На главную Психология для всех Психосоматика Проблема психологической диагностики психосоматических расстройств
Проблема психологической диагностики психосоматических расстройств
Психология для всех - Психосоматика

Миропольская О.В.
Международный психоаналитический центр семьи
Психосоматические расстройства являются предметом исследования психосоматики – направления, возникшего на стыке таких дисциплин, как психиатрия, терапия, хирургия и медицинская психология. К настоящему моменту данное направление прошло путь от психоаналитических взглядов на формирование психосоматических заболеваний к биопсихосоциальной и холистической парадигмам понимания.
обобщая множество определений психосоматики, можно говорить о том, что это междисциплинарное учение о взаимном неразделимом функционировании психического и телесного, о неизбежном влиянии психических процессов на соматическую сферу и наоборот.

Все расстройства и болезненные состояния можно представить как некий континуум, на одном полюсе которого будут расположены соматические болезни, а на другом преобладание психогенных факторов, в формировании заболевания. Психосоматическое расстройство имеет индивидуальное соотношение психического и соматического в каждом отдельном случае. Закономерно, что такое многообразие состояний влечет за собой вопрос о диагностике психологического фактора, для выявление глубины и тяжести личностных проблем и возможности оказания эффективной медицинской, психологической, а в некоторых случаях и социальной помощи конкретному пациенту [2, 5].

В настоящее время для диагностики психосоматических расстройств проводят химические и физические обследования биологического/соматического состояния, а для оценки психического/психологического состояния пациента диагностическую беседу и психологическое тестирование [2].
диагностическая беседа – один из самых доступных методов психодиагностики. Эмпатический разговор пациента и врача изначально носит клинический характер и преследует терапевтические цели.
В дополнение к диагностической беседе разработаны разнообразные тестовые методики. Это стандартные опросники, а также проективные тесты, с неструктурированным стимульным материалом. Тесты-опросники, снижают субъективность исследователя, как правило, просты в обработке данных. Возможно одновременное применение опросников на больших выборках, что экономит время исследователя в разы и дает возможность для систематического сравнительного анализа данных о пациентах [2].
В диагностике психосоматических больных используют 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела, опросник MPI Айзенка, а также миннесотский многоаспектный личностный опросник MMPI, который содержит 566 вопросов и содержит такие клинические шкалы, как: ипохондрии, истерии, психопатических свойств, тенденции маскулинизации-феминизации, паранойи, психастении, шизофрении и маниакальных черт, а также социальной инверсии [2].
особое положение в клинике психологической, а тем самым и в психосоматической диагностике занимают опросники, которые построены скорее в прагматическом стиле, без непосредственного отношения к теории. Примером этого является Гиссенский опросник соматических жалоб, который выявляет интенсивность эмоционально окрашенных жалоб по поводу состояния физического здоровья и высоко коррелирует с маскированной депрессией [2].
для изучения оценки пациентами своего самочувствия, активности и настроения используют тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН), построенный на принципах полярных профилей; для определения уровня тревожности как свойства психики и состояния пациентов – шкалу личностной и реактивной тревожности Спилбергера, адаптированную Ю.Л.Ханиным [2].
особое место занимают проективные методики. Тематический апперцептивный тест (тат) направлен на выявление причины внутреннего конфликта. Также для психосоматических исследований плодотворно применяется Фрустрационный тест Розенцвейга (картиночно-фрустрационная методика), который позволяет проанализировать характер реакций на фрустрацию, особенно вектор агрессии, направленной вовне или внутрь [2].
несмотря на многообразие психологических методов оптимальная технология отсутствует. Клинический психолог, работающий в психосоматической медицине, вынужден эмпирическим путем формировать диагностическую батарею для исследования пусковых механизмов, повлиявших на формирование и протекание заболевания. Это отнимает массу времени и не всегда дает надежные результаты.
на сегодняшний день по данным экспертов Всемирной организации Здравоохранения 45% заболеваний связано со стрессом, а 30-50% обратившихся за терапевтической помощью в поликлиники с соматическими проблемами нуждаются в психотерапевтической помощи. и за последние десятилетия эти цифры неуклонно растут [5].
для психогенных заболеваний, Т.Е. неврозов, и соматических функциональных расстройств невротического характера, X. Шепанк в большом обзоре, посвящённом результатам многолетнего исследования наследственности и среды, оценил значение компонентов дисперсии в генезе психогенных заболеваний. на первом месте стоят факторы наследственности (30%). Затем идёт раннее развитие (25%), и, наконец, если объединить все три последующих фактора, то в 40% случаев имеет значение взаимодействие с окружающей средой.
также статистически доказано, что психосоматические расстройства формируются в детском возрасте (70% неврозы и функциональные психосоматозы), в следствии многих факторов, в том числе: инфантилизм, психопатические черты характера, невропатию, психофизическая ослабленность вследствие болезней, истощений, хронической и острой психотравматизации, интоксикаций, дисгармоничные семейные отношения, патологизирующее воспитание и т. п. [7].
многочисленные трудности диагностики влекут за собой проблемы предоставления адекватной медицинской, а в случае с психосоматическим больным психологической помощи.
По мнению мак-Уильямс психологическая диагностика позволяет использовать диагноз для планирования терапии, дает информацию о прогнозе, защищает интересы пациента, помогает терапевту эмпатически относится к пациенту и снижает вероятность того, что некоторые тревожные пациенты уклонятся от лечения [3].
одним из наиболее интересных подходов в решении проблемы комплексной психодиагностики может являться интегративная система психодиагностики методом Роршаха. данная система основана на структурно-интегративном подходе и характеризуется:
- достоверностью психометрических показателей методики;
- четким регламентом проведения процедуры и обработки данных;
- интегративным подходом к интерпретации полученных данных;
- оценка не только проективного, но и структурного материала.
Данный метод относится к проективным тестам и отличается слабоструктурированным стимульным материалом – невозможно угадать правильный ответ. и это один из важных моментов в диагностике психосоматического пациента, который как правило, с охотой держится за соматический симптом и неспособен принять эмоциональную природу своего расстройства. данный способ диагностики позволяет снизить субъективность исследуемого, глубже изучить врожденные особенности восприятия человека и его индивидуальный жизненный опыт.
тестирование включает в себя диагностическую беседу с применением анамнестического (биографического) метода для снятия сопротивления и защитных установок к незнакомой ситуации, а также установления доверительных, рабочих отношений. В результате тестирования мы получаем более 70 показателей, распределенных по разным кластерам и шкалам, что значительно облегчает последующую интерпретацию.
Полученные переменные включают в себя такие показатели, как индекс депрессии, индекс копинг-дефицита, индекс гипервигильности, обсессивный индекс, показатели социальной незрелости, суицидальную констелляцию, показатели нарушения мышления и смыслообразования, контроль и толерантность к стрессу, индекс самовосприятия или эго-индекс и многие другие данные, характеризующие разные психологические особенности.
интегративная система психодиагностики методом Роршаха также содержит несколько показателей психоэмоционального состояния, а также индекс соматизации, который выявляет повышенное внимание к соматическому здоровью и телесным ощущениям. В клиническом плане данная особенность, как правило, проявляется в виде соматоформных и ипохондрических симптомов [1].
Уникальность данной системы состоит в том, что в результате исследования определяется структурная психограмма, включающая переменные для описания психоэмоционального состояния и адаптационных характеристик функционирования личности испытуемого.
Важно отметить, что в случае необходимости метод Роршаха эффективно сочетается с миннесотским многофазным личностным опросником (MMPI) – дискретные показатели метода Роршаха получают типологическую направленность в контексте профиля MMPI и другими опросниками [1].
Вывод. При диагностике психологических факторов психосоматических расстройств целесообразно использовать интегративную систему, включающую: клиническое интервью, комплекс стандартизированных опросников, интегративную систему психодиагностики методом Роршаха.

Литература
1. Ассанович М.А. Интегративная система психодиагностики методом Роршаха. –M.: «Когито-центр», 2011. – 397 с.
2. Малкина-Пых и.г. Психосоматика. – м.: Эксмо, 2010. – 1024 с.
3. Мак-Вильямс н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе. – М.: Класс, 2006. – 480 с.
4. Петрова Н.Н. Основы психосоматической медицины: учеб.-метод. пособие. – СПб.: изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2013. – 72 с.
5. Старшенбаум Г.В. Психосоматика: руководство по диагностике и самопомощи. – Ростов н/д.:Феникс, 2015. – 251 с.
6. Сторожкова Г.И. Расстройства психосоматического спектра: патогенез, диагностика, лечение: руководство для врачей / под ред. г.и. сторожакова, В.К. Шамрея. – СПб.: спецЛит, 2014. – 303 с.: ил.
7. Фесенко Ю.А. Первичная профилактика психосоматических расстройств у детей // актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике: сб. науч. ст. – СПб., 2014. – с. 195-199.
Источник: Сборник научных статей
Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике, Санкт-Петербург, декабрь, 2015 г. – Вып. XV. / Под общей редакцией акад. Ран Мазурова В.И – сПб.: изд-во «альта астра» – 2015. – 158 с. (Программа «Психосоматическая медицина»)

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.