Копинг-стратегии (англ. coping, coping strategy) -особые механизмы адаптации к стрессу, направленные на его преодоление (англ. to cope with - чтобы справиться с ...). Копинг объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы совладать со стрессами, и в общем случае, с психологическими трудными ситуациями обыденной жизни. Копинг-стратегии отличаются от психологических защит (см. таблицу 2).
Таблица 2 - Отличия копинг-стратегии от психологической защиты
Психологическая защита
|
Копинг-стратегия
|
Действует на бессознательном уровне
|
Действует сознательно
|
Срабатывает мгновенно
|
Формируется последовательно
|
Направлена на снятие эмоционального напряжения
|
Направлена на восстановление нарушенных отношений между личностью и ее окружением
|
Искажает объективную ситуацию
|
Не искажает объективную ситуацию
|
Наиболее известным специалистом в области изучения копинга является американский психолог, специалист в области психологии личности и эмоций, психологического стресса и адаптации, а также психологического здоровья Ричард Лазарус. Он является автором ряда шкал и опросников, широко применяемых в исследованиях эмоциональных состояний. Наиболее известным из них является копинг- тест Лазаруса, позволяющий изучить способы совладающего поведения. Методика была разработана в 1988 г. Р.Лазарусом и С.Фолкман. Сьюзен Клеппнер Фолкман (род. 1938) - американский психолог и почетный профессор медицины в Калифорнийском университете в Сан-Франциско (UCSF), известна своей работой в области когнитивной психологии, посвященной стрессу и преодолению трудностей. Копинг-тест Лазаруса предназначен для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности - копинг-стратегий. Были выделены виды копинга (см. таблицу 3).
Таблица 3 — Копинг-стратегии по Р.Лазарусу
Виды копинг-стратегий по Р.Лазарусу
Название
|
Описание
|
Конфронтационный копинг
|
Агрессивные усилия по изменению стрессовой ситуации
|
Дистанцирование
|
Когнитивные усилия по отделению от ситуации и уменьшению ее значимости
|
Самоконтроль
|
Усилия по регулированию чувств и действий
|
Поиск социальной поддержки
|
Усилия в поиске информационной, деятельной и эмоциональной поддержки
|
Принятие ответственности
|
Усилия, связанные с признанием своей роли в проблеме с сопутствующими попытками ее решения
|
Бегство-избегание
|
Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к избеганию проблемы
|
Планирование решения проблемы
|
Произвольные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме
|
Положительная
|
Усилия по возданию положительного зна-
|
переоценка
|
чения с фокусированием на росте собственной личности
|
Копинг-стратегии разделяют на продуктивные (адаптивные), относительно продуктивные (относительно адаптивные) и непродуктивные (неадаптивные). Продуктивные копинг-стратегии помогают быстро и успешно совладать со стрессом. Относительно продуктивные копинг-стратегии помогают в некоторых ситуациях не очень значимых с точки зрения индивида и небольшом стрессе. Непродуктивные стратегии - не устраняют стрессовое состояние, способствуют кратковременной эмоциональной разрядке, способствуют усилению стресса в перспективе. Копинг-стратегии делятся на когнитивные, поведенческие и эмоциональные ( см. таблицу 4).
Таблица 4 — Копинг-стратегии
Варианты
|
Когнитивные
|
Поведенческие
|
Эмоциональные
|
Адаптивный
|
Стратегия проблемного анализа
|
Стратегия сотрудничества
|
Стратегия оптимизма
|
Относительно адаптивный
|
Стратегии игнорирования, диссимиляции, сохранения самообладания, религиозности, придачи смысла и установки собственной ценности
|
Стратегии отвлечения, альтруизма, компенсации, конструктивной активности, обращение к другим за помощью
|
Стратегии протеста и пассивной кооперации
|
Неадаптивный
|
Стратегии смирения и растерянности
|
Стратегии активного отступания и избегания
|
Стратегии эмоциональной разрядки, покорности, самообвинения, агрессивности и подавления эмоций
|
Модели поведения могут способствовать или препятствовать успешности преодоления профессиональных стрессов в зависимости от степени конструктивности стратегии, а также оказывать влияние на сохранение здоровья субъекта общения и труда. Конструктивная стратегия - «здоровое» преодоление (копинг) является активным и просоциальным. Активное преодоление в совокупности с положительным использованием социальных ресурсов (контактов) повышает стрессоустойчивость человека. Предпочтение неконструктивных стратегий поведения выступает в качестве риска развития синдрома выгорания. Наиболее тесная связь обнаружена между эмоциональным истощением и агрессивностью. Психическое выгорание по фактору «деперсонализация» связано с асоциальными и манипулятивными моделями поведения. В частности, результаты многочисленных исследований показали, что успешные менеджеры отличаются от неуспешных, во-первых, большим количеством моделей преодолевающего поведения, а во-вторых, предпочтением здоровых моделей преодоления сложных (стрессогенных) ситуаций, что выражается в более высоких показателях моделей ассертивного (уверенного) поведения, вступления в социальные контакты, поиска социальной поддержки и в более низких показателях агрессивных и асоциальных действий. Успешные менеджеры чаще используют непрямые действия, рационализацию и поиск позитивного в эмоционально напряженных ситуациях делового общения по сравнению с «неуспешными» менеджерами. Кризисные ситуации «успешные» менеджеры предпочитают рассматривать как новый опыт, полезный для будущей жизни и профессиональной карьеры. Модели их поведения характеризуются активностью, просоциальностью и гибкостью. Для неуспешныхболее характерными оказались стратегия пассивности (осторожные действия, избегание - уход от разрешения проблем), асоциальная стратегия (жесткие, догматические, циничные, негуманные действия), агрессивная стратегия (давление, отказ от поиска альтернативных решений, конфронтация, соперничество и др.). Они чаще проявляют социальную несмелость (неуверенность), и в то же время их поведение в проблемных ситуациях более асоциально и агрессивно по отношению к окружающим. Очевидно, последнее является компенсаторным механизмом преодоления внутреннего (душевного) дискомфорта или психологических комплексов неуверенности в себе и негативизма по отношению к окружающему. Существует ряд методик для исследования психологической диагностики копинг-механизмов. Методика Э.Хейма (E.Heim) позволяет изучить копинг-поведение у пациентов с пограничными нервно-психическими расстройствами для уточнения их роли в генезе указанной патологии; исследовать неадаптивные формы копинг-стратегий у лиц, находящихся в стрессовых ситуациях, для коррекции копинг-поведения; проведения групповой или индивидуальной психотерапии, в ходе которых выявляются неадаптивные формы копинг-стратегий для последующей их коррекции и формирования адаптивного копинг-поведения; составления психогигиенических и психопрофилактических программ с учетом формирования адпативных форм копинг-поведения как для здоровых лиц, подвергающихся стрессу, так и для больных пограничными нервно-психическими расстройствами. Методика «Индикатор копинг-стратегий», CSI (Амирхан), направлен на изучение и определение уровня использования следующих копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки, избегания. Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», CISS, направлена на исследование проблемно-ориентированного копинга, эмоционально-ориентированного копинга, копинга ориентированного на избегание. Опросник Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (StrategicApproachtoCopingScale, SACS) определяет девять моделей копинг-поведения: ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные (непрямые) действия, асоциальные действия, агрессивные действия, а также вычисление общего индекса конструктивности. Для определения степени конструктивности стратегии поведения высчитывается общий индекс конструктивности (ИК). Индекс конструктивности представляет соотношение сумм показателей субшкал «ассертивные действия», «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки» и субшкал «избегание», «асоциальные действия», «агрессивные действия».Таким образом, методика позволяет определять степень выраженности конструктивных стратегий преодолевающего поведения как важнейшего ресурса профессиональной адаптации и устойчивости к синдрому выгорания. Мельбурнский опросник принятия решений (Melbourne Decision Making Questionnaire, MDMQ). Личностный опросник, предназначенный для диагностики индивидуального стиля принятия решений в условиях неопределенности, стиля совладания со стрессом (копинг- стратегии). Методика разработана в 1997 году Л.Манном с соавторами (L.Mann, P.Burnett, M.Radford, S.Ford) на основе более раннего опросника того же автора (Flinders Decision Making Questionnaire, 1982).
Предложенная модель включила пять основных паттернов совладания со стрессом, связанным с принятием сложных и угрожающих решений: - Игнорирование информации о рисках потерь и продолжение следования выбранному курсу действий. - Некритичное принятие курса действий, который является либо наиболее «выраженным», либо навязанным другими. - Защитное избегание - через прокрастинацию, перекладывание ответственности и рационализацию сомнительных альтернатив. - Гипербдительность (сверхбдительность) - не включающий интеллектуальную ориентировку поиск выхода из дилеммы, то есть импульсивное принятие решений, обещающее избавление от ситуации; в экстремальных формах - «паника» в выборе между альтернативами. - Бдительность - уточнение целей и задач решения, рассмотрение альтернатив, связанное с поиском информации, ассимиляцией ее «без предрассудков» и оценки перед выбором. Опросник Проактивное совладающее поведение (Proactive Coping Inventory, PCI). Разработан наоснове теории проактивного преодоления Л.Аспинвалл (Lisa G. Aspinwall), Шварцера и Грингласс. Авторы опросника отмечают, что проактивныйкопинг представляет собой особый стиль жизни, основанный наубеждении втом, что происходящее вжизни каждого человека зависит отнего самого, ане отудачи или внешних обстоятельств. Жизнь таких людей направляется индивидуальными, а не внешними факторами, и они несут ответственность за те события, которые с ними происходят. Авторы: Э. Грингласс, Р. Шварцер (EstherGreenglass, RalfSchwarzer, 1999) - Проактивное преодоление - процесс целеполагания, т. е. постановка важных для личности целей, а также процесс саморегуляции по достижению этих целей, включающий когнитивную и поведенческую составляющие. Суть проактивного преодоления заключается в усилиях по формированию общих ресурсов, которые облегчают достижение важных целей и способствуют личностному росту. - Рефлексивное преодоление - представление и размышления о возможных поведенческих альтернативах путем сравнения их возможной эффективности. Включает в себя оценку возможных стрессоров, анализ проблем и имеющихся ресурсов, генерирование предполагаемого плана действий, прогноз вероятного исхода деятельности и выбор способов ее выполнения. В данном случае рассматривается скорее перспективная, а не ретроспективная рефлексия. - Стратегическое планирование - представляет собой процесс создания четко продуманного, целеориентированного плана действий, в котором наиболее масштабные цели разделяются на подцели (дерево целей), управление достижением которых становится более доступным. - Превентивное преодоление - представляет собой предвосхищение потенциальных стрессоров и подготовку действий по нейтрализации негативных последствий до того, как наступит возможное стрессовое событие. Такая неопределенность стимулирует человека использовать широкий спектр копинг поведения (накопление денежных средств, страхование, поддержание здорового образа жизни и др.). - Поиск инструментальной поддержки - получение информации, советов и обратной связи от непосредственного социального окружения человека в период совладания со стрессами. Поиск эмоциональной поддержки ориентирован на регуляцию эмоционального дистресса путем разделения чувств с другими, поиска сочувствия и общения с людьми из непосредственного социального окружения человека. Вопросы для самоконтроля: 1. Объясните значение, что такое копинг-стратегия? 2. В чем заключаются отличия копинг-стратегий от психологических защит? 3. Приведите примеры когнитивный, поведенческих и эмоциональных копинг-стратегий 4. Какие из них являются продуктивными, относительно продуктивными и непродуктивными? Источник: Яковлев Е.В., Ветрова Т.В., Гневышев Е.Н., Леонтьев О.В., Бутко Д.Ю. Стресс. Медико-психологические основы: Учебное пособие. — СПб.: Стратегия будущего, 2023. - 162 с.
|