнИ — пОмни, пИли — пилИ, козлЫ — кОзлы и многие другие слова. К тому же неправильно поставленное ударение в слове порой очень режет слух слушателям и способно испортить даже самую лучшую речь.

Правильное расставление ударений в произносимых словах — показатель грамотности и виртуозного владения родным языком. Чтобы ставить ударение в словах правильно, нужно много читать, пополнять свой словарный запас. Но есть и другие (менее явные) хитрости, которые помогут разобраться с ударением и сделать речь более приятной на слух.

— Знаток русского языка Ожегов предлагает специальный словарь ударений русского языка. Никто, конечно, не призывает учить его наизусть «от корки до корки», но почитать словарь вслух и на ночь, как советует Тони Бьюзен для лучшего запоминания, не помешает.

— Специалист по изучению иностранных языков Бонк рекомендует изучить расстановку правильного ударения с помощью прослушивания правильного произношения слов. У него есть даже авторские записи трудно произносимых из-за ударения русских слов. Бонк ориентировал эту методику на студентов, изучающих русский как иностранный. Но и русскоговорящему студенту это будет не лишним. Вместо музыки в плеере 20 минут можно и уроки Бонка по ударениям в словах послушать.

— Знаток человеческих взаимоотношений, психолог Иван Гаврилин считает, что речь способна носить подражательный характер, то есть чтобы запомнить правильное ударение в словах, лучше общаться с профессором русского языка, например, а не с балериной. Можно даже не общаться, а слушать в записи эталонную, правильную речь.

— Учителя русского языка рекомендуют для правильной постановки ударения в словах досконально изучить правила русского языка, выучить всё о поведении гласных звуков в слове, а также воспользоваться советами Ожегова и при любых сомнениях заглядывать в словарь ударений.

— Помогут запомнить правильную постановку ударения в словах и специальные упражнения. Можно составить таблицу с двумя столбцами «правильно» и «неправильно», выписать туда все слова, которые вызывают сомнения и перечеркнуть столбец неправильного ударения в словах. Эту таблицу нужно держать на видном месте, периодически «цепляя» её взглядом.

— Хорошо помогут для запоминания ударений в словах методы Художникова и его коллеги Фирмана. Профессора из Санкт-Петербурга предлагают вести тетрадь, куда записывать трудные для запоминания слова, расставляя в них ударения. Так окажется и щАвель, и тОрты, и эквАтор, и медиАтор и «любимая» всеми школьниками свЁкла — слово с ударением, в котором постоянно возникают проблемы при запоминании.

Слуховая память обычно хорошо развита у музыкантов, но и обычный человек может положиться на этот вид памяти при запоминании правильного ударения в словах. Именно память на слух лучше всего запечатлевает правильную расстановку ударения в словах и верное произношение этих слов.
Как запомнить определение понятий
Во время обучения в школе ученику приходится запоминать множество различных определений. Что такое имя существительное, что изучает география, как называется наука о прошлом и многие другие. Для быстрого и беспроблемного запоминания определений существует ряд методик заучивания терминов. Самые распространённые из них это:
— Методика Томпсона;
— Методика Никитиной;
— Методика Художникова;
— Методика Бехтеревой.
— Американский психолог Э. Томпсон рекомендует запоминать определения понятий с помощью зрительной и графической памяти. К примеру, ученику предстоит выучить следующее определение «Имя существительное это — часть речи, обозначающая предмет, отвечающая на вопросы кто или что». Для эффективного запоминания ему сначала нужно внимательно рассмотреть это предложение, «сфотографировать» его глазами, а затем несколько раз переписать на лист бумаги. Учёный убеждён, что этот метод хорош для запоминания любых терминов. Им с успехом могут пользоваться и школьники, и студенты.

— Выдающийся педагог Т. Никитина разработала методику запоминания определения понятий для младших школьников. Ведь именно у детей с 6 до 10 лет возникают определённые трудности с запоминанием определений. По методике Никитиной, запомнить приведённое выше определение имени существительного не составит труда, если воспользоваться карточками. Сам ученик или же родители должны написать это определение на крупной карточке. Школьник же должен периодически «цеплять» её взором. Идеально, если она будет находиться над рабочим местом ученика на уровне глаз. На запоминание одного определения по этой методике может уйти до недели времени. Но этот способ считается простым и ненавязчивым. Запоминание определений понятий по методике Никитиной даётся ученику легко.

— Профессор Художников рекомендует запоминать определение понятий так, как запоминают стихи. То есть школьнику, чтобы запомнить определение имени существительного, необходимо прочитать его несколько раз вслух, затем рассказать, подглядывая в текст, затем снова перечитать определение и уже попытаться рассказать без подсказок. Этом способом пользуются большинство школьников, его рекомендуют родителям учителя. Метод В. Художникова зарекомендовал себя как простой, но эффективный способ.

— Нейрофизиолог, профессор Н. Бехтерева подходит к процессу запоминания с медицинской точки зрения. Чтобы эффективно запоминать, необходимо запустить в организме такой процесс, который улучшит память и сделает запоминание беспроблемным и простым. Для этого она советует перед заучиванием определения снабдить мозг эндорфинами — орехами, сухофруктами или небольшим кусочком шоколада. Затем интенсивно растереть кончики пальцев и приступить к изучению учебного материала. Этот способ основывается на психофизике человека. Выброс гормона эндорфина в кровь усилит концентрацию внимания и собранность, а растирание пальцев активизирует отдел головного мозга, ответственный за процессы запоминания информации.
Правильное написание слов
Если человек пишет грамотно, то приятно и читать письма от него. Если человек может изложить свою мысль на бумаге, то это характеризует его как интеллигентного, думающего и образованного человека. С первого класса школьные учителя твердят ученикам о необходимости правильного написания слов. Чтобы писать грамотно, недостаточно заучить все известные правила родного языка, нужно ещё уметь применять их, чувствовать слово, стиль, а также обладать хорошо развитой зрительной памятью.

Как развить память для правильного написания слов, знают всё учителя словесности. Они рекомендуют:

— Больше читать. Читая, ученик запоминает нужное написание слов. Здесь непроизвольно работает зрительная память человека.

— Читать словари, изучать новые слова. Чтобы овладеть правильным написанием слов, можно прочитывать по одной странице толкового или же орфографического словаря. Читать лучше вслух. Здесь будет работать и зрительная, и слуховая память. К тому же этот способ не только направлен на правильное написание слов, но и на пополнение словарного запаса.

— Писать словарные диктанты как можно чаще. Это способствует запоминанию графического изображения слов.

— Если речь идёт о правильном написании иностранных слов, то необходимо ещё и слушать слова в записи. Так будет задействована слуховая память человека.

Англичанин Тони Бьюзен, автор методики запоминания «карта памяти» и создатель теории «ментальной грамотности», рекомендует для правильного написания слов как можно чаше заниматься переписыванием незнакомых слов в специальную тетрадь. Если школьник ежедневно будет запоминать до 20 новых слов в течение трёх лет с помощью графического запоминания, то есть написания слов, тот он способен добиться грамотности и увеличения словарного запаса. Но исследователь настаивает на регулярности таких занятий. То есть успеха можно добиться при ежедневном заполнении тетради новыми словами.

Создатель «Большого орфографического словаря» Ожегов для правильного написания слов рекомендует систематическое написание текстов. То есть, чем больше ученик пишет, тем больше он запоминает, как нужно правильно писать слова. Для этого Ожегов рекомендует следующие упражнения:

— Диктант. Написание текста на слух способно тренировать слуховую память человека и взаимосвязь слуховой и графической памяти.

— Словарный диктант. Таким образом можно учить незнакомые слова или же слова, написание которых невозможно проверить орфографическими правилами.

— Изложение и сочинение. Эти упражнения можно отнести к словесному творчеству учащихся. Благодаря этим упражнениям человек учится не только правильно писать слова, но и подбирать их, складывая во фразы и предложения.

Писатель Святослав Логинов рекомендует для правильного написания слов воспользоваться мнемоническими упражнениями, такими как написание красочных карточек с незнакомыми словами, создание буквенных ребусов, отгадывание и составление кроссвордов.
Запоминание имён и фамилий
Любому человеку необходимо помнить имена, фамилии и отчества тех, с кем приходится общаться. Иногда запомнить имя и фамилию коллеги или собеседника очень просто, если она на слуху или достаточно необычна. Но что делать, если в окружении, к примеру, несколько человек с фамилией Андреев? Для запоминания имён и фамилий психологи и специалисты в области памяти человека рекомендуют несколько приёмов:

— Завести записную книжку, в которой записывать имена, фамилии и отчества людей, с которыми приходится общаться. Так делал курсант навигатской школы Белов, в фильме «Гардемарины, вперёд». Этот способ хорош для людей с небольшим кругом знакомств, а вот менеджеру по продажам или корреспонденту такой способ не подойдёт — иначе блокнот через несколько дней нужно будет менять — он будет заполнен целиком.

— Можно воспользоваться фотографиями людей. Сейчас мобильный телефон есть почти у всех и не составит труда сфотографировать своих знакомых и создать в телефонной книге мобильного учётную запись с именем, фамилией, отчеством и фотографией. При звонке от этого человека можно будет увидеть его данные и лицо.

— Если имена запоминаются совсем плохо, то можно специально заучить их с помощью простой игры. Необходимо попросить ассистента (друга или родственника) задавать вам вопрос «А это кто». Но для начала нужно выписать имена и фамилии всех знакомых на маленькие листочки. Ассистент будет показывать произвольный листок и спрашивать, кто это. Задача того, кто учит имена, подробно рассказать, кто это. Таким образом в памяти лишний раз произойдёт стыковка файлов — описание человека, его фамилия и имя.

Эти способы хороши для запоминания имен взрослым человеком, а вот ребёнку будет трудно это сделать. Врач-психиатр А. Лей советует ребёнку запоминать имена своих родных и друзей следующим образом. Пусть малыш нарисует свою семью и друзей. Затем нужно назвать по имени каждого на рисунке и подписать его. Теперь остаётся на протяжении 5 дней по нескольку минут просматривать этот рисунок и называть каждого, на нём изображённого, по имени. Этот способ поможет малышу заучить имена родителей и других родственников.

Соотечественник Лея, американский педагог и психолог Томпсон, рекомендует заучивать имена и фамилии с помощью аналогий. К примеру «двух менеджеров строительной фирмы зовут как Македонского и Цезаря — Александр и Юлий». Этот способ хорош для людей с развитым интеллектом и воображением. Ещё Лей советует запоминать имена и фамилии с привязкой к зрительному образу. Например, «высокий блондин, менеджер строительной фирмы — Александр, а полноватый мужчина с бородой — Юлий».

Российские исследователи из института изучения головного мозга рекомендуют обязательно записывать имена и фамилии всех знакомых. Это могут быть записи в телефонном справочнике, подписи на фотографиях или просто заметки в мобильном телефоне. Перед встречей с людьми необходимо ещё раз пересмотреть свои записи и повторить их имена и фамилии, чтобы не вышло недоразумений.
Запоминание лиц
Запоминание лиц знакомых людей чем-то похоже на запоминание имён и фамилий. Здесь можно использовать следующие способы:

— Способ Лея, основанный на графическом изображении лиц. Так можно нарисовать всех знакомых, придав каждому из них характерные черты лица. И получится запомнить — что упитанный добряк в очках — это Борис с работы, а черноглазая смуглянка — это Ирина, сестра бывшего одноклассника.

— Способ Художникова. Вячеслав Художников — профессор психологии Санкт-Петербургского Государственного университета. Он предложил запоминать лица людей с помощью «слепого повторения». То есть, если необходимо запомнить лица группы студентов, то эффективно будет разложить перед собой их фотографии и пристально рассматривать каждую, сопоставляя в памяти образ человека и его имя. Повторять такое упражнение нужно в течение 7 минут каждый час. За 3—4 часа слепого повторения можно запомнить до 50 лиц за раз.

— Способ Никитиной. Известный детский психолог и педагог разработала методику запоминания лиц для младших школьников. Суть методики такова: малышу необходимо как можно больше смотреть семейные фотографии, журналы с изображением человеческих лиц. Сначала необходимо добиться зрительного восприятия ребёнком черт человеческого лица. А затем можно приступать и к тренировке памяти. Все занятия с ребенком лучше проводить в форме игры. Так можно показать ему семейный альбом и попросить найти на фотографиях дедушку, или же показать журнал и попросить найти фото Михаила Борского, например.

Родители чаще всего используют метод многократного повторения. Этот способ заключается в спонтанном узнавании ребёнком лиц после многократного повторения, кто это. Так мать каждый вечер, встречая отца с работы, говорить полугодовалому сыну: «Смотри, папа пришёл». И через некоторое время малыш будет улыбаться отцу и понимать, что этот высокий темноволосый мужчина — его папа.

Как правило, память ребёнка способна легко запоминать лица, но вот функция узнавания и сопоставления лица и имени у них развита слабо. Для того чтобы малыш без проблем запоминал лица людей, с ним нужно ежедневно заниматься по методу Никитиной или же методу Щербаковой-Гусько. Последний заключается в обучении ребёнка логически запоминать внешность человека, выделять главное и второстепенное.
Здесь, кстати, будут игры: считать на улице, сколько мужчин и женщин встречено, сколько из них блондинов, а сколько имеют рыжий цвет волос.
Очень хорошо выделять общее и частное поможет игра с фотографиями. Нужно разложить перед ребёнком любые фотографии и попросить найти человека в очках, с тонким носом, с русым цветом волос, с большими ушами и прочее.
Задания должны быть самыми разнообразными. Это упражнение направлено на тренировку зрительной памяти.

В процессе запоминания лиц всегда задействована зрительная память, и лица людей будут легче запоминаться, если постоянно тренировать зрительную память. Для этого очень хорошо смотреть на картины, посещать художественные галереи и выставки, а также читать иллюстрированные книги и журналы.

Упражнения и рекомендации из книги Краткий курс по развитию памяти
Светлана Маркова, 2019г
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.